"Волшебница-зима"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зима!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gruppe_zimushka-zima_.docx761.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Проект

Тема: «Волшебница зима»

Подготовили: воспитатель Мачикина В.В.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный

Актуальность: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

    Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зима!"

Задачи:

  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  • Развивать  коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности. 
  • Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
  • Воспитывать  желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю погоду.

Предполагаемый результат:

  • Дети должны уметь устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
  • Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
  • Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
  • Участие семей группы в конкурсе «Новогодняя игрушка».
  • Участие семей в акции «Кормушка для птиц».
  • Оформление групповой комнаты и выставочного стенда по теме «Зимушка - Зима».
  • Проведение утренника к Новому году.

Подготовительный этап

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Волшебница зима!»

Образовательные области. Формы работы с детьми.

Познавательное развитие.

1 «.Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

2. «Какого цвета снег»

Конструктивно- модульная деятельность

1. «Волшебные снежинки»

2. «Снеговик»

3. Открытка «С Новым годом!»

Художественное творчество. Рисование

1. «Зима»

Пластилинография «Зимняя ель».

Беседы: «Как живут птицы зимой», «Встреча с зимой», «Зима в нашем крае».

Цикл наблюдений:

 за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом) 

за красотой и богатством зимних красок 

 за птицами 

 за деревьями, растущими на территории детского сада

Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.

Ситуативная беседа: «Как звери к зиме готовятся», «Прошла зима холодная», «С кем ель дружит», «Приметы и поговорки о зимних месяцах».

Мультимедийные технологии.

Демонстрация электронных презентаций: «Зима», «Что за праздник Новый год»

Речевое развитие.

Творческое рассказывание детей по темам:

  • «Приметы зимы»,
  • «Кому нужна зима»,
  • «Если бы не было зимой снега…».

Рассказывание с помощью алгоритма

  • «Зима»,
  • «Времена года»,
  •  Рассматривание картин и иллюстраций о зиме и составление по ним описательных рассказов.

Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».

Дидактические игры: «Один – много», «Назови ласково», «Считай и называй», «Подбери предмет», «Найди отличия», «Назови родственные слова», «Скажи наоборот», «Что лишнее и почему?», «Четвертый лишний».

Чтение художественной литературы:

М.Пришвин «Этажи леса» 

 В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью» 

Г.Скребицкий «На лесной полянке» 

В.Архангельский «Летят пушистые снежинки» 

Э.Успенский «Проказы старухи зимы» 

Н.Носов «На горке» 

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».

 Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». 

Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».

Выставка книг о зиме.

Стихи, загадки, пословицы о зиме.

 Социально – коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»

Дидактические игры«Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Зима-хорошо, зима-плохо».

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Зимние виды спорта», «Найди пару».

Трудовая деятельность:  Изготовление «Кормушек для птиц» совместно с родителями, Заготовка корма для птиц, подкармливание птиц. 

Расчистка дорожек от снега во время прогулки. 

С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.  Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. 

Постройка из снега.

Беседа:  «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Самостоятельная художественная деятельность:

 изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», раскраски по теме «Зима», «Дорисуй снежинку».

Слушание музыкальных произведений:

«Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Пение: 

Новогодние  хороводы, пение новогодние песен

  • «1,2,3- елочка гори!»
  • «Как красива наша елка»
  • «Здравствуй, елочка!»

Разучивание танцев:

  • «Снеговики»
  • «Снежинки»

Досуги, развлечения:

Новогодний утренник «Новогодняя сказка»

 Физическое развитие

Беседы:  «Одевайся по погоде, а не по моде»

Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»

Подвижные игры:  «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».

Игры – соревнования: «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».

Мероприятия по работе с родителями:

  • Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
  • Консультация для родителей «Зимушка-зима»
  • Консультация для родителей «Безопасность в зимний период»
  • Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о деде Морозе и Снегурочке»
  • Конкурс семейных новогодних поделок «Новогодняя игрушка»
  • Акция «Кормушка для птиц».

Проективная деятельность:

  • досуг «Новогодняя сказка»;

Результаты проектной деятельности:

  • оформлена выставка творческих работ детей;
  • изготовлена открытка «С Новым годом!»
  • оформлена выставка работ «Новогодняя игрушка»;
  • оформлена групповая комната в новогоднем стиле;
  • проведена акция «Кормушка для птиц»;
  • проведен новогодний утренник «Новогодняя сказка».

Приложение.

Вариант проведения досуга по теме проекта.

       Цель: Формировать  словарь детей качественными прилагательными.

Программное содержание:

Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме, закрепить понятие «пейзаж».  Развивать связную речь.

Познакомить с новым видом искусства «балет».

Предварительная работа: Беседа с детьми о зиме, наблюдение за зимними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Материал: Музыкальный центр, компьютер, снежинка, письмо, наглядный материал (картины зимних пейзажей). Набор для рисования: заготовка панно, клей, кисточки, манная крупа.

  • Ход интегрированного занятия:

Ребята стоят в круге.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель: Ребята, правда, у нас сегодня чудесная погода. И время года замечательное (зима) и так хочется с другими поделиться хорошим настроением.

Стук в дверь. Приносят письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте сядем на свои стульчики и его прочтем.

Чтение письма от «Зимушки – зимы»

Ребята, вы слышали, что случилось с зимушкой, поможем ей собрать снежинку?!(Да.) Но вы же понимаете, за каждую часть снежинки нам придется хорошенько потрудиться. А вот и первая часть, и в ней задание.

1 часть снежинки:

  • Игра «Назови, какая бывает зима»

(подбор прилагательных с помощью картинок – зимних пейзажей).

  • Ребята справились с заданием. Маша, помоги приклеить первую часть снежинки.(Приклеиваем часть снежинки на доску). Ну, что, ребята, хорошее начало.
  • «Какая зима бывает?» (холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная)
  • Воспитатель: «А зимой мороз какой бывает?» (сильный, злой, крепкий, трескучий)
  • Вы правы: зима бывает разная - и веселая и грустная. Первая часть снежинки вернулась на свое место, а вот и вторая часть снежинки. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.
  • 2 часть снежинки:
  • Игра «Назови месяцы зимы»
  • Картинки месяцев зимы.
  • Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль). 
  • Верно, сколько их всего? (три), 
  • Первый месяц зимы какой? (декабрь),
  • Второй? (январь),
  • Третий? (февраль). Какие вы молодцы!
  • Даня, помоги, пожалуйста, приклеить, вторую часть снежинки.
  • Воспитатель: Ребята, А у нас есть 3-е задание. Снежинки придумала нам загадки о зиме, давайте их отгадаем.
  • 3 часть снежинки:
  • Снежный ворох во дворе.
    Вот забава детворе!
    В шапке сдвинутой на лоб
    Снегопада ждет… (сугроб) 
  • Его кисти невидимки
    Красят инеем картинки
    На стекле букеты роз
    Нам нарисовал … (Мороз)
  • Змейкой вьется по земле
    Воет жалобно в трубе
    С ветром ей кружить не лень
    Заметет следы … (Метель)
  • Тихо, тихо, как во сне,
    Падает на землю. (снег)
  • С неба все скользят пушинки-
    Серебристые (снежинки)
  • Все бегут вперегонки,
    Все хотят играть в.(снежки)
  • Словно в белый пуховик,
    Нарядился (снеговик)
  • На снегу-то посмотри?-
    С красной грудкой (снегири)
  • Какие вы умные ребята! Все загадки отгадали! Помоги, Сема повесить 3-ю часть снежинки.
  • 4 часть снежинки:
  • «Зимние пословицы»
  • Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы?!
  • Готовь зимой телегу, а летом сани.
  • Чем крепче зима, тем скорее весна.
  • Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • (дети называют пословицы, 2-е из перечисленных дети разбирают вместе с педагогом). Костя, помоги, пожалуйста, прикрепить следующую часть снежинки.
  • Воспитатель: Ребята, верно: декабрь год кончает.
  • Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник был в декабре?! (Новый Год).
  • А что мы делаем перед Новым годом? (украшаем елку).
  • Вспомним, как это было, и заодно разомнем свое тело, пальчики и глазки!
  • Физминутка «Мы повесим шарики»
  • Все стоят по кругу.
  • Мы повесим шарики - несколько мелких шагов (бег) вперед (руки плавно вверх)
  • и обратно (руки плавно вниз);
  • А потом фонарики -         4 пружинки на месте с поворотом вправо, влево (руками
  •                                 показываем фонарики на уровне головы);
  • А потом еще дождинки -         руками делаем перед собой вверх-вниз поочередно
  • (вешаем дождик);
  • Не забудем про снежинки -        1 раз кружимся вокруг себя (руки чуть в стороны –
  •                                         снежинки);
  • Рыбки золоченые -                 руки перед собой ладошками вместе и вилять вперед,
  • как будто плывет рыбка;
  • Огоньки веселые -         дети прыгают ноги врозь - вместе и руки в стороны - вниз,
  • (а взрослые делают волну руками по сторонам с пружинкой);
  • Разбросаем мишуру – 1 раз вокруг себя (руками как будто разбрасываем вокруг себя
  • что-то);
  • Продолжаем мы игру - 4 раза хлопаем
  • Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.
  • «Зима на палитре художников»
  • Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картины русских художников о зиме. Расскажите мне, пожалуйста, как художники передают особенности зимы в своих картинах.
  • Ребята, как бы назвали эту картину?
  • Прочитайте, кто автор этой картины? (дети читают автора).
  • А называется она… (дать название).
  • Скажите, чем похожи все картины? (отвечают).
  • Чем отличаются? (отвечают).
  • Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)
  • Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Ребята, посмотрите, вокруг снежинки висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о чем говорили).
  • Глаза – что мы сегодня видели?
  • Ушки – что мы сегодня слышали?
  • Язычок – о чем мы сегодня говорили?
  • Руки – что мы сегодня своими руками делали?
  • А что мы делали своими руками? (ничего). 
  • Ребята, вы хотели бы сами побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да).
  • Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Черный лист бумаги превратить в прекрасную картину зимы.
  • Но для начала мы разомнем наши пальчики.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Зимняя прогулка
  • Раз, два, три, четыре, пять. (Загибаем пальчики по одному)
    Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
    Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
    Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
    С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
    А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
    Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
    Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
  • Рисование детьми картин зимы.
  • Я хочу вам предложить такой вариант: нарисовать ее с помощью манки, посмотрите, как я это буду делать и что мне понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку, макаю ее в клей и начинаю рисовать все, что бывает зимой.
  • А что может быть зимой? (Дети отвечают).
  • А затем аккуратно кладу кисточку на подставку, вытираю руки салфеткой, чтобы они не были липкими от клея, и посыпаю свою картину манкой, лишнее струшиваю в тарелочку.
  • Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась. Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия).
  • Пора приступать к работе. А чтобы вам лучше рисовалось, а включу музыку, которая поможет лучше отобразить зиму в ваших рисунках. (А. Вивальди «Зима») (Дети рисуют).
  • Рефлексия. Что мы сегодня рисовали? Что наши руки сделали?

