ТРИЗ "Волшебные круги-Луллия"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
ТРИЗ "Волшебные круги-Луллия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_volshebnye_krugi_lulliya2003.doc | 52 КБ |
prezentatsiya_volshebnye_krugi_lulliya.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ- ТЕХНОЛОГИЯ « ВОЛШЕБНЫЕ КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
Современное общество задает новые требования системе образования для детей и, конечно, это касается и дошкольного образования. Одна из основных задач дошкольных учреждений, определенных ФГОС, заключается в воспитании нового поколения детей, обладающих высоким потенциалом в области творчества. Однако проблема состоит не в нахождении талантливых и гениальных детей, а в целенаправленном развитии творческих способностей, стимулировании нетрадиционного восприятия мира и развитии нового мышления у всех детей, которые посещают детские сады.
Дошкольный возраст - это такой уникальный период, который определит весь последующий жизненный путь ребёнка. Именно поэтому столь важно не упустить этот период, чтобы раскрыть всё творческое потенциал каждого ребёнка. Ум детей - это что-то такое, что не ограничено нашими традиционными представлениями о жизни и о том, как всё должно быть. Благодаря этому они способны придумать что-то новое, быть непосредственным и непредсказуемыми, замечать вещи, на которые мы, взрослые, уже не смотрим. Однако было доказано в практике, что классические методы работы не решают полностью эту проблему. Нам необходимо применять новые формы, методы и технологии.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является Теория решения изобретательских задач, сокращенно ТРИЗ. Главная цель использования ТРИЗ - технологии в детском саду заключается в развитии не только таких важных качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, но и поисковой активности, стремления к новизне, а также развития речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
При использовании элементов ТРИЗ значительно активизируется творческая и мыслительная деятельность у детей. Такая активность особенно заметна, поскольку ТРИЗ способствует развитию широкого мышления, с осознанием происходящих процессов и нахождением собственного решения проблемы. Изобретательство проявляется в творческом воображении, в придумывании чего-то нового, что затем находит свое выражение в различных формах детской активности - игровой, речевой, художественном творчестве и прочих. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
В системе дошкольного образования сегодня произошли значительные перемены. Вместе с новыми играми и развлечениями, дети легко адаптируются к информационным и коммуникативным средствам, ставших неотъемлемой частью их жизни. Традиционные наглядные материалы уже недостаточно, чтобы вызывать их удивление и интерес. Поэтому педагоги вынуждены искать инновационные и увлекательные методы развития, которые не притесняют воспитанников своей сложностью. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе мы стремимся использовать разнообразные приёмы и методы. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».
Главной целью использования ТРИЗ-технологии (кругов Луллия) является: «Формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащения словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений».
Задачи:
- формировать целостную картину мира;
- стремление разрабатывать необыкновенные варианты составления и решения задач, воспитывать интерес к поисковой деятельности;
- развивать воображение, творчество, речь и память;
- развитие мышления;
- развитие художественно-эстетических навыков у детей;
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий изобрел логическую машину , в виде бумажных кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата.
На наш взгляд, именно по таким картинкам, реальным, красочным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг.
Мы считаем, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать световосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Таким образом использовать круги Луллия можно в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др.), так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.
- Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
С использованием кругов Луллия занятия превращаются в увлекательную игру-путешествие по бескрайнему миру предметов, явлений, событий.
При изготовлении кругов Луллия можно использовать один из способов
Способ № 1:
Вырезаем два круга из пластика, картона, в середине проделываем отверстия. По их диаметру вырезаем бумажные круги для заданий. Разделяем на 8 секторов, можно (4,6,8). Берем два прямоугольника (можно картон, пластик, ДВП). В нижнем прямоугольнике вставляем крепления (штыри). В верхнем прямоугольнике вырезаем ромб так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается.
Круги должны свободно вращаться за выступы.
Игра проводится в паре или подгруппой детей. Берутся круги с выбранной темой. В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно картинка первого круга должна соответствовать картинке второго круга.
