проект "Весенние традиции русского народа"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Детство – период, когда можно искренне погрузиться в истоки национальной культуры – русским корням. При чтении сказок, потешек, прибауток дети начинают проявлять интерес к русскому народному творчеству. Чтобы познакомить детей со всеми жанрами русской культуры (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) решили использовать русские народные праздники в определенный период. В народных праздниках фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Ведь невозможно представить себе народный праздник без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vesenni_traditsiirusskogo_naroda.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Весенние традиции русского народа».
Авторы проекта: воспитатели группы дошкольного возраста с 4-х до 5 лет № 2 Цветкова Л.А., Лисова А.И., музыкальный руководитель Николаева Е.А.
Тип проекта: информационно – творческий.
Вид проекта (по продолжительности): долгосрочный с 12 февраля по 31марта.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
Актуальность:
Детство – период, когда можно искренне погрузиться в истоки национальной культуры – русским корням. При чтении сказок, потешек, прибауток дети начинают проявлять интерес к русскому народному творчеству. Чтобы познакомить детей со всеми жанрами русской культуры (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) решили использовать русские народные праздники в определенный период. В народных праздниках фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Ведь невозможно представить себе народный праздник без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.
Цель: Развивать интерес к русской народной культуре.
Задачи:
1. Формировать представление о:
- русских народных праздниках в феврале – марте месяцах;
- устном народном творчестве – заклички, сказки, загадки;
- русских народных традициях.
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
3. Воспитывать чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Прогнозируемые результаты:
Развитие интереса к культуре русского народа.
Знание устного народного творчества, декоративно – прикладного искусства.
Создание календаря праздников.
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:
1. Обновили развивающая предметно – развивающая среда: альбомы - «Русичи» и «Заклички весной», авторские сказки «У кормушки», «О Масленице», мнемотаблицы о Масленице, календарь русских народных праздников, дидактические игры на тему «Масленица», аудиозаписи : П.И. Чайковский «Песня жаворонка» из детского альбома «Зимнее утро»; заклички «Ой, кулики, жаворонушки», Жаворонок, жаворонок, вот твой брат», иллюстрации картин: П.Н. Грузинский «Масленица», Б.М. Кустодиев «Зима. Масляничное гуляние», изготовленные родителями: книжки – самоделки «Весенние праздники других народов», чучела для Масленицы, выпечка жаворонков из теста, выставка чучел Масленицы и жаворонков.
2. Познакомили детей с русскими народными играми «Горелки», «Платочек».
3. Сформировали знания и интерес к истории календарных праздников русского народа.
4. Развитли интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству.
5. Установили партнёрские взаимоотношения между воспитателями, детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения праздников и мероприятий
Этапы реализации проекта (краткое описание):
I этап – подготовительный
- Информирование родителей о начале проекта.
- Анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы русские народные праздники, обычаи?»
- Формирование представлений о Руси, «русичах», русском быте.
- Изготовление альбома «Русичи».
- Постановка проблемной ситуации: чтение сказки «У кормушки» (1 часть).
II этап – основной
- Ознакомление с народными праздниками «русичей».
- Ознакомление с народными приметами.
- Наблюдение за исполнением народных примет.
- Заучивание: заклички «Весна – красна приходи», «Жаворонки прилетите».
- Заклички весны на прогулке.
- Поиски признаков «борьбы» весны и зимы: изменение погоды в течение дня.
- Чтение: русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», сказки о Масленице.
- Слушание: П.И. Чайковский «Песня жаворонка» из детского альбома «Зимнее утро»; заклички «Ой, кулики, жаворонушки», Жаворонок, жаворонок, вот твой брат».
- Пение: Ярилин день – русская народная песенка «Выйди, выйди солнышко», Василий Капельник – «Кап – кап – кап, звенят капели» Л. Ершовой, русская народная песенка «С крыши капели»; Авдотья Плющиха (плюшки – островки оттаявшей земли), П.И. Чайковский «Подснежник»; Герасим Грачевник – заклички птиц.
- Пальчиковые игры: «Избушка», «Грачи».
- Рассматривание иллюстраций картин: П.Н. Грузинский «Масленица», Б.М. Кустодиев «Зима. Масляничное гуляние».
- Игра на народных инструментах: русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени», «Во саду ли, в огороде».
- Хороводные игры: «Вот уж зимушка проходит», «Ой, бежит ручьем вода», «Мы давно блинов не ели».
- Вывешивание на дереве, вылепленных из теста, жаворонков.
- Загадывание загадок о: птицах, весне.
- Мнемотаблицы о Масленице.
- Подвижные игры: «Горелки», «Ручеек».
- Изготовление альбома «Народный календарь русских праздников».
- Дидактические игры на тему Масленица.
Взаимодействие с родителями:
- изготовление книжек - самоделок родителями детей других национальностей;
- изготовление чучела для Масленицы, выставка чучел;
- выпечка жаворонков из теста, выставка жаворонков.
III этап - заключительный:
- изготовление с детьми народной игрушки «Зайчик на пальчик»;
- рассматривание альбомов весенних народных праздников детей других национальностей, посещающих данную группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...