Познавательно- исследовательская деятельность «Независимое расследование «Гнездо с птенцами»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Использование проблемных ситуаций в обучении, положительно влияет на развитие творческого мышления у старших дошкольников. Каждый ребенок имеет свое мнение в решении проблемы и хочет чтобы его услышали. Но не всегда детям удается решать трудные задачи, так как им не хватает знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Для этого педагог использует разные уровни проблемности: 1. Воспитатель сам ставит задачу и сам ее решает при активном слушании и обсуждении детьми; 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путем решения; 3. Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ему ее решать.У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему; 4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. В итоге ребенок учится анализировать ситуацию и самостоятельно находить правильный ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Независимое расследование "Гнездо с птенцами" | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно- исследовательская деятельность
«Независимое расследование «Гнездо с птенцами»
Цель: Способствовать развитию у детей, успешной социализации путем создания и решения проблемных ситуаций, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать разговорно-связную речь, доказательную речь; умение делать итоговые умозаключения. Воспитывать познавательный интерес.
Ход:
- Совсем недавно, ребята, мы с вами на прогулке нашли под березой гнездо с погибшими птенцами. Это происшествие произвело на вас большое впечатление. Я помню сколько у вас тогда «созрело» много вопросов: «Чье это гнездо? Как оно здесь оказалось? Почему птенцы погибли? Может их кошка стянула с дерева? А может это была белка? Может ветер сдул гнездо?» и т.д.
- Рассмотрев гнездо, мы с вами решили, что проведем с вами свое независимое расследование. Поставили перед собой задачи:
- узнать чье это гнездо
- как оно попало к нам на участок
- почему птенцы погибли
– На вопрос, как мы узнаем всю правду и где возьмем информацию, вы ответили: что можно посмотреть в интернете, в энциклопедии, в книге, по телевизору.
- Затем, мы с вами разделились на 3 команды, и каждая из вас получила задание:
1 команда «Кошка»- ищет информацию о кошке, гнезде и птенцах, версия произошедшего;
2 команда «Белка»- ищет информацию о белке, гнезде и птенцах.; версия произошедшего;
3 команда «Ветер»- ищет информацию о ветре, гнезде и птенцах, версия произошедшего;
- И так, сегодня мы с вами собрались, чтобы провести «круглый стол», узнать истину. Результаты вашего расследования я буду заносить в таблицу.
– Вы согласны?
Дети: - Да!
- И так, мы начинаем!
Название команд | Кошка | Белка | Ветер |
Кто это? Что это? | Животное | Животное | Движение воздуха |
Какое это животное? Какой бывает ветер? | Домашнее | Дикое | Слабый, умеренный, сильный |
Есть когти? | Есть когти | Есть когти | Нет |
Как передвигается по деревьям? | Хорошо лазает по деревьям | Хорошо лазает по деревьям и прыгает | Сдвигает и срывает разные предметы |
Ест ли птенцов? | Ест птенцов | Ест птенцов | Не ест |
Что делают ночью? | Ночью охотится на мышей или спит | Ночью спит | Ночью был сильный |
Вывод: Птенцы были в гнезде, значит это не кошка и не белка сорвали гнездо. (они бы их съели) Ночью был сильный ветер, он сорвал гнездо и ударил с силой его о землю. Птенцы от удара (падения)погибли. - Предлагаю детям рассмотреть фотографии птенцов и гнезд. | |||
Какие птенцы похожи на наших? | Птенцы красненькие с красным клювом | Птенцы красненькие с красным клювом | Птенцы красненькие с красным клювом |
Какое гнездо было у нас? | Гнездо сороки | Гнездо сороки | Гнездо сороки |
Откуда упало гнездо? | Упасло с дерева | Упасло с дерева | Ветер сорвал его с дерева |
Вывод: Рассмотрев фотографии гнезд и птенцов разных птиц (вороны, воробья, сороки, синицы, голубя), дети сделали вывод, что это было гнездо сороки и ее птенцов. |
- А теперь, каждая команда расскажет нам свою версию произошедшего:
Команда «Кошка» - Однажды Кошка пошла погулять и услышала, как пищат птенцы. Она решила залезть на дерево и съесть их. Кошка очень хорошо лазала по деревьям, и была уверена, что полакомится птенцами. Мама сорока и папа сорока увидев кошку стали летать вокруг дерева и клевать кошку. Кошке было больно, но она продолжала лезть. Когда кошка добралась до гнезда и собиралась схватить птенца, сорока сильно ударила кошку клювом в голову. В тот самый момент, кошка потеряла равновесие, схватилась за гнездо и повисла на нем. Гнездо не выдержало и оторвалось. Кошка вместе с гнездом упала на землю. С перепуга кошка вскочила и убежала. Гнездо с птенцами так и осталось лежать на земле.
Команда «Белка» - Однажды белка бегала и прыгала по деревьям в поиске еды для своих маленьких бельчат. Увидела гнездо сороки, и решила полакомиться птенцами. Она запрыгнула в гнездо и стала есть птенцов. В это время вернулись родители. Они набросились на белку и стали ее клевать. Белка сбежала, а гнездо упало на землю. Так погибли птенцы сороки.
Команда «Ветер» Однажды ночью поднялся сильный ветер. Он был на столько сильный, что сносил даже птиц с их гнезда. Сороки как могли боролись с ветром, защищая свое гнездо. Ветер все дул и дул, набирая силу. В конце концов, ветер оказался сильней, он сорвал гнездо с дерева и бросил его на землю. В результате чего птенцы погибли и птицы не смогли им помочь.
- Ребята, каждая версия получилась правдоподобная, очень похожа на правду.
- Но, мы с вами должны выбрать, единственную. Как думаете, какая версия правильная, учитывая выводы, сделанные ранее?
Дети: - Третья; сорвал ветер.
- Молодцы, ребята!
-Ребята, вам понравилось быть следопытами? Что больше всего понравилось? Какое еще хотели бы провести расследование? (ответы детей)
- Спасибо, ребята, вам за отличную работу! Вы настоящие следопыты!
Провожу награждение команд значками «Юный следопыт».
Дополнительная информация:
Кошки — хищники по природе, поэтому их правильно кормить мясом, яйцами и рыбой. В дикой природе кошки питаются грызунами, мелкими птицами, кротами другими мелкими животными которых могут поймать и насекомыми, которые составляют до трети от их рациона. Насекомые — это источник не только белка, но и незаменимых аминокислот и микроэлементов.
Белки всеядны, в рационе у них присутствуют семена различных деревьев (по большей части хвойных), грибы, орехи, ягоды, насекомые, могут поймать ящерицу, а могут разорить птичье гнездо и съесть как яйца, так и беспомощных птенцов.
Ветер – это горизонтальное перемещение (поток воздуха параллельно земной поверхности), возникающее в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направленное из зоны высокого давления в зону низкого давления. Ветер характеризуется скоростью (силой) и направлением. Направление определяется сторонами горизонта, откуда он дует, и измеряется в градусах. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и километрах в час. Сила ветра измеряется в баллах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Необычное расследование»
Интереснейшее занятие по формированию логического мышления через экспериментальную деятельность. В ходе занятия закрепляются основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), геометрическая форма, ра...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
Конспкт занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Необычное расследование"
Цель: формирование логического мышления через экспериментальную деятельность...