картотека опытов "Снег и лёд"
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
"ЧУДЕСА ИЛИ НАУКА. СНЕГ и ЛЁД"
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
младшего дошкольного возраста
(картотека)
Воспитатель:
Толстоногова Н.А.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
4. Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, снег, лёд) в разных состояниях.
5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, предметы и т.д).
6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Задачи:
Образовательные: расширить знания детей о зиме, льде, снеге через экспериментальную деятельность. В экспериментальной деятельности подвести детей к тому, что снег и лёд тают и превращается в жидкость.
Развивающие: учить наблюдать, находить причинно-следственные связи.
Воспитательные: формировать бережное отношение к природе. Учить видеть красоту неживой природы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь…» (снег)
«Было гладкое, прозрачное стекло.
А под солнышком под ярким потекло…» (лёд)
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что такое снег? (Ответы детей)
Снег – это замерзшие капельки воды, и превратившиеся в маленькие кристаллики льда. Когда вода замерзает, она принимает форму шестиугольника, поэтому у снежинки может быть только шесть лучиков.
Снег скрипит только в мороз. Чем крепче мороз, тем снег сильнее скрипит. Чем теплее, тем меньше скрип снега.
А что такое лёд?
Лёд- это вода в твердом состоянии. Мы часто встречаем его в повседневной жизни: в холодное время лёд сковывает реки и лужи, появляется в виде ледяных узоров на окнах, сосульках на крышах. Мы можем приготовить его в любое время в холодильнике.
Всем детям, несомненно, нравится лед, который зимой дарит столько радости!
Мы проведем несколько экспериментов и узнаем, что же такое снег и лёд.
Опыт № 1. «Свойства снега и льда».
Цель: Определить свойства снега и льда.
Ход: Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить льдинку или постучать по ней. Что произошло? Снег- рассыпался, а лёд раскололся.
Вывод: Снег- сыпучий, рыхлый. Лёд- хрупкий.
Опыт № 2. «Определение цвета».
Цель: Уточнить представления о снеге и льде.
Ход: Приготовить две ёмкости. В один- положить снег, в другой лёд. Выяснить какого цвета снег? Лёд?
Вывод: Снег- белый, лёд прозрачный.
Опыт № 3. «Какие свойства?»
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Ход: Рассматриваем воду, снег и лёд. Чем схожи и чем отличаются: сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода или снег, снег или лёд); что произойдёт, если их соединить (снег и лёд растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остаётся прозрачной, становится холоднее, её объём увеличивается, так как лёд тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, её объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют)
Опыт № 4. «Таяние снега».
Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.
Ход: Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д. Со временем снег тает и превращается в воду.
Вывод: Снег тает от источника тепла и превращается в воду.
Опыт № 5. «Снег и лёд в воде».
Цель: Определить плотность снега и льда.
Ход: Положить в одну ёмкость с водой снег, а в другую- лёд. Они плавают на поверхности воды.
Вывод: Снег и лёд не тонут, они легче воды.
Опыт № 6. «Таяние льда в воде».
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
Опыт № 7. «Тающий лёд».
Оборудование: Кубики льда, поднос.
Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд Детям предлагается рассмотреть льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка?
Прозрачность льда, лёд скользит, гладкий. Игрушки заморожены и их видно сквозь лёд.
Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.
Опыт № 8. «Снег- не еда».
Цель: Подвести детей к обобщению «загрязнённость снега ».
Ход: Приготовить две ёмкости, набрать с детьми снег с участка и снег с прилегающей территории. После того, как он растает, продемонстрировать содержимое двух ёмкостей- вода на участке более прозрачная, но содержит осадок в виде снега и загрязнений. Вода с территории более грязная и мутная. Обсудить.
Вывод: Не следует использовать снег в пищу.
Опыт № 9. «Волшебная ниточка».
Оборудование: Кусочки льда, нитка.
Даём подтаять двум кубикам льда, прокладываем между ними ниточку. Льдинки держатся на примёрзшей ниточке.
Вывод: К мокрому льду предметы примерзают.
Опыт № 10. «Почему снег мягкий?».
Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».
Опыт № 11. «Почему снег греет?».
Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.
Опыт № 12. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...