Конспект занятия по познавательному развитию "Школа юных агрономов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Предполагает наличие предварительной работы. Состоит из двух частей: закрепления теоретических знаний у детей об овощной культуре-картофеле и практической части - посадка картофеля на огороде. В конспекте подробно описаны игры, задания, опыты и сам процесс организации трудовой деятельности на огороде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_posadka_kartoshki.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе «Школа юного агронома»
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру овощных культур, сельскохозяйственной деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о труде людей весной в поле и на огороде;
- закрепить знания об овощной культуре – картофеле, этапах его роста, особенностях выращивания;
- научить последовательному выполнению действий, используя схему при посадке картофеля.
- формировать практические навыки посадки картофеля.
Развивающие задачи:
- развивать мыслительные способности: умение обобщать, размышлять, анализировать;
- развивать умение работать подгруппой, в парах;
- развивать умение пользоваться простыми инструментами при посадке картофеля;
- развивать память, монологическую, связную речь;
- развивать интерес к познавательно-исследовательской работе в области растениеводства.
Воспитательные задачи:
- воспитывать трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.
Предварительная работа: беседы, просмотр видео: «Как картофель пришел к нам в дом», «Картофель в жизни людей», «Строение картофеля», опыты: «Из чего состоит картофель», «Три условия для роста картофеля», «Проращивание картофеля в различных условиях», «Почему картошка рыхлая?»
Оборудование: доска, иллюстрации на тему «Весна», корзинка с картофелем разных сортов, набор картинок с этапами роста картофеля на каждого ребенка, телевизор, слайд-презентация на тему «Проращивание картофеля», персонаж Антошка, ведро с проросшим картофелем, палочки-мерки, лопаты, грабли, схема с последовательностью посадки картофеля, мольберт.
Ход. Дети заходят в группу, встают полукругом к мольберту.
Организационный момент.
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. –
Доброе утро!
Ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите на картинки и скажите, что общего на них изображено.
Ответ. Общее: время года - весна.
Воспитатель. Что происходит весной в природе.
Ответ. Весной тает снег, появляется первая трава, ярко и тепло пригревает солнышко, текут ручьи, просыпаются насекомые и животные, прилетают птицы из теплых краев и т.д.
Воспитатель. Молодцы. Все верно, природа оживает после долгой зимы, а у людей наступает время тяжелого труда на земле. В народе говорят «весной день весь год кормит» или «кто весной не пролежит, целый год будет сыт». Как вы думаете, что это значит?
Ответ. Весна - это время, когда нужно много трудиться, чтобы осенью получить хороший урожай. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений. Если упустишь время – не получится вырастить хороший урожай, нечего будет есть.
Воспитатель. Люди понимают, что весна год кормит. Они стараются не пропустить не одного денечка: проращивают семена, готовят почву, сеют семена в землю. Ребята, а как называются профессии людей, которые занимаются выращиванием овощей, пшеницы, ржи?
Ответ. Овощеводы, агрономы, а помогают взрыхлить землю трактористы.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите научиться сажать и выращивать овощи?
Ответ. Да.
Воспитатель. Замечательно. Тогда я предлагаю вам пройти школу «Юного агронома», где вы сможете проявить свои знания, смекалку, а также узнать много нового и самое главное-сегодня вы научитесь сажать очень вкусный, полезный, известный как «второй хлеб на столе» овощ. Все, кто будет стараться, внимательно слушать, отвечать на вопросы, трудиться, получат награду. Ну что, вы согласны?
А что это за овощ, о котором мы будем сегодня говорить и сажать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Наверху ботва бушует,
А под ней клад из клубней,
Вскоре я их извлеку,
С маслицем пюре сварю!
Ответ. Это овощ-картошка.
Или: ребус
Воспитатель. Правильно, конечно же, это картофель. (Снимает салфетку с картофелем разных цветов). А давайте поиграем с картофелиной. Мы будем передавать ее по кругу. Каждый из вас должен поделиться своими знаниями об этом овоще.
Дидактическая игра «Что я знаю о картошке»
Ответы. Картофель может быть круглым и овальным, красным, желтым, фиолетовым, разных сортов, крупным, мелким, шероховатым, гладким, из него можно приготовить вкусные блюда, он растет в огороде и в поле, его садят в землю, картошкой можно лечиться, картошка рассыпчатая, в ней есть крахмал, картофель завез в Россию царь Петр 1, из картошки можно сделать штампики для рисования, поделки и т.д.
Воспитатель. Молодцы, ребята, как вы замечательно справились с заданием. А знаете ли вы, какой путь должен пройти картофель, прежде чем он окажется на нашем столе?
Ответы. Да.
Воспитатель. Давайте это мы сейчас и проверим. На столах лежат конвертики с картинками. Вам нужно взять их и разложить последовательно, слева направо от начала посадки клубня до созревшего растения. (Один ребенок выполняет на доске, остальные за столами с последующим объяснением последовательности этапов роста растения).
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Воспитатель. Все верно. Для того чтобы осенью растение дало нам богатый урожай, оно должно пройти несколько этапов роста. А начинается все с клубня картофеля или его части. Ребята, мы с вами уже рассматривали картофель и даже наблюдали за его глазками, за тем как он прорастает. Кто расскажет нам об опыте с проращиванием картофеля.
Рассказ ребенка об опыте по проращиванию картофеля
(фото опыта на экране телевизора)
Ребенок. Для проращивания картофеля мы подготовили клубни среднего размера. Чтобы узнать, в каких условиях картофель прорастет быстрее, один клубень положили в холодильник - в холодное и темное место, один оставили в сухом светлом теплом месте, один положили в воду на несколько дней. И поняли, что ростки быстрее и лучше прорастают на свету в теплом месте.
Воспитатель. Молодец. Проращивать картофель нужно обязательно перед посадкой, чтобы понять, пригоден ли он для выращивания, а также это позволит вырастить крепкое здоровое растение, которое даст хороший урожай.
(Звучит музыка). Ребята, вы слышите, кто-то к нам идет. Вы догадались кто это? (Заходит Антошка с ведром с проросшей картошкой).
Антошка. Здравствуйте, ребята, взрослые. Это школа юных агрономов? Я не ошибся?
Воспитатель. Здравствуй, Антошка. Да, все верно. А что случилось?
Антошка. Мне срочно нужна ваша помощь. Я пообещал своей старенькой бабушке посадить картошку в огороде, а как это делается, не знаю. Я картошечку очень люблю. Помогите мне ребята.
Воспитатель. Ребята, поможем Антошке? Но сначала немного разомнемся.
Динамическая пауза «Огородники»
Мы лопатки взяли (движения, изображающие носку лопаты на плече)
Грядки раскопали.
Раз-два, раз-два -
Вот как раскопали (движения в соответствии с текстом)
Грабли в руки взяли
Грядки причесали.
Раз-два, раз-два -
Вот как причесали.
Семена рядами
В землю мы сажали.
Раз-два, раз-два -
Вот как мы сажали (движения в соответствии с текстом)
Мы водой прохладной
Грядки поливали.
Раз-два, раз-два -
Вот как поливали (изображать полив грядок из лейки)
Урожай богатый
Дружно собирали.
Раз-два, раз-два -
Вот как собирали (наклоны)
Танцы и песни
Сами затевали
Раз-два, раз-два -
Вот как затевали (хлопки в ладоши).
Воспитатель. Антошка, мы видим, что ты приготовил картошку. Но для того, чтобы ее посадить, нам нужны будут инструменты.
Антошка. У меня есть один инструмент, может пригодиться? (Достает ложку).
Воспитатель. Ну что ты, Антошка. Ложка нужна, чтобы есть. А для посадки картофеля нужны совсем другие инструменты.
Антошка. Какие? И для чего они нужны?
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе все покажем и расскажем. А поможет нам в этом схема. Она пригодится нам на огороде.
Рассказ последовательности посадки картофеля на огороде
1.Сначала нужно выкопать лопаткой бороздку, а палочкой-меркой измерить ее ширину и глубину. Ширину желтой стороной, а глубину - красной.
2. Затем положить в неё картошку ростками вверх. Близко друг к другу картошку класть нельзя, нужно ее класть на расстоянии мерной палочки.
5. Закопать лопаткой картофель и разровнять землю граблями.
Воспитатель. Поливать картошку несколько дней не нужно.
Ну, что Антошка, теперь ты понял, какие понадобятся нам инструменты?
Антошка. Понял. Это палочка-мерка, лопата и грабли.
Воспитатель. Эти инструменты мы уже приготовили. Теперь самое время сажать картошку. Я приглашаю всех в огород. (Дети надевают фартуки и нарукавники).
Работа на огороде.
Воспитатель. (Размещает схему на мольберт). Ребята, Антошка, что мы сначала должны сделать?
Ответ. Выкопать канавку. ( Место для вскапывания обозначено веревочкой)
Воспитатель. Каким инструментом начнем работать?
Ответ. Палочкой измерим ширину, а потом лопаткой будем копать землю.
Воспитатель. Будем работать в парах. Сава с Соней, Дима с Есенией. Мальчики берите лопатки, а девочки мерные палочки. Проходите и приступайте к работе.
Антошка. А можно я ребятам помогать буду.
Воспитатель. Конечно, помогай. Учись.
(Девочки намечают ширину борозды, мальчики копают землю, девочки измеряют глубину. Воспитатель чередует детей в парах).
Воспитатель. Ребята, Антошка, борозды готовы, время класть картошку. Как мы ее будем укладывать?
Ответ. Мы ее будем класть на расстоянии палочки, ростками вверх, чтобы они тянулись к верху. (Дети по очереди кладут картошку и измеряют расстояние).
Воспитатель. Картошка на месте. Что осталось сделать?
Ответ. Закопать картошку и разровнять землю граблями. (Выполняют)
Воспитатель. Ребята, Антошка, какие вы молодцы. Хорошо потрудились. А чтобы знать, что здесь посажено мы установим палочку с изображением картофеля. (Ставят).
Воспитатель. Ребята, наше занятие в школе «Юного агронома» подошло к к концу. Скажите, чем сегодня мы занимались в школе «Юного агронома»? Чему научились? Что узнали нового? Как вы думаете, посадить картофель это достаточно для того, чтобы собрать богатый урожай осенью? Что еще нужно для этого?
Воспитатель. Ребята, а вы будете ухаживать за картофелем?
Ответ. Будем.
Воспитатель. Молодцы, я рада, что у нас в детском саду растут такие трудолюбивые, дружные и отзывчивые ребята, которые сами учатся и другим помогают.
Антошка. Спасибо вам ребята. Благодаря вам я теперь знаю, как правильно сажать картошку. И в благодарность я хочу подарить вам эти раскраски. Или
И в благодарность я хочу угостить вас пирожками с картошкой, которые испекла моя бабушка. Или Я приглашаю вас на игру «Огородник».
(Дети заходят в детский сад, моют руки и садятся за накрытый стол с пирожками. Чаепитие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательный проект "Юный патриот"
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольног...
ОО «Познавательное развитие» «Юные волшебники»
Конспект разработан с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой...
Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Юные агрономы»
Актуальность проекта Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное д...
Проект "Юные агрономы" средняя группа.
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и р...
Книга юного агронома по выращиванию "Лука-порея".
В книге юного агронома по выращиванию "Лука-порея" вы найдёте:История происхождения лукаБотаническое описание лука-порейСорта лука- порейМетоды ухода за луком – порей и осо...
Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность «Юные агрономы-исследователи»
Доклад Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность «Юные агрономы-исследователи» ...