"Сверху пар, снизу пар-шипит наш любимый русский самовар"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Цель: познакомить детей с русским самоваром, его внешним видом, назначением.
Программные задачи:
Образовательные:
- расширять общий кругозор детей, познакомить детей с русским самоваром (крышка, носик, кран).
- уточнить общее представление о самоваре; о его предназначении.
- расширять представление о том, как люди украшают самовары.
Развивающие:
- расширять лексический запас детей словами и выражениями.
- продолжать развивать умение отвечать на вопросы.
- развивать у детей творчество.
Воспитательные:
- воспитывать через устное народное творчество положительные
нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).
- воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций самовара;
• просмотр мультфильма «Федорино горе»;
• знакомство с народными играми, потешками, пословицами, поговорками;
• дидактические игры: «Напоим мишку чаем», «Чудесный мешочек».
Методы и приемы: игровой, сюрпризный момент, наблюдение, беседа, практическая работа, исследовательская деятельность, вопросы, рассказ воспитателя.
Оборудование:
Самовар, бутылочка с водой, чудесный мешочек, тесто, поднос, блюдце, сахарница, вареньица, блюдо влажные салфетки, запись русских народных песен, музыкальное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_samovar.docx | 462.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей с русским самоваром, его внешним видом, назначением.
Программные задачи:
Образовательные:
- расширять общий кругозор детей, познакомить детей с русским самоваром (крышка, носик, кран).
- уточнить общее представление о самоваре; о его предназначении.
- расширять представление о том, как люди украшают самовары.
Развивающие:
- расширять лексический запас детей словами и выражениями.
- продолжать развивать умение отвечать на вопросы.
- развивать у детей творчество.
Воспитательные:
- воспитывать через устное народное творчество положительные
нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).
- воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
- воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций самовара;
• просмотр мультфильма «Федорино горе»;
• знакомство с народными играми, потешками, пословицами, поговорками;
• дидактические игры: «Напоим мишку чаем», «Чудесный мешочек».
Методы и приемы: игровой, сюрпризный момент, наблюдение, беседа, практическая работа, исследовательская деятельность, вопросы, рассказ воспитателя.
Оборудование:
Самовар, бутылочка с водой, чудесный мешочек, тесто, поднос, блюдце, сахарница, вареньица, блюдо влажные салфетки, запись русских народных песен, музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть.
Звучит русская народная песня «К нам гости пришли».
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады.
Давайте поприветствуем их.
Дети:- Здравствуйте!
Воспитатель: Добрый день, гости дорогие! Спасибо, что пришли к нам в гости в такое новогоднее время. А пока ребята у нас садятся на стульчики (Дети садятся на стульчики), я загадаю загадку.
Стоит пузачок,
Блестит бачок.
Шипит, ворчит
Всем чай пить велит… (самовар).
(Открыть самовар)
2. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы, посмотрите какой у нас настоящий самовар. Давайте его рассмотрим. Посмотрите, какой он?
(Ответы детей) Он большой, блестящий, красивый и т.д.
Воспитатель: Детки, что это?
(ответы детей)
У него есть крышка, носик. Крышка открывается, и в него можно налить воду (наливаю воду в самовар).
Воспитатель: Детки, а это как называется? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! А носик не простой, с краником, мы повернем ручку, и польется горячая вода, которую можно пить (показываю, наливаю в стакан воду).
Воспитатель: Дети, самовар железный, внутри у него горячая вода, кипяток. И чтобы не обжечься, сделали по бокам ручки, за которые можно брать его. Откуда же появилась эта чудо техника в быту наших предков сейчас расскажу. Давайте сначала присядим.
Рассказ воспитателя:
В давние времена ни одна семья не могла обойтись без самовара. Все собирались за столом. (приложение 1) Ставили в центр самовар, и хозяйка всем наливала чай. Но чтобы чаю попить, самовар надо было затопить заранее. Посмотрите какие раньше были самовары (Приложение 2) Самовар начинал ворчать, шуметь, гудеть. И вся семья знала, что можно начинать чаепитие. А с чем и из чего пили чай расскажет нам волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте подойдем к столу, где стоит наш самовар, будем доставать предмет и называть его. (Дети достают посуду, называют её и ставят на стол к самовару).
-Как эти предметы можно назвать, одним словом? (Ответы детей)
- Теперь можно и чай пить. Только что-то нам не хватает. Как вы думаете, что именно?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Кружки. Раньше чай пили не просто из стаканов и чашек, а наливали именно в блюдце, которое держали за донышко. И к чаю подавали различные угощения. Как вы думаете какие именно угощения? А может попробуем сегодня приготовить их сегодня сами? У меня его есть немного теста, и мы можем устроить чаепитие как в древнее времена. Правда сначала нам нужно размять свои пальчики.
Пальчиковая игра "Я пеку"
Я пеку, пеку, пеку (показываем соответствующие движения)
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки («катаем» между ладошками круглый предмет)
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка (протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову, (машем кистями рук по направлению к себе)
Пирожками угощу.
Воспитатель: А теперь, чтобы стать настоящими поварами, нам нужно одеть колпак и фартук. Молодцы! Теперь подходим к нашему тесту. Посмотрите у меня два кусочка теста: один-маленький, второй- большой.
Воспитатель: Как вы, думаете из маленького будет сушка или баранка?
Дети: Сушка.
Воспитатель: А из большого куска что получиться?
Дети: Баранка.
Воспитатель: Теперь посмотрите, как я сделаю сушку, а вы повторяйте все движения за мной. Беру маленький кусочек и кладу на левую руку и раскатываю его, получилась короткая колбаска, соединяю её концы двумя руками и прижимаю. Получилась сушка.
Воспитатель: А для баранки беру большой кусочек, кладу на левую руку и раскатываю его, получилась толстая и длинная колбаска, также соединяю её концы двумя руками и прижимаю. Сейчас сами попробуйте сделать сушку или баранку. Мы закончили лепить, теперь положим каждый свою сушку или баранку на поднос и попросим нашего повара сада поставить в печь, чтобы отведать свои угощения. Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей). Что было самое сложное? (ответы детей). Что больше всего понравилось делать? (ответы детей). Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Я говорю вам, спасибо! Теперь нам нужно помыть ручки от муки.
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский самовар". Разработка танца.
Авторская разработка танца....
конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО II -ой МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "СВЕРХУ ПАР, СНИЗУ ПАР - ШИПИТ НАШ РУССКИЙ САМОВАР"
Цель занятия: познакомить детей дошкольного возраста с историей русского самовара, его отличительными особенностями (в сравнении с чайником), познакомить с церемонией чаепития на Руси, воспитать у дет...
Конспект ООД познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).Тема: «Пришла осень, привела погод восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет».
Цель: создание условий для расширения представлений у детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи: 1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе; расширя...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников "Сверху пар, снизу пар - шипит наш русский самовар".
Познакомить детей с русским самоваром. Познакомить с церемонией чаепития на Руси Воспитывать гостеприимство. Расширять словарь и лексический словарь детей. Ход занятия: Домовиха : здравствуйте гости д...
Научно-исследовательский проект: Замерзает лужа сверху или снизу?
Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что дождь – это много красивых капель, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласков...