"Поверхностное натяжение воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды».
Задачи:
· создать условия для ознакомления со свойствами воды «поверхностное натяжение» (познавательное развитие);
· создать условия для развития поисковой активности детей;
· обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
· создать условия для побуждения детей к речевой активности;
· создать условия для развития навыков взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Научной лаборатории» (для детей старшего дошкольного возраста)
Тема «Удивительные свойства воды- ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ»
Образовательная область
«Познание»
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды».
Задачи:
· создать условия для ознакомления со свойствами воды «поверхностное натяжение» (познавательное развитие);
· создать условия для развития поисковой активности детей;
· обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
· создать условия для побуждения детей к речевой активности;
· создать условия для развития навыков взаимодействия.
Методические приемы:
1. словесный (беседа, ответы на вопросы)
2. наглядный ( просмотр мультфильма, иллюстрации, карточки-символы)
3.практический (проведение опытов)
4. игровой
Оборудование: ноутбук (показ мультфильма «Фиксики» (о поверхностном натяжении воды), глубокие тарелочки, зубочистки, жидкость для мытья посуды, перец чёрный молотый (можно заменить блёстками), стаканы с водой, монетки (гайки, болты), белые халаты, шапочки «молекулы воды», карточки-символы.
Словарная работа: поверхностное натяжение, притяжение, поверхность
Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», Большая энциклопедия «Почемучек», просмотр видеоматериалов о водомерках.
Ожидаемые результаты:
· Проявление интереса к исследовательской деятельности;
· Умение выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы, подводить итоги;
· Накопление конкретных представлений о воде и её свойствах;
· Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
· Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
· Развитие коммуникативных навыков.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас.
Ребята, я получила видеоролик, и мне хотелось бы обсудить его с вами. Вы согласны? (ответы детей). Тогда я предлагаю всем пройти в видеозал и занять свои места.
2. Основная часть:
Дети рассаживаются по местам. Просмотр фильма -о силе поверхностного натяжения воды
Воспитатель: Вам понравился фильм? О чём он? (обсуждение просмотренного ролика).
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое вода? (это жидкость). Раз это жидкость, значит, какое свойство она имеет? (вода течёт).
Правильно, вода – это текучая жидкость.
Раз вода текучая, почему же она в видеоролике не сразу вылилась из стакана? (предположения детей). Как вы думаете, то, что мы с вами увидели в фильме, это научный факт или просто придуманный фильм? (предположения детей)
Воспитатель: А как мы можем это проверить? Правильно, повторить все увиденные опыты.
Воспитатель: Итак, посмотрите внимательно, что находится на наших столах и скажите, что понадобится нам для проведения первого опыта?
Дети: Для проведения опыта нам понадобится стакан с водой и монетки. Воспитатель: А для чего нам нужна гуашь?
Дети: Чтобы было лучше видно, что произойдёт с водой, можно в воду добавить немного краски.
Воспитатель: Правильно. Итак, приступаем.
Проведение первого опыта.
Воспитатель: Что мы наблюдали?
Дети: Вода не выливается из стакана, а поднимается горкой.
Воспитатель: Почему? (предположения детей)
Воспитатель: Её удерживает тонкая плёнка (сила поверхностного натяжения)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы доказали правильность полученной информации? (Ответы детей).
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы лучше понять, как это происходит, нужно представить, что каждый из нас молекула (частичка) воды. Давайте наденем шапочки и встанем в круг. А теперь возьмёмся крепко за руки и будем расходиться в стороны, насколько это возможно.
Дети расходятся в стороны, стараясь не расцепить рук. Наступает момент, когда держаться за руки уже невозможно и круг распадается.
Воспитатель: Ребята, как бы мы с вами не старались, не расцепить рук, у нас это получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так же и молекулы (частички) воды стараются удержаться на поверхности как можно дольше. Но когда это становится не возможно, вода выливается из стакана.
Воспитатель: Как вы считаете, эту силу (поверхностное натяжение) можно как то уменьшить? (предположения детей)
Воспитатель: Давайте проверим. Для следующего опыта нам понадобится тарелка с водой, молотый перец (Обратить внимание, что перец нужно сыпать аккуратно. Перец можно заменить блёстками), а так же жидкость для мытья посуды и зубочистка.
Воспитатель: Для того, чтобы начать опыт, нам нужно определить план действий.
(Совместно с детьми) Сначала нужно налить воды в тарелку и насыпать на поверхность немного перца. Понаблюдать, что произойдет с перчинками. Затем зубочистку обмакнуть в жидкость для мытья посуды. И коснуться кончиком зубочистки поверхности воды. (Если дети затрудняются ответить, помочь им наводящими вопросами).
Воспитатель: Что случилось с перчинками?
Дети: Перчинки разбежались к краям тарелки.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?
Предположения детей.
Подведение итогов опыта: Жидкость для мытья посуды уменьшает силу поверхностного натяжения воды. Частички воды разбегаются от того места, куда попала капля жидкости. Частички воды толкают перчинки к краям тарелки.
Воспитатель: Итак, мы можем утверждать, что силу поверхностного натяжения можно уменьшить.
Воспитатель: Ребята, удалось нам подтвердить правильность увиденного в фильме опыта?
Дети: Да.
Воспитатель: Так какой же мы с вами можем сделать вывод?
Дети: Поверхность жидкостей покрыта плёнкой. Это частички воды притягиваются друг к другу. Такое явление называется – сила поверхностного натяжения.
Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить, где в природе встречается это явление?
Если дети затрудняются с ответом, подвести их к мысли, что водомерки передвигаются по поверхности воды, используя это свойство. А так же это свойство используется, когда мы пускаем мыльные пузыри.
А сейчас давайте устроим гонки наших корабликов в бассейне( подтверждая теорию поверхностного натяжения воды)
3. Заключение:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть учёными и проводить опыты? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже было приятно работать с вами, уважаемые коллеги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
поверхностное пение
"Поверхностное" пение - поверхностное развитие Пение - наиболее доступная исполнительская деятельность детей. Испокон веков коллективное пение сопровождало человека на протяжении е...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
«Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения»
Данная презентация раскрывает последовательность работы по формированию структуры предложения у детей....
Мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Сила поверхностного натяжения воды»
Мастер- класс по теме "Сила поверхностного напряжения"....
Мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Сила поверхностного натяжения воды»
Мастер- класс " сила поверхностного натяжения"....
Исследовательский проект "Проделки поверхностного натяжения"
Детский исследовательский проект в подготовительной группе...
Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз
laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...