Конспекты НОД по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Конспекты НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimenty.docx | 222.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность
в младшей группе
Конспекты НОД
Подготовила:
воспитатель Гончарова А.М.
2024г.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
« Путешествие с капелькой»
Цель: Формировать представление о свойствах воды.
Задачи:
- Знакомить детей со свойствами воды (не имеет цвета, вкуса и запаха).
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования методом сравнения.
- Активизировать словарь детей (бесцветная, безвкусная).
- Воспитывать аккуратность в работе в процессе экспериментирования.
Материал к занятиям: капли воды, изготовленные из бумаги; схемы – символы, обозначающие свойства воды; стаканчики с водой и трубочки для коктейля (по количеству детей), пипетки с жидким мылом, стакан с молоком, сахар, соль.
Ход занятия
Воспитатель:
Ой, ребята, что сегодня утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает картинку капельки)
Говорит, мне чудо гостья,
Вот любуюсь свысока,
Нравится мне ваша Земля,
Голубая и большая.
Ребята, капелька загадала нам загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя вам без …. (Воды)
Воспитатель: - Правильно без воды, значит, о чём мы сегодня будем говорить? (о воде).
А что такое вода? (ответы детей).
А пришла капелька к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе. Только найти их не смогла. Ребята, давайте покажем Капельке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
Дети в группе находят капельку в уголке природы: возле растений. Цветы надо поливать, без воды завянут, им нужна вода.
Около раковины (мойки) находят капельку: помощнику воспитателя нужна вода, чтобы мыть посуду.
В игровом уголке находят капельку, вода нужна, чтобы мыть игрушки.
У стола, на котором стоит графин с водой находят капельку, вода нужна, чтобы мы могли её попить.
В умывальной находят капельку, вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо.
Воспитатель: Молодцы ребята.
- Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем, с ребятами их беречь.
Воспитатель: Ребята, а какая вода бывает, вы знаете её свойства? Сегодня мы узнаем свойства воды.
Опыт №1: «Вода – жидкость»
Один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаем воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: Вода – это жидкость (повесить символ на доску).
Опыт №2 «Вода прозрачная»
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика дети кидают монетки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна монетка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна монетка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Вывод: Вода бесцветная, не имеет цвета (повесить символ на доску).
Опыт №3: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха (повесить символ).
Опыт №4 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять трубочку для коктейля и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно, чистая вода не имеет вкуса. Вода безвкусная, не имеет вкуса (повесить символ). А если мы положим в стакан с водой сахар или соль, какой на вкус станет вода? (дети выполняют опыт сами). Дети: Соленая и сладкая.
Воспитатель: Ребята, проделав наши опыты, мы с вами узнали, какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода не имеет цвета, не имеет вкуса и запаха, имеет свойство текучесть. Молодцы ребята!
Опыт № 5. Этот опыт называется «Салют из мыльных пузырей»
Воспитатель: Ребята, а давайте порадуем нашу гостью и подарим ей красивые мыльные пузыри.
В стакан с водой капните из пипетки жидкого мыла. Опустить трубочку для коктейля в стакан и подуйте через трубочку. Что же вы видите? (появилась мыльные пузыри).
Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо! Капелька очень рада, что вы так много знаете, про воду.
Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек, знаете, как помогают, и какую пользу они приносят нам.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Секреты песка»
Цель: Формировать представления детей о свойствах песка.
Задачи:
- Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов природного мира, способы обследования предметов (погладить, надавить, обвести пальцем);
- Обобщать и закреплять знания детей о свойствах песка, продолжать учить называть и различать геометрические фигуры и цвет предметов, закреплять понятия количества: один – много, счет до четырех. Учить рисовать сухим песком и пальчиком на песке.
- Развивать мелкую моторику, представление о безопасном поведении.
- Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу, воспитывать любознательность, активность.
Материалы: стол для игр с песком и водой, песок, формочки для песочных куличей, совки, лейки по числу детей, песком, влажные салфетки для вытирания рук.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию! Мы будем ставить опыты - узнавать что-то новое. О чем, узнаете, отгадав загадку:
Загадка:
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть. (песок)
Воспитатель: -Да, это действительно песок. Сегодня он расскажет нам свои секреты.
Но прежде давайте познакомимся с правилами работы с песком.
1. Не разбрасывать песок,
2. Не брать руки в рот
3. Не тереть глаза
4. Обязательно мыть руки после игры с песком.
5. Не обсыпать друг друга.
Воспитатель: - Положите ладошки на песок и потрогайте его, погладьте какой он?
Дети: - Шершавый, сухой.
Воспитатель: - Давайте развеселим его, пощекочем. Сначала одной рукой, затем другой и двумя. Сейчас погреем его, наберём в руки песок и потрём его между ладоней. Что вы чувствуете?
А теперь поиграем в игру «Самый сильный». Возьмите немного песка в кулачок и крепко сожмите, чтобы не одна песчинка не упала. А теперь высыпайте его из кулачка. Что происходит?
- Пересыпьте песок из баночки в песочницу (дети пересыпают песок в песочницу)
Воспитатель:
- Что вы сейчас сделали?
- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий).
Воспитатель:
- Слепите колобок из песка (дети лепят колобка)
- Получилось ребята у вас слепить колобка? (Нет)
- Почему не получается слепить колобка? (песок рассыпается).
- Чтобы слепился колобок из песка, что надо сделать? (полить водой песок)
- Давайте польём водой песочек из леек (дети поливают песок из леек)
Воспитатель:
- Какой теперь стал песок? Потрогайте его (мокрый).
- Что осталось на песке? (наши пальчики)
- Попробуйте теперь слепить колобка из песка (дети лепят колобка)
- Получился колобок? (Да)
- Из сухого песка можно слепить колобка? (нет), А из мокрого? (да).
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать.
(дети подходят к столу с ватманом и жёлтым песком)
Воспитатель: - Сейчас я клеем нарисую рисунок, а вы будете сыпать песок.
Воспитатель: - Теперь я стряхну лишний песок, и мы увидим что получилось.
Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось - яркое, лучистое.
По окончании занятия - рефлексия:
- Какие секреты песка мы узнали? (сыпется, лепится, бывает сухой и мокрый).
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Какие бывают камешки»
Цель: Расширять представления детей о камнях их свойствах и разнообразии.
Задачи:
– Познакомить детей: с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;
– Развивать: интерес к камням, мышление, речь, обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий;
– Воспитывать: бережное отношение к неживой природе, умение работать сообща;
– Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, ориентировку в пространстве.
Материалы: камни разных размеров, пластилин, таз с водой, перышки, иллюстрации гор, каменных построек, изделий из камней, салфетки, «волшебный мешочек» - для игры.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в лабораторию. Будем ставить опыты - узнавать что-то новое. О чем, узнаете, отгадав загадку:
«Он может быть мелкий -
В ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
Одному не поднять!» (камень)
- Правильно, это загадка про камень. С камнями нужно обращаться осторожно.
- Что с ними нельзя делать? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)
- А где можно их встретить? (везде)
- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы.
Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
Часть 2. Эксперименты:
Воспитатель: - А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств.
Опыт №1. Цвет.
Воспитатель: - Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга? (по цвету)
Опыт №2. «Самый большой и самый маленький»
Воспитатель: - Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
- Давайте вместе с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» - в нем лежат маленькие и большие камни, нужно на ощупь определить какой это камень.
ИГРА «Волшебный мешочек»
Опыт №3. «Самый шершавый и самый гладкий»
Воспитатель: - Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень.
- Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. Какой он? (Ответы детей) Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми.
- Ребята, так какими бывают камни? (Ответы детей)
Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»
(Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора).
Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы.
Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)
Опыт №4. «Твёрдый или мягкий»
Воспитатель: - Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Значит, камни какие? (Ответы детей)
Опыт №5. «Лёгкий или тяжелый»
Воспитатель: - Возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, как оно будет опускаться в воду. Утонуло оно? Почему?
- А теперь возьмите камушек и подуйте на него, улетел он с ладошки, нет, почему?
Опустите камешек в воду, что произошло. Камешек утонул? Почему?
(Высказывания детей)
Опыт №6. «Звук»
Воспитатель: - Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
- Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях.
- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
- Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней.
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться в группу. Что мы сегодня узнали о камнях?
Камни: -встречаются везде
-бывают разного цвета, разного размера, шершавые и гладкие
- твердые
- тяжелые
- могут создавать звук.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Удивительные краски»
Цель: Закреплять представления детей об овощах и фруктах и помогать раскрыть новые свойства овощей: ими можно рисовать.
Задачи: - Закреплять у детей элементарные представления об овощах и фруктах как витаминах, полезных для здоровья человека;
- Развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов, понимать обобщающее слово «овощи» и «фрукты»;
- Развивать логическое мышление при отгадывании загадок;
- Формировать навык понимания и следования инструкции воспитателя;
- Развивать познавательно-исследовательские способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение.
- Дать детям знания о новом способе рисования: создания оттиска овощами и фруктами;
- Развивать у детей умение создавать композицию, используя разные средства выразительности: цвет, сила оттиска, правильное расположение на листе.
- Воспитывать интерес к освоению изобразительных техник.
Материалы: мягкая игрушка «зайка», муляжи фруктов и овощей; г уашь, кисточки, стаканчики, салфетки; разрезанные пополам картошка, лук, перец, морковь, огурец, яблоко, лимон.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках. Слышится плачь. (аудиозапись)
Воспитатель. Ой, ребята, кто-то плачет, пойду - посмотрю. (Входит с зайцем на руке). Ребята, да это же заяц плакал.
- Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?
Заяц. Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются). Зубки у меня болят, Глазки плохо видят, Ножки у меня не ходят, Силушки уходят.
Воспитатель. Да ты наверно витамины не ел.
Заяц. Витамины – это что? Где я их возьму?
Воспитатель. Не плачь зайка. Мы тебе обязательно поможем! Ребятки, давайте подскажем зайке, где прячутся витамины. (во фруктах и овощах)
Заяц. В каких-таких фруктах и овощах?
Воспитатель.: А ты, зайка, отгадай загадки вместе с ребятками - и узнаешь!
- Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней … (помидора)
- Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Крепкие, солёные. ( огурец)
- Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня там ищи! (капуста)
- Растет в земле на грядке,
Оранжевая, длинная, сладкая. (морковь)
- И зелен и густ
На грядке куст.
Покопай немножко –
Под кустом … (картошка)
- Золотист он и упруг,
Всем полезный круглый …. (лук)
Воспитатель. Помидор, огурец, капуста, морковь, картошка, лук- это? (овощи) Где растут овощи (на грядке). Что из них можно приготовить (суп, салат)
Пальчиковая игра «Салат»
«Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём.
Солью мы его посыпем,
И руками мы помнём.
Вот такой у нас салат, витаминами богат.
Вкусный и полезный». (Гладят живот)
Воспитатель. Ребята, а что растет в саду на деревьях? (фрукты)
Какие вы знаете фрукты?
Воспитатель. Ты запомнил Зайка, что растет у нас в саду?
- А зачем нам нужны овощи и фрукты? Для чего мы должны их есть? (в них много витаминов и они очень полезные)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что фрукты и овощи можно не только кушать - ими можно рисовать? Сейчас мы с вами попробуем это сделать. Какие овощи и фрукты лежат у нас на столе? (картошка, лук, перец, морковь, огурец, яблоко, лимон)
Этими овощами и фруктами мы будем ставить печати. Нужно взять кисточку, намочить её, выбрать цвет и закрасить плоскую часть фрукта или овоща. Затем прижимаем наш фрукт(овощ) закрашенной частью к бумаге, чтобы получился отпечаток. Можно прижимать один «штампик» в разных местах, можно использовать разные цвета, разные овощи и фрукты.
(Воспитатель вспоминает с детьми, как правильно держать кисточку, отжимать лишнюю воду о край стаканчика, тщательно прополаскивать кисточку при смене цвета, не ставить кисточку вниз ворсом.)
По окончании рисования - обсуждение: на что похожи рисунки.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Чудо-бумага»
Цель: Дать детям возможность познакомиться со свойствами бумаги практическим путем.
Задачи:
- Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги;
-Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта, учить обобщать;
- Развивать речь и память детей;
- Воспитывать в детях аккуратность.
Материалы: цветы с лепестками из бумаги разного цвета и фактуры (гладкая и шероховатая, тонкая и толстая: для рисования, писчая, газетная, оберточная, туалетная, бумажные салфетки, калька), листы бумаги, полоски бумаги, лоскутки хлопчатобумажной ткани, таз с водой, клей
Воспитатель. -Какое время года у нас на улице? (осень)
А по каким признакам вы определили? (ответы детей)
А вам ребята предлагаю ненадолго вернуться в лето: тепло, солнышко, разные красивые растения….
Ввысь тянулся кулачком,
А как вырос стал…. (цветком).
Ребята посмотрите, какие цветы выросли в нашей группе (воспитатель раздает цветы, лепестки из бумаги разной фактуры). Из чего сделаны наши цветочки? (из бумаги).
Ребята, если мы внимательно посмотрим, то увидим что лепестки у нашего цветочка совсем разные. Давайте их погладим, пощупаем.
Желтый лепесток какой на ощупь?
Красный лепесток какой на ощупь?
Синий лепесток какой на ощупь?
Оранжевый лепесток какой на ощупь?
Зеленый лепесток какой на ощупь?
Вывод: бумага бывает разная на ощупь: тонкая, толстая, гладкая, мягкая, и т. д.
Воспитатель. А давайте с вами немного поэкспериментируем с бумагой и для этого нам надо превратиться в маленьких ученых и зайти в нашу маленькую лабораторию.
Опыт № 1
«Послушай, как шуршит бумага»
- Может ли бумага издавать звуки, петь? Для этого опыта я предлагаю взять бумагу и поиграть с ней в «стирку белья». Какой звук вы слышите? (Бумага шуршит, скрипит)
Затем воспитатель предлагает смять лоскуток ткани и послушать, будет ли ткань шуршать, когда ее будут мять.
Вывод: при смятии – бумага издаёт звук.
Опыт № 2
«Вода и бумага»
Воспитатель. -А сейчас я вам предлагаю поместить бумагу в воду. Кладем бумажные полоски в тазик с водой. Что происходит? (Бумага тут же размокает и рвется)
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
- А теперь положим бумажные полоски в воду и подождем немного. Что случилось с бумагой (спустя некоторое время бумага тонет)
Вывод: сначала бумага намокает, а через некоторое время тонет.
Опыт № 3
«Склеивание бумаги»
Воспитатель. -Для данного опыта нам понадобятся цветная бумага и клей.
-Что можно сделать с клеем и бумагой? (склеить) Проверим можно ли бумагу склеивать?
Вывод: бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 4
«Летающая бумага»
-Может ли бумага летать? Для того чтобы узнать, нужно подуть, чтобы получился ветерок. Разноцветные салфетки разлетаются повсюду.
Вывод: полоски очень легкие, поэтому когда дует ветер, они разлетаются.
Рефлексия.
Воспитатель. -Ребята, мы с вами сделали столько опытов и столько выводов, давайте вспомним, что мы узнали о бумаге.
1.Бумага бывает разная.
2. При смятии бумага издает звук
3. Бумага боится воды.
4. Бумагу можно склеивать
5. Бумага разлетается при ветре
Воспитатель. Ой, какие мы все молодцы. Ребята вам было интересно? Всем большое спасибо!
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Проверим бумагу на прочность?»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги.
Задачи:
- Расширять знания детей о свойствах бумаги;
- Развивать речь и память детей;
- Закреплять умения детей производить действия с бумагой, развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи.
- Воспитывать в детях аккуратность.
Материалы: листы тонкой и толстой бумаги (бумажные салфетки и бумага для рисования), спички/ свечка, ножницы, цветные картинки
Ход занятия
Воспитатель. - Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать от кого? Пишет нам лисичка. «Жили-были мы с зайцем, у меня была избушка ледяная, а у зайца... (лубяная). Пришла весна - и растаяла моя избушка. Хотела бы я новую построить, да не знаю, из чего. Может быть, из бумаги? Ребятки подскажите, сгодится ли бумага для строительства дома?»
- Как вы думаете, ребята, можно ли лисичке строить дом из бумаги, прочный ли это материал? (ответы детей)
- Сегодня у нас с вами есть возможность это проверить в нашей лаборатории.
Опыт № 1
«Сгибание листов бумаги»
Воспитатель. - Ребята, возьмите каждый по листу бумаги и согните его. Легло ли это сделать?
- А теперь расправьте лист. Исчезло ли место сгиба?
Вывод: бумагу легко согнуть, при распрямлении бумаги место сгиба не исчезает.
Опыт № 2
«Легко ли рвется бумага?»
Воспитатель. - Ребята, как вы думаете: легко ли порвать бумагу?
- Посмотрите на листы бумаги. Здесь есть тонкая и толстая бумага, определите на ощупь какая тонкая? А какая толстая?
- Возьмите в руку листок толстой бумаги и порвите его.
Затем воспитатель предлагает порвать тонкую бумагу.
- Бумага рвется? Какую бумагу порвать легче: толстую или тонкую?
Вывод: бумага рвется, толстую бумагу порвать тяжелее, чем тонкую
Опыт № 3
«Режем бумагу»
Воспитатель. - А какую бумагу легче порезать: тонкую или толстую? Давайте вместе проверим и узнаем.
Вывод: тонкую бумагу разрезать легко, а толстую - очень трудно.
Опыт № 4
«Скатывание бумаги в шарики»
Воспитатель. - Посмотрите, наша бумага − в виде листов. А может ли бумага быть в виде шариков? Оторвите небольшие полоски бумаги и скатайте из них шарики.
- Легко ли мнется бумага? Из какой бумаги легче скатать шарики, из тонкой или толстой?
Вывод: бумага легко мнется, из тонкой бумаги легче скатать шарики, чем из толстой.
Опыт № 5
«Горение бумаги»
Воспитатель. - Вспомните, ребята: чего боится бумага? (воды)
А еще она боится огня. Что произойдет с бумагой, если поджечь ее?
Воспитатель показывает детям, как горит бумага и в результате горения образуется пепел.
Вывод: бумага горит.
Рефлексия.
Воспитатель. -Ребята, что нового мы сегодня узнали о бумаге?
- Бумага гнется, мнется, рвется, режется, горит.
- Правильно. Если легко нарушить целостность листа, значит бумага непрочный материал. Какая бумага прочнее: толстая или тонкая?
- Толстая бумага прочнее.
- Годится ли бумага для строительства домика лисичке?
- Нет.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Поиграем с солнышком»
Цель: формировать представления о нагревании различных предметов на солнце
Задачи:
- Дать представление о зависимости температуры предметов от их расположения (на солнце или в тени).
- Учить экспериментальным способом определять, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, металлические или деревянные).
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования методом сравнения.
- Развивать внимание и наблюдательность.
Материалы: деталь деревянного конструктора, металлическая игрушка (или столовая ложка), лист белого и лист черного картона (или: металлические машинки среднего размера, белая и черная (темная)).
Ход занятия
Занятие проводится на прогулке в солнечный день (сентябрь-октябрь или апрель-май).
Воспитатель: Ребята, скажите, какая сегодня погода? (солнечная)
Солнечная − потому что на небе... (солнышко)
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.
Солнышко выглянет − и становится светло, и на площадке, и в группе. Значит, солнышко дарит нам... (свет) А еще солнышко дарит нам тепло. Проверим?
Воспитатель предлагает подставить ладошки солнышку, почувствовать, как солнце их согревает.
Воспитатель: Солнышко согревает не только нас, но и все предметы, на которые падают его лучи.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и определить, на какие предметы (спортивное оборудование, лавочка, песочница и др.) падает солнечный свет, потрогать эти предметы и поделиться своими ощущениями. Дети обнаруживают, что предметы на солнце – теплые.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, все ли предметы нагреваются одинаково? (ответы детей)
Посмотрите, какие у нас есть игрушки.
1. Воспитатель предлагает элемент деревянного конструктора и металлическую игрушку, уточняет у детей, из чего сделаны предметы. Спрашивает мнения детей, что нагреется сильнее. Ставит в хорошо освещенном месте.
2. Воспитатель прикрепляет листы белого и черного картона в хорошо освещенном месте (можно использовать металлические машинки среднего размера, белую и черную (темную)). Спрашивает детей, какого цвета листы.
Воспитатель: А пока солнышко колдует над нашими предметами, мы с вами погуляем вокруг здания садика.
В процессе прогулки проводится дидактическая игра «Что на солнце, а что в тени?». Цель: развитие зрительного внимания. Воспитатель предлагает дотронуться до предметов на солнце и в тени и сравнить ощущения. Дети делают выводы, что одни и те же предметы (спортивное оборудование, стволы деревьев, стены здания) на солнце нагреваются, а в тени − нет.
По возвращении на площадку воспитатель предлагает детям потрогать предметы, над которыми «поколдовало» солнышко, спрашивает, что нагрелось больше:
1) деревянная игрушка или металлическая?
2) черный лист картона или белый?
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, за чем мы сегодня наблюдали на прогулке? (за солнышком, за тем, как оно нагревает предметы). Что нового мы узнали?
1. На солнце предметы нагреваются, а в тени - нет:
2. Металлические предметы нагреваются сильнее, чем деревянные;
3. Темные предметы нагреваются сильнее, чем светлые.
Вам понравилась наша прогулка?
