Интерактивный театр как средство формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

По данным статистики нередко в огне пожаров, на дорогах, в быту, в природе гибнут и получают увечья маленькие дети. Поэтому основы безопасного поведения должны закладываться уже в дошкольном возрасте. Мы живем в сельской местности, а как известно в селе дети более доверчивые, что может повлиять на опасность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивный театр как средство формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников.

Воспитатели: Яковлева Гуля Керимовна, Иванова Галина Николаевна  социально коммуникативное развитие , СП ГБОУ СОШ с. Белозерки «Детский сад №15 « Колобок»,  berdievaguli4ka@mail.ru

Актуальность  

Проблема безопасности жизнедеятельности дошкольника в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении различных опасностей для человеческой жизни. По данным статистики нередко в огне пожаров, на дорогах, в быту, в природе гибнут и получают увечья маленькие дети. Поэтому основы безопасного поведения должны закладываться уже в дошкольном возрасте. Мы живем в сельской местности, а как известно в селе дети более доверчивые, что может повлиять на опасность детей.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

ЦЕЛЬ: Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством обыгрывания сказок собственного сочинения.

Задачи: 

  • Углубить и систематизировать знания детей о навыках безопасного поведения на примере сказок собственного сочинения.
  • Развивать осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их

 жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта, средствами (интерактивной) театрализованной деятельности.

  • Обогащать связную речь, расширить словарный запас, творческое воображение, развивать технику вырезания и наклеивания.

  • Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа,
  • Воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, желание использовать различные роли.

Вступление

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка.

Одной из главных задач является воспитание у детей не только привычки здорового образа жизни, но и дать знания о том, как поступить в той, или иной опасной ситуации.

Мы стараемся изо всех сил "надзирать", не оставлять, провожать, встречать. Но, к сожалению, это удаётся не всегда. И если ребёнок должен идти один домой или остаться в квартире, лучше подготовить его к этой ситуации заранее.

Во всём мире дети практически с ясельного возраста усваивают закон четырёх никогда:

  • никогда не разговаривать с незнакомцами;
  • никогда не садись в машину к незнакомцу;
  • никогда не гуляй в тёмное время суток;
  • никогда не ходи один.

Чем раньше и твёрже ребёнок усвоит эти правила, тем лучше. А как это сделать без тягостных нравоучений и назиданий? Те времена, когда ребёнок мог спокойно ходить по улице один, гулять во дворе без присмотра, когда малыша можно было отпускать без сопровождения, миновали. Если ребёнок остаётся один, он подвергается огромному риску.

Хулиганы, грабители, наркоманы, лихие водители- вот неполный перечень бед, которые могут подстерегать ребенка вне дома. А внутри: воры, пожар, теракт...-всего не перечислишь.

Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребёнком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.

Как подтверждают многочисленные исследования, одним из самых интересных занятий детей дошкольного возраста является театрализация.

Театр - один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры.

Работа по "Освоению правил безопасности жизнедеятельности через театральное искусство" начинается с организации развивающей среды в группе, продумывание плана работы, придумывание сказок, подготовка игр и художественной литературы.

Первые театрализованные игры проводятся по русским народным сказкам, потешкам, прибауткам. Детям тут есть чему поучиться. Сказка даёт урок поведения в определённой ситуации. А что может быть важнее для практически беспомощного человечка, чем правила "выживания"! Главная задача-натолкнуть на мысль о переносе сказочных "спасительных" приёмов в повседневную жизнь.

Для постановки детских представлений большое значение имеет выбор литературного произведения, сказочной истории, которые помогают обрести и укрепить информацию о Безопасности Жизнедеятельности. На каждом этапе ребёнок усваивает и анализирует пласты этой Науки. Обогащение впечатлений детей, развитие их игровых навыков продолжается в сценариях утренников и вечеров, включении коротких инсценировок. Например, в колыбельной "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький Волчок и ухватит за бочок..." даётся важное понятие "край". "Край"- это черта, некая граница, предел за которым хранится нечто неведомое и, возможно, опасное. Там, за краем, чужая земля, в которую вторгаться нельзя. Там, за краем серенький Волчок (символ неизведанного и коварного). В доступной форме детям объясняется, почему ходить одному нельзя, почему там подстерегает опасность и как её избежать. А поэтическая форма помогает малышу почувствовать и быстрее усвоить понятие "надёжное", "опасное", "край", "чужое". Понятно, что своя территория расширяется: комната, квартира, родной двор, район, детский сад... И уже приближаясь к границе "своего", т.е. освоенного пространства (к тому самому "краю"), ребёнок насторожится. Ну, а что случится, если всё-таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё без спроса? Об этом ребёнок узнает из песенки про серенького козлика, которому вздумалось в "лес погуляти". Или историю про Колобка, которого тоже оставили на "краю", на окошке. Эта же сказка поможет освоить ситуацию-всегда ли стоит верить "сладким" словам, вроде Лисичкиных. С похожими похвалами, ставшими ловушкой, сталкиваются герои сказок: "Кот, лиса и петух", "Ворона и лисица"...

Обсуждая действия сказочных персонажей, обсуждается и обыгрывается с детьми, как правильно себя вести, если тебя дразнят, и стоит ли доверять добренькой тёте? Такие сказочные "инструкции по технике безопасности" перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.

