Проектная деятельность на тему "Весна"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Название проекта: «ВЕСНА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………3
Проектная карта…………………………………………………………4
Матрица проекта………………………………………………………...6
Используемая литература………………………………………………10
Приложение ……………………………………………………………..11
Пояснительная записка
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.
Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.
Потребительские отношение людей к окружающему миру приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных, полезных ископаемых, загрязнению окружающей природной среды. Поэтому необходимо переоценить и осознать все возможные формы взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем окружающим миром, в котором мы живем. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой нашего развития, как физического, так и духовного, интеллектуального.
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они лишь помогают сформировать у детей эмоционально-нравственное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Проектная карта | ||||||||
Основные виды | Дни недели | |||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||
1 | Непосредственно образовательная | Март | « Весна идёт, весне дорогу» |
| « Пришла весна» | « Перелётные птицы» | ||
Апрель | «Весна-красна» | Беседа «Птицы прилетели» | ||||||
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | Март - апрель | За появившемися проталинками. | Прогулки по окрестностям « Что изменилось?» | За почками на деревьях | Целевая экскурсия в весенний парк. | Наблюдения за первоцветами | |
3 | Рассказывание | Март - апрель | Фантазии, сказки. Мини-эссе на темы; « Пришла весна» « Прилёт птиц» |
| Составление повествовательных рассказов о времени года –весна. | Сказка» Двеннадцать месяцев» | Придумывание сказок о весне. | |
| Чтение художественной литературы | Март - апрель | З.Александро-ва «Капель», « Весенняя уборка» | Заучивание стихов о весне . | Б. Заходер: «Долго шла весна тайком» | Заучивание потешек: « Весна, весна красна», « Идёт матушка весна» | Чтение сказок « Заюшкина избушка», « Гадкий утёнок». | |
4 | Экспериментирование, моделирование | Март - апрель | Опыты с воздухом. | Игра – экспериментирование с водой. | Посадка лука в чашку с землёй ; и в чашку с водой. | Игра – экспериментирование с песком. | Эксперименты:наблюдения за срезанными ветками различных деревьев. | |
5 | Игры (настольно-печатные и | Март - апрель | Д/И «Когда это бывает?» | «Что лишнее» | Игра «Скажи ласково»
| Д/И» Цепочка слов» |
| |
6 | Художественно-творческая деятельность: |
|
|
|
|
| ||
рисование | «Прилёт птиц» | «Первые весенние цветы» | «Весенние ручейки» | «Весенний пейзаж» | Весенний дождь» | |||
аппликация | «Весной в лесу» (обрывная) | « Бабочка» | « Самые красивые цветы маме» | «Весенняя песня скворца» | «Сосульки на крыше» | |||
лепка | «Птички» | «первые цветы» |
| «Бабочки» | ||||
художественное конструирование | «Пчёлка» | «Проснувшиеся насекомые» | « Жаворонки» | «Гусеница» |
|
Матрица проекта
Название проекта: «ВЕСНА»
Тема проекта: Формирование экологической культуры дошкольников.
Проблемное поле проекта:
У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к
пробуждающийся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности, причиной является недостаточно материалов по данной теме, мало внимания уделено этой теме в программе детского сада. Особенно этой теме не удаляется внимания дома со стороны родителей.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
- Информационно - коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- проектная деятельность;
- экспериментирование.
Цель: Закрепить знания о весенних изменениях в живой и не живой природе.
Задачи:
- Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;
- Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игрой деятельности;
- Формировать потребности в чтении, как источнике новых знаний об окружающем;
- Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
-Укреплять здоровье детей, приобщать к здравому образу жизни;
-Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; -Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности;
-Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроения.
Планируемые результаты:
Личностные качества
- проявляет устойчивый интерес и заботу о растениях и животных;
- устанавливает причинно-следственные связи, объясняет результаты наблюдений опытов, некоторых явлений, исходя из приобретенных знаний, умений, опыта;
- способен привлечь родных к созданию альбома, поделки для выставки.