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Игра – эксперимент «Чудо - нос»
Цель: формирование у детей элементарных представлений о носе, как органе дыхания и обоняния.
Задачи:
- Познакомить детей со строением носа;
- Формировать навыки правильного дыхания;
- Развивать обонятельное восприятие;
- Развивать речевую активность;
- Закрепить умения детей согласовывать движения с речью.
- Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью;
Материалы: игрушка Ваня Заболейкин, стаканчики с водой, трубочки, баночки с кусочками огурца, апельсина, чеснока, мыла; массажная дорожка, макет дерева, картинки с изображением животных: слона, собаки, свиньи, носорога, комара, дятла.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Доброе утро! Будем все здоровы! Слышите, кто-то чихает?
Приходит Ваня Заболейкин, чихает, вытирает нос рукавом, ворчит: «Опять нос распух, болит и зачем мне нужен этот нос!»
Воспитатель: Во-первых, Ваня, чихать на окружающих и вытирать нос рукавом нельзя! (дарят носовой платок) А во-вторых, если ты не знаешь для чего нос, садись поудобней, мы тебе расскажем.
Воспитатель: Дети, у каждого человека есть нос. Нос у нас один. У каждого из вас свой особенный носик – курносик. Сейчас мы с ним поиграем.
Игра «Найди свой носик»
Закрыть глаза и указательным пальцем правой и левой руки дотронуться до кончика носа.
Воспитатель: А теперь познакомимся со строением нашего носа. У носа есть спинка – как горка (погладить), крылья (потереть), ноздри. Ноздри – это отверстия в носу, с помощью которых мы дышим (подышать). В ноздрях есть маленькие волоски. Эти волоски, как стражники не пропускают в наш организм пылинки, микробов. А ещё зимой холодный воздух в носу согревается, а летом увлажняется. Поэтому дышать нужно всегда только носом!
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух ходит,
То заходит, то выходит.
Воспитатель: Ребята, так для чего нужен нос? (Ответы детей)
А может быть, мы сможем обойтись без носа и не дышать? Проведём опыт: крепко закроем рот, зажмём пальчиками нос. Вывод: человеку нужен нос, чтобы дышать.
Когда мы дышим - мы делаем вдох и плавный выдох (подышать). Чтобы быть здоровым, нужно тренировать своё дыхание. Это можно делать весело и интересно. Мы с вами выдували мыльные пузыри, дули на бумажные снежинки, султанчики, вертушки.
Игра «Бульканье».
Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Показ. Игра. Вывод: чтобы быть здоровым нужно тренировать дыхание.
Воспитатель: Ребята, с помощью чего мы можем почувствовать запахи? (Ответы детей)
Игра-эксперимент «Угадай по запаху».
Воспитатель: С помощью носа вы будете определять, что лежит внутри баночки. Нужно делать несколько вдохов подряд, а затем один выдох. Дети определяют и называют. Вывод: нос помогает нам определять запахи.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что вредно и опасно для нашего носа? Показ карточек.
Ответы детей: Вредно и опасно дышать неприятными запахами, засовывать в нос посторонние предметы, неприлично ковырять в носу.
Воспитатель: Что полезно для нашего носа?
Ответы детей: правильное дыхание, чистота, прогулки на свежем воздухе, приятные запахи, игры на тренировку дыхания.
Воспитатель: Молодцы, я желаю вам быть здоровыми и приглашаю вас на лесную полянку
Дети берут с собой игрушку Ваню, проходят по «болотным кочкам», колючей дорожке. На полянке дышат чистым воздухом. Подходят к дереву.
Воспитатель: Дети, на этом дереве растут не яблоки и груши, а картинки. Вы узнаёте, кто на них изображён и что мы знаем про их носы?
Нос слона – хобот. Слон пользуется им как рукой.
У носорога на носу вырос рог, твёрдый, прочный. Носорог пользуется им во время защиты или нападения.
У собаки очень чуткий нюх. Издалека собака чувствует запах знакомого человека, хозяина.
Нос поросёнка похож на пятачок. Свиньи помогают людям находить по запаху грибы трюфели.
Нос комара – хоботок, им комар протыкает кожу и через него высасывает кровь.
Нос дятла, тоже своего рода нос, можно назвать самым крепким. Им он пробивает отверстие в древесине.
Вывод: нос есть не только у человека, но и у всех животных.
Рефлексия.
Воспитатель: Ну что, Ваня, ты понял, для чего нужен нос? Ребята, давайте еще раз напомним Ване.
Что полезно для нашего носа?
Кому еще нужен нос?
Ваня Заболейкин благодарит детей, прощается, уходит.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Поможем Колобку умыться»
Цель: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
Задачи:
- Познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной.
- Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы.
- Закреплять культурно - гигиенические навыки.
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.
- Воспитывать чувство взаимовыручки.
Материал: тазики с горячей и холодной водой, 2 ёмкости для смешивания воды, краски гуашь желтого и черного цвета, ковшики для набирания воды, тряпочки, дидактическая игрушка Колобок, 3-4 шт.маленьких игрушек
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках.
В группу приходит Колобок с грязными ручками и щёчками. Дети предлагают ему умыться, но в тазиках только горячая и холодная вода.
Воспитатель спрашивает детей, можно ли умываться холодной или горячей водой и почему.
Дети объясняют, почему плохо умываться холодной водой (можно простудиться, неприятно, замёрзнут руки, плохо отмывается грязь) и горячей (можно обжечься, даже получить ожог).
Воспитатель: Ребята, как же Колобку умыться?
Дети предлагают варианты:
- подождать, когда вода остынет (но это долго);
- поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (на это тоже нужно время);
- смешать горячую и холодную воду (это быстро и легко).
Воспитатель предлагает детям получить тёплую воду путём смешивания горячей и холодной. Спрашивает, что для этого необходимо взять. (Уточняется, для чего необходим каждый предмет)
Ребята планируют свою деятельность: необходимо взять ёмкость чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки, чтобы вытирать воду, когда она прольётся. Дети рассказывают Колобку о правилах при работе с водой.
В процессе самостоятельной деятельности они получают тёплую воду путём смешивания холодной и горячей воды и предлагают Колобку умыться:
Воспитатель:
Водичка, водичка,
Умой Колобку личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Физкультминутка.
Из муки он был печен, (лепим руками пирожок)
На сметане был мешен. (замешиваем тесто)
На окошке он студился, (дуем на ладошки)
По дорожке он катился. (бежим по кругу)
Был он весел, был он смел. (улыбаемся, шагаем)
И в пути он песню пел. (поем песенку, ляля)
Съесть его хотел зайчишка, (прыгаем, как зайка)
Серый волк и бурый мишка (показываем волка, переваливаемся, как Маша)
А когда малыш в лесу (шагаем)
Встретил рыжую лису, (повадки лисы показываем)
От неё уйти не смог.
Что за сказка? («Колобок»)
Игра с Колобком.
Колобок:
- Раз, два, три, четыре, пять
будем в прятки мы играть.
Сейчас моя подружка водичка спрячет от вас игрушки, попробуйте их найти.
Раз-два, раз-два - начинается игра.
Раз, два, три, четыре, пять - пора глазки закрывать.
Колобок опускает игрушки в емкость с прозрачной водой.
Колобок: - Раз, два, три, четыре, пять - можно глазки открывать.
