Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Что такое вулкан?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vulkan.docx | 515.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет
познавательно-исследовательского типа
(интегрированное)
«Вулканы»
Цель: познакомить детей с природными явлениями –вулканами гейзерами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
- Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
- Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
- Познакомить детей с профессией «вулканолог».
- Развивать познавательную активность детей в процесс е выполнения опытов.
- Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Предварительная работа:
- Чтение детских энциклопедий
- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- Беседы о видах вулканов.
- Изготовление макета вулкана.
Материалы и оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийная установка
- Картины с изображением вулканов.
- Видео урок «Вулканы и гейзеры» (Бибигон)
- Смесь для изготовления извержения вулкана (2 ч.л. соды, 100 мл уксусной воды, красная акварельная краска).
- Листы бумаги, цветные мелки, краски, карандаши.
Ход мероприятия
1-я часть
Воспитатель: Ребята, а не хотите ли поучаствовать сегодня в исследовании, и стать настоящими исследователями или даже «вулканологами»? Предлагаю вам отгадать загадки и тогда мы сразу поймем, о чем будем сегодня говорить.
«Я плююсь огнем и лавой,
Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Снежная гора
Вверху – дыра,
Внутри – жара!
Иногда пускает лаву,
На нее не найти управу! ( Вулкан)
Воспитатель: Как вы думайте, о чем пойдет сегодня речь?
Дети: О вулканах.
Воспитатель: Как вы думайте, что такое вулкан?
Дети: предположения детей.
Воспитатель: Предлагаю посмотреть увлекательное видео, что бы уточнить наши предположения о том, что же такое вулкан.
Воспитатель: Вулкан это огнедышащая гора, на что похожа гора?
Дети: На конус, на треугольник.
Воспитатель: А что извергает вулкан?
Дети: Из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасывается газы, пепел, раскаленные камни.
Воспитатель: Вот послушайте легенду о древнем боге Вулкан: В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест — огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.
Воспитатель: Ребята, а что такое извержение вулкана?
Предположения детей
Воспитатель: Вот посмотрите, что происходит при извержении. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую тем. До 1000гр. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. А кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое, используется человеком. Что выходит из вулкана?
Дети: Пепел, вылетают камни.
Воспитатель: Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок. (Показать черный песок на сдлайде). Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов?
Дети: вулканологи
Воспитатель: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?
Дети: Для изучения вулканов.
Воспитатель: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия?
Дети: Да (нет).
Воспитатель: Конечно же это очень важная профессия. Они следят за вулканами, предупреждают людей о их состоянии, о том какой вулкан проснулся или наоборот уснул, какой потух, а какой представляет опасность. Эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение.
2-я часть
Воспитатель: А сейчас перейдем к монитору и посмотрим какие бывают вулканы: Какие бывают вулканы?
Ответы детей
Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.
Потухшие- не извергающие лаву.
Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
Вулкан, при извержении, образует много пепла, выбрасывают много вулканических камней.
Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка. А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы? Приносят ли пользу вулканы?
Дети: Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана.
Там плодородная почва. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.
Проведение физкультминутки.
3-я часть
В: Но сегодня мы исследователи, и забыли про самое главное, не хотите ли оживить вулкан? А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан. И для начала вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов:
- Внимательно слушать и ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
Делаем опыт.
В: Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его разбудим. Будем изготавливать лаву. Только нужно все проводить со взрослыми. Заливаем смесь для вулкана, и посмотрим что получиться.
Далее берем смесь для гейзера и проводим опыт. После проведения опытов подводим итог чем схожи и чем отличаются вулкан и гейзер.
4-я часть
В: Я предлагаю пройти в нашу картинную галерею и вспомнить, какие бывают вулканы, а пока вы рассматривайте вулканы я прочту, прочту стихотворение про вулкан.
Вулканы начали "вулкать" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.
Предлагаю вам нарисовать свои вулканы. А потом мы их рассмотрим, и вы расскажите, какой у кого получился вулкан.
Дети рисуют вулканы. Рисунки вывешиваются на доске, и дети кратко рассказывают про свой вулкан.
В итоге мероприятия воспитатель интересуется у детей, какой момент мероприятия им больше всего понравился и почему.
Вулкан Ключевской (Ключевская сопка) –
чудо России!
Вулкан Ключевская сопка - высшая точка Камчатского полуострова, самый высокий действующий вулкан Евразии, один из самых высоких и активных вулканов мира.
Этот вулкан очень молод – ему не более 7000 лет, поэтому он очень активен: извержения происходят обычно раз в 5-6 лет. Потом вулкан «отдыхает» недолго. Всего за 270 лет наблюдений здесь произошло более 50 сильных извержений.
Последнее сильное извержение Ключевской сопки наблюдалось зимой-весной 2005 года. Тогда гигант выбрасывал тучи пепла из кратера, расположенного на вершине.
Высота выбросов вулканических бомб диаметром до десяти метров достигала одного километра. Со склонов спускались потоки раскаленной лавы - зрелище удивительное.
Гигантский конус Ключевского вместе с основанием поднимается на высоту 4850 м.
Красивый, ровный и симметричный конус этого слоистого вулкана формировался тысячелетия и продолжает увеличиваться после каждого извержения.
Крутизна склонов Ключевской сопки - 32-33 градуса, то есть про вулкан можно сказать, что «он достаточно крут» в прямом смысле слова. Диаметр основания - около 15 километров, а кратер имеет диаметр 600 метров.
Глубина его кратера около 500 метров. Кратер периодически заполняется лавой и шлаками, а затем вновь освобождается взрывами от этого материала – это и называют извержениями.
В статье использованы фотографии Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного Отделения Российской Академии Наук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...
Презентация по опытно - экспериментальной деятельности "Что такое вода?" для старшей группы
Презентация по опытно - экспериментальной деятельности "Что такое вода?" для старшей группы...
Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Что такое воздух?»
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Что такое стекло?"
Опытно-экспериментальная деятельность...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Что такое ветер?» для детей подготовительной группы.
Цель: дать представления о свойствах ветра.Задачи:- развивать речь детей, активизировать их словарь; - формировать представления о ветре и его свойстве, - расширять представления о взаимосвя...
Проект по опытно –экспериментальной деятельности : «Что такое лед ?Что такое снег?»
Для всестороннего развития личности ребенка важно с детских лет знакомить его с поисково-познавательной деятельностью.Прекрасным временем года для этого является – зима. С ее приходом температур...