Проект "Экология -дело каждого!"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Долгосрочный проект "Экология-дело каждого!"- это проект направленный на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста. С своем содержании имеет комплекс мини проектов, реализация которых направлена на систематичное использование технологии проектной деятельности по экологическому воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Экология-дело каждого!" | 120.7 КБ |
паспорт проекта "Экология-дело каждого!" | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения
«Хомутовский детский сад №2»
ПРОЕКТ:
«Экология – дело каждого!»
Выполнили: воспитатель Белоносова Л.Н.
Донская Е.М.
С.Хомутово
2023 г.
Содержание:
1.Актуальность проекта…………………………………………………….3
2. Аннотация проекта ………………………………………………………4
3. Цели, задачи………………………….. …………. ……..……………… 4 4.Прогнозируемые результаты …………………………………………… 4
5. Методы и формы работы………………………………………………...5
6.Этапы реализации проекта ………………………………………………5
7. План мероприятий …………………………………………………… .6
8. Ресурсное обеспечение …………………………………………… …. 8
9. Риски и пути преодоления рисков …………………………………… .8
10. Выводы ………………………………………………………………….9
11. Литература …………………………………………………………….10
- Актуальность.
Ухудшение состояния окружающей среды на сегодняшний день диктует нам повышение экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения.
Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста –очень важная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура подрастающего поколения может изменить экологическую ситуацию и отношение к миру природы в целом. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю, носит особый воспитательных характер.
Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста должно быть целенаправленным, поэтапным, организованным. Если ребенок имеет общее представление о природе, о ее предметах и явлениях, о том, что человек и природа неотделимы друг от друга, о том, что природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов, ресурсов удовлетворения духовных и материальных потребностей человека, то этот ребенок наверняка будет бережно относится к природе, не потому что так его научили когда-то взрослые, а по тому, что он понимает необходимость и важность бережного отношения к природе.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.
В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Современные дети редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
В связи с этим нас заинтересовала проблема: какие методы и формы работы с детьми наиболее эффективны при формировании экологических представлений у дошкольников?
2. Актуальность проблемы и необходимость её решения обусловили выбор темы проекта: «Экология – дело каждого!»
Предмет исследования: эффективность метода проектной деятельности в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный
Участники проекта: воспитатели, сотрудники ДОУ, родители, воспитанники 4-6 лет.
Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2022 – май 2024 года.
3. Цель проекта: создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи проекта:
1. Формировать общую экологическую культуру дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
2. Обогащать и систематизировать знания и представления детей о растительном и животном мире.
3. Формировать представления у детей о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека.
4. Прогнозируемые результаты:
1. организация предметно-развивающей среды экологической направленности (центр экспериментирования и экологии).
2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;
3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;
4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.
5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;
6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Продукт реализации проекта: у детей сформирована система экологических представлений об окружающей природе.
5. Методы и формы работы в ходе реализации проекта.
Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,
- чтение художественной и научно-популярной литературы,
- экологические акции, десанты.
- труд в природе, наблюдения (ведение дневников наблюдений), целевые прогулки, экскурсии и др.
- опыты и эксперименты разнообразного содержания,
- рисование, лепка, аппликация,
- слушание музыки.
Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию. Привлечение родительского сообщества, как участников мини –проектов, акций, экскурсий.
6.Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап:
- анализ условий, необходимых для реализации проекта, в том числе уровень сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста;
- разработка плана реализации проекта;
-оценка рисков
2.Основной этап :
-реализация плана проекта.
3.Заключительный этап:
- сбор и обработка методических, практических материалов, анализ достигнутых результатов; обобщение материалов проекта.
7. План мероприятий на 2022-2023 учебный год.
№п/п | Название проекта | Сроки проведения | |
1 | « Осень –щедрая пора!» | Сентябрь - ноябрь | |
Цель проекта: Обогащать представления детей об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года. Развивать у детей познавательный интерес к наблюдениям за явлениями природы. Прививать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. | |||
2 | «Они остались зимовать и мы им будем помогать!» | Ноябрь - | |
Цель проекта: привлечь внимание к проблеме зимующих птиц, расширять представления детей и взрослых о зимующих птицах родного края, их образе жизни, особенностях питания, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. | декабрь | ||
3 | «Комнатные растения» Цель: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания и представления об особенностях комнатных растений, прививать ребенку внимательное и бережное отношение к живой природе. | Декабрь- март | |
4 | « Огород на окне» Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях. | ||
Март-май | |||
5 | « Весна!» Цель проекта: вызывать интерес к наблюдениям за объектами живой и неживой природы в весенний период, систематизировать представления детей об изменениях в животном мире. | Март -май | |
6 | «Чистая планета – здоровое завтра!» Цель проекта: формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, важности экологически правильного отношения к окружающей среде. | Апрель -май |
План мероприятий на 2023-2024 учебный год.
№п/п | Название проекта | Сроки проведения | |
1 | « Клад под ногами!» Цель проекта: обогащать и систематизировать представления детей о разнообразии растительного мира, воспитывать заботливое отношение к природе. | Сентябрь | |
2 | «Осень в лесу!» Цель проекта: расширять представления детей об обитателях леса в осенний период, формировать реалистичные представления о животных, птицах и их особенностях подготовки к зиме. | Октябрь-ноябрь | |
3 | «Птичья столовая!» | Ноябрь - | |
Цель: формирование системы мероприятий по поддержке птиц в зимний период, воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой | декабрь | ||
3 | «Елка - елочка» Цель проекта: воспитание природоохранного поведения и повышение творческой активности детей, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к объектам природы в процессе общения с ними. | Декабрь | |
4 | « Путешествие капельки!» Цель проекта: формирование представлений о значении воды, обучение бережному отношению к ней. | Январь | |
5 | «Животные Прибайкалья» Цель проекта: создать условия для обогащения и систематизации детских представлений о животном мире Прибайкалья, формировать у детей познавательный интерес и бережное отношение к природе родного края. | Февраль | |
6 | «Зеленые наши друзья» Цель: формирование представлений о значении деревьев в очистке воздуха от вредных примесей, воспитывать бережное отношение к природе. | Апрель - май | |
7 | «Насекомые нужны – насекомые важны!» Цель проекта: обогащать знания детей о пользе насекомых, формировать представления о их роли в природе. | Май |
8.Ресурсное обеспечение:
Вид Ресурсов | Перечень действий |
Информационные | Планирование агитационно – рекламных компаний среди родителей и воспитателей группы в рамках реализации проектов. Использование ресурсов сети интернет.(поиск информации, иллюстраций по данной тематике, освещение проведенной работы на сайте ДОУ, ВК, одноклассники и прочее) |
Программно-методические | Подготовка дидактического материал, демонстрационного материала, литературы по тематике проектов. |
Материально-технические | Подготовка фильмотеки и видеоматериалов по темам проектов, познавательных видеоуроков и презентаций. |
Организационные | Обсуждение проектов, целей, задач, путей реализации с участниками реализации проектов. |
9. Риски и пути преодоления рисков :
Риски | Пути их преодоления |
Недостаточный интерес воспитанников | Разработка системы поощрения инициативы, создание ситуации успеха для каждого участника проекта. |
Неактивная работа остальных участников проекта | Беседы, агитационная работа, привлечение к участию в акциях, поощрение, обширное освещение на сайтах и мессенджерах. |
10. Заключение.
Проведенная диагностика за 2022-2023 учебный год показывает положительную динамику формирования экологических представлений у детей средней группы. На основании этого можно сделать вывод, что проектная деятельность является более эффективной формой работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Дети получают более реалистичные представления о жизни животных, развитии растений, могут самостоятельно делать выводы из проведенных экспериментов и опытов. Кроме того, ребята в режиме реального времени получают бесценный опыт реализации продуктов проектной деятельности. Это участие в акциях, конкурсах, выставка, работа с социальными партнерами.
Литература
- Бабушкина Т.М., Окружающий мир. Нестандартные занятия. Подготовительная группа [Текст]. /Автор-сост. Т. М. Бабушкина - Волгоград: ИТ Д «Корифей». - 96 с.
- Баймашова В.А., Охапкина Г.М., Ознакомление дошкольников с комнатными растениями [Текст]. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72 с.
- Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. - 159 с.
- Бондаренко Т.М., Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009. - 190 с.
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.
- Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников [Текст]. Методи-кие рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: «Баласс», 2001. -304с.
- Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст]. / Сост. О. А. Воронкевич. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 336 с. (Библиотека программы «Детство»)
- Горькова Л.Г., Корчегина А.В., Обухова Л.А., Сценарий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы [Текст]. - М.: ВАКО, 2008. -240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Зенина Т.Н., Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа) [Текст]. Учебное пособие — М, Педагогическое общество России, 2008. - 48 с.
- Зенина Т.Н., Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями) [Текст]. Учебное пособие - М., Педагогическое общество России, 2007. - 64с.
- Иканова А.И., Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений [Текст]. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 240 с. (Программа развития)
- «МЫ». Программа экологического образования детей [Текст] / Н. Н. Кондратьева и др. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: «Детство-пресс», 2001. - 240 с. (Библиотека программы «Детство»)
- Никонова Н. О., Талызина М. И., Экологический дневник дошкольника. Зима [Текст]. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 32 с., ил. — (Библиотека программы «Детство»)
- Никонова Н. О., Талызина М. И., Экологический дневник дошкольника. Весна [Текст]. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009, 32 с.
- Никонова Н. О., Талызина М. И., Экологический дневник дошкольника. Осень [Текст]. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 32 с., ил. (Библиотека программы «Детство»)
- Никонова Н. О., Талызина М. И., Экологический дневник дошкольника. Лето [Текст]. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 16 с., илл. (Библиотека программы «Детство»).
- Николаева С.Н., Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет [Текст]. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 168 с.: цв, вкл.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
- Скоролупова О.А., Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64 с.
- Скоролупова О. А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» [Текст]. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 136 с.: ил.
- Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы» [Текст]. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 120с.: ил.
- Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето» [Текст]. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. - 128 с.
- Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень» [Текст]. — М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 160 с.: ил.
- Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима» [Текст]. - М: 000 «Издательство Скрипторий 2003», 2009 — 96 с: ил.
- Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животный мир жарких стран» [Текст]. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. - 96 с.
- Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть I» [Текст]. - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 128 с.: ил.
- Скоролупова О.А., Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» [Текст]. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. - 96 с.: ил.
- Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В., Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников [Текст]. Методическое пособие для педагогов.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Хомутовский детский сад №2»
ПАСПОРТ
Социально значимого проекта
«Экология-дело каждого!»
Выполнила:
Воспитатель
Белоносова
Лариса Николаевна
с. Хомутово 2023 г.
ПАСПОРТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
«Экология –дело каждого!»
№ | компоненты | характеристика |
1 | Автор проекта (Ф.И.О., место работы, должность) | Белоносова Лариса Николаевна, МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №2» воспитатель |
2 | Название проекта (Тема) | «Экология –дело каждого!» |
3 | Тип проекта | Экологический, социально значимый, практико-ориентированный |
4 | Сроки реализации | Долгосрочный, сентябрь 2022–май 2023 года |
5 | Актуальность проекта | Ухудшение состояния окружающей среды на сегодняшний день диктует нам повышение экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Формирование предпосылок экологической культуры начинается с дошкольного детства. Очень важно чтобы этот процесс был системным и грамотно организованным. Проектная деятельность в данном случае позволяет дать не только реальные представления об окружающей действительности, но и позволяет самому ребенку быть исследователем, искателем. |
6 | Проблема, на решение которой направлена проектная деятельность | Проект дает возможность донести до сознания детей, путем участия в мини-проектах различной экологической направленности, необходимость сохранения и бережного отношения к окружающей среде, предпосылки грамотного и разумного природопользования. Просветительская работа по формированию экологических представлений у дошкольников необходима и требует системной работы. Проектная деятельность дает детям возможность стать участниками различных мероприятий экологической направленности, все это начало воспитания в детях заботливого, бережного отношения к окружающей среде и природе в целом. |
7 | Цель проекта | Создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. |
8 | Задачи проекта (дидактические, развивающие, воспитательные) | 1. Формировать предпосылки общей экологической культуры дошкольников, через участие в реализации экологических проектов. 2. Обогащать и систематизировать знания и представления детей о растительном и животном мире, правилах гуманного отношения к природным объектам. 3. Формировать представления у детей о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека. |
9 | Новизна (инновационность) | Экологическая ситуация и отношение современного общества к проблемам экологии обуславливает необходимость применения инновационных форм работы для повышения экологической культуры воспитанников. Инновационной составляющей проекта является идея – пронаблюдать и опробовать эффективность систематичного использования проектной деятельности в формировании экологических представлений дошкольников. Для этого разработан долгосрочный проект «Экология-дело каждого!», цель и задачи которого достигаются путем реализации содержащихся в нем мини-проектов различной экологической направленности в течении ученого года. |
