Сценарий экологического праздника «Весенняя трель»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического
направления развития воспитанников № 13
с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Сценарий экологического праздника
«Весенняя трель»
(для детей старшего дошкольного возраста)
МКДОУ детский сад №13 с. Арзгир
Воспитатель : Голяк Светлана Васильевна
Апрель, 2024г.
Сценарий экологического праздника: « Весенняя трель».
По образовательной области « Познавательное развитие» (Экология)
Автор : Голяк Светлана Васильевна Воспитатель
МКДОУ д/с №13 с. Арзгир.
Группа: Старшая, подготовительная
Возраст детей: 5-6 лет.
Время проведения: апрель 2024г
Участники праздника: дети, педагоги.
Продолжительность праздника: 40 мин.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»,
« Познавательное развитие», « Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Обучающие:
Продолжать закреплять знания детей о природе;
обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;
развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей;
закрепить умение выразительно читать стихотворения;
учить понимать образный смысл загадок.
Развивающие:
развивать интерес к жизни пернатых;
развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
развивать речь детей, обогащать их словарь;
развивать связную речь;
Воспитывающие:
воспитывать чувство любви к родной природе;
воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
воспитывать любознательность, сочувствие;
используя фольклор, воспитывать любовь к песенкам, закличкам, частушкам.
Оборудование для педагога и детей: Атрибуты к игре: «Кто красивый построит скворечник», лужи, магнитная доска, аудиозапись со звуками природы, маски птиц, солнышко, снежинка, птицы бумажные на каждого ребёнка.
Ход праздника:
1Вводная часть( мотивационный, подготовительный этап)
Вос-ль: Светает рано по утрам
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?... (весна)
2. Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Вос-ль: После холодной зимы пришла к нам снова весна.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы весну встречать, первых птиц в гости ждать. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте это проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки.
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- что в небе легкое, белое, пушистое? (облака)
- что весной бежит, журчит, поет? (ручьи)
- что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
- весной он тает, оседает, плачет? (снеговик)
- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
весной она капает, звенит, поет? (капель)
- что весной греет, светит, припекает? (солнышко)
Вос-ль: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. А вы, рады весеннему солнышку?
Стало теплее, стало светлее и веселее. Давайте наш праздник начинать, да гостей поджидать.
Ребята, представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.
Опустилось на землю тихое: "Ау!"
На неведомом суку вздрогнуло: "Ку-Ку!"
Застучало по стволам: "Тук-Тук!"
Лес встает навстречу нам: "Кто там?"
Давайте с вами послушаем звуки и голоса весеннего леса.
Дети прослушивают музыкальную запись "Голоса природы", потом рассказывают, что они услышали.
Вос-ль: Ой, ребята, прислушайтесь. Кажется, к нам летит первый гость. Интересно, кто же это?
Появляется ребенок старшей группы в костюме грача.
Грач: Вот я – грач,Проворный, черный,
Кричу: "Крак! Крак!" Всем червякам - враг!
Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.
Вы знаете есть даже такая примета:
"Если грач на горе, то весна на дворе" а еще говорят: " Увидел грача - весну встречай".
Ребята, хотите полетать вместе со мной? Выходите, детки, на лужок и быстрее делайте кружок.
Дети выходят в центр зала и становятся в круг.
Воспитатель: Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: "Летят, летят". Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает из игры. А грач будет следить, кто ошибся.
Проводится игра "Грачи летят".
Дети становятся в круг, грач ходит внутри круга и произносит свои слов а:
Грачи летят, на всю Русь трубят:
"Чу - чу- чу - мы несем весну!" "Гу-гу-гу - не догнать никому!"
"Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.
Пчелы летят, гудят, бурчат: Жу-жу-жу - медову несем сыту"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
Поросята летят, полосаты визжат: "Хрю-хрю-хрю - надело нам в хлеву!
Если кто-то из детей ошибается и машет руками, то грач говорит:
" Кто ошибся? Помните уговор - за ошибку из игры долой. Садитесь и на нас смотрите-уму-разуму учитесь! Игра продолжается.
Синицы летят, на всю Русь кричат: "Дзю-дзю-дзю - не поймать никому!"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками. Комары летят, кричат, пищат:
"Ду-ду-ду - не уйти никому!" "Летят! Летят!" - отвечают дети и машут рукаими.
Медведи летят, толстопяты рычат: "Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!"
Грач: Кто ошибся, сидит на местах, а кто все правильно делал тот и выиграл.