Интеллектуальные качества:
- сформирована система знаний о характерных особенностях весны, о влиянии состояния окружающей среды на растения и животных;
- Способен создавать выразительные образы весны, проявляя самостоятельность и активность в выборе материала и цвета;
- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности.
Физические качества:
- проявляет ручную ловкость в процессе лепки, аппликации;
- способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Сценарий совместной деятельности по решению задач
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
- Проведение мероприятий: занятия, тематические экскурсии, наблюдения, беседы и т.д.
III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации..
- Проведение итоговое мероприятия «Весна».
Обозначить ключевые моменты проекта (согласно задачам):
Дети-занятия, наблюдения, беседы.
Родители- помогают в оформлении выставки, изготовлении атрибутов, музработник- в подборе муз.
Педагоги- Применят сформированный материал по теме в дальнейшей работе.
Открытое занятие. Альбом «Времена года» Книжки-малышки: «Перелетные птицы весной».
Итоговое мероприятие Развлечение «Весна».
Описание продукта, полученного в результате проекта
- Альбом «Времена года»,
-изготовление атрибутов к развлечению «Весна»;
-книжки-малышки «Перелётные птицы».
Итоговое мероприятие: Развлечение «Весна»
Вид проекта – познавательно-исследовательский.
Состав участников
Дети старшей группы
Педагоги, музыкальный руководитель.
Родители.
Интеграция образовательных областей
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство) | Весна» «Весенний дождь» , «Прилёт грачей». (на рисунках –признаки весны) | Развивать художественно-творческие способности детей Закрепить умение располагать рисунок на весь лист. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
2 | Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) | Стихи, пословицы о весне загадки (на весеннюю тему) | Учить понимать эмоционально-образное содержание. Продолжать учить детей выразительно читать стихотворения. Воспитывать интерес к художественной литературе. |
3 | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное искусство) | Весенний хоровод, песня « Весенняя». | Закрепить знания детей о жанрах музыки. Развивать выразительность движений в исполнении музыкально-ритмических композиций. |
4 | Познавательное развитие | 1« Перелётные птицы»
2. «Весна шагает по дворам…» | Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: кукушке, соловье; о частях тела птиц. Упражнять детей: - в образовании сложных прилагательных; - в составлении сложноподчиненных предложений. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. Закрепить представления детей о характерных особенностях времени года – весна, формировать интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к природе. |
5 | Социально-коммуникативное развитие | Игра на внимание «Птицы», « Кто у кого», « Скажи правильно» |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
- подбор произведений о весне;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- дидактические игры;
- выставки книг, рисунков, поделок;
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Дети: вживаются в игровую ситуацию. Разучивают игры, стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы. Педагоги: Раскрывает проблему. Выявление проблемы через игровую ситуацию. Определяет цель, намечает задачи, для реализации поставленной цели. Родители: Дают положительный отклик на существенную проблему. | 1 неделя марта |
2 | Аналитический | Изготавливает пособия для проекта (игры, проводит беседы, читает книги, проводит эксперименты, наблюдения, тематические экскурсии). Проводит обучения через различные игры (дидактические, подвижные, пальчиковые). Проводит продуктивную деятельность, продумывает практическую, экспериментальную деятельность. | 2-3 неделя марта |
3 | Практический | Применят сформированный материал по теме в дальнейшей работе. Открытое занятие. Альбом «Времена года» Книжки-малышки: «Перелетные птицы весной». | 4 неделя марта - апрель |
4 | Презентационный | Подготовка презентации на педсовет. Проведение развлечения «Весна» | 30 апреля |
5 | Контрольный | В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта | Конец апреля |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Занятия | Пришла весна (развитие речи ) «Весна идёт – весне дорогу.» «Весна шагает по дворам …» «Перелётные птицы» | Март Март Апрель Апрель |
2 | Организованное наблюдение | Территория детского сада используется для наблюдений за весенними пейзажами природой | Март- апрель |
3 | Экспериментирование, моделирование | Эксперименты: наблюдения за срезанными ветками различных деревьев, что происходит через несколько дней с ветками? Одновременно ли на всех ветках появляются листики? Почему? Одновременно ли оживает природа. | Март- апрель |
4 | Экскурсии | Целевая экскурсия в весенний парк | Апрель |
5 | Самостоятельная работа детей | Вживаются в игровую ситуацию. Разучивают игры, стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы. | Март- апрель |
6 | Взаимодействие с родителями | Дают положительный отклик на существенную проблему. Помогают в оформлении выставки по теме. Сделали книжки-малышки по теме: «Перелетные птицы весной». | Март- апрель |
Форма проведения презентации
Развлечение «Весна».
