Конспект нод по познавательному развитию «Путешествие в Артику» в группе старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Откртытое занятие "Путешествие в Арктику"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_arktika_otkrytoe_starshaya_gruppa_24g.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект нод по познавательному развитию «Путешествие в Артику» в группе старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для формирования целостного представления о Северном полюсе.
Образовательные:
Расширять представления об особенностях географического положения Арктики, её природных условиях и обитателях.
Развивающие:
- Развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.
-Расширять словарный запас детей за счет новых слов: айсберг, полюс, ледокол, Арктика.
- Дать информацию о животных Крайнего Севера : внешний вид, пища.
-Развивать умения устанавливать связь между признаками в природе и умения делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать.
Ход НОД
Организационный момент. Приветствие.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» ( Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
В: Что мы называем нашей Родиной?
Д: Родиной мы называем страну где мы живём- Россия. Малая Родина- город в котором мы живем- Колтуши.
Проблемная ситуация
Аудио запись: Плачет…Я заблудился. Снежная Королева, заколдовала полярную ночь и Северное сияния исчезло.
В: Это Умка прислал нам такое сообщение. О чем он нас просит?
Д: просит помочь вернуть северное сияние и найти дорогу домой.
В: Ну что ребята, поможем Умке, справится с колдовством Снежной Королевы? Вот карта по которой мы должны следовать. Куда нам предстоит отправиться? Ответ этот ребус от Снежной Королевы. Первый звук изображения на картинке- это первый звук нашего в слове, которое укажет наше место назначения.
Картинки по порядку Арбуз(А) ракета(Р) конфета(К) торт (Т) игла (И) книга (К) (Дети выполняют задание и читают - «Арктика».
Воспитатель: Мы отправимся в Артику только где она? Давайте найдем её на глобусе. Может быть кто-то знает?
Д: Арктика находится на северном полюсе.
В: Правильно. А северный полюс- это крайняя точка нашей планеты? (Земля). Да, правильно, а вот и Арктика. Каким цветом на глобусе она обозначена? Д: белым и голубым.
В: Почему как вы думаете она обозначена белым цветом? Ответы детей. Да ребята, белый цвет это цвет льда, снега. Арктику так и называют царство снега и льда- это замерзший Северо- Ледовитый океан- поставим флажок- это место нашего назначения.
В: В каком городе мы живём? (Колтуши) Наш город находится рядом с городом Санкт Петербург. Вот он на карте Кто-то из детей ставит флажок. Наш путь будет длинным строго по карте. Смотрите какое большое расстояние нам нужно преодолеть поэтому, что важно знать и соблюдать?
Дети. Правила безопасности.
Воспитатель. Молодцы! Правильно! Нам нужно быть дружными, внимательными чтобы не отстать и не потеряться в пути.
В: На чем быстрее мы туда доберемся?
Дети: на самолете.-
(5 мин) В: Давайте построим самолет из «LEGO-конструктора. (Количество лего деталей на каждого ребенка, выполняют по схеме) Но время наше ограничено (ставлю песочные часы) Пора отправляться в полет.
В: Скажите, кто управляет самолетом? (Дети: пилот) Каждый из вас будет пилотом своего самолета.
А чтобы запустить двигатель и взлететь, сосчитаем вместе от 1 до 10. дети двигаются по кругу с самолетами в руках, затем приземляются на заранее подготовленную площадку.
В: Вот мы с вами оказались на Северном полюсе. Как здесь холодно, и часто дуют сильные ветра и вьюга. 1. Аудио «вьюга»
Вьюга — это когда дует сильный ветер, при котором снег поднимается и кружится в воздухе.
В: Так снежная королева пытается замести все дорожки. Но мы с вами не боимся вьюги. Сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательное упражнение «Вьюга» (10 стаканов с коктейльными трубочками и пенопластом внутри). В: не надувая щеки, тонкой струей воздуха выдуваем воздух через трубочку в стакан. Вьюга закончилась.
Смотрим на карту – силуэт «Белого медведя» Силуэт какого животного на карте? Д: Белого медведя (на экране презентация «Белый медведь») Дети стоят возле экрана
Слайд 1 В: Белый медведь- хозяин Арктики и самый крупный хищник на суше! Главное оружие медведя – мощные когтистые лапы. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах и между пальцев расположены плавательные перепонки.