Вос-ль: Понравилась, грач, твоя игра детям, Оставайся на нашем празднике, будем вместе весну встречать.
Вос-ль: Ребята, а к нам еще гость летит, торопится.
Появляется ребенок в костюме скворца.
Скворец: Я скворец! Веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке. К вам весной прилетаю,
Сразу домик оживаю. Вы узнали меня?
Вос-ль: Да, скворец, ребята узнали тебя. Они даже знают про тебя стихотворение. Вот послушай.
Ребенок: А у нас в саду жилец - Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел Оттого что он запел.
С солнцем скворушка встает, Ест жуков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень, Распевает целый день.
Скворец: С юга скворушки летят В новом доме жить хотят.
Все ли здесь для нас готово? Где бы нам сейчас присесть?
Где попить и где поесть?
Вос -ль: Ребята, а как называется домик скворца?
Давайте поможем скворушке, построим для него скворечник.
Игра "Кто красивый построит скворечник"
(дети из геометрических фигур строят скворечники).
Скворец (рассмотрев скворечники):
Ой, как здорово!
Вы построили дома-
Не дома, а терема.
Мне они очень нравятся, даже не знаю какой выбрать.
На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте
Я поставлю новый дом,
С круглой дверцей и крыльцом.
Спасибо вам ребята.
А сейчас дети споют весеннюю песенку: «Открывайте шире двери»
Вос-ль: А сейчас мы послушаем стихотворение о следующем нашем госте, точнее гостье.
Ребенок. Травка зеленеет, Солнышко блестит,
Ласточка с весною В сени к нам летит.
С нею солнце краше И весна милей:
Прощебечь с дороги Нам привет скорей.
Вос-ль: Ласточка к нам летит,
А на ее крылышках Весна сидит.
Входит ребенок старшей группы в костюме ласточки.
Я ласточка.
Из Африки в апреле к вам лечу,
Под крышами из глины домик мастерю.
Лечу как самолетик - изящна и легка.
С выемкою хвостик, собой не велика.
Вос-ль: Здравствуй, ласточка, мы рады тебя видеть.
Ласточка: Ребята, я, как и другие птицы, на крыльях весну несу. А знаете ли вы приметы весны.
Вос-ль: Конечно, ласточка, знают. Вот послушай сама.
Дети читают стихотворения.
1 ребенок. Пусть март стоит студеный, И верба не цвела,
Купается ворона - Жди солнца и тепла.
2 ребенок. Грач гнездо чинить решил, Закричал он, заспешил.
Значит скоро холода Нас покинут навсегда.
3 ребенок Птицы в гнездах не галдят. Пчелы в ульях не гудят.
Муравьи закрыли двери. Разбрелись по норам звери.
Не летает стрекоза - Надвигается гроза.
Ласточка: Какие вы молодцы, много весенних примет знаете. А вы слышали, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные.
Вот мы сейчас проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц.
Есть такая игра - "Зимующие и перелетные птицы". Давайте в нее поиграем.
Воспитатель объясняет правила игры, а ласточка раздает птичьи шапочки.
Игра "Зимующие и перелетные птицы"
Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине зала на расстоянии стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:
Птички летают, Зерна собирают.
Маленькие птички, Птички - невелички.
После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у Солнышка, а "зимующие" - у Снежинки.
Вос-ль: Спасибо ласточка за веселую игру. Оставайся и ты у нас на празднике. Ой, ребята, посмотрите, сколько перелетных птиц к нам в гости прилетело. Значит и весна скоро появиться.
Раздается шум, гам. Появляются двое детей старшей группы в костюмах сорок.
1 сорока. - Я веселая сорока.
2 сорока - Я сорока-белобока.
1 сорока - Я летала по лесам,
Побывала тут и там.
2 сорока. - Новость слышала в лесу
На хвосте ее несу.
Вместе - Здесь Весну все ждут,
Интересный праздник тут!
Вос-ль: Так вы, сороки-белобоки, к нам на праздник прилетели.
1сорока: Да, мы на праздник прилетели. Вон у вас, сколько птиц в гостях.
2 сорока: Мы даже специально для вашего праздника частушки приготовили. Хотите споем?
Вос-ль: Ну что ж, с удовольствием послушаем.
Исполняются птичьи частушки.
Сороки вместе: Мы веселые подружки, Мы сороки-стрекотушки!
Пропоем для вас частушки Очень замечательно!
А частушки не простые, Небылицы - золотые.
Слушайте внимательно, Хлопайте старательно!
1сорока: К нам ворона прилетела И на веточку присела.