Способ № 2
На стержень нанизываем два или три круга разного диаметра по типу пирамидки. Сверху устанавливаем стрелку. Все круги разделяем на одинаковое количество секторов. На них располагаем картинки предметные, сюжетные, буквы, цифры, схемы или слова. Круги и стрелка должны свободно двигаться.
В чем отличие двух вариантов? Особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Выбираем вариант игру с окошком: детям очень нравится появление чуда. Ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? Берем конверты с выбранной темой и встаем в круг вокруг второго варианта. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Круги Луллия- это тот материал, который поможет развитию логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения, сформирует навыки, позволяющие самостоятельно решать возникающие проблемы. Данное пособие может заменить большое количество наглядного материала и дидактических игр.
Мы составили картотеку игр, необходимых для нашей работы.
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
- игры на подбор пары.
- игры с элементом случайности в установке колец.
- игры на развитие творческого воображения.
Причём одну и ту же игру можно проиграть с детьми по двум типам.
Дидактическая игра «Посчитай-ка»
Дидактическая игра «Мамы и их детёныши»
Дидактическая игра «Кто что ест и где живет?»
Дидактическая игра «Придумай фантастическую историю или сказку».
Дидактическая игра «Подбери цифре количество предметов
Дидактическая игра «Найди, чья тень»
Дидактическая игра «Найди геометрические фигуры» и так далее.
Использование современных технологии в работе с детьми - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. В работе с кругами Луллия, мы поняли, насколько они помогают реализовать все возможности детей, с учетом их психологических особенностей. Дети проявляют немалый интерес к новой игре.
Также, можем отметить, что дети самостоятельно играют с «Кругами Луллия» в свободное время, где закрепляют материал, отработанный на занятиях. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Мы убеждены, что адаптивное использование «Кругов Луллия» поможет детям в повышении уровня речевого развития, а так же в развитии познавательной активности, мелкой моторики рук, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Литература:
- https://a2b2.ru/methods/13244_ispolzovanie_krugov_lullilya_v_rechevom_razvitii_detey/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/02/22/avtorskaya-metodicheskaya-razrabotka-starshiy-doshkolnyy
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/12/13/krugi-lulliya-kak-sredstvo-aktivizatsii-rechevoy-deyatelnosti
- Т.А. Сидорчук, С.В.Лелюх «Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллиля, изд.»Аркти», М, 2011
- Интернет – ресурсы http://dsdlf.com/index.php/metodist/16-konsultatsii/45-igry-po-triz-krugi-lulliya
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главной целью использования ТРИЗ-технологии (кругов Луллия ) является: Формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащения словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений».
Задачи: формировать целостную картину мира; стремление разрабатывать необыкновенные варианты составления и решения задач, воспитывать интерес к поисковой деятельности; развивать воображение, творчество, речь и память; развитие мышления; развитие художественно-эстетических навыков у детей;
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий изобрел логическую машину , в виде бумажных кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
Игровые задания: Дидактическая игра « Посчитай-ка» Дидактическая игра «Мамы и их детёныши» Д идактическая игра «Кто что ест и где живет?» Дидактическая игра «Придумай фантастическую историю или сказку». Дидактическая игра «Подбери цифре количество предметов Дидактическая игра «Найди чья тень» Дидактическая игра «Найди геометрические фигуры»
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе (с использованием РТВ-ТРИЗ технологии). Тема: Сочинение сказок, используя круги Луллия.
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания....
"Особенности использования кругов Луллия с детьми".
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название «Круги Луллия».На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливается стр...
Презентация "Самое ценное на Земле" (пособие по изготовлению игры "Круги Луллия"
Слайд №1: Необычайно сложен окружающий нас мир. Мы живём на красивейшей из планет, планете Земля. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Слайд №2: Кто мы на этой пла...
Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии "Круги Луллия"
Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»...
Дидактическая игра «Круги Луллия»
Дидактическая игра «Круги Луллия»Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учрежден...
Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)
В ходе использования данного пособия учитель - логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:- развивать артикуляционную моторику;- закреплять произнош...
Дидактическое пособие «Загадочные круги» (Круги Луллия)
Актуальность: Старший дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и ...