Экологический проект "Лук - наш зеленый друг"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Возникла идея реализовать проект «Лук- наш зелёный друг»,
И предложить детям совместно с воспитателем посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_luk-nash_drug.docx | 634.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Аликовский детский сад №1 «Ҫăлкуç»
Проект «Лук - наш зелёный друг»
Подготовила : воспитатель
Иванова Валентина Николаевна
Актуальность:
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Возникла идея реализовать проект «Лук- наш зелёный друг»,
И предложить детям совместно с воспитателем посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: кратко-срочный (две недели)
Участники проекта: дети второй младшей группы раннего возраста, воспитатели.
Проблемная ситуация: Как можно вырастить зелёный лук ?
Чем может быть полезен зелёный лук? Что необходимо луку для роста? Где лук прорастает быстрее, в воде или в земле?
Методы и технологии:
-беседы;
-занятия в игровой форме;
-дидактические игры;
-подвижные игры;
-пальчиковая гимнастика и др. ;
-художественное слово;
-элементарные эксперименты и опыты;
-трудовые поручения
Цель проекта: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом
Задачи проекта:
Для детей:
-Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, вода, свет, тепло);
-Формировать представления детей о значимости полезных свойств лука для здоровья человека.
-Развивать у детей основы исследовательской деятельности;
- Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях. Учить детей вести наблюдения, исследования за объектом и делать первые выводы.
-Развивать познавательный интерес, любознательность;
-Учить наблюдать, делать выводы.
-Воспитывать внимательное и заботливое отношение к общему огороду, ценностное отношение детей к результатам своего труда.
Для педагога:
привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности; создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности в группе.). Способствовать активному взаимодействию всех участников отношений в процессе посадки и выращивания огорода на окне.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: наблюдение за ростом и развитие растения, как растут корни и перья; исследовательская деятельность (обследование, выявление качеств лука наблюдение за ростом, оформление результатов), полив лука каждый день, рыхление. установление связей. Рассматривание лука, найти «донце» и верхушку. Беседы «Растительный мир», «Посадка лука», «Полезная пища», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни лука».
Речевое развитие: ситуативные разговоры с детьми (называние трудовых действий, обсуждение полезных свойств растения, необходимости употребления лука в пищу), чтение коротких стихов наизусть, составление рассказов о луке « Как лучок появился на грядке», чтение пословиц, поговорок, загадок, литературы о свойствах лука, рассматривание иллюстраций. Дидактические и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты», «От какого овоща эта часть» . Беседы: «Посадка лука».
Социально-коммуникативное развитие: труд в уголке природы. Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).Д. И. «Где растёт? », «Что лишнее», «От какого овоща часть», «Собери картинку»
Чтение художественной литературы: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок о луке. Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»
Художественно-эстетическое развитие: продуктивная деятельность (рисование лепка, художественный труд)
Физическая культура: подвижные игры «Кто больше соберёт овощей», «Собираем урожай». Пальчиковая игра «Овощи»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: обсуждение пословиц и поговорок «Лук от семи недуг»
Средства и оборудование:
Организационные: лук репчатый, стаканчики пластиковые, земля, ящик для посадки лука, лейки, совочки. Мяч. Столы, маски для инсценировки, пластилин, бумага, клей.
Методические: иллюстрации «Строение лука», «Виды лука», дидактические и настольно-печатные игры, рецепты, пословицы, поговорки, загадки, стихи о луке. Календарь наблюдений за ростом лука в воде и в земле.
План реализации проекта
I этап. Подготовительный
Поиск информации о луке.
Определение цели и задач проектной деятельности.
Постановка проблемы.
Разгадывание загадок о луке, чтение стихов о луке, поговорок и пословиц.
Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»
Изучение луковицы (цвет, запах, форма), рассматривание под лупой. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету .
Рассматривание строения луковиц. Знакомство с разными видами лука.
Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы
Беседа о пользе лука, о полезных свойствах
Создание предметно – развивающей среды: производился подбор материал и оборудования для опытов и экспериментов, контейнеры с землёй, баночки с водой, луковицы разных размеров. Для этого были привлечены и родители группы. Подготовка луковиц к посадке.
Изготовление иллюстраций, календарей наблюдений.
II этап. Основной (исследовательский)
Обрезание верхушек у лука. Наполнение контейнера землёй. Наполнение стаканчиков водой. Посадка лука в землю и в воду. Поливка лука в земле.
Фиксация в календаре наблюдений, зарисовка луковиц (воспитателем) в начале наблюдения, указание даты посадки и начала наблюдения.
Наблюдение за прорастанием лука в земле и воде, замеры длины пера. Через неделю луковицы начали прорастать и появляться корни. Замеры длины пера начали делать, когда зеленая часть начала активно увеличиваться. Для замеров выбрали шесть луковиц, которые проросли раньше других. Замеры фиксировали в дневнике наблюдений. Делали выводы, где лук быстрее начал прорастать, в земле или воде.
Рыхление, поливку лука, добавление воды в стаканчики.
Обучение детей замечать изменения, которые происходили у прорастающих луковиц и связывать эти изменения с наличием благоприятных условий.