В синих бусах и косынке - Хороша, как на картинке!
2 сорока: На березе сидит дятел
Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь
Слушает, вздыхает!
1 сорока: Под забором две кукушки
Жарили варенье
А скворцы варенье съели
Просто объеденье!
2 сорока: Филин плохо видит днем,
Потому он с фонарем.
Он однажды простудился-
Теплый шарфик пригодился.
Сороки вместе: мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Вос-ль: Ребята, давайте скажем сорокам спасибо и пригласим их остаться на нашем празднике, а я предлагаю послушать стихотворение о Весне.
Чтение стихотворения Тютчева «Зима не даром злиться"
Вос-ль: Ребята, а когда снег тает, что появляется вместо снега. Правильно, лужи. А чтобы ноги не промочить в луже, мы с вами оденем вот такие калоши. Новые калоши обновить нам нужно. Мы в калошах новых побежим по лужам.
Аттракцион "Кто скорее пробежит по лужам".
Вос-ль: Ребята что-то весна опаздывает на наш праздник. Наверное, где-то в пути задержалась. Видно, много у нее дел, надо снега растопить, землю обогреть. Давайте попросим наших гостей, пернатых друзей, слетать за весной.
Дети обращаются к птицам.
Птички - невелички, летите,
Весну на крыльях нам принесите!
Птицы улетают за Весной.
Раздается музыка и появляется Весна в окружении птиц.
Весна: Вот и я, вот и я,
Здравствуйте, мои друзья!
Я Весна-красна, Всем издали видна.
Ветерок меня ведет, Птицы славят мой приход.
Дети: Здравствуй, Весна-красна! Ты на чем приехала?
Весна: А приехала я на возочке, Приплыла на челночке.
Дети: Весна-красна, что ты нам принесла?
Весна: Принесла я вам здоровье: Первое - коровье,
Второе - овечье, Третье - человечье.
Вос-ль: Пришла Весна, цветы цветут,
Пришла Весна и птицы все поют. Споем и мы для нашей Весны.
Исполняется весенняя песня.
Птицы весело поют,
Зеленеют почки,
Скоро, скоро расцветут
Первые цветочки.
Слышен звонкий шум ручья,
Снег повсюду тает,
Значит, к нам пришла весна,
Это каждый знает!
Вос-ль: А знаешь Весна дети хотят тебя порадовать весёлым танцем « Капельки» ,а ещё для тебя приготовили стихотворение «Весна» И. Токмаковой
Весна: Ну, спасибо, дети, порадовали вы меня.
За ваше старание я хочу подарить вам небольшие сувениры. Это жаворонки. В далекие времена отмечали такой праздник - "Сороки" или по другому "Птичий праздник". В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек (показывает) - жаворонков, пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям "птиц" давали, приговаривали: "жаворонки прилетите - весну принесите". (раздает птичек детям). Я хочу подарить вам не только этих жаворонков, но и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить.
А вы знаете как нужно вести себя с птицами
Д/И: «Правила поведения»
Вос-ль: Ребята, наш праздник подходит к концу. Я вам дарю таких (показывает) птичек-невеличек, эти птички не простые, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется: зернышко-сытая и веселая жизнь, денежка - богатство, пуговка - обновка.
Весна: К сожалению, время пришло расставаться,
Пора мне уходить.
За цветами, травами следить,
Чтоб они росли и распускались,
Всеми соками зелеными наливались.
Чтоб птичьи гнезда появлялись
И птенцы там вылуплялись.
До свидания! До свидания!
3. Заключительная часть ( рефлексионный этап)
Итог : Вос-ль: А я хочу пожелать
Дай Бог тому, кто в нашем дому, Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы вас Господь И житьем, И бытьем, И здоровьицем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического досуга в форме экологической тропинки для детей старшего дошкольного возраста. "Мой адрес не дом и не улица"
Цель:1.Продолжать формировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы.2. Закреплять знания детей о среде обитания живых объектов.3. Направлять поведение и деятельность детей в природ...
Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»
Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....
Сценарий экологического мини - спектакля"Экологический патруль"
Сценарий экологического мини- спектакля для старших дошкольников....
Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»
Путешествие "На экологической тропе"...
Сценарий экологического мини - спектакля «Экологический патруль»
Театрализованная деятельность...
Сценарий экологической акции «Посади дерево » образовательная область: экологическое развитие Тема: «В гостях у Лесовика»
Сценарий экологической акции «Посади дерево »образовательная область: экологическое развитиеТема: «В гостях у Лесовика»...