Конспект нод по познавательному развитию «Путешествие в Артику» в группе старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Откртытое занятие "Путешествие в Арктику"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_arktika_otkrytoe_starshaya_gruppa_24g.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нод по познавательному развитию «Путешествие в Артику» в группе старшего дошкольного возраста.

Цель: создание условий для формирования целостного представления о Северном полюсе.

Образовательные:

Расширять представления об особенностях географического положения Арктики, её природных условиях и обитателях.

Развивающие:

- Развивать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.

-Расширять словарный запас детей за счет новых слов: айсберг, полюс, ледокол, Арктика.

- Дать информацию о животных Крайнего Севера : внешний вид, пища.

-Развивать умения устанавливать связь между признаками в природе и умения делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать.

Ход НОД

Организационный момент. Приветствие.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

В: Что мы называем нашей Родиной?

Д: Родиной мы называем страну где мы живём- Россия. Малая Родина- город в котором мы живем- Колтуши.

Проблемная ситуация

Аудио запись: Плачет…Я заблудился. Снежная Королева, заколдовала полярную ночь и Северное сияния исчезло.

В: Это Умка прислал нам такое сообщение. О чем он нас просит?

Д: просит помочь вернуть северное сияние и найти дорогу домой.

В: Ну что ребята, поможем Умке, справится с колдовством Снежной Королевы? Вот карта по которой мы должны следовать. Куда нам предстоит отправиться? Ответ этот ребус от Снежной Королевы. Первый звук изображения на картинке- это первый звук нашего в слове, которое укажет наше место назначения.

Картинки по порядку Арбуз(А) ракета(Р) конфета(К) торт (Т) игла (И) книга (К) (Дети выполняют задание и читают - «Арктика».

Воспитатель: Мы отправимся в Артику только где она? Давайте найдем её на глобусе. Может быть кто-то знает?

Д: Арктика находится на северном полюсе.

В: Правильно. А северный полюс- это крайняя точка нашей планеты? (Земля). Да, правильно, а вот и Арктика. Каким цветом на глобусе она обозначена? Д: белым и голубым.

В: Почему как вы думаете она обозначена белым цветом? Ответы детей. Да ребята, белый цвет это цвет льда, снега. Арктику так и называют царство снега и льда- это замерзший Северо- Ледовитый океан- поставим флажок- это место нашего назначения.

В: В каком городе мы живём? (Колтуши) Наш город находится рядом с городом Санкт Петербург. Вот он на карте Кто-то из детей ставит флажок. Наш путь будет длинным строго по карте. Смотрите какое большое расстояние нам нужно преодолеть поэтому, что важно знать и соблюдать?

Дети. Правила безопасности.

Воспитатель. Молодцы! Правильно! Нам нужно быть дружными, внимательными чтобы не отстать и не потеряться в пути.

В: На чем быстрее мы туда доберемся?

Дети: на самолете.-

(5 мин) В: Давайте построим самолет из «LEGO-конструктора. (Количество лего деталей на каждого ребенка, выполняют по схеме) Но время наше ограничено (ставлю песочные часы) Пора отправляться в полет.

В: Скажите, кто управляет самолетом? (Дети: пилот) Каждый из вас будет пилотом своего самолета.

А чтобы запустить двигатель и взлететь, сосчитаем вместе от 1 до 10. дети двигаются по кругу с самолетами в руках, затем приземляются на заранее подготовленную площадку.

В: Вот мы с вами оказались на Северном полюсе. Как здесь холодно, и часто дуют сильные ветра и вьюга. 1. Аудио «вьюга»

Вьюга — это когда дует сильный ветер, при котором снег поднимается и кружится в воздухе.

В: Так снежная королева пытается замести все дорожки. Но мы с вами не боимся вьюги. Сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательное упражнение «Вьюга» (10 стаканов с коктейльными трубочками и пенопластом внутри). В: не надувая щеки, тонкой струей воздуха выдуваем воздух через трубочку в стакан. Вьюга закончилась.

Смотрим на карту – силуэт «Белого медведя» Силуэт какого животного на карте? Д: Белого медведя (на экране презентация «Белый медведь») Дети стоят возле экрана

Слайд 1 В: Белый медведь- хозяин Арктики и самый крупный хищник на суше! Главное оружие медведя – мощные когтистые лапы. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах и между пальцев расположены плавательные перепонки.

