"Путешествие в экологию"
консультация по окружающему миру

Исакова Нина Ивановна

Семинар-практикум для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_puteshestvie_v_ekologiyu.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей
«Путешествие в экологию»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства и творческий потенциал педагогов в сфере экологического образования. Задачи. 1. Уточнить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); 2. Выявить умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности; 3. Развивать познавательный интерес у педагогов; 4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума. 1. Вступительное слово для педагогов. 2. Визитная карточка команд. 3.  Разминка. 4. Игра – задание 5. Решение педагогических ситуаций 6. Игра. 7. Творческое задание. 8. Практическая часть.  9.Итоги.

Ход семинара.

Воспитатели входят и делятся на  2 команды (используют цветные  резинки)

1.Вступительное слово.

 Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему «Любовь к природе». Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней — одна из главных задач воспитателей и родителей. Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

 Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

 2.Визитная карточка команд.

Ведущий: - Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 2 минут посовещаться и придумать название команде и представить ее.

3.Разминка.

Ведущий: Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе. Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Третья задача – формирование у детей любви к природе. Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде, на обдумывание 1-2 минуты.

  1. И так, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов).

( «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой». )

  1. Дайте определение, что такое экологическое воспитание дошкольников?

(Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

  1. Почему на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста?

(Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

  1. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

(Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой)

  1. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями? (В работе с родителями по экологическому воспитанию я использую как традиционные формы (консультации, беседы, проведение выставок поделок из природного материала, конкурсы рисунков, стенгазет, совместное озеленение территории детского сада, раздача красочных буклетов), так и нетрадиционные - это развлечения, КВН, деловые игры, анкетирование, экскурсии)

  1. Назовите элементы предметно – пространственной среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях; экологические коллекции и мини-музеи;  паспорта растений и т.п.)

  1. Что должно быть в уголке природы? (Растения, инвентарь по уходу за растениями, песок, камни, шишки, семена, календарь природы; иллюстрации, детские рисунки, игры экологические, оборудование для экспериментов и опытов…) Какая сезонная работа предполагается весной? (посадка растений и наблюдение за веточками деревьев)

  1. Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные.). Каким является основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  (Наблюдение.)

  1. Особенности мини-музея (общедоступность, вариативность, деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний в свободной форме, совместной деятельности и самостоятельно)

  1. Какие области затрагивает мини-музей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).

4. Игра-задание.

Перед вами на столах расположены карточки с заданием, попробуйте расставить по значимости, приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

 1. Наличие как можно большего числа видов растений  

2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

3. Обеспечение комфортных условий для растений ухода за ними;

4. Безопасность (отсутствие опасных видов растений);

5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями.

6. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

(4, 3, 1, 2, 5, 6)  

5. Решение педагогических ситуаций.

Ведущий: Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

  1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».  Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

(Ребенка не научили любить все живое. Нужно показать и рассказать что мир вокруг нас такой красивый, удивительный, неповторимый…..)

2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?  Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

(Детям никто не  объяснял что природу нужно беречь, растения тоже живые существа. Можно  подойти  и  в ненавязчиво  намекнуть  чем заняты дети).

6.Игра.

Ведущий: А сейчас Вашему вниманию предлагается поиграть. Шуточная игра «Концовки обманки».  Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

 1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

 7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

 10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

 11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

 

7.Творческое задание.

 Ведущий: - Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

 1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Готовь сани летом, а телегу зимой

. 3.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  4..Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

9.Практическая часть (по мини-музею)

Используя  принцип системного оператора рассказать о предмете на картинке (лиса, береза)

Принцип системного оператора

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то – для чего-то

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то часть чего-то,

Чем-то было раньше Что-то.

Чем-то  будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Все нейтральное у Что-то

Делает свое чего-то.

Что-то ты теперь возьми

На экранах рассмотри.

(И в музее рассмотри)

Заключение.

Ведущий. А сейчас я хочу рассказать вам одну легенду  об одном цветке. Она пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка (желтого тюльпана) было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) только тем, кто испытывает счастье. Ещё об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Мы сами любим природу и  воспитываем у детей гуманное отношение к ней.

Ведущий: - На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти информацию об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе.  Для дружбы, для улыбок и для встреч. В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь и землю удивительную эту.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

«Путешествие в экологию»

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе...

НОД "Путешествие маленьких экологов"

Природа, экология, нужно беречь....

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие по экологии с элементами математики"

Путешествие  по  экологии с элементами математики (Старшая группа). Цель :Закрепить знания детей о многообразии природных объектов, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Продолжать фор...

Конспект Мастер-класс «Путешествие в экологию»

Конспект  Мастер-класс  «Путешествие  в  экологию»...

"Путешествие в экологию"

Семинар - практикум для педагогов "Путешествие в экологию"...

Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"

Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....