Используемая литература:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., Мозаика- Синтез, 2008 г.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., АРКТИ, 2003.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
Виноградова Н.А., Панкова Е.П.. Образовательные проекты в детском саду. М., Айрис-пресс, 2008.
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. практических– 3-е изд. пспр. и доп. – М., АРКТИ, 2005.
О.В. Дыбина, О.А. Еник. Проблемы дошкольного образования на современном этапе.– Тольятти: ТГУ, 2007.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004.
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. М., Центр педагогического образования. 2013.
Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.Детство-Пресс, 2013.
Е.А. Сыпченко. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов.
Детство-Пресс, 2012.
Приложение
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна идёт – весне дорогу»
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Цель: Закрепить представление детей о характерных особенностях времени года – весна, развивать связную речь детей.
Задачи:
-Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны;
-расширить знания детей о весне;
- обогатить и активизировать словарь детей по теме;
-развивать речь детей, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук;
-воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы.
Оборудование.
Картины с иллюстрациями о весне, мяч, листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца, вырезанные из цветной бумаги «лучики-солнышки».
Предварительная работа. Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, чтение сказок, стихи о весне, приметы весны.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).
Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).
Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.
Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.
Беседа о весне:
Какие приметы весны изображены на картинах?
(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.
Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?
(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)
Назовите весенние месяцы.
Март, апрель, май –
Их не забывай!
В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Д/Игра «Скажи ласково».
Д/Игра проводится в кругу с мячом.
Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.
Д/Игра «Назови признаки».
Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).
Молодцы, ребята, очень красивые слова придумали.
Ребята, а вы любите пускать кораблики? (Ответ детей). А где они плавают?
(Ответ детей) Представим, что мы превратились в ручеек. Беритесь за руки, а я встану в начале ручейка. Побежал наш ручеек, зажурчал. ( Дети бегут, изображая ручеек, затем садятся за столы) Весна предлагает нам поиграть в кораблики. («Кораблик плывет по ручейку»).
Каждому кораблику нужно проплыть по ручейку. Проведите линию посередине ручейка, в конце ручейка нарисуйте точно такой же кораблик.
Молодцы! Покажите, как красиво у вас получилось.
Ребята, без чего бы не стал таять снег, не побежали бы ручьи? (без солнца) Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично. Какие загадки о солнце вы знаете?
Дети:
Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
Красная девушка по небу ходит.
Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет, и всех разбудит.
Молодцы. Интересные и красивые загадки вы загадали о солнце.
А сейчас мы нарисуем портрет солнышка. Рисовать мы будем ниточками.
Дети, какого цвета солнышко?
У каждого из вас лежат ниточки.
Какие ниточки по размеру? (Одна длинная, много коротких).
Что вы сделаете из длинной ниточки?
(Из длинной ниточки сделаем кружок).
Что сделаете из коротких ниточек?
(Из коротких ниточек сделаем лучики).
Молодцы. Приступайте к работе.
(Дети выполняют работу. Звучит спокойная мелодия)
Портреты готовы. Так и притягивают к себе взгляд. Поднимите, покажите свои работы.
Расскажите, какое солнышко.
