Тема: «Россия – дружная семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ивочкина Оксана Николаевна

Цель: развитие у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_okruzh._miru.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребенка – детский сад №90»

Конспект

Организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию

Тема: «Россия – дружная семья»

в   средней группе № 14

                                                Подготовила и провела:

                                                                  воспитатель первой

                                                                    квалифицированной

             категории: Ивочкина О. Н.

                                         

                                         г.о. Саранск

Конспект  ООД    по социально – коммуникативному развитию   «Россия – дружная семья».
Цель: развитие у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России; актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, язык, жилища, традиции).

Развивающие: развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России; расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Воспитательные: продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения: знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним; воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Методы и приемы:

1. Наглядный: рассматривание и показ

2. Словесный: вопросно – ответная беседа.

3. Игровые: обыгрывание ситуации.

Предварительная работа: слушание «Песня о России», чтение тематических стихов, отгадывание загадок; подготовка материалов и оборудования.
Словарная работа: многонациональная страна, Россияне, национальность, народы.
Материалы и оборудование: аудиопроигрыватель, иллюстрации с изображением людей разных национальностей, проживающих в России (в национальных костюмах, возле жилищ); дерево-березка (макет или объемное изображение на ватмане, с веточками); кусочки разноцветной ткани, ножницы для каждого ребенка.
 Ход ООД:
І. Вводная часть
Организационный момент
(Дети сидят вокруг воспитателя на стульчиках)
Воспитатель (читает стихотворение):
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна.
Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: - О нашей Родине – России, о людях, которые здесь живут.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно о ней много знать, любить и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной и прекрасной стране.
ІІ. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, а как вы понимаете Родина?
Дети: - Родина – это наша страна, это место, где наш дом, где живут наши родители и друзья, где находится наш город.
Воспитатель: - Верно. Как вы думаете, с каким словом похоже слово Родина?
Дети: - Со словом «родной».
Воспитатель: - Что оно обозначает?
Дети: - Самый близкий, как мама и папа.
Воспитатель: - Правильно, ребята, Родина бывает одна – как и родители, и также, как мама и папа, она нам очень дорога. Ведь это место, где вы родились, живете и учитесь, где проходит ваше детство.
Воспитатель: - Ребята, а как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация)

аИгра «Закончите предложение»:
• Наша страна называется … (Россия, Российская Федерация).
• Россия - страна очень … (большая, красивая).
• В России есть много… (городов, лесов, полей, рек, озёр, животных и т. д.).
• Люди, которые живут в нашей стране, называются … (Россияне).
Воспитатель: - Страна – это не только прекрасные реки, горы и леса. Это прежде всего люди, живущие в ней. Мы – Россияне, жители великой многонациональной страны. Наша Родина сильна дружбой разных народов, которые ее населяют. Как вы думаете, много ли народов живет в России? (ответы детей)
Воспитатель: - Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Воспитатель: - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

Воспитатель:  - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Рассматривание детьми иллюстраций с изображением людей разных национальностей, проживающих в России (русские, татары, калмыки, мордва и т. д.) – в национальных костюмах, возле жилищ.
Воспитатель: - Ребята, чем люди разных национальностей отличаются друг от друга? (ответы детей)
Воспитатель (обобщает): Жители нашей страны разных национальностей отличаются цветом кожи – у кого-то она светлая, а у кого-то – темнее, смуглая. Отличается и форма глаз – есть глаза покруглее, а есть узкие. Также мы по-разному отмечаем праздники, у каждого народа есть свои обычаи, свои национальные костюмы, по-разному выглядят наши дома. Даже любимая еда может быть разной! А что нас всех объединяет? (ответы детей)
Воспитатель: - Для всех нас Россия – большой общий дом, и все народы в нем хотят жить дружно и мирно. А еще нас объединяет то, что все дети разных национальностей любят играть.

Физкультминутка

Для меня Россия,

Белые березы.

Для меня Россия,

Утренние росы.

Для меня Россия ты всего дороже!

Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!

маршируют на месте.

показывают березу.

маршируют на месте.

приседают.

маршируем на месте.

широко разводим руки в стороны.

Воспитатель: - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Воспитатель: - Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Воспитатель: - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Воспитатель: -  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины.
Воспитатель: - Ребята, мы говорили с вами, что наша страна богата лесами. А какое дерево считается символом России?
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в зелененьких серёжках.
Это белая...(Березка)
Воспитатель: - Посмотрите, у нас в группе тоже есть березка (показывает макет). Березку по праву называют русской красавицей. Есть старинный обычай украшать это деревце разноцветными лентами. Давайте и мы нарядим березку: сделаем ленточки и повяжем их на ее ветви, как символ того, что разные национальности украшают нашу Россию и делают ее богаче и прекрасней.
Дети выполняют задание.
ІІІ. Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, что для вас сегодня было самым интересным? О чем новом вы узнали? Посмотрите, какое красивое деревце у вас получилось! Мы оставим его в группе, чтобы все могли на него любоваться и помнить, в какой многонациональной и дружной .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по разделу «Социальный мир» в средней группе На тему: «Наша дружная семья»

Конспект занятия по разделу «Социальный мир» в средней группеНа тему: «Наша дружная семья»Цель: продолжать формировать представления детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родн...

Семейный досуг на тему: «Наша дружная семья».

Цель: Развитие интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств детей. Организация совместного досуга родителей и детей. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Показать ценн...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: "Наша дружная семья".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Наша дружная семья».

Задачи: сформировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях между родными людьми.Словарь: родственники, помощь, забота, большая семья, дружба.Дидактический материа...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.

Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне...

Сценарий "Россия -дружная семья"

Сценарийвыступления на   конкурсе "Солнышко в ладошках...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя Родина — Россия, дружная семья»

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию  в  подготовительной группе  «Моя Родина — Россия, дружная семья»...