Слайд 3 В: Что умеет медведь? Дети: Медведь прекрасно ныряет и плавает. В: Ему холодно наверное? Дети: В воде он не мерзнет, ведь под кожей у него – толстый слой жира, да и густая теплая шуба защищает от холода. Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается От него во все стороны летят брызги.

Слайд 4 В: Чем питается медведь? Дети: Одним ударом он может оглушить крупного гренландского тюленя и ещё охотится за рыбой, птицами. Даже моржи могут стать его добычей. В: Когда он охотиться чтоб совсем быть незаметным он лапой прикрывает нос.

Слайд 5 Зимой у белых медведей появляется потомство. У таких гигантов медвежата рождаются очень маленькими (детеныш поместится у меня на ладошках)слепые, глухие.

(4 мин) В: Мы будем соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей, ведь это самый крупный в мире хищник. Поэтому решим задачи пока он уснул. (задачи на магнитной доске «Домик» Сколько всего? Знаки больше, меньше)

  1. Мама медведица съела 3 рыбины и медвежонок съел 2. Сколько всего съели мама и медвежонок?

(Чтобы решить задачу нужно дополнить ее знаками + и = поставить цифру с правильным ответом 5. И дать ответ 5 рыбин съели всего мама медведица и медвежонок.)

  1. Медведь поймал три рыбины и съел их на завтрак и три у него осталось. Сколько всего поймал медведь рыб? (Чтобы решить задачу нужно дополнить ее знаками + и = поставить цифру с правильным ответом 6. И дать ответ 6 рыбин поймал медведь.
  2. На обед медведь съел 4 рыбины и на ужин 4. Сколько всего съел медведь? (Чтобы решить задачу нужно дополнить ее знаками + и = поставить цифру с правильным ответом 8. И дать ответ 8 рыбин съел всего медведь)
  3. Два брата медвежонка ловили рыбу. Младший поймал 7 рыбин, а старший 8. Кто из них поймал больше? (старший) На сколько рыб старший поймал больше?(на одну рыбину старший поймал больше, поставить знак «меньше» острый угол на 7)
  4. Мама медведица поймала 10 рыбин 3 съела на полдник. Сколько у нее осталось рыбин?( (Чтобы решить задачу нужно дополнить ее знаками - и = поставить цифру с правильным ответом 7. И дать ответ 7 рыбин осталось у мамы медведицы.)

В.: Аудио «Тюлень» На карте угадай по звуку? Кто издает такие звуки? Это тюлень подходим к иллюстрациям тюленей и моржей.

В: Правильно, это тюлень. Вместо ног у тюленя ласты их так и называют ластоногие. Большую часть своей жизни тюлени проводят в море . Удивительно , что животные даже спят в воде, более того — могут делать это двумя способами: перевернувшись на спину, тюлень держится на поверхности благодаря толстому слою жира и медленным движениям ласт, или же, засыпая животное погружается неглубоко под воду (на пару метров), после чего всплывает, делает несколько вдохов и опять погружается, повторяя эти движения весь период сна.

Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Чем тюлени питаются они опасны для нас людей? Дети: Тюлени питаются рыбой, креветками и осьминогами. В: а это детёныш тюленя совсем белый, их так и называют – белёк, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин. Через три недели его шубка станет серой.

В: давайте и мы сделаем дыхательную гимнастику

Свежий воздух мы вдыхаем.

Руки дружно поднимаем,

Медленно все выдыхаем.

Руки дружно опускаем.

В: а что мы знаем про моржей? Дети: Моржи стадные животные. Эти громадные, неуклюжие на суше животные очень быстрые в воде. У моржей есть бивни, которыми при опасности они защищаются.

В: В рацион моржей входят моллюски, ракообразные, рыба. Моржиха считается самой заботливой матерью в мире млекопитающих. Моржи трепетно относятся ко всем детенышам в стаде, охраняют и при необходимости помогают. Например, при заплыве уставший детеныш может отдохнуть, забравшись на спину любого члена стада.

Пальчиковая гимнастика

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычны

Дети садятся за столы. Основное питание обитателей Арктики – это рыба, давайте покормим рыбой моржей, медведей, тюленей, (делаем «рыбу» из конструктора «Дары Фрёбеля и палочки Кьюзинера по схемам)

В.: Двигаемся дальше!

