«Волшебная бумага»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная бумага»
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные: ознакомление со свойствами бумаги.
Развивающие: развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки.
Коррекционные: развитие стремления к исследовательской деятельности.
Ход занятия
Приветствие. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Ой, смотрите, что это за загадочная коробка? Наверное, ее принес почтальон. Давайте посмотрим, кто же нам ее прислал.
Воспитатель: Открываем! А здесь еще письмо есть, как вы думаете: от кого? (на конверте изображение Незнайки).
Дети: Письмо от Незнайки!
Воспитатель: Вы так думаете? Давайте прочитаем!
Воспитатель читает.
- Ребята, вы правы. Нам пишет житель Солнечного города Незнайка. Он со своими друзьями тоже ходит в детский сад. И вот на одном занятии им прислали таинственное письмо. Чтобы его прочитать, ребята из Солнечного города выполнили много заданий, но у них всё равно не получилось разгадать письмо. Теперь Незнайка с друзьями просит помощи у нас. Поможем прочитать таинственное письмо?
Воспитатель: А вот и письмо!
Достаём листок из конверта. Дети рассматривают письмо.
Воспитатель: Какое непонятное, чистый лист бумаги. А вдруг, чтобы прочитать его, нужно совершить какое-то открытие?
- Ребята, как вы считаете, с помощью чего совершаются открытия?
Дети: Провести опыт.
Воспитатель: Верно, и с помощью опытов. Чтобы узнать с чем мы будем экспериментировать и какая тема нашего занятия предлагаю отгадать загадку.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).
- Мы уже можем определить тему нашего занятия? Ответы детей.
- Верно, тема нашего занятия «Волшебная бумага». Сегодня на занятии мы выясним: что такое магнит? Узнаем о свойствах бумаги, проведем несколько интересных опытов. Работать будем в подгруппах.
Чтобы всё у нас получилось, нужно быть внимательными, активными, старательными, отвечать полными предложениями, делать выводы.
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать один из предметов, с помощью которых вы сможете прочитать таинственное письмо. Но так как вы разделитесь на команды, то предметы будете зарабатывать в общую копилку. А как вам помогут эти предметы вы узнаете в конце занятия. Напоминаю правила работы в команде: ВЫВЕСИТЬ СИМВОЛЫ.
Основная часть:
- - Что же такое бумага? Как делают бумагу?
(Дети отвечают)
Давайте посмотрим презентацию о бумаге и ее производстве.
Просмотр презентации о бумаге.
Воспитатель: Бумага есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть бумага? Для чего она нам нужна? А что можно изготовить из бумаги? (Ответы детей).
- Верно. С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки.
Экспериментирование.
- Воспитатель: как мы уже говорили, сегодня на занятии с помощью опытов мы узнаем о новых свойствах бумаги. А какие свойства бумаги вы уже знаете? Вспомнить их вам помогут символы.
Дети подходят к столу, на котором разложены различные символы.
- Вам необходимо найти символ, который соответствует одному из свойств бумаги и назвать это свойство.
- Не забывайте, вам нужно быть внимательными! За правильные ответы вы получаете предмет для разгадки таинственного письма!
Оценивание, жетоны-предметы.
Воспитатель: Хорошо, повторили основные свойства бумаги. Теперь предлагаю выяснить новые свойства бумаги с помощью опытов. А как вы считаете, где проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей). Верно в лаборатории!
Воспитатель: Я предлагаю всем пройти в нашу мини-лабораторию. Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д.
Эксперимент «Бумага поёт»
- Ребята, как вы думаете, бумага может издавать звук? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам это проверить и провести эксперимент «Бумага поёт».
Предложить взять разноцветную бумагу разного качества и выполнить движение «стирка белья».
Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в подгруппах. Бумага шуршит, скрипит.
– Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
Вывод: при смятии трении бумага издаёт звук.
ОЦЕНКА, жетоны-предметы.
- Опыт «Волшебный цветок».
Воспитатель: Переходим к следующему эксперименту для определения свойств бумаги.
- Ребята, посмотрите, есть бумажный цветок. Как вы считаете, он может сам раскрыться? (Ответы детей).
- А я знаю секрет, как цветку помочь. У меня есть волшебная вода! С её помощью бумажный цветок раскроется!
Показ опыта.
Самостоятельное проведение опыта детьми.
- Ребята, как вы считаете, почему бумажный цветок раскрылся? (Ответы детей).
- Это объясняется тем, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: бумага может распрямляться под воздействием воды (влаги).
ОЦЕНКА, жетоны-предметы.
Физминутка.
- Ребята, труд ученых очень тяжел, и вы, наверное, уже устали! Предлагаю провести физминутку, размять свои мышцы.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки вниз, на пояс, вверх –
Нам сопутствует успех.
Руки в стороны, вперёд –
Нас ещё работа ждёт.
- Опыт «Бумага – мост».
Воспитатель: Ребята, мы уже выяснили, что бумага издаёт звуки, бумага под воздействием воды может распрямляться. Предлагаю проверить, а может ли бумага быть жёсткой. Для этого проведем опыт «Бумага – мост».
- Вы знаете, что у нас в городе есть мосты через реку. Они большие, прочные, по ним ходят пешеходы и проезжает много машин. Но прежде чем построить мост, нужно рассчитать конструкцию. Нужно много чего учесть: и силу трения, напряжения, предел прочности материала, и условия рельефа и много чего еще.
- Я предлагаю сделать мост из листа бумаги. Может ли лист бумаги выдержать яблоко? (Ответы детей).
- Давайте проверим. Нам потребуется два стакана, два листа бумаги и одно яблоко.
Проведение опыта с гладким листом бумаги. Бумага не выдерживает веса яблока. Обсуждение с детьми причины падения яблока.
- Теперь вторая попытка проведения опыта. Но мы изменим условия опыта. На этот раз я предлагаю сделать мост из сложенной гармошкой бумаги.
Дети складывают лист бумаги гармошкой.
Проведение второго опыта. Бумага выдерживает вес яблока.
- Ребята, у вас получилось сделать мост из бумаги. Как вы считаете, почему бумага выдержала вес яблока? (Ответы детей).
- Рёбра жёсткости, которые появились на сгибах, сделали лист бумаги прочным и мост смог выдержать яблоко.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: бумагу можно сделать прочной, если её сложить так, чтобы получились рёбра жесткости.
Оценка, жетоны-предметы.
- Опыт «Таинственное письмо».
Воспитатель: Ребята, вы все за правильные ответы получали жетоны-предметы. И теперь с их помощью мы попробуем прочитать таинственное письмо. Предлагаю использовать их в той же последовательности, как их вы зарабатывали: ёмкость с водой, йод, ложка, пинцет.
Проведение опыта.
- Опускаем таинственное письмо в полученный раствор.
Как только бумага намокнет, можно прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок. Проявляется символ «молодцы/всё получилось».
Дети объясняют значение символа.
- Ребята, получается, мы прочитали таинственное письмо? Теперь мы пошлем его Незнайке в Солнечный город и расскажем о способе расшифровки тайных писем!
Обратить внимание на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств, а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.
Итог занятия.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.
Анализ работы детей воспитателем.
- Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям "Волшебная бумага"
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!Мы хотим обратить Ваше внимание на ОРИГАМИ. Это замечательное искусство, которым под силу овладеть детям. Какие замечательные самолетики, кораблики, или ...
Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"
В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные виды продуктивной деятельности, в частности работа с...
Кружок "Волшебная бумага"
Описание деятельности работы кружка....
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию на тему: "Волшебные шары"(мозаичная аппликация в кружке "Волшебная бумага")
Знакомство детей с процессом изготовления мозаичной аппликации; развитие у детей творческого воображения....
Мастер класс для родителей на тему "Волшебная бумага" (аппликация из обрывной бумаги "Снеговик")
Аппликация из обрывной бумаги...
Опыты и эксперименты с бумагой. "Волшебная бумага"
Знакомство со свойствами бумаги и ее "волшебные превращения"....
Семинар – практикум для воспитателей «Волшебная бумага». Использование различных техник работы с бумагой в развитии художественного творчества у дошкольников.
Использование различных техник работы с бумагой в развитии художественного творчества у дошкольников....