НОД «Эти удивительные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Галкина Ольга Николаевна

Расширение представлений детей о знакомых птицах..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Эти удивительные птицы»

Цель: расширение представлений детей о знакомых птицах.

Задачи:

• формировать навыки чтения, развивать внимание и умение слушать, узнавать знакомых птиц;

• устанавливать причинно-следственные связи в образе жизни и строении тела птиц. развивать умения использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно);

• организовать опытно-исследовательскую деятельность для установления того, какие перья помогают птице летать, как птицы освоили воздушную среду, как они летают;

• развивать экологическую культуру,  побуждать детей находить природоохранные меры, которые необходимы в хозяйственной деятельности людей и во время отдыха на природе.

Воспитывать стремление бережно относиться к природе.

Материалы к занятию:

1. По два листа белой бумаги для опыта «Как птицы опираются о воздух? Почему одинаковые листья падают по-разному?» (Лист расправленный летит плавно, парит, а комочек бумаги камнем падает вниз.)

2. Пуховые и маховые перья каждому ребёнку для сравнения.

3. Игра «Словарное лото»: игровые карты с наклеенными на них картинками и карточки с. названиями, соответствующими рисункам.

4. Игра «Четвёртый лишний»: классификация по признакам — насекомоядные и травоядные птицы; зимующие и перелётные; хищные и насекомоядные; домашние и дикие лесные и водоплавающие; летающие и нелетающие.

5. Атрибуты для игровой мотивации занятия и организации игры «Умники и умницы»:

по две-три птички одинакового цвета для выполнения заданий микрогруппами, коробочки по количеству микрогрупп с обозначением цвета микрогруппы для сбора фишек, которые получат дети за выполненные задания. Призы всем детям: раскраски с изображением птиц, авторучки и т.п.

6. Экологические знаки для игры «Как нужно беречь природу?»

7. Картинки с изображением птиц для вычленения существенных признаков предметов и доказательства выдвинутых тезисов:

- птицы лёгкие, потому что у них кости полые;

- птицы имеют большие и сильные грудные мышцы для совершения взмахов в длительных перелётах;

- птицы опираются о воздух в полёте и для этого имеют лёгкие маховые перья на

крыльях и хвосте.

Ход занятия

Воспитатель: Какое сейчас время года? А как вы определили это? Что происходит в неживой и живой природе весной?

«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит». Не правда ли, ребята, в этих строках описано несколько примет весны. И одна из них — возвращение перелётных птиц. Они прилетают на свою родину, чтобы вывести потомство, чтобы не прерывалась цепочка жизни.

Я знаю, что вы очень любите природу, много знаете о ней. Хотите поиграть в игру «Умники и умницы»? Вы покажете свои знания и узнаете что-то очень интересное об этих удивительных животных — птицах! Для выполнения заданий вам нужно разделиться на маленькие команды: выберите себе птичку какого-либо цвета, а затем соберитесь вместе по цвету ваших птичек. (4 микрогруппы.) Каждая команда получит фишки после выполнения заданий.

I. Игра «Словарное лото».

Воспитатель: Я держу перевёрнутые карточки с названиями птиц, поочерёдно каждый член команды будет брать одну карточку, громко читать название птицы, а другие дети будут находить картинку этой птицы на своей игровой карте и рассказывать где птица живёт, чем питается. Побеждает та команда, которая закроет все карточки на своём игровом поле и даст основные сведения о птицах.

Задание: «Ответь на вопрос полным предложением».

Почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края? У каждой команды по картинке какой-либо перелётной птицы, дети отвечают на вопрос, применяя слова «потому что, так, как, поэтому, значит». Картинки: ласточка и мушка, журавль и лягушка, спрятавшаяся в землю, скворец и насекомое, кукушка и большая гусеница.

После выполнения задания команды получают фишки.

II. Опытно-исследовательская деятельность.

Воспитатель: Куда улетают птицы на зиму? Такие огромные расстояния преодолевают птицы, а вам интересно узнать, почему они это могут сделать? Какие перья помогают птице летать, где они расположены на теле? Как птицы освоили воздушную среду, как они летают?

(Детям предлагается рассмотреть и сравнить пуховые и маховые перья, догадаться при помощи наводящих вопросов воспитателя, как они называются, где расположены на теле птицы, для чего служат. Дети рассматривают срез махового пера и делают вывод, что перо полое, а значит — лёгкое. Затем детям предлагается рассмотреть картинку парящей в полёте птицы, на которой хорошо видны расправленные крылья, хвост, маховые перья.)

Воспитатель: Предлагаю вам провести эксперимент и выяснить, как птица летает? Что случится с птицей, если она сложит крылья, прижмёт их к телу? Возьмите по два одинаковых листа бумаги — это птицы, которые расправили крылья. Приподнимите один лист, потом отпустите его: что с ним происходит? (Его притягивает к себе Земля, он медленно летит, парит, мягко падает.) А теперь другая птица сложила крылья (скомкаем, сомнем лист в шарик и осторожно опустим его перед собой.) Что же произошло? (Он камнем упал вниз.)

Объясните, почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать из увиденного? (Бумажный шарик быстро камнем падает вниз, а широкий лист летит, парит в воздухе.) Правильно, широкий лист опирается на большую площадь воздуха, у него большая поверхность и он может немного летать, медленнее опускаться на землю.

Покажите рукой, как маленький бумажный шарик камнем, быстро падает вниз, потому

что не может удержаться в воздухе, а как летел медленнее, парил широкий лист? Вот так

же летают хищные птицы, когда охотятся: парят, расправив крылья, высматривая мелких

животных и, сложив крылья, камнем падают вниз, чтобы поймать добычу. (Показать

картинку хищной птицы, птицы в полёте с расправленными крыльями.)

III. Игра «Четвёртый лишний»

Команды получают карты с картинками птиц и классифицируют их, находя лишнюю

птицу и объясняя своё решение, используя различные языковые средства для связи

смысловых частей (потому что, так как, поэтому, значит, следовательно).

• Карта «Перелётные птицы»

• Карта «Зимующие птицы»

• Карта «Водоплавающие птицы»

• Карта «Домашние птицы»

• Карта «Хищные птицы»

• Карта «Насекомоядные птицы» (лишний гусь, он травоядный)

• Карта «Нелетающие птицы»

• Карта «Дикие птицы»

После выполнения задания командам выдаются фишки.

IV. Игра «Рассели птиц»

(Детям предлагаются картинки природной среды: лес, степь и луг, озеро и болото, тундра. Нужно распределить картинки птиц из набора в ту природную среду, где они обитают, добывают себе пропитание и выводят птенцов. В наборе есть картинки, которые создадут проблемную ситуацию: попугай, страус. Дети объясняют, почему попугая мы поселим в лес, как называется лес, в котором живет попугай и где он расположен? Где живёт страус? Почему страус не летает? Каких нелетающих птиц вы ещё знаете?

V. Экологическая игра «Как нужно охранять природу?»

(Детям предлагается ответить на вопрос: «Человек — природе друг или враг?»

На столе лежат перевёрнутые картинки экологических знаков: «Запрещено ломать ветки деревьев», «Запрещено рвать цветы», «Запрещено брать домой животных из леса», «Запрещено разорять птичьи гнёзда», «Запрещено сливать в реку отходы производства», «Запрещено разжигать костры в лесу», «Запрещено вырубать деревья». «Запрещено загрязнять воздух отходами производства» и т.д.

Каждая команда берёт по два знака, рассматривает их и готовится объяснить, какое они имеют отношение к птицам.

Итог занятия

На магнитный экран вывешиваются три картинки. Детям предлагается ответить на вопросы «Как птицы приспособились летать? Что птицам помогает летать?

Почему птиц мы называем удивительными?»

Дети рассуждают, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Совместно все делают выводы, подводят итоги занятия (подсчитывают фишки).

Воспитатель: Птицы — удивительные животные, они освоили воздух (газ), передвигаются, опираясь на него. Как же птицы приспособились летать? Вес летающих птиц меньше, чем вес других животных, такой же величины. (Дети рассматривают картинку, где на весах расположены одинаковой величины утка и заяц, весы показывают, что утка легче зайца.) Почему же птицы легче? Давайте дадим полный ответ: «Птицы легче других животных такой же величины, потому что..., так как.. .стержень перьев внутри пустой. Кости птиц устроены так, что они внутри полые, пустые, как трубочки».

Опорные картинки помогают детям сделать умозаключения.

1) Птице помогают летать большие крылья и хвост, которые состоят из прочных гибких летательных перьев.

2) Птицы легче других животных такой же величины, потому что у них полые, лёгкие кости и перья, потому что они едят помалу, но часто.

3) У птиц развиты сильные летательные мышцы, грудные мышцы. А все ли птицы умеют летать? Какие птицы не летают? Что они делают, как добывают пропитание? (Страус, эму. казуар, нанду, пингвины, домашние птицы.) Да, в борьбе за выживание птицы добывают себе пищу: одни становятся быстрыми летающими ловцами добычи, другие учатся плавать, третьи бегать. У летающих птиц развиты большие летательные, грудные мышцы. (Дети рассматривают картинку птицы, где выделены летательные, грудные мышцы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы Тема: « В стране удивительной птицы»

Задачи:1) Упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении. Развивать умение видеть красоту в передаче плавности, слитности линий и их тонкости, ритмичнос...

«Удивительные птицы».

Цель:Углубить и расширить знания детей о птицах Земли....

Тема: Удивительные птицы.

Цель:Углубить и расширить знания детей о птицах Земли....

ООД "Удивительные птицы"

Во время ООД дети закрепляют знания  о разных птицах, их внешнем виде, образе жизни, о правилах поведения в природе.  ...

Экологический проект «Удивительные птицы — лебеди»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры и оч...

Методическое пособие "Эти удивительные птицы"

Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений "Эти удивительные птицы". Материал собрала и обработала воспитатель Вахрушева Н.Г....