Создание условий для театрально-игровой деятельности детей сводится в изготовлении или приобретении доступных для ребятишек видов театра (мы взяли за основу интерактивный театр), изготовлению ширмы с занавесом для стены декораций, пополнение атрибутов и аксессуаров.

Совместными усилиями педагогов и детей поставлены несколько спектаклей.

Постепенно до детей доходит суть, и они сами комментируют действия героев и дают спасительные советы.

Большое значение в данной работе имеет планирование деятельности, систематизация её в образовательном процессе. Для того, чтобы творческая активность продолжалась и дома, привлекаются к данной проблеме и родители. Проводятся консультации на темы:

  • "Развитие театрально-игровой деятельности детей"
  • "Создание условий для самостоятельного творчества"
  • "Влияние театра на освоение безопасности жизнедеятельности"

Родителям через социальные сети высылаем фотографии, где видно, как дети участвуют в художественной деятельности. Проводятся показы спектаклей для родителей. Это приводит к ответному отклику - взрослые проявляют интерес, предлагают свою помощь. Проявление такого общего интереса сплотило коллектив детей, родителей и педагогов.

В свою очередь, общаясь изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, собранными, сдержанными. Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать своё видение мира, а главное - заложению фундамента безопасности, когда ребёнок уже может справляться со множеством преград, находить помощников и друзей, иметь представление, где добро и зло, ценить веру и дружбу.

 Театральные постановки по разработанным, на новый лад сказками    придуманными   и обыгранными детьми, где ребенок является автором и возможно главным героем театрализованного представления, способствуют   формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок … Порою этот «урок» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Сказка заставляет размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев. А если не просто читать сказочную историю, а сочинить самому, а потом инсценировать свою сказку, и быть, возможно, главным героем   сказки и проигрывать определенную сказочную историю тем самым, закрепляя правила безопасности.  

   Таким образом, формируется не только знания о том, как поступить в той, или иной опасной ситуации, а идет всестороннее развитие ребенка: обогащается связная речь, расширяется словарный запас, творческое воображение, техника вырезания и наклеивания.   Все в комплексе способствует достижению желаемых результатов, дети учатся находить выходы из сложных жизненных ситуаций, учатся быть бдительными и осторожными.

Сказки, придуманные детьми

Петя и Маша

Однажды родители оставили детей одних дома, а сами ушли по делам. Детям наказали ничего не трогать чтоб не случилась беда. Маша и Петя очень обрадовались, что остались одни дома. Они начали играть в прятки, но, когда Маша пошла за соком Петя нашел спичку и поджог. Дома начался Пожар! Маша быстро вызвала пожарную службу. Пожар потушили, а вскоре и мама с папой пришли. Мама с папой объяснили детям, что спички детям не игрушка!

Сугробы в пещере.

Жили были Федя и Боря. Наступила зима. Мальчики пошли гулять. Они из снега построили иглу и залезли туда. Через некоторое время их постройка стала разрушаться и завалила мальчиков снегом. Родители вовремя увидели и оказали помощь мальчикам. К счастью не случилась беда.

Маша во время грозы

Как-то раз родители Маши уехали по делам, а Маше наказали из дома не выходить. Маша не послушала и вышла гулять, а на улице был дождь. У Маши в руках был телефон. Маша очень промокла. Когда грянула молния у Маши в руках взорвался телефон и у Маши от ожога появились раны. Нельзя пользоваться телефоном во время грозы!

Маша и незнакомец

Маша с подружками пошла гулять на улицу. Вдруг к ним подошел незнакомец и стал спрашивать где живут девочки. Подружки Маши не стали разговаривать с незнакомцем, а Маша начала рассказывать где она живет. Незнакомец дал Маше конфету и попросил принести ему воды. Подружки Маши не отпустили ее с незнакомцем и позвали взрослого, этим самым девочки избежали опасной ситуации. Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми и брать что-либо.

Приключения Саши и Наташи

Жили в одной семье мальчик Саша и девочка Наташа. Как-то раз родители ушли на работу, а дети остались одни дома. Им очень хотелось помочь маме. Наташа начала стирать, включила стиральную машинку, а Саша начал пылесосить. Пока стиралось белье Наташа начала гладить. Саша устал и предложил Наташе отдохнуть и поиграть. Наташа согласилась, положила утюг на гладильную доску и ушла. Вдруг они почувствовали запах гари, начали звать на помощь. А тут и родители пришли. Нельзя детям пользоваться электрическими приборами без присмотра взрослых.

Маша и Артем

Родители уехали в магазин, а детям сказали никуда одним не выходить. Дети не послушали и вышли гулять. Взяли футбольный мяч и начали играть в футбол. Мяч отлетел на дорогу. Артем побежал за мячом. Мимо мчалась машина и наехала на мяч, он лопнул. Артем начал плакать. А тут и родители пришли, увидели, что дети на улице, отругали их. Папа провел беседу с детьми о том, что нельзя играть рядом с проезжей частью чтоб не случилась беда.

Вот такие сказки дети сочиняют сами, мы из записываем, изготавливаем с детьми атрибуты и показываем театр.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности старших дошкольников в ситуации дорожного движения средствами игровой деятельности

У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети...

Методическая разработка по теме "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения"

Данный материал отражает систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Педсовет "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения"

Использование театрализации в повседневной деятельности детей, как средство формирования основ безопасного поведения....

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"...

Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...

«Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время.Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными пред...