Слайд 3 В: Что умеет медведь? Дети: Медведь прекрасно ныряет и плавает. В: Ему холодно наверное? Дети: В воде он не мерзнет, ведь под кожей у него – толстый слой жира, да и густая теплая шуба защищает от холода. Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается От него во все стороны летят брызги.
Слайд 4 В: Чем питается медведь? Дети: Одним ударом он может оглушить крупного гренландского тюленя и ещё охотится за рыбой, птицами. Даже моржи могут стать его добычей. В: Когда он охотиться чтоб совсем быть незаметным он лапой прикрывает нос.
Слайд 5 Зимой у белых медведей появляется потомство. У таких гигантов медвежата рождаются очень маленькими (детеныш поместится у меня на ладошках)слепые, глухие.
(4 мин) В: Мы будем соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей, ведь это самый крупный в мире хищник. Поэтому решим задачи пока он уснул. (задачи на магнитной доске «Домик» Сколько всего? Знаки больше, меньше)
- Мама медведица съела 3 рыбины и медвежонок съел 2. Сколько всего съели мама и медвежонок?
(Чтобы решить задачу нужно дополнить ее знаками + и = поставить цифру с правильным ответом 5. И дать ответ 5 рыбин съели всего мама медведица и медвежонок.)
- Медведь поймал три рыбины и съел их на завтрак и три у него осталось. Сколько всего поймал медведь рыб? (Чтобы решить задачу нужно дополнить ее знаками + и = поставить цифру с правильным ответом 6. И дать ответ 6 рыбин поймал медведь.
- На обед медведь съел 4 рыбины и на ужин 4. Сколько всего съел медведь? (Чтобы решить задачу нужно дополнить ее знаками + и = поставить цифру с правильным ответом 8. И дать ответ 8 рыбин съел всего медведь)
- Два брата медвежонка ловили рыбу. Младший поймал 7 рыбин, а старший 8. Кто из них поймал больше? (старший) На сколько рыб старший поймал больше?(на одну рыбину старший поймал больше, поставить знак «меньше» острый угол на 7)
- Мама медведица поймала 10 рыбин 3 съела на полдник. Сколько у нее осталось рыбин?( (Чтобы решить задачу нужно дополнить ее знаками - и = поставить цифру с правильным ответом 7. И дать ответ 7 рыбин осталось у мамы медведицы.)
В.: Аудио «Тюлень» На карте угадай по звуку? Кто издает такие звуки? Это тюлень подходим к иллюстрациям тюленей и моржей.
В: Правильно, это тюлень. Вместо ног у тюленя ласты их так и называют ластоногие. Большую часть своей жизни тюлени проводят в море . Удивительно , что животные даже спят в воде, более того — могут делать это двумя способами: перевернувшись на спину, тюлень держится на поверхности благодаря толстому слою жира и медленным движениям ласт, или же, засыпая животное погружается неглубоко под воду (на пару метров), после чего всплывает, делает несколько вдохов и опять погружается, повторяя эти движения весь период сна.
Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Чем тюлени питаются они опасны для нас людей? Дети: Тюлени питаются рыбой, креветками и осьминогами. В: а это детёныш тюленя совсем белый, их так и называют – белёк, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин. Через три недели его шубка станет серой.
В: давайте и мы сделаем дыхательную гимнастику
Свежий воздух мы вдыхаем.
Руки дружно поднимаем,
Медленно все выдыхаем.
Руки дружно опускаем.
В: а что мы знаем про моржей? Дети: Моржи стадные животные. Эти громадные, неуклюжие на суше животные очень быстрые в воде. У моржей есть бивни, которыми при опасности они защищаются.
В: В рацион моржей входят моллюски, ракообразные, рыба. Моржиха считается самой заботливой матерью в мире млекопитающих. Моржи трепетно относятся ко всем детенышам в стаде, охраняют и при необходимости помогают. Например, при заплыве уставший детеныш может отдохнуть, забравшись на спину любого члена стада.
