ТЕМА НЕДЕЛИ: «Как рубашка в поле выросла» (одежда) 18 неделя
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

знакомить детей с тем, из чего, из каких тканей шьют одежду, как делают ткани, учить детей понимать связь между ситуацией и своим поведением, быть опрятными и аккуратными, знакомить с традиционным народным костюмом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА НЕДЕЛИ: «Как рубашка в поле выросла» (одежда) 18 неделя

Дни недели

Познавательная область

Тематическое содержание

формы проведения,

интеграция видов деятельности;

материал и оборудование

Понедельник

Логопедическое занятие (лексико-грамматическое)

 

 

 

Познавательная (формирование целостной картины мира) + речевая (интегр.)

«Кофты и кафтаны».

Цель: знакомить детей с тем, из чего, из каких тканей шьют одежду, как делают ткани, учить детей понимать связь между ситуацией и своим поведением, быть опрятными и аккуратными, знакомить с традиционным народным костюмом.

«Дом мод». Демонстрация новогоднего костюма (игра). Составление описательных рассказов.

Цель: учить детей составлять описательные рассказы о предметах; использовать в речи разные формы предложений. Ввести в словарь новые слова: мода, модельер, манекенщица, подиум.

Интерактивная игра

Интеграция:

игровая,

познавательно-исследовательская

Картинки с изображением разной одежды – старинной и современной, образцы разных тканей, среди которых традиционные ситцы, сделанные в нашей стране.

5-6 новогодних костюмов, журналы мод.

Художественно-эстетическая (музыка)

2 половина дня:

Ритмическая мозаика

Вторник

Познавательная (формирование элементар.математических представлений) + познавательно-исследовательская (конструктивная) деятельность (интегр.)

« Сто одежек и все без застежек».

Цель: сформировать представление и числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством; сформировать опыт самостояте5льного преодоления затруднения под руководством воспитателя ( на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать предметы по высоте; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Ателье» изготовление атрибутов к игре «Ателье».

Цель: учить детей вырезать из бумаги одежду. Закреплять способ вырезания из бумаги, сложенной вдвое. Вызвать интерес к обыгрыванию вырезанной одежды по содержанию знакомых песенок и потешек. Воспитывать эстетические эмоции и чувства.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; совершенствование навыков словообразования).

Трудовая, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Каточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный: зеленые треугольники и белые прямоугольники ( по 6 штук), кубики ЛЕГО, карточки с цифрами.

Полоски цветной бумаги и картона, шаблоны, ножницы, клей, тряпочки.

Физическая область (физкультура)

« Пернатые, мохнатые, чешуйчатые».

Цель: упражнять детей ходить и бегать между предметами, не задевая их; продолжать формировать устойчивое равновесие при ходьбе и беге по наклонной доске; упражнять в прыжках с ноги на ногу, забрасывании мяча в кольцо, развивая ловкость и глазомер. Учить использовать в речи разные типы предложений, согласовывая существительные с прилагательными.

Игровая, трудовая

2 скамейки с прорезями и 4 доски, кубики по кол-ву детей, несколько мячей (диаметр 25 см.)

Художественно-эстетическая лепка/аппликация

«Наш веселый хоровод».

Цель: продолжать учить детей вырезать несколько симметричных предметов из бумаги сложенной гармошкой и ещё пополам, дополнять соответствующей одеждой. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений.  Воспитывать смелость, уверенность и инициативность при выполнение работы. Развитие способности к пониманию многозначности слов: козырек, иголка, шляпка

Познавательно-исследовательская, игровая, трудовая.

Бумага А-4 (фон), цветная бумага, карандаш простой, ножницы,  ластик, клей карандаш.

Среда

Логопедическое занятие (звукопроизн.)

Художественно-эстетическая  (рисование) + речевая (ознакомление с художественной литературой) (интегр.)

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; Закрепить знания о жанровых особенностях сказки .Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

«Как прекрасен наряд Василисы »

Цель: продолжать учить детей передавать сказочные образы, красоту наряда самостоятельно создавать композиции сказочного характера, развивать эстетическое восприятие, совершенствовать технику рисования. Развитие словаря признаков, упражнять в словесном анализе образца (составление описательных фраз).    

Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская. Музыкально-художественная, трудовая

Видеофрагмент сказки

Карточки с пословицами

Краски

Кисти гуашевые

Карандаш простой, фломастеры цветные, бумага, для рисования.

Физическая область (физкультура на улице)

« Сто одежек и все без застежек».

Цель: продолжать учить детей передвижению на лыжах скользящим шагом; повторить игровые упражнения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда» (одежда, комбинезон, куртка, пальто, брюки, рукав, воротник, капюшон и т.д.).

Игровая, трудовая

Лыжи на полгруппы детей, 3 санок, 4 флажка, 8-10 кеглей.

Четверг

Логопедическое занятие (лексико-грамматич.)

Художественно-эстетическая (музыка)

2 половина дня

Ритмическая мозаика

Пятница

Логопедическое занятие (связная речь)

 

Физическая область (физкультура)

« Пернатые, мохнатые, чешуйчатые».

Цель: разучить с детьми ходьбу и бег между расставленными предметами; продолжать формировать устойчивое равновесие при ходьбе по наклонной доске; упражнять в прыжках с ноги на ногу и забрасывании мяча в кольцо, развивая ловкость и глазомер.

Учить группировать, классифицировать предметы, понимать значение обобщающих слов.

Игровая, трудовая, музыкально-художественная

2 скамейки, 2 стойки, несколько мячей, кубики ( по 2 на каждого ребенка).

ТЕМА: «Как рубашка в поле выросла» (одежда)  18 неделя

 Образовательная

область

формы проведения,

Тематическое содержание

 

   Физическая

 *Психогимнастика « Мы-портные» – развивать воображение, выразительность движений, формировать психоэмоциональную комфортность.

стр.59.тематические дни и недели в детском саду Е.А.Алябьева книга 3  

 *Логоритмика «Веселая прогулка» Продолжать учить выразительному чтению стихотворений и ритмичному выполнению движений в соответствии с текстом, формировать культуру внешнего вида.

 *Гимнастика с рифмованным текстом «Веселая зарядка» стр.167.тематические дни и недели в детском саду Е.А.Алябьева книга 3  развитие координации движения, концентрации и устойчивости внимания, формирование положительного эмоционального настроя.

*Пластический этюд» стр.69 тематические дни и недели в детском саду Е.А.Алябьева книга 3  развивать кинестетическую и вербальную память, моторное воображение, речь.

 *Решение проблемной ситуации «Как правильно одеваться в холодную погоду». Из цикла «Уроки доктора Пилюлькина» Содействовать расширению знаний и представлений о здоровье и взаимозависимости хорошего самочувствия от правильно выбранной одежды .

* Интерактивная игра-путешествие «От шкуры до фрака» Посредством эмоционально-образного перевоплощения совершенствовать знания об эволюции одежды, причинах ее появления, видовой классификации.

 *Игры-эстафеты «Кто быстрее оденет куклу» Упражнять в беге, развивать быстроту реакции, умение следовать правилам эстафеты; воспитывать командный дух и волевые усилия.

Чтение сказки «История-загадка» продолжать знакомить детей с сезонным назначением одежды и обуви для здоровья человека, воспитывать заботливое отношение к собственному здоровью.

 

 Социально-коммуникативная область

 

   

*Вечер загадок: «Предметы бывают разные: опасные и безопасные», совершенствовать знания о предметах, необходимых при пошиве и починке одежды. Совершенствовать представления о правилах безопасного пользования ими в быту и возможных неблагополучных последствиях в случае нарушения этих правил.

* Составление рассказов об опасных предметах/ножницы, нож, игла и т.д./. Продолжать учить соблюдать меры безопасности в быту, при обращении с острыми предметами, хрупкими вещами, электрическими приборами, оборудованием. Н.С.Голицына «ОБЖ для старших дошкольников» стр. 73

 *Составление плана-схемы «Маршрут до магазина одежды» Содействовать прочному усвоению правил поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, при  переходе дороги.

*Дидактическая игра «У нас порядок» Формировать знания о том, что для удобства и безопасности все предметы необходимо убирать на место, закреплять представления о правилах безопасного поведения в быту, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.

