КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Чудесный воздух вокруг нас»
план-конспект занятия (старшая группа)

Козлова Татьяна Анатольевна

В данном конспекте происходит ознакомление детей с темой "Воздух" (свойства воздуха, как человек использует воздух, роль воздуха в жизни человека) путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vozduh.docx172.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек»

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по экспериментированию с воздухом в старшей группе

«Чудесный воздух вокруг нас»

Подготовила воспитатель: Козлова Т.А.

пгт. Верхнеднепровский

2023г.

Цель: Создание условий для расширения и закрепления представления о воздухе посредством экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность при проведении экспериментов с воздухом.
  • Расширять знания о свойствах воздуха.
  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-

кляксография.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе занятий.
  • Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов и

делать выводы.

  • Активизировать и обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение общаться со сверстниками при совместной деятельности.

Предварительная работа: Беседа «Воздух в жизни человека», рассматривание

иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, муз.разминка, загадка, сюрпризный момент.

Материал: воздушные шары разных цветов, зубочистки, пластмассовые стаканчики на каждого ребенка, полиэтиленовые пакеты, трубочки, краски, бумага, крышки от фломастеров, сухие салфетки.

Словарная работа: кляксография.

Ход НОД:

I. Вводная часть.

Дети заходят в зал, встают полукругом

Воспитатель:

«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку

«Здравствуй!»- и улыбнется он в ответ

И не пойдет сегодня он в аптеку

И жить он будет много, много лет!

Давайте ребята поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки и пожелания здоровья.

А теперь ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

II. Основная часть.

В: Правильно, это воздух. Для чего нам нужен воздух? (ответы детей) Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе? А сейчас закройте рот и нос…Что вы чувствуете? Мы задыхаемся. Воздух нам нужен, чтобы дышать, чтобы жить.

В: А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами мы это проверим, как настоящие ученые-исследователи.

В: А вы хотите стать настоящими учеными и сделать свои открытия? Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Ребята, вы знаете что такое лаборатория? Лаборатория, это помещение, где работают ученые и где много приборов для опытов.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила безопасности: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

В: Я приглашаю вас в лабораторию. Садитесь за столы. (Дети надевают шапочки)

В: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1«Как поймать воздух?»

В: Ребята, как вы думаете, воздух имеет цвет? (ответы детей).

Чтобы понять, что воздух прозрачный, нужно его поймать. Я знаю, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он. Для этого возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (ответы детей).

В: Да, он пустой, Смотрите, если его сложить, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем. Что произошло с пакетом? (ответы детей). Действительно он изменил форму, он полон воздуха. Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух? (ответы детей).

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите зубочистку и осторожно проколите

мешочек. Поднесите мешочек к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (ответы детей).

Вывод: Воздух можно почувствовать. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Это значит что воздух вокруг нас.

Эксперимент№2. «Видим воздух при помощи трубочки и стаканчика с водой».

В: Как вы думаете, есть воздух внутри нас? (ответы детей).

В: А давайте проведем эксперимент. Мы подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой очень аккуратно. И посмотрим, что произойдёт.

В: Ой, ребята, что это происходит с водой? (ответы детей).

В: Пузырьки? Откуда они взялись? В стакане же только вода была (ответы детей).

В: Я поняла, пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы вдыхаем воздух, потом дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Вот так получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда мало

выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Вот так, с помощью трубочки и стаканчика с водой увидели воздух.

Эксперемент№3 «Как услышать воздух?»

В: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать?

В: Если мы подуем в бутылочку, крышку от фломастера или начнем сдувать шарик, то мы услышим звук.

В: Возьмите крышку от фломастера и подуйте. Что вы слышите? Звуки, которые издает воздух.

В: А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк. Так звучит воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух и так можно услышать различные звуки воздуха. Например: свист, вой.

Муз.пауза: Чударики «Самолет»

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

В: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, огурцом, чесноком). Вы замечательно справились.

Вывод: Воздух переносит запахи.

В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно даже рисовать. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем рисовать при помощи воздуха, красок и трубочки: надо капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать).

III. Заключительная часть

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей).

Рефлексия.

В: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шар».

Мы встанем в круг и будем передавать друг другу шарик и

рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования

воздухом?

Ребята, вы все сегодня были активными и внимательными, и за это я награждаю вас медалями «Юный исследователь». А еще у меня для вас есть небольшой сюрприз. Что это? (ответы детей). Да это мыльные пузыри. Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

В: Как думаете, что находится внутри пузырей? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"развлечение по экспериментированию на свежем воздухе в старшей группе" "Чудеса воздуха и воды"

краткая презентация о развлечении на улице в старшей группе "Чудеса воздуха и воды"...

Экспериментирование с детьми в старшей группе. Чудесные спички.

Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми....

Образовательная деятельность познавательно-исследовательского цикла "Фея Фиалка и фокусник Воздух" в старшей группе

Цель: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха....

Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...

Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе  « ВОЗДУХ -богатство нашей планеты Земля»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...