Исследовательский проект «Вода. Свойства воды» с детьми старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Владимировна Морозова

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе становятся необходимым условием выживания человека на  планете. Кроме того, экологическое образование детей –  огромный потенциал их всестороннего развития. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природе. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему – одни из главных составляющих экологической культуры. Детям как можно раньше  необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект  «Вода. Свойства воды»

с детьми старшей  группы

Вид проекта: исследовательский. 

Продолжительность: краткосрочный

Сроки реализации: 1-5 декабря 2022 года.

Участники проекта: участники образовательных отношений (педагоги, дети старшей группы, родители).

Актуальность: 

Проект разработан в силу актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.  На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе становятся необходимым условием выживания человека на  планете. Кроме того, экологическое образование детей –  огромный потенциал их всестороннего развития. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природе. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему – одни из главных составляющих экологической культуры. Детям как можно раньше  необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Вода. Свойства воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей в первой половине дня по перспективному планированию. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать, экспериментировать, не боясь ошибиться, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Задачи: 

1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды, ее значении в жизни человека и мира природы.

2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде.

3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

4. Активизировать словарь ребенка по теме.

 5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов

Этапы проекта:

Подготовительный:

  • выбор темы;
  • постановка  и конкретизация проблемы;
  • определение цели и задач исследовательской работы;
  • изучение методической литературы;
  • обследования уровня развития познавательного интереса у детей;
  • разработка плана мероприятий проекта.

Основной:

  • занятия;
  • беседы;
  • наблюдения на прогулках;
  • чтение художественной литературы
  • игры-эксперименты;
  • работа с родителями.

Заключительный:

  • итоговое занятие по теме « Вода и ее свойства»;
  • оформление фотовыставки «Жизнь юных исследователей»;
  • создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;
  • создание практического материала для родителей: памятки, консультации.

Формы работы:

  •  проведение занятий;
  • оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
  • оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
  • дидактические игры, способствующие реализации цели проекта: «Кому нужна вода?», «Где прячется вода?», «Хорошо-плохо», «Тонет - не тонет»;
  • наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
  • чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»;
  • беседы: «Что такое вода?»,  «Что умеет вода?»? « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»
  • опыты и эксперименты с водой

Литература по теме проекта:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. 2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 4. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. 6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007. 8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Приложение 1

Конспект  открытого занятия в старшей группе на тему: «Вода и ее свойства».
Опыты и эксперименты по окружающему миру

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности   детей.

Количество детей: вся группа

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах  воды.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать ассоциативную память;

-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности     в познании окружающего мира;

-закреплять знания  детей о  свойствах и круговороте воды в природе.

 «Безопасность»

 - закреплять   правила безопасности при проведении опытов.

 

 «Коммуникация» 

 -развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою      речь;

- обогащать словарный запас детей(гейзеры, конденсация, газообразное вещество, ассоциации, агрегатное состояние)

-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

-развивать  самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.

                                

Материалы и оборудование:

На каждую парту: пластиковые стаканчики – 3 шт, чашка с питьевой водой, ложка пластиковая, чайная ложка металлическая, салфетка, кусочек прессованного сахара, малый стакан пластиковый с молотым кофе, кусочек лимона, молоко, маленькая полоска белой бумаги, пипетка, акварельные краски, кисточка, две пластиковые трубочки разных цветов, глубокая тарелка. На стол воспитателя: емкость для опыта «Поймай облако», термос с теплой водой, стеклянная крышка.

 

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

Чтение сказки «Путешествие Капельки»

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Знакомство с круговоротом воды в природе                                            

Ход занятия:

I часть: Вводная

Здравствуйте ребята Сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Кто работает в лабораториях? (ученые). Что они делают в лабораториях? (проводят опыты) Но чтобы узнать тему нашего исследования, нам надо разгадать загадки, которые я вам приготовила.

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Воспитатель - Да, верно, сегодня будем говорить о воде и исследовать ее свойства.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования.  Но прежде чем приступить к работе в качестве научных сотрудников, мы должны с вами пройти инструктаж по правилам поведения в лаборатории:

соблюдать тишину,

не перебивать друг друга.

не мешать друг другу,

работать тихо, аккуратно, внимательно,

брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,

без разрешения не  трогать оборудование и приборы,

запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,

содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Понятно? Хорошо! Теперь ребята одеваем шапочки и фартуки.  В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом. Готовы? Теперь пройдем в лабораторию на свои рабочие места.

