КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Чудесный воздух вокруг нас»
план-конспект занятия (старшая группа)
В данном конспекте происходит ознакомление детей с темой "Воздух" (свойства воздуха, как человек использует воздух, роль воздуха в жизни человека) путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vozduh.docx | 172.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
по экспериментированию с воздухом в старшей группе
«Чудесный воздух вокруг нас»
Подготовила воспитатель: Козлова Т.А.
пгт. Верхнеднепровский
2023г.
Цель: Создание условий для расширения и закрепления представления о воздухе посредством экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
- Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность при проведении экспериментов с воздухом.
- Расширять знания о свойствах воздуха.
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-
кляксография.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе занятий.
- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов и
делать выводы.
- Активизировать и обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать умение общаться со сверстниками при совместной деятельности.
Предварительная работа: Беседа «Воздух в жизни человека», рассматривание
иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, муз.разминка, загадка, сюрпризный момент.
Материал: воздушные шары разных цветов, зубочистки, пластмассовые стаканчики на каждого ребенка, полиэтиленовые пакеты, трубочки, краски, бумага, крышки от фломастеров, сухие салфетки.
Словарная работа: кляксография.
Ход НОД:
I. Вводная часть.
Дети заходят в зал, встают полукругом
Воспитатель:
«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку
«Здравствуй!»- и улыбнется он в ответ
И не пойдет сегодня он в аптеку
И жить он будет много, много лет!
Давайте ребята поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки и пожелания здоровья.
А теперь ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
II. Основная часть.
В: Правильно, это воздух. Для чего нам нужен воздух? (ответы детей) Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе? А сейчас закройте рот и нос…Что вы чувствуете? Мы задыхаемся. Воздух нам нужен, чтобы дышать, чтобы жить.
В: А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами мы это проверим, как настоящие ученые-исследователи.
В: А вы хотите стать настоящими учеными и сделать свои открытия? Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Ребята, вы знаете что такое лаборатория? Лаборатория, это помещение, где работают ученые и где много приборов для опытов.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила безопасности: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
В: Я приглашаю вас в лабораторию. Садитесь за столы. (Дети надевают шапочки)
В: Итак, начнем наши опыты:
Эксперимент № 1«Как поймать воздух?»
В: Ребята, как вы думаете, воздух имеет цвет? (ответы детей).
Чтобы понять, что воздух прозрачный, нужно его поймать. Я знаю, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он. Для этого возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (ответы детей).
В: Да, он пустой, Смотрите, если его сложить, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем. Что произошло с пакетом? (ответы детей). Действительно он изменил форму, он полон воздуха. Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух? (ответы детей).
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите зубочистку и осторожно проколите
мешочек. Поднесите мешочек к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (ответы детей).
Вывод: Воздух можно почувствовать. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Это значит что воздух вокруг нас.
Эксперимент№2. «Видим воздух при помощи трубочки и стаканчика с водой».
В: Как вы думаете, есть воздух внутри нас? (ответы детей).
В: А давайте проведем эксперимент. Мы подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой очень аккуратно. И посмотрим, что произойдёт.
В: Ой, ребята, что это происходит с водой? (ответы детей).
В: Пузырьки? Откуда они взялись? В стакане же только вода была (ответы детей).
В: Я поняла, пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы вдыхаем воздух, потом дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Вот так получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда мало
выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Вот так, с помощью трубочки и стаканчика с водой увидели воздух.
Эксперемент№3 «Как услышать воздух?»
В: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать?
В: Если мы подуем в бутылочку, крышку от фломастера или начнем сдувать шарик, то мы услышим звук.
В: Возьмите крышку от фломастера и подуйте. Что вы слышите? Звуки, которые издает воздух.
В: А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк. Так звучит воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух и так можно услышать различные звуки воздуха. Например: свист, вой.
Муз.пауза: Чударики «Самолет»
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
В: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, огурцом, чесноком). Вы замечательно справились.
Вывод: Воздух переносит запахи.
В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно даже рисовать. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем рисовать при помощи воздуха, красок и трубочки: надо капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать).
III. Заключительная часть
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей).
Рефлексия.
В: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шар».
Мы встанем в круг и будем передавать друг другу шарик и
рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования
воздухом?
Ребята, вы все сегодня были активными и внимательными, и за это я награждаю вас медалями «Юный исследователь». А еще у меня для вас есть небольшой сюрприз. Что это? (ответы детей). Да это мыльные пузыри. Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
В: Как думаете, что находится внутри пузырей? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"развлечение по экспериментированию на свежем воздухе в старшей группе" "Чудеса воздуха и воды"
краткая презентация о развлечении на улице в старшей группе "Чудеса воздуха и воды"...
Экспериментирование с детьми в старшей группе. Чудесные спички.
Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми....
Образовательная деятельность познавательно-исследовательского цикла "Фея Фиалка и фокусник Воздух" в старшей группе
Цель: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха....
Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»
Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...
Конспект образовательного мероприятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Чудесный космос» - знакомство с нетрадиционной техникой рисования зубной пастой
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования зубной пастой....
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе « ВОЗДУХ -богатство нашей планеты Земля»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...