Дети быстро находят игрушки.
Колобок: Почему вы так быстро нашли мои игрушки? (потому что вода прозрачная, в ней игрушки хорошо видны)
Воспитатель: А как можно спрятать игрушки в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушки могли спрятаться?
Ребята предлагают покрасить воду.
Воспитатель окрашивает воду в желтый цвет, прячет игрушки. Дети ищут.
Затем окрашивает воду в черный цвет, прячет игрушки. Дети ищут.
Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видны игрушки.
Колобок благодарит детей за интересную игру и за то, что помогли умыться, прощается и уходит.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сейчас занимались? (помогли Колобку умыться, играли с Колобком)
Какой водой нужно умываться? Как получить теплую воду?
В какой воде проще всего спрятать игрушку?
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Вода и …»
Цель: Расширять представления детей о свойствах воды.
Задачи:
- Дать детям представление о свойствах воды как растворителя и ее способности менять форму.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать логическое мышление.
- Активизировать словарь детей.
- Формировать бережное отношение к воде.
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы с водой, маленькие емкости с солью, сахаром, песком, баночка с краской, кисточка, чайные ложки
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, добро пожаловать в нашу лабораторию. С чем же мы будем экспериментировать сегодня? Отгадайте загадку.
Мы с ней очень-очень дружим,
Утром моемся под душем. (Вода.)
Давайте вспомним, что мы знаем о воде? Вспомним, какие свойства воды мы знаем. (Вода– жидкая, бесцветная, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.)
Молодцы, ребята!
1. Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством воды: вода – растворитель, она может растворять некоторые вещества.
Давайте посмотрим, что у нас тут стоит.
Что в этой баночке?(сахар) Как вы думаете, сахар растворится в воде?
Воспитатель просит одного ребенка насыпать сахар в стакан с водой и помешать.
Воспитатель: Что произошло с сахаром? (растворился)
А с чем эта баночка? (с солью)
Другой ребенок насыпает соль в стакан с водой, мешает.
Воспитатель: Ребята, что мы видим? (и соль растворилась)
Какую баночку возьмем теперь? (с краской)
Ребенок кисточкой разводит немного краски в воде.
Воспитатель: Как повела себя краска? (тоже растворилась)
Аналогичный эксперимент проводится с песком.
Воспитатель: Ребята, что происходит в воде с песком? (он не растворяется)
Какой вывод мы делаем? (ответы) Правильно, вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Но не все.
Физминутка «Дождик»
Капля раз, капля два, прыжки на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом, бегут.
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли руки в стороны.
От дождя себя укрыли. руки полукругом над головой.
2. Воспитатель: Давайте перельём воду из стаканчика в баночку.
Что произошло с водой? (ответы) Ребята, вода поменяла свою форму.
Воспитатель демонстрирует, как вода меняет свою форму, переливая её в различные сосуды.
Воспитатель: Вот вам и водичка. Она жидкая, не имеет своей формы, поэтому может принимать форму сосуда, в который её переливают.
Я же вам сказать забыла -
Что сегодня утром было,
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
Воспитатель: И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась
И в саду у нас осталась.
Далее проводится краткая беседа о том, что воду надо беречь и как это делать.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? С чем мы экспериментировали сегодня?
1. О каких свойствах воды мы сегодня узнали?
2. Что растворилось в воде, а что – нет?
3. Как нужно обращаться с водой?
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Игра – эксперимент «Чудо-мыло»
Цель: актуализировать знания детей о свойствах мыла и воды, их практической пользе.
Задачи:
- Знакомить детей с изменением свойств воды и мыла в процессе их взаимодействия;
- Учить детей практическим способам осуществления взаимодействия воды и мыла;
- Обогащать словарь детей качественными прилагательными, глаголами; активизировать фразовую речь детей;
- Поддерживать и активизировать стремления детей устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи, наблюдаемые детьми в процессе экспериментирования.
Материалы и оборудование:
- для демонстрации: «девочка-кисточка» и коробка акварельных красок, лист бумаги для рисования, два таза с чистой водой.
- для каждого ребенка: резиновая игрушка, испачканная акварельной краской; кусок мыла; лоскут ткани; салфетка; бумага; лоток с крышкой, в котором находится вода и лежит небольшой камешек; трубочка для коктейля; губка; салфетка для вытирания игрушек.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках или на ковре. Воспитатель рассказывает историю:
«В одном детском саду жили игрушки. Днем с ними играли девочки и мальчики, а ночью, когда дети расходились по домам, игрушки, чтобы не скучать, играли друг с другом. И вот, однажды, пришла к нашим игрушкам в гости девочка-кисточка (взрослый показывает кисточку). И привела с собой краски (воспитатель показывает краски)».
Воспитатель: - Ребята, какого они цвета? (Дети называют цвета красок)
«Игрушки очень удивились. Они никогда не видели красок и не знали, как с ними можно играть. Девочка-кисточка рассказала, что красками можно рисовать и показала, как можно нарисовать домик и солнышко. (Воспитатель рисует). Игрушкам это занятие очень понравилось и они рисовали всю ночь. Утром девочка-кисточка и краски ушли в свою коробку. А игрушки посмотрели друг на друга и увидели, что они все очень чумазые.
Пришла воспитательница, увидела грязные игрушки и очень огорчилась: ведь скоро придут дети, как они будут играть такими грязнулями? Игрушки тоже не хотели быть грязными, и тогда воспитательница принесла им вот что» (Воспитатель раздает детям мыло).
Воспитатель: - Ребята, что это? Правильно, это мыло. Для чего оно? (Им моют грязные руки, лицо, шею, чтобы быть чистыми и опрятными).
Воспитатель: «Но игрушки-то этого не знали. Они подошли к мылу и стали его рассматривать». Давайте рассмотрим мыло вместе с ними. (Дети вместе с воспитателем обследуют мыло).
Какое мыло по цвету? На ощупь? По форме? По запаху? (Мыло белое, гладкое, прямоугольное, с уголками, приятно пахнет, душистое)
Воспитатель: - Игрушки решили, что мылом тоже можно рисовать. Давайте и мы попробуем.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте полоску. Получилось? Игрушки решили, что мылом рисовать неудобно. Может, мыло нужно сначала намочить? Посмотрите, в нашем лотке вода. Что лежит на дне лотка? (Камешек).
Вы его видите? А почему? (Вода прозрачная).
Намочите в воде палец, каким он стал? (Мокрым).
Проведите мокрым пальцем по мылу. Хорошо скользит? Почему? (Мыло гладкое).
А теперь опустите мыло в воду. Каким стало мыло? (Скользким).
Намыльте в воде руки. Мыло хочет выскользнуть из рук, оно скользкое. Посмотрите, какой стала вода? (Мыльной).
Камешек видно? Почему не видно? (Вода стала мутной, мыльной).
Посмотрите на свои руки, какие они теперь? (Мыльные, на них пузыри).
Мыльными руками глаза трогать нельзя, будет щипать. Руки надо сполоснуть чистой водой.
Дети споласкивают руки под струей воды.
Воспитатель: Теперь игрушки увидели трубочку и решили подуть в нее.
Воспитатель показывает, как это можно сделать, обращая внимание детей на положение губ в процессе вдоха и выдоха. Затем раздает всем детям трубочки и предлагает подуть в трубочки. Дети дуют.