Опыт 1.Какой формы вода

На столе воспитателя лежит кубик и шарик.

Воспитатель: - Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Посмотрите, в пластиковом стакане вода какой формы? (Цилиндр). А сейчас часть воды из стакана №1 перельем в тарелку. Какой формы стала вода? Ответы детей. А теперь наберем воды в пипетку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак,  вода не имеет формы (откладываем шар и кубик в сторону).

Опыт 2. Вода бесцветная, прозрачная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель: - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети: – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель: - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети: – Лист белого цвета.

Воспитатель: - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети: -  Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель: - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети:  Нет.

Воспитатель:  -  Молоко, лист белой бумаги?

Дети:  – Да.  

Воспитатель: - А что можем сказать о цвете воды?

Дети: – Вода  без цвета.

Воспитатель: - Без цвета значит, какая вода?

Дети: – Вода - бесцветная.

Откладываем в сторону краски

Воспитатель: – В стакан с молоком и в стакан с водой положите трубочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети: – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель: – Какой делаем вывод?

Дети: - Вода – прозрачная.

Воспитатель: - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети: – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель: - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети: – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель: - Какой вывод из этого следует?

Дети: - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Вывод: Вода бесцветная,  принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Воспитатель:  - Вода прозрачная, а молоко нет, подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? Почему?

Дети: -  Непрозрачная вода  не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут расти и жить растения, а не будет растений, не будет и рыб и других животных.)

Опыт 3.Вода без вкуса

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода

Воспитатель: - Как вы думаете, вода имеет вкус?В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду). Какая она? Сладкая, солёная?

Дети: - Вода безвкусная.

Воспитатель: – Добавьте в воду различные вещества (сахар или лимон), попробуйте воду. Какой вкус у  воды?

Дети:  – Сладкий и кислый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Откладываем в сторону сахар.

Опыт 4. Вода без запаха

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Воспитатель: -  Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети: – Вода ничем не пахнет.

Воспитатель: – Правильно вода ничем не пахнет. А теперь добавим в один из стаканчиков с водой молотый кофе, а в другой – кусочек лимона. Чем пахнет?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Откладываем лимон

Физкульминутка

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра,

 За работу нам пора!

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются»

Воспитатель: - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?  Добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось. 

Дети:  – В воде сахарный песок растворился.

Воспитатель:  - А молотый кофе? Он растворился полностью? Какая стала вода в стакане с кофе? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети:  – Кофе не растворяется, вода  становится мутной.

Воспитатель: -  Растворится ли в воде масло? Добавляем  в воду масло, перемешиваем. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилось ли масло  в воде?

Дети: – Не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

        Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Отставляем в сторону бутылку с маслом

Игра  «Загадочная».
1.    Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит (Река).
2.    Белая скатерть всё поле покрыла (Снег).
3.    Кругом вода, а с питьём  - беда  (Море).
4.    Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил  (Дождь).
5.    Не драгоценный камень, а светится (Лёд).
6.    Ног нет  - а идёт, глаз нет  - а плачет  (Туча).
7.    Во дворе горой, а в избе  водой (Снег).
8.    Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать  (Вода).
9.    Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная (Озеро).
10.  Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (Болото).
11.  Алёна-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло  (Роса).
12.  Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь  (Река).

Воспитатель: - А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети: -В жидком, твердом и в газообразном виде.

Воспитатель: - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт 7 « Облако в банке».

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка запотела изнутри.

Воспитатель:  - Во что превратилось наше облако?

Дети:  – Облако превратилось в дождь. (Схема)

Вывод: вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе.) 

Итог: - Какие мы провели опыты?- Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего?  Спасибо ребята, вы все большие молодцы

Вода:

- прозрачная;

- без вкуса

- без запаха

- растворяет

Три состояния воды:

- жидкое

- твердое

- газообразное (пар)

В конце занятия всем детям выдаются медали «За любознательность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Вода и ее свойства» для детей средней группы.

Аннотация.Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг в разном состоянии (снег, туман, лед). Дошкольники узн...

Презентация исследовательского проекта «Вода и ее свойства» для детей средней группы.

Актуальность.Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой....

Исследовательский проект "Вода и её свойства".

Цель экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной актвности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....

Исследовательский проект «Вода и её свойства» с детьми старшей группы компенсирующей направленности.

Исследовательский проект «Вода и её свойства» с детьми старшей группы компенсирующей направленности....

Исследовательский проект «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА»

Паспорт исследовательского проекта «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» с детьми средней группы...