НОД Тема: "Как рубашка в поле выросла"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: "Как рубашка в поле выросла"
Конспект беседы по трудовому воспитанию детей
Составитель:
Шмакова Я.О
2018
Программное содержание:
Цель: воспитание уважения к труду людей через чтение художественной литературы.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать в детях любовь к труду, терпение, аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к тому, что создано руками человека;
- воспитывать чувства благодарности.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему, к русским традициям;
- развивать умение детей пользоваться, как краткой, так и полной формой ответа;
- развивать способность к анализу, самооценке.
- развивать связную речь.
Образовательные:
- познакомить детей с произведением К. А. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
- дать представление детям о работе в крестьянском быту (сельскохозяйственные работы, рукоделие);
- расширять представления о значимости труда взрослых.
Предварительная работа: беседы о старинной одежде, рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в быту, посещение краеведческого музея.
Словарная работа: веретено, прялка, кросна, кудель, полотно, лен, мялка, нить, прясть, рубаха, ткать, ткачество, трепало, челнок, холст.
Материал: льняная рубашка; семена льна в мешочке; книга К. А. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», иллюстрации к ней.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые вас и не узнать. А что на вас одето?
Дети: Одежда (хором)
Воспитатель: А где берут одежду?
Дети: Одежду покупают в магазине.
Воспитатель: А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла. Хотите узнать, как она росла? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена, когда еще не было магазинов. Вы хотите узнать, почему так говорили?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте послушаем произведение Константина Дмитриевича Ушинского, которое называется «Как рубашка в поле выросла».
Воспитатель читает детям рассказ, объясняя незнакомые слова.
Воспитатель: Ребята, о ком говорится в рассказе?
Дети: В рассказе говорится о девочке Тане, ее папе, маме, сестрах и братике.
Воспитатель: А что она делала?
Дети: Девочка Таня увидела, как папа сажает зернышки и спросила, что он делает. А папа сказал, что сажает рубашку для нее и братика.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А что же было дальше?
Дети: А дальше рассказывается, как из зернышка получилась целая рубаха.
Воспитатель: А можно ли сказать, что это произведение о труде?
Дети: Да.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Потому что все трудятся: папа, мама и даже дети.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Папа сажал зерна, мама и сестры пололи лен и когда он созрел, они его выдернули. Потом сушили, потом замачивали в речке. Потом опять сушили и колотили его. Потом чесали гребнем и делали нитки, а из ниток делали ткань. Эту ткань зимой морозили на снегу, а летом грели на солнышке. А когда опять пришла зима из этой ткани шили рубашки.
Воспитатель: Ребята, вы все правильно запомнили. Вот видите, как много должно пройти времени, чтобы из зернышка получилась рубаха.
Дети: Да. Два года.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как семья Тани делала всю эту работу?
Дети: Ловко, аккуратно, терпеливо, добросовестно, качественно.
Воспитатель: Правильно. Так какие же они были? Какими хорошими качествами мы можем их охарактеризовать?
Дети: добрые, трудолюбивые, заботливые, старательные.
Воспитатель: А как вы думаете они достойны уважения?
Дети: Конечно!
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Потому что они сделали большую работу и у них получились рубашки. Потому что нужно уважать труд взрослых. Потому что раньше не продавали одежду, а они сами сделали.
Воспитатель: Правильно, любой труд достоин уважения, тем более такой долгий и упорный. Такие трудовые действия имели важное значение для Тани и ее семьи, потому что в те давние времена люди не могли купить все то, что им необходимо в магазине, ведь магазинов у них не было. Поэтому им приходилось все делать своими руками, а это требовало много времени, терпения, усилий. Но зато они получали очень красивую и качественную вещь. Вы согласны со мной, ребята?
Дети: Конечно!
Воспитатель: А что потом стало с этими замечательными рубашками?
Дети: Их подарили на Рождество Тане и ее братику.
Воспитатель: Как вы думаете, Таня и ее братик обрадовались таким подаркам?
Дети: Да.
Воспитатель: А я думаю, что они не просто обрадовались, а еще были очень благодарны за заботу, внимание и труд взрослых.
Наверное, вся семья Тани встречала рождество в новых рубашках, ведь так усердно они потрудились!
Мы с вами тоже хорошо потрудились, узнали много нового интересного и заслужили отдых. Давайте поиграем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Как рубашка в поле выросла"
Нас окружает множество нужных и полезных вещей. Откуда они беруться, как и из чего из делают. Это занятие посвящено одежде, а именно одежде сшитой из льняной ткани. Это занятие-исследование. Дети выяс...
Проект "Как рубашка в поле выросла"
материал по познавательному развитию для детей дошкольного возраста...
План-конспект занятия ознакомления с окружающим «Как рубашка в поле выросла»
Обучающие задачиРазвивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.Закреплять представления о быте, культуре люд...
"Как рубашка в поле выросла"
Уважаемые коллеги!!! Данный материал поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста с особенностями изготовления русской народной одежды....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Как рубашка в поле выросла!"
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по познавательному развитию детей подготовительной группы. Цель: расширить представления детей о быте и традициях русского народа; обобщить предст...
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Как рубашка в поле выросла» (одежда) 18 неделя
знакомить детей с тем, из чего, из каких тканей шьют одежду, как делают ткани, учить детей понимать связь между ситуацией и своим поведением, быть опрятными и аккуратными, знакомить с традиционным нар...
- Мне нравится (1)