Воспитатель: А что получится, если опустить трубочку в воду и подуть? Давайте попробуем. Какие пузыри получились? (Большие, воздушные, радужные). Послушайте, как они лопаются.
Воспитатель: Ребята, а кто это плачет? Это наши игрушки-грязнульки. Как вы думаете, почему они плачут? (Грязные). Давайте поможем им отмыться.
Воспитатель предлагает детям взять губку, намылить ее мылом и отмыть грязные игрушки, при этом еще раз следует обратить внимание детей на процесс намыливания губки: взять губку, смочить ее водой, сжать губку в руке, потереть о мыло до образования обильной пены.
Воспитатель:. Что получилось? (Пена). Какая она? (Белая, мыльная, пышная). Возьмите каждый по игрушке и тщательно потрите ее вашими намыленными губками. Какими стали игрушки? (Мыльные, все в пене).
Можно их так отпустить? Нужно игрушки сполоснуть в чистой воде. Вот в этих тазах чистая вода. Подойдите и аккуратно ополосните в них свои игрушки. Какими стали игрушки? (Чистыми, но мокрыми).
Что нужно сделать? (Вытереть).
Чем можно вытереть игрушки? (Салфеткой, полотенцем).
Вот у нас салфетки, вытирайте. Какими теперь стали игрушки? (Чистыми, сухими).
Рефлексия.
Воспитатель: Игрушки радуются, благодарят вас за помощь! Теперь можно забирать их в группу. Игрушки с удовольствием с вами поиграют. А пока мы вспомним, что мы делали сегодня, кому помогали, что узнали нового.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Фокусы с магнитом»
Цель: Дать детям представление о некоторых свойствах магнита.
Задачи:
- Дать детям представление о том, что металлические предметы притягиваются магнитом, а предметы, сделанные из других материалов, не притягиваются.
- Способствовать формированию первичных представлений об объектах окружающего мира; учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в совместной деятельности; формирование социального и эмоционального интеллекта.
- Активизировать словарь детей (магнит, магнитный, бумажный, металлический, деревянный, пластмассовый, притягивается, не притягивается).
Материалы:
- для демонстрации фокуса: варежка с магнитом, металлический шарик.
- раздаточный материал: варежки, магниты, коробочки с мелкими предметами из различных материалов (дерева, бумаги, металла, пластмассы).
Ход занятия
Дети сидят на ковре (или на стульчиках). Воспитатель спрашивает детей, были ли они в цирке, и кого они там видели? Выясняется, что в цирке есть фокусники.
Воспитатель предлагает детям посмотреть фокус. В варежку заранее кладется магнит, воспитатель надевает варежку на руку и сверху кладет металлический шарик.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдёт, если я поверну руку шариком вниз? (Дети высказывают предположение, что шарик упадет)
Воспитатель предлагает проверить: поворачивает руку шариком вниз, шарик не падает. Воспитатель открывает детям секрет фокуса, демонстрирует магнит.
Воспитатель: Магниты – это куски железа разной формы и размера, которые обладают волшебной силой – могут притягивать предметы, примагничивать их.
Какой магнит на ощупь? (холодный, твердый, железный, тяжёлый)
Магнит притягивает некоторые предметы, но не все. Хотите побыть экспериментаторами и узнать, какие предметы будут притягиваться к магниту, а какие – нет?
Воспитатель приглашает детей за стол, на котором находятся коробочки с мелкими предметами из различных материалов (дерева, бумаги, металла, пластмассы). Раздает магниты. Дети опытным путем определяют, какие предметы, притягиваются магнитом, а какие не притягиваются, и собирают предметы, которые притягивает магнит, на отдельную тарелочку. Затем дети рассматривают их и делают вывод, что магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель предлагает детям снова расположиться на ковре. Напоминает про фокус с варежкой и обращает внимание детей на способность магнита действовать через «преграду». Задает детям вопросы: «Будет ли магнит притягивать предметы через лист бумаги? А через книгу?» Предлагает попробовать. Два ребенка держат лист картона, сверху лежит скрепка, снизу воспитатель водит магнитом. Дети «дают команды» скрепке. Скрепка двигается в указанном направлении. Далее в качестве «преграды» используют книгу. (Если магнит сильный, можно поиграть с металлическими предметами, водя магнитом под столом). Вывод: магнит способен действовать через преграду.
Вбегает плачущий Котенок. Рассказывает, что купил в магазине гвозди – ремонтировать Кошкин дом – но пока нес, уронил их в лужу. Котенок боится замочить белые лапки в грязной луже.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Котенку в беде! Как вытащить из лужи гвозди, не замочив ручек и лапок?
Воспитатель выслушивает ответы детей и все вместе принимают решение. Дети собирают гвозди магнитиками, поднося их к поверхности воды, не касаясь воды. Вывод: магнит может действовать на расстоянии, через воду.
Котенок благодарит детей за помощь, прощается и убегает с коробочкой гвоздей.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня смотрели фокусы?
Что мы узнали из этих фокусов?
(1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит способен действовать через преграду.
3. Магнит может действовать на расстоянии, через воду)
Кому и как мы помогли?
Вам понравилось занятие?
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Снежинка в гостях у детей»
Цель: Уточнить и закрепить представления о свойствах снега.
Задачи:
- Закреплять знания свойств снега – холодный, его цвет – белый; в теплой комнате снег тает, в руке тоже; из снега может получиться вода;
- Формировать тактильное восприятие холодного снега;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать речь как средство общения;
- Воспитывать желание принимать участие в играх-экспериментах, эмоциональное удовольствие от них.
Материалы: бумажная Снежинка, «чашки со снегом, лупа, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей собраться в кружок, в руках у воспитателя бумажная Снежинка.
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (Зима)
Когда вы сегодня утром шли в детский сад, что у вас было под ногами? (Снег)
Снег какой? (Белый, пушистый)
Воспитатель: Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Смотрите, в гости к нам пришла Снежинка. Какая она? (легкая, воздушная).
Какого цвета Снежинка? (Белого)
Она настоящая? (нет)
А какая она? (бумажная)
Воспитатель ведет детей за Снежинкой, они подходят к столу, на котором стоят две чашки со снегом, подносы.
Воспитатель: А сейчас проведем один опыт с настоящим снегом. И Снежинка нам поможет.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дети берут снег в руки. Держат руки над подносом.
Воспитатель: Ребята, а настоящий снег какой – легкий или тяжелый? (легкий)
Воспитатель рассматривает с детьми хлопья снега через лупу. Отмечают, что снег состоит из отдельных снежинок, сцепленных вместе. Воспитатель объясняет, что между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на причудливую форму снежинок.
Воспитатель: А сейчас возьмем немножко снежинок в ладошки и прочитаем стихи про Маринку.
Воспитатель читает стих:
У моей Маринки
Две красивые снежинки,
Всем хотела показать
Глядь, снежинок не видать.
Воспитатель: Дети, открываем ладошки! (снега нет).
- Куда исчез снег? (растаял, превратился в воду)
- Почему? (ладошки теплые)
Воспитатель сливает с подноса воду в стакан.
Воспитатель: Это что? (вода)
Вода из чего получилась? (из снега)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, давайте отпустим нашу Снежинку в гости к другим деткам. (Дети прощаются со Снежинкой).
Давайте вспомним, чему научил нас опыт со снегом. (Снег пушистый, легкий, состоит из снежинок разной формы, между которыми воздух; снег тает в теплом помещении, а в теплой ладошке превращается в воду).
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Снег и лед»
Цель: Расширить представления детей о свойствах снега и льда в сравнении.
Задачи:
- Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда;
- Учить устанавливать причинно-следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд;
- Продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда, обогащать чувственный опыт детей;
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
Материалы: Три ёмкости со снегом, льдом и водой; лупы по количеству детей; картинки с изображением снежинок, снегопада; кукла-Снегурочка; леденцы по количеству детей.
Ход занятия:
Дети сидят на коврике или на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова:
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело».
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Угадайте, кто хотел придти к нам на занятие?
Загадывает загадку «Внучка дедушки Мороза
В гости к нам пришла с мороза
Длинная косичка, беленькое личико» (Вносит куклу-Снегурочку)
Снегурочка пришла к нам не с пустыми руками, а с сюрпризом.
Воспитатель достаёт ёмкость со снегом, открывает и показывает детям. Предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель: Что это? (Предлагает рассмотреть, понюхать, потрогать)
Дети обследуют и говорят, что это снег.
Воспитатель: Почему вы так думаете? (Он холодный, белый.)
А какой ещё бывает снег? (Рассыпчатый, липкий, твёрдый.)
На что похож снег? (Вата, мороженое, сахар.)
А что можно сделать из снега? (Горку, снеговика, снежные постройки)
Ребята, а что происходит со снегом в тёплой комнате? (Он тает и превращается в воду.)
А что будет, если эту воду поставить в холодильник? Превратится она в снег? (Нет, она превратится в лёд.)
Воспитатель достаёт вторую ёмкость, в которой лежат кубики льда.
Обобщает ответы детей: Вода на морозе замёрзла и превратилась в лёд.
Воспитатель: Давайте обследуем и посмотрим, какой лёд? (Лёд холодный, прозрачный, твёрдый, гладкий, тает на ладошке.)
Как вы думаете, такой твёрдый кусочек будет плавать в воде или упадёт на дно, утонет?
Проводят опыт: Дети опускают кусочки льда в ёмкость с водой и наблюдают. Делают вывод: лёд не тонет, а плавает на поверхности и медленно тает.
Воспитатель: Что бывает ледяное? (Сосулька, горка, дорожка.)
На что похож лёд? (На стекло, на леденцы.)
А почему люди не вставляют лёд в окно вместо стекла? (Он растает.)
Чем отличается лёд от снега? (Лёд прозрачный, а снег белый. Лёд твёрдый, а снег мягкий. Лёд холодный, а снег шершавый.)
Из чего удобнее лепить – из снега или изо льда? (из снега)
Давайте и мы сделаем из снега снежного кролика.
Физ. минутка: «Мы слепили снежный ком...»
Воспитатель: Ребята, а для чего же нужны снег и лёд? Может быть, и без них хорошо, и они нам не нужны?
Снегурочка рассказывает: холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые и, даже некоторые животные. Снег помогает им перезимовать в сильные морозы. Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.
Рефлексия
Снегурочка говорит, что ей пора уходить, прощается.
Воспитатель: Ребята, о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали?
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Воздушные шары для Миши»
Цель: Познакомить детей с понятием «Воздух» и некоторыми его свойствами, способами его обнаружения и способами определения: теплый/ холодный воздух.
Задачи:
- Дать представление, что такое «Воздух» и некоторые его свойства.
- Учить делать обобщающие выводы после проведенного опыта.
- Развивать экспериментальный интерес к проведению опытов, речь, внимание.
- Развивать логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность.
- Воспитывать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
Материал: полиэтиленовые пакеты, воздушные шары ; трубочки для коктейля (по количеству детей) ; стаканчики с водой (по количеству детей, кукла Маша (из сказки «Маша и Медведь»)
Ход занятия
Дети сидят на коврике или на стульчиках.
Воспитатель: Дети, к нам кто-то стучится? Давайте посмотрим.
Воспитатель вносит куклу Машу с надутым шариком.
Маша: Здравствуйте ребята, а посмотрите, что у меня есть. Это не простой шарик, это подарок. А вы знаете, кому я его хочу подарить? (Ответы детей)
Маша: У Миши – день рождения, и я несу ему в подарок этот шарик!
Шарик лопается и сдувается.
Маша: Ой, беда! Как же я пойду сейчас к Мише?! Ууууууу! (плачет)
Воспитатель: Ребята, а что же произошло с шариком?
Дети: Лопнул.
Воспитатель: А как нам помочь Маше?
Дети: Надуть.
Маша: А чем его надуть можно?
Дети: Воздухом.
Маша: А что такое воздух? И кому он нужен?
Дети: Это тем, чем мы дышим, и нужен он всем: и людям и животным, и растениям.
Воспитатель: А я вам предлагаю поймать воздух и показать Маше. Вы мне не подскажите, как это можно сделать?
Дети: Не знаем...
Воспитатель и дети продуют ловить воздух руками, но ничего не получается.
Воспитатель: Тогда давайте возьмем вот эти пакетики и поймаем воздух.
1. Опыт с целлофановым пакетом для «ловли воздуха»
Воспитатель: Ну что, поймали? (да)
А какого он цвета? (прозрачный)
Воспитатель подводит детей к выводу по опыту.
2. Опыт с дыханием на ладошку (теплый и холодный поток воздуха)
Воспитатель: А почувствовать воздух можно, как вы думаете ребята?
Дети: Можно.
Воспитатель: Подставьте ладошку перед лицом, губы сделайте трубочкой и подуйте на ладошку. Теплый или холодный поток воздуха?
Дети: Холодный.
Воспитатель: А теперь раскройте рот пошире и выдохните сильно-сильно. Какой поток воздуха?
Дети: Теплый.
3. Опыт с веерами
Воспитатель: А давайте посмотрим, что это перед нами лежит?
Дети: Веера.
Воспитатель: А для чего они нам нужны?
Дети: Чтобы в жаркую погоду обмахиваться.
Воспитатель: Давайте и мы с вами помашем на себя и почувствуем поток воздуха.
А какой он – теплый или холодный?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Так напомните мне, каким еще бывает воздух?
Дети: Теплый и холодный.
4. Опыт: «Легкий или тяжелый воздух?»
Маша: Ух ты, значит воздух прозрачный и бывает теплыми или холодным!.. Ой, посмотрите: какие-то стаканчики стоят и еще и трубочки в них! Это, наверное, коктейль какой-то.
Воспитатель: Нет, дорогая Маша, это не коктейль. Это атрибуты для следующего опыта с воздухом. Давайте возьмем стаканы и подуем в трубочку, что происходит?
Дети: Пузырьки образовались.
Воспитатель: А как вы думаете, что это за пузырьки?
Дети: Не знаем...
Воспитатель: Это тоже воздух, он очень легкий и поэтому поднимается вверх и не задерживается в воде. Так какой еще воздух?
Дети: Легкий.
4. Опыт с двумя шарами: с водой и с воздухом
Воспитатель: Ребята, а вот еще нам задание, посмотрите, перед нами лежат два воздушных шара. Только в одном налита вода, а в другом есть только воздух. Как вы думаете, какой легче шарик?
Дети берут шары в руки, сравнивают, делают выводы.
Маша: Ну ничего себе, как много я узнала о воздухе сегодня! Но мне пора идти к Медведю на день рождения
Воспитатель: Но дорогая Маша, как же ты с пустыми руками пойдешь на день рождения, нужен подарок!
Маша: А у меня его нет, да и шарик лопнул, что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Маше, у меня есть шарики, но они могут улететь, так как нет у них веревочки. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте веревочки таким цветом, какой шарик и тогда у нас получится большой букет из воздушных шаров.
Дети рисуют веревочки для шариков, объединяя их в один большой букет их них
Маша: Ой, спасибо, какая красота! Вот теперь Миша обрадуется! Ребята спасибо еще раз, что рассказали мне столько много о воздухе, я и Мише расскажу. Ну а мне пора, до свидания, ребята, до новых встреч!
Воспитатель: До свидания, Маша!
Дети: До свидания!
Рефлексия
Фиксируем знания о воздухе: прозрачный, легкий, холодный и теплый - наводящими вопросами. Выводы делают сами дети, воспитатель играет пассивную роль.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Чудесные бусы»
Цель: Продолжение знакомства со льдом, его свойствами.
Задачи:
- Формировать представления детей о свойствах льда (холодный, прозрачный, тает в теплой воде).
- Формировать представления детей о правилах поведения на открытых водоемах в зимний период времени.
- Развивать мелкую моторику рук, речевое дыхание, речь, мышление, память, воображение.
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, желание помогать.
Материалы: мостик, голубая ткань («река»), стаканы с водой, ложки, кусочки льда, формы для льда, краски, кисточки
Ход занятия:
Дети сидят на коврике или на стульчиках.
Воспитатель: Дети, к нам кто-то стучится? Давайте посмотрим.
Воспитатель вносит куклу-Снегурочку.
Воспитатель: Здравствуй, Снегурочка! Расскажи нам, для чего ты пришла к нам в гости?
Снегурочка: Здравствуйте, ребятки, я пришла к вам за помощью. У меня были прекрасные ледяные бусы, но гуляя по зимнему лесу, я потеряла их. Помогите мне, пожалуйста, найти бусы, ведь я их так люблю.
Воспитатель: Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе поможем. Правда, ребятки?(да)
Снегурочка: Только я, ребятки, не могу с вами остаться. Надо Дедушку Мороза проведать, у него горлышко заболело да температура поднялась. Я к вам вечером зайду!
Воспитатель: Хорошо, Снегурочка. Ну а мы не будем ждать и отправимся в волшебный лес.
Воспитатель с детьми идут по группе и останавливаются около «реки».
Воспитатель: Ой, что это? (река)
И, правда, река. А что же с ней случилось? (замерзла, покрылась льдом)
Давайте ее перейдем? (нельзя) Почему, ребята? (ответы) Молодцы, а вот и мостик, давайте, перейдем по нему.
Воспитатель с детьми переходят реку по мосту. Воспитатель обращает внимание детей на льдинку, лежащую у моста.
Воспитатель: Ребята, кажется, мы нашли ледяную бусинку.
Дети рассматривают льдинку.
Физминутка.
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Воспитатель с детьми подходят к столам, около которых стоит стол оборудованием для экспериментов.
Воспитатель: Ребята, смотрите, это же настоящая лесная лаборатория! Может, мы найдем здесь другие льдинки, а то наша заскучала.
Воспитатель показывает детям пустые руки: Ой, льдинка растаяла! Вы хотите узнать почему? (да) Тогда рассаживайтесь за столы.
Воспитатель: Ребята потрогайте кусочек льда. Какой он? (холодный)
Правильно, лед очень холодный, его нельзя брать в рот или в руки без варежек, потому что можно заболеть. Еще у меня есть очень красивый листочек. Посмотрите на этот листочек через льдинку.
Воспитатель берет в руки лист красного картона, сверху на него кладет кусочек льда. Воспитатель: Какого цвета лист? (Красный)
Молодцы, что мы можем сказать про лед, если мы увидели сквозь него цвет листа картона? (лед прозрачный)
Правильно, ребятки.
Воспитатель ставит на столы подносы со стаканчиками теплой воды и льдинками, лежащими на ложках.
Воспитатель: Теперь попробуем опустить кусочки льда в теплую воду. Ребята, возьмем ложечки с льдинками и опустим их в стаканчики с теплой водой. Помешаем ложечкой. Что же случилось с кусочком льда? (он растаял)
А почему так получилось? (вода теплая, а лед холодный)
Вот мы и выяснили, почему лед растаял в руках, они ведь теплые. Раз уж бусинка растаяла, а других вы не нашли, давайте сделаем Снегурочке новые цветные бусы? (да)
Но как нам сделать прозрачный лед цветным? (ответы детей)
Я вам раскрою один секрет. Лед – это замерзшая вода, и если воду подкрасить и вынести на мороз, лед станет цветным. Я дам вам краски, скажите какого они цвета? (красные, зеленые, желтые, синие)
Воспитатель предлагает детям раскрасить воду. На столы ставятся стаканчики с водой, дети выливают в них краску, размешивают. Воспитатель ставит на подносы формы для льда.
Воспитатель: Ну вот, мы раскрасили воду теперь можно приступать к созданию бус. Нальем воду в наши формы. А для того чтобы у нас получились настоящие бусы мы соединим их красивой лентой. Теперь я их вынесу на улицу. Сейчас зима и на улице как? (холодно) Правильно, на улице холодно и наша вода превратится в лед. Но для этого нужно время. Поэтому оставим их там до вечера.
Воспитатель уносит формы со льдом на улицу (/ставит за окно)
Рефлексия:
Воспитатель: Где же мы с вами побывали? (ответы детей) Что нового мы узнали? (ответы детей)
Во 2-ой половине дня:
Воспитатель: Ребята, что мы с вами должны проверить? (бусы для Снегурочки)
Воспитатель вносит в группу «ледяные бусы». Дети любуются.
Стук в дверь. Воспитатель идет открывать и вносит Снегурочку. Дети радостно сообщают ей, что хоть и не смогли найти бусы, но сделали для нее новые.
Снегурочка: Спасибо, ребятки! А как это у вас получились такие красивые бусы?
Дети рассказывают Снегурочке о том, как они красили воду, замораживали, и она превратилась в лед.
Снегурочка благодарит детей, прощается и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно - экспериментальное занятие во второй младшей группе на тему: "Витамины для здоровья"
Опытно - экспериментальное занятие во второй младшей группе на тему: "Витамины для здоровья"...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективный план опытно-экспериментальной работы в первой младшей группе.
Учить детей приёмами 1 Выполнять трудовые действия 2 Инструкцию воспитателя 3 Выполнять посильные поручения....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе "Вода - какая она?"
Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе "Вода - какая она?"...
Проект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука»
: Привлечение детей к самостоятельной посадке лука, ухода за ним....
Отчет-презентация по планированию и проведению опытно-экспериментальной работы во второй младшей группе №2
Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию во второй младшей группе;Задачи экспериментальной деятельности;Перспективный план экспериментальной деятельности детей второй мла...