Проект для подготовительной группы на тему "Здравствуй, Масленица".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Данилова Галина Викторовна

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Масленица - один из самых любимых всеми народный праздник, происходящий в конце зимы. Этот праздник навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививает интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта, дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые сказки, пляски, игры. Непосредственное участие в праздновании Масленицы оставляет более полное представление о празднике, даёт детям возможность приобщиться к традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_maslenitsa.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в подготовительной группе

«Здравствуй, Масленица»

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Тип пректа: познавательно-творческий

 Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя

Актуальность проекта:

    Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Масленица – один из самых любимых всеми народный праздник, происходящий в конце зимы, Этот праздник всегда отмечался ярко, шумно, весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное  представление о нем, дает детям возможность понять  глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея  проведения в группе проекта  «Здравствуй, Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Цель проекта :

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, а именно, знакомство с русским обрядовым праздником “Масленица”. Развитие у детей творческих способностей, интереса к совместной деятельности. Воспитание любви к своей Родине и ее традициям.

Задачи проекта:

     1.Расширять представления о Масленице, как об одном из русских народных праздников;

     2.Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными играми,, закличками, пословицами и поговорками;

    3.Познакомить  и уточнить представления детей о быте русского народа.

    4.Познакомить детей с названиями, традициями празднования масленичных  дней недели;

    5.Воспитывать интерес к народным праздникам, традициям, культуре, истории своего народа.

    6.Формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Ожидаемые результаты:

для детей:

  • уточнение представлений  о народном празднике Масленица;
  • знакомство  с различными формами народного фольклора;
  • получение  новых знаний о традициях, культуре, истории своего народа;
  • обучение продуктивному взаимодействию со сверстниками и

взрослыми в процессе совместной  деятельности детей и взрослых.

для педагогов:

  • самореализация, повышение творческого потенциала;
  • накопление практических навыков проектной деятельности.

для родителей:

  • родители проявят интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;
  • родители примут активное участие в организации и проведения проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

- Разработка содержания проекта, составление плана работы нашей творческой группой;

- Определение цели и задач проекта;

- Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи);

- Ознакомление и привлечение совместному сотрудничеству родителей  к проектной деятельности (рекомендации по проекту);

- Подбор иллюстраций, информационно - дидактического материала;

- Разработка содержания плана основного этапа проектной работы.

2 этап – основной  (организационно-практический)

Дни недели

Цель

Совместная деятельность и в режимных моментах

Взаимодействие с семьей

Понедельник -

первый день Масленицы

«Встреча»

 

 

Расширение знаний о народном празднике Масленицы; развитие интерес к русской народной культуре.

 

 

 1. Беседа «Здравствуй, широкая Масленица!».

 2. Просмотр презентация «Масленица идет».

 3. Прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».

 4. Просмотр мультфильма «На Масленице».

Домашнее задание для родителей: «Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье.

Вторник -

второй день Масленицы

«Заигрыш»

 

 

Ознакомление с  русскими народными играми с характерными для них обрядами.

     

 

 

 1. Разучивание и проигрывание русских народных игр «Волшебный платок», «Береги ноги», «Масленица», «Петушиные бои».

 2. Изготовление атрибута

«Солнышко" для участия в театрализованном представлении «Масленица» с участием артистов детского интерактивного театра «Фантазёры».

 3. Лепка из соленого теста «Угощение на масленицу».

Домашнее задание для родителей: подготовить элементы костюмов для театрализованного представления (для девочек – платки, для мальчиков –кепки с цветами, пояса).

Среда -

третий день Масленицы

«Лакомки»

Знакомство с обрядами праздничной кухни, русскими традициями гостеприимства.

 

 1.Рассматривание иллюстраций различных русских лакомств.

 2. Беседа «Значение и символика блинов»; этическая беседа «Гость в доме – хозяину радость»,

 3. Раскрашивание изделий  из соленого теста «Угощение на масленицу».