В процессе исследований продолжение знакомства с художественной литературой об овощах: поговорками, стихами, сказками, загадками. Рассматривание иллюстраций на овощную тематику, проведение дидактических игр, бесед. Дидактические и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты», «От какого овоща эта часть», Съедобное-несъедобное», подвижные игры, пальчиковые игры. Проведение продуктивной деятельности: лепка луковиц.
Составление рассказов «Как лучок появился на грядке»
III этап. Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей.
Формулировка детьми представлений об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста ( вода, свет, тепло). Формулировка вывода о том, где и при каких условиях лук прорастает быстрее (в земле).
Выставку детских работ. Аппликация «Лук-наш зелёный друг»
Сбор урожая, дегустацию лука
Вывод: в результате проекта дети научились сажать лук и ухаживать за ним. Узнали о свойствах и пользе лука, о разновидностях лука. Познакомились с разными условиями прорастания лука. Научились сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширили кругозор и мыслительную деятельность. Научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда. Предполагаемый результат проекта достигнут, продукт (огород на подоконнике) получен.
Заключение
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. Данный проект принёс детям удовлетворение и радость от проделанной работы, появился интерес и желание участвовать в других проектах. Некоторые дети, совместно с родителями дома начали проращивать лук дома.
Приложение 1
Загадки о луке
1. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
2. Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает.
(Лук)
3. Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг -
Потому что это - ... .
(Лук)
4. Кто на свете всех полезней,
Кто спасёт от всех болезней,
Кто обидит нас без рук? –
Маленький, коварный...
5. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
Пословицы и поговорки про лук
Лук добр и к бою, и во щах.
Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
Лук семь недугов лечит.
Оба луки, оба туги.
Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.
Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).
Тугой лук, — то сердечный друг.
Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.
Кому до чего, а стрелку до лука.
Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет.
Лук от семи недуг.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Стихи о луке
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?
Там, на грядке у беседки,
Вырос лук - большой и крепкий!
Знаем мы уже давно,
Что поплачем от него.
Но как любим мы с друзьями
Лук, поджаренный с грибами!
С макаронами, в котлете
Или в свежем винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Потому что этот лук -
Для здоровья первый друг!
Ю. Симбирская
В банку мы воды налили,
Лук пузатый посадили.
Он на банке, как на троне
В новой зубчатой короне.
Только вот одна беда -
Очень мокнет борода.
Приложение2
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения
Вариант 1. Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.
Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: "Корешки, найдите свои вершки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить только "волшебные ворота" (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.
Физминутка
В огороде поутру погляди на грядку: наклоны вперед - назад
Лук зеленый на ветру делает зарядку потягивание вверх;
На зарядку встали вряд репа и редиска, ходьба на месте
Там листочки вверх глядят, поднять руки вверх, помахать
Здесь – пригнулись низко. Присесть
Приложение 3
СКАЗКА О ЛУКЕ
Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг?
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.
Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик!
Сказка «СПОР ОВОЩЕЙ»
Как-то раз овощи спор завели на столе:
-Кто лучше, важней и нужней на земле?
Заявила всем картошка,
-Я в супе – главный компонент!
Если нет картошки, ни к чему брать в руки ложку.
А морковка не молчит:
-Я ведь тоже компонент!
В супе мне замены нет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Тут надулся помидор и промолвил строго.
Не болтай, морковка, вздор
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Тут вмешался старичок,
Наш репчатый лучок.
-Пусть немного я коварен,
Но в народе популярен.
Все меня хозяйки знают,
Во все блюда добавляют.
Я для вирусов – кошмар.
А свекла и говорит:
-Я полезней и вкусней,
Я одна источник цвета,
Без меня борща – то нету!
А капуста все слыхала,
Все думала и причитала.
-Что вы спорите, друзья,
Без овощей ведь жить нельзя!
Каждый овощ всем полезен,
Он и нужен, и не вреден.
Я ведь тоже хороша.
Я сочная, круглая, хрустящая, упругая.
Меня и квасят и солят,
Всю зиму свежую едят.
Спорили овощи не напрасно,
Стало им вдруг все ясно.
Каждый овощ всем хорош,
И полезен, и пригож.
Все – витаминов источник.
На этом они поставили точку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Лук зеленый друг"
Экологический среднесрочный проект в средней группе....
Конспект открытого занятия по экологическому развитию « ЛУК – ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ» во второй младшей группе.
Образовательная область «Познание»Цели и задачи:-обогащать и совершенствовать представления детей о луке;-развивать тактильные ощущения (осязательные, обонятельные, зрительные), внимание, память, спос...
Экологический проект " Лук- зеленый друг"
Актуальность.Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельност...
Экологический проект "Лук - зеленый друг", "Деревья - наши друзья".
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и в...
Познавательно экологический проект «Лук – зеленый друг».
познавательно – исследовательский, краткосрочный проект.Продолжительность три недели.Участники проекта: дети средней группы, родители и воспитатель....
Экологический проект "Посади зеленого друга"
АННОТАЦИЯ В наши дни иному человеку ничего не стоит просто так, ради забавы и безудержного озорства обломить ветку, одним махом топора срубить в лесу дерево, разрушить птичье гнездо. И дело все в низк...
Экологическая сказка "Письмо зеленому другу"
Экологическая сказка " Письмо зеленому другу"...