 Н.С.Голицына «ОБЖ для старших дошкольников» стр. 79

Самообслуживание:  Конкурс «Неделя юных аккуратистов» Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, чувство ответственности за порученное дело.

Труд в природе: Практикум «Уход за обитателями уголка природы» Обогащать трудовые действия детей новыми формами ухода за растениями и животными, продолжать учить определять необходимость ухода, ориентируясь на значимые признаки. Продолжать учить находить соответствующий деятельности вид одежды, производя словесную классификацию.

Хозяйственно-бытовой труд:/коллективный/

«Генеральная уборка в гардеробной кукол» Учить детей выступать организаторами общей работы, намечать план действий, самостоятельно готовить необходимые средства и оборудования для своей трудовой деятельности, а так же приводить ее в порядок и убирать после выполнения задания на место, продолжать развивать конструктивные способы трудового взаимодействия.

Ручной труд: «Платье мы починим сами». Приобщать детей к элементарным видом ремонта кукольной одежды/пришивание пуговицы/, совершенствовать навыки работы с иголкой, закреплять знания о безопасности при пользовании острыми предметами в процессе работы.

Интерактивная игра-путешествие «От шкуры до фрака» В познавательной коллективно-игровой деятельности знания об эволюции одежды и ее классификационной принадлежности.

Словесно-дидактические  игры:  «Одежда и профессия», «Гардероб куклы», «Одень куклу по сезону» стр.75-78  тематические дни и недели в детском саду Е.А.Алябьева книга 3. Знания о взаимозависимости профессии и спец. Одежды, продолжать учить сравнивать ее с повседневной, уметь подбирать одежду к представителю определенной профессии, развивать способность высказывать суждения и делать простейшие умозаключения, формировать уважение к труду взрослых.

Дидактическое упражнение: « Из чего изготовлены ткани», «Найди причину…» Дать понятие о видах ткани/натуральные, искусственные/, их отличительных особенностях, представление о технологии их изготовления и качестве материала.

Кодировка  произведения «Как рубашка в поле выросла». Обогащать представления о процессе получения одежды из натуральных тканей как идеальном конечном продукте. Учить с помощью символов обозначать последовательность сюжетной линии. Развивать коммуникативные умения и социальные навыки.

Подвижные игры-соревнования: « Одень манекен», «Бег в галошах», «Наряди пугало», «Армейская тренировка», « Беретки и платочки», Футбол, Элементы волейбола.  Формировать умения осознанно использовать приобретённые двигательные навыки в различных условиях подвижной деятельности. Продолжать целенаправленно развивать физические качества, способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

 

   Речевая область

Дидактическая игра «Определи фактуру ткани», «Найди все шляпки», Продолжать учить подбирать материал к одежде по сезону, объяснять свой выбор, называя ткань и изделие, которое из нее будут шить, формировать интерес к профессии портного, уважение к результатам его труда.

Беседы- рассуждения … «Что будет, если…», Уметь выстраивать цепь событий, развивать внимание, воображение, логическое мышление; формировать осознанное отношение к использованию человеком одежды.

Конкурс  шляпных модниц Совершенствовать знания о назначении шляп, умение словесно представить их, характеризовать по существенным признакам, поддерживать интерес к модельному искусству.

Сюжетно- ролевые  игры: «Ателье », «Семья», «Прачечная» усложнять игру путем увеличения числа участников, сочетания нескольких сюжетов; способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений, развивать децентрацию, умение считаться с интересами товарищей.

Словесные игры «Звонок в ателье» Развивать диалогическую речь посредством обогащения знаний о работниках ателье в роли заказчика и работника, формировать культуру общения по телефону, расширение социального опыта, интереса к играм.

Игра-драматизация по сюжету сказки «Золушка»/Собираемся на бал/ учить подбирать соответствующую одежду, обувь и аксессуары для бала, продолжать развивать классификационные возможности.

 

   Познание

Сенсорные игры: 

«Подбери украшения к платью», «Определи на ощупь», «найди половинку», «Подбери обувь по размеру», «Чья перчатка»  Развитие основных сенсорных модальностей, умения ориентироваться в деятельности на ведущие признаки.

Формирование целостной картины мира:

Видеопрезентация « Как рубашка в магазине оказалась» Актуализировать и систематизировать знания детей о создания одежды и профессиях, задействованных в ее получении.

 Исторический экскурс «Просмотр журналов мод разных лет»  Учить сравнивать одежду с позиции ее исторического прошлого и настоящего, учить сравнивать , формировать интерес к истории создания одежды. Развивать произвольность внимания.

Семейный конкурс «Показ мод нарядной одежды»  Способствовать тематическому взаимодействию детей со значимыми взрослыми, продолжать учить представлять свою работу, развивать воображение, артистизм, речь, эстетический вкус, чувство меры.

Отгадывание загадок об одежде. Продолжать учить отгадывать загадки, выделяя отличительные признаки. Развивать логическое мышление/функции анализа и синтеза./

Разучивание потешек, чистоговорок, песенок, поговорок. Закрепить знания о малых литературных формах по теме, уметь использовать их в играх, быту, общении. Развивать мимические реакции, формировать интерес к народному творчеству.

Конструирование из лего-конструктора: « Комод для кукол», « Гардероб»  Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, оптико-пространственные представления, фантазию. Развивать способность к  конструированию по замыслу.

 ФЕМП: «Найди загаданное платье», « В чем Незнайка на луну полетел»,  «Ревизия магазина одежды», юбочки, штанишки»  Продолжать учить решать математические задачи в пределах первого десятка, изменять объект по схеме-коду, отгадывать объект путем сужения поля поиска.

Поисково-исследовательская деятельность: «Покраска ткани» Выделение структуры ткани, свойства ,формирование представлений о возможности цветового изменения ткани.

Наблюдение:

 –за трудом продавца одежды. Учить анализировать действия людей данной профессии, анализировать специфику их деятельности, описывать трудовые действия и условия труда. Введение в лексику слов, обозначающих трудовые действия продавца одежды.

-за одеждой людей- Расширять представление  о сезонных особенностях одежды, о взаимосвязи вида одежды и температуры воздуха. 

-за дождем. Обратить внимание на характер дождя /затяжной, моросящий, переходящий в снег/, сравнивать ноябрьский снег с летним дождем, прогнозировать условия образования мокрого снега. 

Художественно-эстетическая область

Дидактическая игра: «Наряди Катю».  Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая группа) стр.36.

Цель. Развивать у детей цветовое восприятие – умение различать до пяти оттенков одного цвета.

Дидактическая игра: «Оденем кукол на прогулку». Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая группа) стр.36.

Цель. Упражнять детей в нахождении оттенков темнее или светлее данного цвета; учить рассказывать об одежде кукол, используя в речи предложения, например: «Шапочка на Маше темнее, а сапожки светлее чем пальто».

Игровое упражнение: «Что можно вырезать из бумаги, сложенной вдвое». Вырезывание одежды для бумажных кукол. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»(старшая группа) стр.144.

Цель. Формировать у детей умение различать симметричные и асимметричные предметы, представление о том, что одни и те же предметы могут выглядеть по разному в зависимости от того, как они расположены по отношению к зрителю; упражнять детей в вырезывании одежды симметричным способом для картонных кукол; учить изготавливать выкройки по картонным лекалам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Как рубашка в поле выросла"

Нас окружает множество нужных и полезных вещей. Откуда они беруться, как и из чего из делают. Это занятие посвящено одежде, а именно одежде сшитой из льняной ткани. Это занятие-исследование. Дети выяс...

Проект "Как рубашка в поле выросла"

материал по познавательному развитию для детей дошкольного возраста...

План-конспект занятия ознакомления с окружающим «Как рубашка в поле выросла»

Обучающие задачиРазвивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.Закреплять представления о быте, культуре люд...

НОД Тема: "Как рубашка в поле выросла"

Конспект беседы по трудовому воспитанию детей ...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Как рубашка в поле выросла!"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по познавательному развитию детей подготовительной группы. Цель: расширить представления детей о быте и традициях русского народа; обобщить предст...

Презентация «Как делают одежду?» и рассказ (переделан для малышей) К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла?»

Презентация с картинками к рассказу и последовательный алгоритм происхождения одежды из семечка до рубашки. И рассказ переделанный для понимания детьми 3-7 лет...