 4. Рисование красками «Чучело Масленицы».

Домашнее задание для родителей: испечь блины вместе с детьми и прислать фотографии для видеоролика «Отмечаем Масленицу».

Четверг -

четвертый день Масленицы

«Разгуляй Масленицы»

 

 

 

Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям, фольклору русского народа.

 1. Просмотр видео материала «Масленица гуляет, всех на праздник созывает»

 2. Уличное театрализованное представление «Масленица» с участием артистов детского интерактивного театра «Фантазёры».

Домашнее задание для родителей и детей: семейные вечерние посиделки «Мы за чаем не скучаем»; изготовление листовок с рецептами блинов для обмена между семьями воспитанников.

Пятница

пятый день

Масленицы

«Проводы масленицы»

 

 

 

 

Развитие познавательного

интереса к русской культуре, традициям, обычаям проведения народного гуляния.

 

 

 

 

 1.Праздник «Проводы Масленицы» в музыкальном зале.

 2. Викторина для детей группы на тему «Широкая Масленица».

 3. Рисование красками «Вкусные блины».

 4. Чаепитие с блинами, приготовленными родителями.

 5. Организация сюжетно-ролевой игры «Тёщины вечёрки».

Рекомендации родителям: посетить городское массовое гуляние нашего города.

3 этап – заключительный (итоговый):

  • Выставка детских  рисунков и твоческих работ на тему «Встречаем Масленицу».
  • Викторина для детей на тему «Широкая Масленица».
  • Участие в празднике «Проводы Масленицы», организованном музыкальным руководителем.
  • Создание видеоролика в групповом сообществе  в социальной сети ВКонтакте.

Выводы по проекту:

 Дети получили новые знания о Масленице, как об одном из русских народных праздников; знают некоторые обряды и умеют их воспроизвести вместе с воспитателем;  дошкольникам понятно и интересно данное направление, они проявляют активность и любознательность к русской народной культуре; полученные знания и впечатления дети отражают в самостоятельной и совместной деятельности, используют в своей речи малые формы фольклора, играют с удовольствием в народные игры.

Педагоги пополнили методическую копилку, наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта: участвовали в изготовлении атрибутов для костюмов детей, помогали в украшении музыкального зала, пекли блины, организовывали угощения для детей, помогали в создании видеоролика.

Список используемой литературы:

1. Евсеева М. «Как жили на Руси. Зимняя сказка Кудели». СПб: «Антология», 2019 г.

2. Евсеева М. «Широкая Масленица. Солнышко на тарелке». СПб: «Антология», 2018 г.

3. Данилина Г. Н «Дошкольнику- об истории и культуре России», Сатурн-С, 2003 г.

4. Деркунская В. А «Проектная деятельность дошкольников» учебно-методическое пособие. М: «Центр педагогического образования», 2013г.

5. Кочкина Н. А «Метод проектов в дошкольном образовании» методическое пособие. М: «Мозаика-синтез», 2012г.

6. Куприна Л. С, Бударина Т. А «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб 2008 г.

7. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры». М: «Просвещение», 1986г.

8. Лялина Л. А «Народные игры в детском саду» методические рекомендации. Творческий центр Сфера, Москва 2008 г.

9. Межиева М. В. «Праздники на Руси», М: «Белый город», 2009г.

10. Тараненко М. «Русские забавы. Мороз трещит, стоять не велит!». СПб: «Антология», 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе Широкая Масленица (февраль 2015г.)

Проект в подготовительной группе Широкая Масленица (февраль 2015г.)...

Проект для подготовительной группы "Масленица пришла"

проект про масленицу, её особенностях....

"ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА" Проект в подготовительной группе.

Цель проекта: Знакомство с традицией проведения народного праздника «МАСЛЕНИЦА».Актуальность проекта:Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из так...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Масленица широкая»

Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА».

Знакомство  с традицией  проведения  народного праздника «МАСЛЕНИЦА»....