10 | Практическая значимость | Проект «Экология –дело каждого!» способствует созданию условий для формирования у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Проектный метод, способствует более включенному, активному взаимодействию всех участников образовательного процесса. Каждый реализованный мини проект, имеет свое практическое и социальное значение, а систематичное использование данного метода способствует формированию у детей более точных естественно-научных экологических представлений. Данный долгосрочный проект доступен для реализации в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Кроме того содержащиеся в нем мини проекты имеют завершенную структуру и могут использоваться отдельно педагогами в системе экологического воспитания. |
11 | Краткое описание (аннотация) | Реализация проекта «Экология –дело каждого преследует цель-создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Под условиями подразумевается: -повышение уровня компетентности педагогов, родителей в экологическом воспитании детей; -обновление и совершенствование предметно развивающей среды, методического, дидактического материала, информационного и технического оснащения; -совершенствование системы экологического воспитания за счет внедрения и реализацию метода проектной деятельности в течении длительного периода. Содержание проекта «Экология –дело каждого» -это мини-проекты разной экологической направленности. Все содержащиеся мини- проекты, имеют свое название, цель, систему мероприятий и направлены на решение определенной экологической проблемы, достижение результата, продукта. Данный проект разработан в соответствии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, направлен на поддержку инициативы и личностных качеств воспитанников, формирование предпосылок экологической культуры воспитанников. |
12 | Ожидаемый результат | У детей формируется система экологических представлений об объектах живой и неживой природы, явлениях, взаимосвязях между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде. Личное участие воспитанников в реализации проекта способствует формированию личной природоохранной позиции, предпосылок к гуманному природопользованию. Повышается уровень компетентности родителей, педагогов в формировании экологических представлений детей. Реализация каждого проекта предусматривает пополнение и обновление предметно развивающей среды дидактическими, наглядными методическими пособиями. Кроме того, проектная деятельность способствует сплочению всех участников образовательного процесса. Родители активно вовлечены и участвуют в разнообразных мероприятиях предусмотренных содержанием проектов, пополнении предметно развивающей среды пособиями, дидактическими играми. |
13 | Мероприятия по реализации проекта - подготовительный - основной -итоговый | 1.Подготовительный. - анализ условий, необходимых для реализации проекта, в том числе уровень сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста; Данные этап предполагает анализ ПРС, методического и материально-технического обеспечения, применение разнообразных форм совместной деятельности с детьми для выявления имеющегося уровня сформированности экологических представлений: -беседы: «Живое - неживое?», «Что такое экология?», «Животные и птицы нашей малой Родины», «Что я знаю о растениях? «Как человек влияет на окружающую среду?» и прочие. -наблюдение за объектами и явлениями в природе с дальнейшим обсуждением экологических ситуаций; -информирование родителей о введении метода проектной деятельности в систему экологического воспитания и вовлечение в разработку содержания проекта: -родительское собрание «Экология – это важно для всех»; -определение темы проекта, постановка цели, задач и плана реализации проекта; - создание базовых условий для реализации проекта (частичное обновление уголка природы, центра экспериментирования пособиями, приобретение методических пособий, пополнение картотек альбомами, наглядными пособиями, организация, видео и аудио библиотек); 2. Основной. Данный этап представляет собой непосредственно реализацию включенных в содержание мини-проектов: -«Осень –щедрая пора!»; -«Клад под ногами» -«Они остались зимовать, и мы им будем помогать!»; -«Комнатные растения»; -«Берегите Елочку»; -«Животные Прибайкалья»; -«Путешествие Капельки»; -«Огород на окне» -«Наши зеленые друзья» -«Весна красна»; -«Чистая планета-здоровое завтра»; -«Насекомые нужны-насекомые важны». Каждый из перечисленных проектов имеет цель, задачи и свое содержание-план реализации, перечень мероприятий охватывающий все виды совместной деятельности с детьми (беседы, игры, решение проблемных ситуаций, занятия, коллективно творческие работы, участие в выставках, экскурсии в зоопарк, к природным объектам, наблюдения, опыты и эксперименты, акции и прочее). Важным моментом в работе над каждым мини проектом является получение — продукта- это книжки своими руками, презентационное мероприятие, выставка, видеоролик, акция, публикация стенгазеты, участие в конкурсах экологической направленности. Подведение итогов реализации каждого проекта- поощрение активных участников и родителей, промежуточный тематический мониторинг. 3.Заключительный Подведение итогов проекта «Экология –дело каждого!» заключается в комплексной оценке достигнутых результатов в течении года: - итоговая диагностика уровня сформированности экологических представлений детей; -подведение и озвучивание итогов на родительском собрании; - награждение участников; -представление опыта на педагогическом совете ДОУ; -отражение опыта работы через выступления в муниципальных педагогических ассоциациях; -публикация итогов в социальных сетях (сайт учреждения, страницы ДОУ в мессенджерах). |
Воспитатель /Белоносова Л.Н./
Отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта
«Экология-дело каждого!»
В сентябре 2022 года мною разработан социально значимый, экологический проект «Экология-дело каждого!» для детей средней группы «Звездочка».
Цель данного проекта заключалась в создании условий для формирования у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
В ходе проекта были реализованы следующие задачи:
1. Формировать предпосылки общей экологической культуры дошкольников, через участие в реализации экологических проектов.
2. Обогащать и систематизировать знания и представления детей о растительном и животном мире, правилах гуманного отношения к природным объектам.
3. Формировать представления у детей о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека.
Продолжительность проекта «Экология-дело каждого!»- долгосрочный (сентябрь 2022-май 2023).
Тип проекта: социально значимый, экологический, практико-ориентированный
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Инновационной составляющей проекта являлась идея – пронаблюдать и на практике опробовать эффективность систематичного использования проектной деятельности в формировании экологических представлений дошкольников.
Эта идея была реализована и заключается в содержании проекта. «Экология-дело каждого!» -это долгосрочный проект, рассчитанный на весь 2022-2023 учебный год в течении которого были реализованы следующие мини проекты:
-«Осень –щедрая пора!»;
-«Клад под ногами»;
-«Они остались зимовать, и мы им будем помогать!»;
-«Комнатные растения»;
-«Берегите Елочку»;
-«Животные Прибайкалья»;
-«Путешествие Капельки»;
-«Огород на окне»
-«Наши зеленые друзья»
-«Весна красна»;
-«Чистая планета-здоровое завтра»;
-«Насекомые нужны-насекомые важны».
Каждый мини проект –это полноценный проект, отвечающий всем требованиям проектной деятельности в ДОУ, с целью, задачами, со своим содержанием.
Работа над проектом позволила мне установить партнерское взаимодействие с родительским коллективом, родители стали активными участниками проектов. Так интересно общими усилиями были проведены акции «Берегите Елочку!», «Кормушка в каждом дворе», «Посадим дерево», трудовой десант «Сортируем мусор правильно», «Чистый двор!» и многие другие мероприятия.
В каждом мини проекте запланировано получение продукта реализации проекта.
В течении года мы значительным образом пополнили наш уголок природы новыми образцами комнатных цветов. Дети сами участвовали в посадке саженцев цветов, вели наблюдение за ростом и развитием, фиксировали результаты в дневниках наблюдений.
Проект «Клад под ногами» - это проект, нацеленный на защиту окружающей среды от мусора, формирование основ и представлений о переработке отходов. Мы провели эксперимент, какие отходы являются безопасными-они разлагаются естественным образом, а какие требуют специальных условий для переработки.
В ходе реализации проекта значительно обновилась предметно развивающая среда группы и игрового участка: появились новые игровые пособия, образцы для опытов и экспериментов, дидактические пособия для детей, макеты «Озеро Байкал», «Круговорот воды в природе», «Части растений», «Животные Севера», «Пустыня», «Обитатели водоемов», «Животные Средней полосы», объекты для наблюдений. Многое из данных материалов создано совместно детьми, родителями, воспитателями.
Большой отклик нашли запланированные экскурсии в зоопарк, библиотеку, где дети имели возможность получения новых впечатлений, пронаблюдать разнообразие животного мира, узнать особенности питания и образа жизни некоторых животных. Экскурсия в библиотеку раскрыла детям уникальный мир озера Байкал.
«Осень –щедрая пора» -это яркий пример партнерского взаимодействия с родителями и детьми по выращиванию овощных культур.
В течении года, работая над проектом «Экология-дело каждого!» были достигнуты значительные результаты.
Согласно данным проведенной диагностики у детей более полно сформированы представления об объектах природы и явлениях, понимание того, что человек-это часть природы и ее сохранение задача всех людей. Участие в проектной деятельности на протяжении длительного периода способствует формированию личностных качеств воспитанников: любознательности, познавательному интересу, ответственности, инициативности, умению взаимодействовать сообща, целеустремленности. Немаловажным является и тот факт, что получение готового продукта проекта способствует пониманию необходимости и значимости решения определенной экологической задачи самими детьми, положительного социального опыта, уверенности в своих силах. Все это развивает в детях желание быть заботливым и гуманным по отношению к окружающей природе.
Таким образом, можно сделать вывод, что системное использование метода проектной деятельности является достаточно эффективным способом в формировании у детей элементов экологической культуры, предпосылок экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Данный проект был реализован в полном объеме и способствует созданию всех необходимых условий для системной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста:
- повышается уровень компетентности педагогов, родителей в данном вопросе;
-способствует установлению партнерского взаимодействия между всеми участниками образовательно воспитательного процесса;
-пополняется ПРС и материально техническая база ДОУ;
-реализация проекта способствует развитию и формированию личностных качеств воспитанников, получению опыта социального взаимодействия.
Материалы акции «Чистый двор» полученные в рамках реализации проекта «Чистая планета-здоровое завтра!» позволили стать участниками и призерами международной экологической премии «Экология дело каждого».
Результаты реализации проекта были опубликованы на страницах ДОУ в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, на сайте ДОУ.
Проект «Экология –дело каждого!» был освящен в муниципальном конкурсе «Лучший педагогический дуэт» среди педагогических работников муниципальных образовательных организаций Иркутского районного муниципального образования 13 декабря 2023 года. Опыт работы по использованию метода проектной деятельности в системе экологического воспитания также представлен в муниципальной ассоциации педагогов «Познавательное развитие» 21 февраля 2024 года.
На педагогическом совете №5, проходившего 25 апреля 2023г мною был представлен отчет о реализации проекта «Экология –дело каждого!». Проводимая работа признана педагогами достаточно эффективной, результативной. Решением педагогического совета данный проект и его компоненты рекомендованы к реализации во всех группах в следующем учебном году.
Пособия полученные в рамках реализации проекта: комплекты дидактических игр, конспекты занятий, акций, библиотека видеоматериалов, презентации, лэпбуки, макеты, тематические альбомы, наглядные пособия используются педагогами нашего ДОУ в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Реализация проекта признана удовлетворительной, рекомендована для использования в работе с детьми дошкольного возраста МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №2» ежегодно.
Воспитатель ________________ /Белоносова Л.Н./
Заместитель заведующего по ВМР ___________________ /Маленда Н.В./
Заведующий МДОУ ИРМО
«Хомутовский детский сад №2» ___________________ /Бисерова Л.Г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация ребёнка к Доу - дело каждого из нас
В предоставленном материале ещё раз обращается внимание ссотрудников на важность правильно организовать условия для комфортного пребывания детей в детском саду в адаптационный период....
"Защита детей - дело каждого!"
Основы безопасности жизнедеятельности....
Зарядку делай каждый день, пройдет усталость, грусть и лень!
Рекомендации родителям как провести время карантина дома с пользой....
Зарядку делай каждый день, пройдет усталость, грусть и лень!
Разминка дома!...
«НАМ СОВСЕМ НЕ ЛЕНЬ ЗАРЯДКУ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
Чтоб здоровым быть сполна,Физкультура всем нужна.Для начала по порядку,Утром сделаем зарядку....
Коллективная работа "Экология планеты - дело каждого человека"
Ход подготовки к международному экологическому конкурсу "В дружбе с природой", посвященный Всемирному дню окружающей среды...
"Экология - дело каждого"
В течение года мы с ребятами собираем пластиковые бутылки, картон, бумагу, батарейки. Пластиковые бутылки сдаем когда проходят акции, батарейки в специализируемые пункты приема...