Пальчиковая гимнастика
Кто на севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные к холоду привычны
Дети садятся за столы. Основное питание обитателей Арктики – это рыба, давайте покормим рыбой моржей, медведей, тюленей, (делаем «рыбу» из конструктора «Дары Фрёбеля и палочки Кьюзинера по схемам)
В.: Двигаемся дальше!
Дети прыгают с льдины на льдину на карте бинокль смотрим.
В: Что это впереди? ( на фланелеграфе айсберг и ледокол, и морские животные)
Д: Айсберг.
В: Айсберг-это отколовшейся от снежной горы кусок льда, который плавает в океане. Ребята айсберг он какой?
Д: большой, тяжелый, холодный.
В: почему айсберг не тонет?
проведем такой эксперимент в таз с водой дети отпускают кусочки льда, и делают вывод: лёд не тонет, потому что легче воды.
Физминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. Выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
В: Арктику называют ледяной пустыней. О чем еще говорилось в тексте?
Д: всюду холод, полгода ночь, полгода день, океан покрыт льдом. Почти нет зверей и птиц, а хозяин этой территории белый медведь.
В: Бывает здесь лето?
Д: Да, нет..
В: лето здесь бывает, но длится недолго и все равно очень холодно. А вы обратили внимание, что животные и птицы арктики тоже имеют белый цвет шерсти и перьев? А почему они имеют белый окрас? Давайте посмотрим на следующее задание на карте? (ледяная гора)
В: Кто спрятался за ледяной горой? Нам поможет фонарик, с его помощью вы разглядите животное там? На доске закреплены белого цвета животные и птицы рядом стол каждый по очереди подходит и просвечивает льдину и прикрепляет к животному который спрятан.
Белый медведь
Белёк
Песец
Полярная сова
Чайка
Полярный заяц
Полярный волк
Белая куропатка
Горнастай
- В.: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же запряжем мы в санки, отгадайте.
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)
- Подходим к макету «Арктика»
В: Приехали. Давайте рассмотрим макет. Что ты видишь Дима? (Вижу людей (в Артике действительно живут люди- эскимосы), олени(жизнь эскимосов тесно связана с оленем, они возят грузы, из их шкур они делают одежду и дома. Дом их называется чум), белого медведя и медвежонка, (какое время суток на макете?) ночь, потому что северное сияние. Чем питается олень?
Д: Лишайник, мох зеленый. (олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом.)
В: Собаки(хаски) также помогают жителям выживать в этих широтах, их впрягают в упряжку, с ними охотятся.
А главная особенность этих широт, то что полгода длится – ночь- солнце не встает и в этот период можно наблюдать невероятной красоты явление, которое называется – северное сияние(загорается проектор и освещает макет).
В: это частицы воздуха … Словно занавес цветной. В небесах мерцает. Над пустыней ледяной. Небо расцветает! А вот и Умка нашелся. Ребята вы большие молодцы помогли Умке найти дорогу домой и справится колдовством Снежной Королевы.
В: наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад(берем самолеты) приземляются.
Итог: И на последок поиграем в игру « Кто знает, пусть руку поднимает».
-Айсберг это.. (крупная глыба льда над водой )
- Необычайное природное явление Севера. (северное, полярное сияние)
-На Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день)
- Арктика это замерзший океан -Северный Ледовитый…
-Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом (полярники)
- Судно, прокладывающее путь во льдах…ледокол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОДД по познавательному развитию с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Федоре»
Занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по мотивам сказки К.Чуковского "Федорино горе"...
Конспект ООД по познавательному развитию "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста
Це Цель: расширять и уточнить представления детей о "большой" и "малой" Родине, ее...
Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста. Полезен в работе воспитателям....
Конспект НОД по познавательному развитию (экономика) "орудия труда" для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:Познакомить детей с понятием «орудия труда».расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, трудовых действий.определять род деятельности человека по орудиям тр...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами STEM для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к далекой планете»
Цель: систематизировать знания и умения детей по STEM образованию.Задачи:Обучающие: закреплять навыки работы по STEM образованию.Развивающие: развивать познавательную деятельность в процессе...
Конспект ООД по познавательному развитию «Космос. Солнечная система» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование познавательного интереса у детей к изучению космоса, Солнечной системы. Задачи:развивающие Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной с...
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «День Победы» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств....