Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Тайны электричества»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зарбашева Светлана Владимировна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Тайны электричества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_elektrichestva.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово, Красноярский край

                                                                

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Тайны электричества»

Автор: Зарбашева С.В., воспитатель                                                                                        высшей  квалификационной категории                                            

2024 г.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о разных видах электричества.

Программные задачи:

Образовательные:

• обобщать знания детей об электричестве и электроприборах;

• закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

• познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;

Развивающие:

• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

• развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

• вызвать радость от открытий, полученных в ходе экспериментирования;

• воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе: договариваться, распределять работу, слушать и слышать друг друга.

Вид занятия: интегрированное.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, экспериментирование, игровая, коммуникативная.

Методы и приёмы: наглядные, игровые, словесные, практические.

Словарная работа: обогащение словаря – статическое электричество; активизация  глаголов в речи.

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевое развитие.

Проблема: доказать детям, что электроприборы не работают без электричества.

Материалы и оборудование:

1. Игрушка – робот, работающая от батареек.

2. Фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».

3. Оборудование для опытов:

Опыт 1: Воздушные шарики двух цветов по количеству детей.

Опыт 2: Воздушные шарики и салфетки  - «бороды» по количеству детей.

Опыт3: Пластмассовые палочки, кусочки меха по количеству детей, полоски «дождика».

Опыт 4: Шарик, обрезанный пакет,  кусочек шерстяной ткани.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Дети проходят в комнату, встают вокруг педагога.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Зовут меня Светлана Владимировна.   И прежде чем продолжить нашу встречу давайте поздороваемся друг с другом:

 Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

- Скажем, здравствуйте гостям!

II. Актуализация ранее пройденного материала. Наблюдение за работой игрушки.

- Ребята, я пришла к вам в гости, чтобы познакомить вас с  любимой игрушкой ребят группы «Дюймовочка»- роботом.  Садитесь на ковер я вам сейчас  его покажу. (Достать из коробочки, но батарейку оставить в коробке). 

Почему – то робот не работает? Что случилось? (высказывания детей)

- Вы правы, нет батарейки. (Найти батарейку, показать ребятам, рассмотреть, что у батарейки есть + и -, рассматривание батарейки по кругу)

-  А как правильно вставить батарейку? (Минус к минусу, плюс к плюсу).

- Игрушка заработала! (наблюдают)

- Что же за сила такая скрывается в батарейках? (предположения детей)

Вывод: Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

(Воспитатель включает  робота)

- Вам хочется потанцевать с роботом? (дети выполняют движения вместе с роботом).

III. Беседа об электричестве.

- Ребята, а кто из вас может сказать, что такое электричество?

Выслушать высказывания ребят.

– Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны. Предлагаю вам послушать Тетушку Сову из научного дупла, что расскажет нам она.

- Вставайте удобно возле экрана.

(Дети стоят  возле интерактивной доски. Фрагмент мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности». (1:50)

-После прослушивания уточнить, о чем говорила тетушка Сова. Акцент на безопасность.

– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.

– Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.).

- А для чего же нам необходимо электричество? (для работы электроприборов. Без электрического тока они работать не будут).

- Электроприборы есть в наших домах, детском саду и они, конечно же, наши большие помощники.

 Главное правило пользования электроприборами для дошкольников

Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Вывод: Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

IV. Физминутка «Робот»:

Робот думал и гадал, почему он так устал (покачивания головой).

Повернулся, потянулся, всем ребятам улыбнулся (движения по словам),

Шар надул большой, огромный (надувают воображаемый шар),

Шар вдруг сдулся, стал никчемный (шар сдулся, руки опустить).

Но наш робот не грустит, хочет в гости пригласить (прыгают и хлопают).

V. Электричество в природе. 

Опыт 1.

- Ребята, робот приглашает вас поиграть в его любимую игру с шариками, согласны? (воспитатель высыпает шарики из корзины).

- Возьмите по – одному шарику и встаньте парами, синие с красными (дети встают парами друг против друга.) 

- Пары повернитесь друг к другу, а  шары положите друг другу на голову.

- Все готовы? А теперь аккуратно потрите шарами друг другу волосы по волосам на голове. Медленно приподнимите шары. Что вы увидели? (ответы детей). Как вы  думаете, почему волосы у вашего партнера «встали дыбом»? (ответы детей, «волосы наэлектризовались и притянулись к шарику»).

- Значит, мы с вами «поймали»  электричество в волосах  друг у друга.

– А как же так получилось, ведь нигде у вас нет проводов? (ответы детей, «потому что мы  потерли об них шариком»). 

- Как вы думаете, такое электричество опасное? (ответы детей). Может быть кто – то знает, как такое электричество   называется? (ответы детей.) 

- Его называют статическим, то есть «неподвижным».  Это электричество,  не течет по проводам, а мы сталкиваемся с ним каждый день.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают слово «статическое»). 

- Статическое электричество неопасное, тихое и незаметное,  живет оно повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Как вы думаете, где еще  можно поймать такое электричество? Вы хотели бы это узнать?  (ответы детей).

(Воспитатель включает робота. Робот произносит непонятные слова. Воспитатель выключает робота).

- Ребята, вы поняли, что сказал робот? Робот приглашает вас в свой центр «Науки и техники», там он предлагает вам провести  эксперименты и узнать, где еще можно поймать статическое электричество, а меня назначил вашим научным руководителем.    

- Вы согласны? (Да). 

Опыт 2.

 (Дети и воспитатель с роботом проходят к мольберту с обозначением центра «Науки и техники». 

-Ребята, чтобы наши эксперименты получились, надо проводить их строго по правилам. Вот эти правила  (воспитатель показывает детям «символы – правила» проведения  экспериментов в  центре ) первое правило: «Слушать внимательно инструкцию научного руководителя!», второе правило: «Выполнять все действия строго по инструкции научного руководителя!». Все готовы к проведению экспериментов, тогда проходите в нашу первую лабораторию. (Дети подходят  к столу, на котором лежат порезанные салфетки – «бороды»).

- Встаньте, пожалуйста, вокруг стола и повернитесь друг за другом, к спине впереди стоящего, приложите шарик  и потрите его о спину своего соседа. Теперь  дотроньтесь шариком до салфетки - «бороды». Поднимите свой шарик вверх, что происходит? (ответы детей, « салфетка прилипла к шарику, получился шарик с бородой»). 

- Почему к шарику прилипает салфетка? (ответы детей, потому что шарик от трения наэлектризовался и стал притягивать к себе предметы).

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (ответы детей, «мы «поймали» статическое электричество на одежде»).

Вывод: статическое электричество живет в одежде.

- Сложите, пожалуйста,  шарика и  салфетки в корзину (дети убирают шары и салфетки в корзину).

Опыт 3.

- Хорошо,  проходите во вторую лабораторию. Что вы видите на столе? (ответы детей, «пластмассовые палочки, нарезанный «дождь», кусочки меха»).

- Возьмите  пластмассовые палочки и прикоснитесь к «дождику». Что вы видите? (лежат спокойно). Теперь потрите палочку  о кусочек меха,   медленно поднесите палочку к «дождику». Что происходит? (ответы детей,  «палочки  наэлектризовались и стали притягивать к себе «дождик»). Значит, мы и здесь «поймали» с вами статическое электричество? Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?

Вывод: электричество живет не только в волосах,  в одежде, но в других окружающих предметах.

- Ребята, скажите, пожалуйста, от чего же возникает статическое электричество? (ответы детей, «статическое электричество возникает от трения»).

- Дети, робот сказал, что время нашего нахождения в центре науки и техники закончилось, пора возвращаться в группу (дети прощаются с роботом, проходят  вместе с воспитателем к стульчикам, садятся).

VI. Итог. Обратная связь. Рефлексия

- Ребята, с чем вы сегодня познакомились? (ответы детей, «со статическим  электричеством»). Как вы его получали? (ответы детей, «натирали один предмет и прикасались им к другому») Вы большие молодцы и настоящие помощники!

VII. Опыт 4 (задание для продолжения исследования)

- Ребята, а я знаю еще один эксперимент со статическим электричеством.

- Показать? (Да.) 

- Для этого я возьму шарик и полоску от полиэтиленового пакета. А теперь шерстяной тряпочкой потру шарик и полоску от пакета. Смотрите, что происходит? (шарик и пакет отталкиваются друг от друга, пакет от шарика улетает).

- Почему шарик отталкивает пакет, а не притягивает? Кто догадался? (если дети не догадались, воспитатель предлагает найти разгадку дома).

- Это вам будет задание на дом: узнать, почему пакет не притягивается к шарику, а улетает от него. Где вы можете узнать об этом? (ответы детей, « от родителей, старших братьев или сестер, из  интернета или книг). А в следующий раз  вы мне расскажете, почему так происходит, договорились. Я вам оставляю в подарок шарики, чтобы вы могли прямо сегодня рассказать и показать своим друзьям и родным эксперименты со статическим электричеством. До свидания, до следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Звуки [С]-[З]".

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки [с – з] в устной речи....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Святки – колядки»

:   Формировать духовно-нравственные ценности детей посредством приобщения к православным традициям....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.Задачи:• «Социально – ко...