Игра «Какое солнышко»
Какое солнышко? (Дети рассказывают о солнышке. Яркое, золотое, жаркое, теплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе).
В конце занятия звучит веселая музыка, дети танцуют.
Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе
Тема: Пришла весна (развитие речи).
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Цель: Закрепить представление детей о характерных особенностях времени года – весна, развивать связную речь детей.
Задачи:
- Расширять знания детей о природе, сезонных изменениях.
- Формировать грамматически правильную речь, развивать умение подбирать
прилагательные к основному слову.
-Закреплять умение читать стихи.
-Продолжать учить детей рисовать пейзаж.
-Воспитание любви и бережного отношения к природе
Предварительная работа: Рассматривание репродукций, иллюстраций о весне. Беседы о весне, природных явлениях. Знакомство детей с литературными и фольклорными
произведениями (рассказы Бианки, Чарушина, стихи русских поэтов о весне).
Методическое обеспечение: слайды картины о весне, «волшебная палочка», иллюстрации весенних первоцветов, запись музыки П.И. Чайковского, бумага, краски, вода, салфетки, кисточки.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент
Давайте возьмемся за руки и улыбнемся. А теперь посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение. Вы готовы общаться?
Минута релаксации (звучит запись “Звуки весны”).
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните.
Игра «Наоборот».
- Ребята, посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года?
- Весна.
- Правильно, а как вы догадались?
- Становится тепло, снег тает, деревья просыпаются, появляются цветы, прилетают птицы.
- Правильно. Как много вы знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Кому дам в руки волшебную палочку, тот будет отвечать.
Зима ушла, а весна… пришла.
Зима холодная, а весна… теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
«Весна» (И. Токмакова)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).
- А как вы думаете, почему к нам весна идет быстрыми шагами?
- Что происходит с сугробами?
- Подумайте, а почему черные проталины видны? (Пригрело солнышко, стало теплее).
- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник.
Апрель-водолей.
Май-травень, цветень.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.
II часть.- Послушайте, ребята, как композитор П.И. Чайковский, с помощью музыки, нам рассказал о весне.
Дети слушают «Времена года» П. И. Чайковского.
Воспитатель: попробуем войти в картину:
- Какие звуки вы слышите?
- Какие запахи ощущаете?
- Как можно назвать картину?
«Я принесла на занятие,— показывает воспитатель,— весенние картины.
Догадайтесь, почему я назвала их весенними»?
(показ слайдов изображающие весенние явления в разные периоды, животных, птиц и
растений весной.)
- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? ( капельки воды часто-часто капают с крыш).
- А что происходит с почками ? (почки лопаются, и распускаются маленькие листочки) .
- А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче
- Почему в народе так говорят : «Грач открывает весну?»
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- А весной чем питаются, птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле.
В жизни животных тоже происходят изменения (весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней)
- А что происходит с теми животными, которые всю зиму спали? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
-Весной появляются первые цветы, а какие? (первоцвет, мать-и-мачеха)
-Что подарила нашему участку весна? ( «Цветы: одуванчики, тюльпаны. Бабочек, жуков, зелённую травку».)
- Ребята какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т. (несколько детей составляют рассказ по картине)
Физминутка
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Поворачивают в противоположную сторону.
Останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох.
Опускают руки, приседают, делают выдох.
Взявшись за руки, бегут по кругу.
III часть. Пейзаж «Весенние приметы»
Воспитатель: ребятки весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья,
трава – зеленые; небо, сосульки - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов
ярких окрасок и т.д.), а теперь приготовьте лист бумаги и цветные карандаши. ( поговорить с детьми о весне и предложить игру – найти и нарисовать)
Ребятки а сейчас мы с вами будем рисовать приметы весны.
Солнышко пригревает, и на улице стало теплее – вот и первая примета весны. Рисуем солнышко. Солнышко припекает, поэтому тает снег и бегут ручейки. Вот мы нашли и вторую примету весны. Рисуем ручейки или лужи.