Результаты продуктивной деятельности: 

  • Аппликация из комочков бумаги «Снеговик»

C:\Users\Валентина\Desktop\i.jpg

  • Рисование с элементами пластилинографии «Зимняя ель»  C:\Users\Валентина\Desktop\i (1).jpg

       Тренажёр для развития речевого дыхания «Сдуй снежинку»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-89411-1481658507.jpg

  • Поделки «Новогодняя игрушка и открытка»

   C:\Users\Валентина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20201130_133559.jpg    C:\Users\Валентина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20201130_133703.jpg     C:\Users\Валентина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20201130_155854.jpgC:\Users\Валентина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201217-WA0008.jpg

  • Акция «Кормушка для птиц»

C:\Users\Валентина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201217-WA0008.jpg    C:\Users\Валентина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20201217-WA0014.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты волшебницы зимы.

Непосредственно образовательная деятельность в виде проблемно-игровой ситуации. В основе познавательное общение, позволяющее детям выстраивать причинно-следственные связи. Образовательная ситуация нос...

конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период  через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...

Конспект НОД Познавательное развитие и развитие речи. Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе «Идёт волшебница Зима»

Конспект НОДПознавательное развитие и развитие речи.Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе«Идёт волшебницаЗима»Цель:1. Развивать умение внимательно рассматривать картин...

Заучивание стихотворений о зиме. "Волшебница зима"

Рекомендовать родителям заучить стихотворения о зиме, развивая память, внимание, воображение....