Занятие в старшей группе "Как жили наши предки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Знакомление детей с традициями русского народа, с его бытом (чем занимались, как отдыхали).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 590.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру
«Как жили наши предки».
Цель: Ознакомление детей с традициями русского народа.
Задачи
Образовательные:
- Расширять представления детей о том, как жили люди на Руси.
- Обогащать словарный запас детей.
- Формировать умение делать выводы на основе размышлений и наблюдений.
Развивающая:
- Развивать речевую активность детей.
- Развивать коммуникативные умения, познавательную активность, мышление, память, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению культуры быта русского народа.
- Воспитывать патриотические чувства и бережное отношение к русским традициям.
Содержание занятия
1. Организационный момент
Педагог (в русском народном костюме): Доброе утро, дорогие ребята! Какое сегодня чудесное утро! Какая красивая осень за окном и солнышко нам весело улыбается! Давайте и мы улыбнемся друг другу и пожелаем доброго утра! (Дети приветствуют друг друга). Ребята, посмотрите, какая необычная одежда сегодня на мне. (Дети перечисляют предметы одежды: сарафан, кофта, платок). Как вы думаете, могут сегодня люди так одеваться? (Ответы детей свидетельствуют о том, что данная одежда несовременна и ее носили в старинные времена). Вот и я приглашаю вас в путешествие в далекое прошлое. Мы узнаем, как люди жили раньше, чем занимались, как отдыхали.
Друзья, вы живете большом современном городе, у вас квартиры в многоэтажных домах. В каждом доме есть холодильник, микроволновая печь, газовая или электрическая плита, и даже электрический чайник. Вы со мной согласны?
Друзья, как, по вашему мнению, жили люди на Руси, когда у них всего этого не было?
(Воспитатель предлагает детям присесть на коврик).
Давайте разбираться, порассуждаем.
Д/и «Где могли жить люди раньше?»
Дети рассматривают иллюстрации (шалаша, замка, палатки, многоэтажного дома, пещеры, избы), и рассуждают, что из этого подходит для людей, живших на Руси много лет назад.
Пещера
Земляные дома.
Таких домов. в которых мы сейчас живем, тогда не было. Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному», это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.
Изба
– этот дом из чего?
- Почему люди строили дома из дерева?
Люди пошли в ближайший лес. Срубили деревья. Из бревен сложили дом и назвали – сруб. Изба сделана из дерева, какая она красивая! Чтобы зимой было тепло, свои избы делали из плотно пригнанных друг к другу бревен, обмазанных глиной.
Палатка
Многоэтажный дом
Замок
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем домики считать.
Дом деревянный,
Домик стеклянный,
Дом из камня сложим,
Цемент нам поможет.
Домик кирпичный –
Супер, отличный.
Выбирай, не спеши,
Все дома хороши.
3.Воспитатель предлагает детям представить, что они заходят в холодный дом.
Этюд «Покажи как»
Ход: Дети имитируют движения, передают мимику, эмоциональное состояние.
-Зашли в дом, а там холодно. На улице снег. Как же согреться?
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
-Печка – матушка, кормилица, говорили раньше. Почему?
-Да, она кормила семью, обогревала дом. А как она кормила?
В ней разводили огонь и готовили еду.
Как, по-вашему, в чем раньше готовили еду?
Мы сейчас заглянем в печку и сами все увидим. Хотите?
Ух ты! Что же это такое? Как называется?
Это горшочек и чугунок. Когда Хозяюшка приготовит щи или кашу, как же ей из печки горшок достать?
У нее есть помощник.
Загадка
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
-Вот он, помощник - ухват, в углу стоит.
Игровое упражнение «Не урони горшок».
Ход: Дети делятся на две команды. Одна команда достает ухватом из печки горшок. Передают ухват другой команде, которая горшок ставит ухватом в печку. Кто выполнил задание, садится на стульчики.
Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлеб, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали.
4.Друзья, чем по вашему, занимались люди долгими зимними вечерами?
Основное их занятие было – рукоделие. Это значит - руками делали, то есть ручной труд. Женщины пряли пряжу, из ниток вязали теплую одежду. . Ребята, посмотрите, какая на мне одежда. Кто знает, как она называется? Это сарафан - русская народная женская одежда, безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. А что у меня на голове? (Ответы детей: платок, шаль.)
Педагог поясняет, что шаль – это большой платок любой формы, которую обычно носили зимой, для тепла.
Кто знает, что обували наши предки? Что такое лапти? Это обувь из липового лыка, сдираемое с молодых липок. А какую обувь мы носим сейчас? (Ответы детей)
В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди делали одежду своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов.
Ребята, мне нужна ваша помощь. Котенок размотал все мои клубочки. Пожалуйста, помогите смотать.
Игровое упражнение «Смотай клубок»
Ход: - Дети выбирают себе клубочек понравившегося цвета. Берут клубок в одну руку, а нитку в другую. Нитку наматывают на клубок, т.е. рука в которой нитка вращается вокруг клубочка.
-Спасибо, мои помощники.
В избе стоял стол, за которым вечерами собиралась вся большая семья. Ели и пили из деревянной и глиняной посуды. У наших предков самыми ценными продуктами были хлеб да каша. Хозяин сидел во главе стола, наделял каждого куском хлеба, который соединял всех. Хозяйка ставила на середину стола деревянную глубокую чашу – одну на всю семью. За столом нужно было вести себя тихо. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошёл почётный гость. После обеда стол накрывали чистой скатертью, ставили хлеб и соль. А уходя из дома, они не запирали дверей, на случай если зайдёт странник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "как наши предки выращивали хлеб" .
. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа....
Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"
Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"...
Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "
Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...
конспект открытого занятия Как жили наши предки
Конспект формирует знания детей о жизни наших предков....
Открытое занятие на тему: "Как жили наши предки"
Технологическая карта на якутком языке открытого занятия на тему: " жизнь наших предки"Цель: Ознакомление с жизнью наших предков...
Открытое занятие на тему: "Как жили наши предки"
Технологическая карта на якутком языке открытого занятия на тему: " жизнь наших предки"Цель: Ознакомление с жизнью наших предков...