В народе говорят, если распустилась верба, зацвела Мать-и-мачеха и появилась молодая трава – пришла весна. Это мы определили третью примету весны - рисуем травку.
На деревьях набухают нежные почки, на березе и тополе появляются сережки, следом распускаются молодые листочки. Почки, сережки, листочки – это еще одна весенняя примета. Нарисуйте вместе березку с листочками.
Обратите внимание ребятки на воробьев: они весело щебечут, суетятся, тащат сухие веточки и травинки. Радуются весне. Стали появляться птицы, которые улетали на зиму – скворцы, грачи, ласточки. (Самих птиц увидеть не так просто, поэтому покажем фотографии или рисунки птиц). Вместе нарисуем (а может и не одну) птичку.
Вот сколько примет весны мы нарисовали.
Итог ОД.
Предлагаю вам выйти из-за стола, выбрать себе понравившуюся картинку и найти себе пару, с которой вы хотели бы поговорить.
Мне понравилось, как вы работали сегодня.
Вы очень талантливые, находчивые, знающие дети .
Спасибо вам!
Конспект образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим в старшей группе
«Весна - красна».
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Цель: Закрепить признаки весны.
Задачи:
Развивать логическое мышление – учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и последовательность явлений о перелётных птицах, деревьях, животных,
насекомых, цветах в весенний период.
Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Упражнять в синтезе названий весенних месяцев.
Воспитывать любовь к родной природе, формировать любовь к родной природе, формировать и восхищаться её разнообразием.
Словарная работа: водоплавающие, линька, сокодвижение, личинка.
Предварительная работа:
Наблюдение с детьми торжества весны в природе; чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Весна в лесу», И. Сладкова «Весенние ручьи». Повторение стихов о весне Ф. Тютчева «Весна», С. Маршака «Весенняя песенка».
Материал к занятию:
Рисунки птиц: грач, скворец, жаворонок. Рисунки цветов: хохлатки, подснежники, горицвет, мать-и-мачеха, ветреница. Бабочка, блюдце, золотое яблочко, 2 вазы с ветками. Маски: солнце, облако, сосульки, синичка, заяц, камень, ручей. На каждого ребёнка: карточка с графическим упражнением и простой карандаш, бабочка.
Образовательная деятельность:
Воспитатель. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышла из земли
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это звучит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Вот и к нам пришла весна. Весна. Какая она?
Дети. Нежная, радостная, звонкая, тёплая.
В. Что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко?
Д. Тает снег, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы, расцветают цветы.
В. А чем пахнет весна?
Д. Талым снегом, цветами.
В. Какие звуки мы слышим весной?
Д. Журчание ручья, капель, треск льда, щебет птиц.
(дети сели на стулья)
Игра «Подскажите словечко».
Ой беда! Ой беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу… (проталинки)
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу.
Звонко капает… (капель)
На реке и треск, и гром.
Это значит ледолом.
На реке лёд идёт,
Это значит…(ледоход)
Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась…(верба)
В. А сейчас найдите родственников к слову «весна».
Д. Веснушки, веснянка, весенний.
В. О чём можно сказать «весенний»?
Д. Ручеёк, дождь, день, сад.
В. Весенняя?
Д. Трава, лужа, проталинка, капель.
В. Весеннее?
Д. Облако, солнце, небо, утро.
В. У каждого времени года есть свои три месяца. Назовите весенние (подходим к доске).
Д. Март, апрель, май.
В. Март в народе называют «протальник», почему? (ставлю чёрный квадрат)
Апрель – «снегогон» почему? (синий квадрат)
Май – «травень» почему? (зелёный квадрат).
В каком месяце весна ранняя?
Д. В марте.
В. В каком месяце поздняя?
Д. В мае.
Игра «До-между-за».
В. Чтобы весна пришла быстрее, дети зовут её и играют в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.
Игра подвижная «Веснянка».
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)
(подходим к доске)
В. Гонцы весны – грачи. Они появляются в начале марта. Говорят, что «грачи весну расклевали». Грачи очень полезны. Чем?
Д. Поедают вредных насекомых и их личинок.
В. За грачами прилетают скворцы. Главная забота скворцов – жильё. Мы можем им помочь. Как?
Д. Построить и развесить скворечники.
В. В конце марта прилетают жаворонки. Гнёзда жаворонки делают на земле. Поёт эта птица лишь весной, а потом – забота о птенцах.
Игра «Расставь птиц» (грач, скворец, жаворонок).
В. Первыми прилетают всеядные и зерноядные птицы, потом насекомоядные. После хищные и самые последние водоплавающие птицы.
Птицы образуют пары, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.
В. У всех зверей весной происходит линька: густая шерсть меняется на более редкую, почему? Изменяют свою окраску заяц и белка.
Д. Заяц был белым – стал серым.
Белка была серая – стала рыжая.
В. Просыпаются после спячки?
Д. Медведь, барсук.
В. А сейчас, Даша, прочтёт стихотворение о том, как звери рады приходу весны.
(стихотворение)
Просыпаются не только животные, оживает каждое дерево.
(подходим к вазам с ветками).
Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они набухают и лопаются и появляются первые листья.
(На первых ветках – листья, на вторых – почки набухли).
В. Ещё не успеет сойти снег, а на проталинках появляются первые весенние цветы – первоцветы.
(подходим к столу)
Д. Хохлатки, горицвет, подснежники, мать-и-мачеха, ветреница.
Игра «Подбери листок к цветку».
В. Где первые цветы – там и бабочка, мухи и мохнатые шмели. Что делают насекомые на цветах?
Д. Опыляют и пьют сладкий нектар.
В. Ой, в гости к нам кто-то прилетел. Кто же это?
Д. Бабочка.
В. Это бабочка-крапивница. Давайте порадуем нашу гостью весенней сказкой. Чтобы туда попасть, нужно нарисовать весенние дорожки.
(дети сели за столы).
Пальчиковая гимнастика.
Кап, кап, кап – звенит капель
Приближается апрель.
(ритмично стучим подушечками пальцев)
(дети рисуют)
(одеть маски)
В. Поможет нам рассказать сказку волшебное блюдце.
Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка, расскажись!
(дети закрывают глаза, и я меняю блюдце с рисунком)
Только в сказке могут ожить и заговорить: ручеёк, сосулька, камень.
Давайте расскажем сказку и узнаем, кто весну делает.
Сказка «Камень, ручей, сосулька и солнце».
Воспитатель - В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель звенит. На опушке камень хвалится:
Камень – Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю.
2 реб. – Неужели ты, дедушка? (В. Спрашивают звери и птицы).
Камень – Я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
Ручей – Ах ты, старый лежебока! (В. Кричит с поляны звонкий ручей) – Не хвались! Тебе повернуться лень, а я целый день, в работе, пускай меня благодарят!
2 реб. – Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
Ручей - Я! Поглядите-ка я снег растапливаю, деревья и траву живой водой пою.
Сосулька – Ай болтун! (В. Кричит сосулька с еловой лапы). Не слушайте его! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
2 реб.- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
Сосулька – Одна только я! Как начну слезы горючие лить, вот вам и весна. Разве иначе весна начнётся? Кап.
Воспитатель - Не успела Сосулька договорить – умолкла. Почему? А потому что, солнышко за облако закатилось, спряталось – тут и камень остыл, ручей заледел, сосулька обмёрзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает. Кто делает весну?
Дети - Солнце.
Итог.
- Какая примета весны самая главная, от какой приметы зависят все остальные? (пригревает солнце)
- Какая весна в марте, в мае? (ранняя - поздняя).
- Какие птицы прилетают последними? (водоплавающие)
- Как одним словом сказать, что происходит весной с деревьями и кустарниками?
(сокодвижение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...