Дети прыгают с льдины на льдину на карте бинокль смотрим.

В: Что это впереди? ( на фланелеграфе айсберг и ледокол, и морские животные)

Д: Айсберг.

В: Айсберг-это отколовшейся от снежной горы кусок льда, который плавает в океане. Ребята айсберг он какой?

Д: большой, тяжелый, холодный.

В: почему айсберг не тонет?

проведем такой эксперимент в таз с водой дети отпускают кусочки льда, и делают вывод: лёд не тонет, потому что легче воды.

Физминутка

Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь,
закрывают глаза ладонями
Полгода — день.
Выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом,
Соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом.
Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь.
Ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь.
Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней,
Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни.
Руки на поясе, стоят смирно

В: Арктику называют ледяной пустыней. О чем еще говорилось в тексте?

Д: всюду холод, полгода ночь, полгода день, океан покрыт льдом. Почти нет зверей и птиц, а хозяин этой территории белый медведь.

В: Бывает здесь лето?

Д: Да, нет..

В: лето здесь бывает, но длится недолго и все равно очень холодно. А вы обратили внимание, что животные и птицы арктики тоже имеют белый цвет шерсти и перьев? А почему они имеют белый окрас? Давайте посмотрим на следующее задание на карте? (ледяная гора)

В: Кто спрятался за ледяной горой? Нам поможет фонарик, с его помощью вы разглядите животное там? На доске закреплены белого цвета животные и птицы рядом стол каждый по очереди подходит и просвечивает льдину и прикрепляет к животному который спрятан.

Белый медведь

Белёк

Песец

Полярная сова

Чайка

Полярный заяц

Полярный волк

Белая куропатка

Горнастай

  1. В.: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же запряжем мы в санки, отгадайте.


Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)

  1. Подходим к макету «Арктика»

В: Приехали. Давайте рассмотрим макет. Что ты видишь Дима? (Вижу людей (в Артике действительно живут люди- эскимосы), олени(жизнь эскимосов тесно связана с оленем, они возят грузы, из их шкур они делают одежду и дома. Дом их называется чум), белого медведя и медвежонка, (какое время суток на макете?) ночь, потому что северное сияние. Чем питается олень?

Д: Лишайник, мох зеленый. (олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом.)

В: Собаки(хаски) также помогают жителям выживать в этих широтах, их впрягают в упряжку, с ними охотятся.

А главная особенность этих широт, то что полгода длится – ночь- солнце не встает и в этот период можно наблюдать невероятной красоты явление, которое называется – северное сияние(загорается проектор и освещает макет).

В: это частицы воздуха … Словно занавес цветной. В небесах мерцает. Над пустыней ледяной. Небо расцветает! А вот и Умка нашелся. Ребята вы большие молодцы помогли Умке найти дорогу домой и справится колдовством Снежной Королевы.

В: наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад(берем самолеты) приземляются.

Итог: И на последок поиграем в игру « Кто знает, пусть руку поднимает».
-Айсберг это.. (крупная глыба льда над водой )

- Необычайное природное явление Севера. (северное, полярное сияние)

-На Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день)

- Арктика это замерзший океан -Северный Ледовитый…

-Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом (полярники)

- Судно, прокладывающее путь во льдах…ледокол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОДД по познавательному развитию с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Федоре»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по мотивам сказки К.Чуковского "Федорино горе"...

Конспект ООД по познавательному развитию "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста

Це       Цель: расширять  и  уточнить   представления  детей  о  "большой"  и  "малой"  Родине,  ее...

Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста. Полезен в работе воспитателям....

Конспект НОД по познавательному развитию (экономика) "орудия труда" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Познакомить детей с понятием «орудия труда».расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, трудовых действий.определять род деятельности человека по орудиям тр...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами STEM для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к далекой планете»

Цель: систематизировать знания и умения детей по STEM образованию.Задачи:Обучающие: закреплять навыки работы по STEM образованию.Развивающие: развивать познавательную деятельность в процессе...

Конспект ООД по познавательному развитию «Космос. Солнечная система» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование познавательного интереса у детей к изучению космоса, Солнечной системы. Задачи:развивающие Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной с...

Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «День Победы» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств....