Проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир шахмат"
проект по окружающему миру (старшая группа)
В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только интеллектуальный. Во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых. В связи с развитием шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, особенно актуальным становится обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста.
Сегодня шахматы - это и активный культурный отдых, и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_shahmat.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»
Проект для детей старшего дошкольного
«Волшебный мир шахмат»
Подготовила Нурудинова М. А.,
воспитатель
Когалым
2021-2022гг.
Зовется Шахматной страной двухцветная страна,
Ведется в ней упорный бой – двухцветная война.
Там обе армии смелы, борьбой увлечены,
В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой,
Тот, кто решительней, умней, а не светлей или темней –
Вот там закон, какой!
Актуальность:
В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только интеллектуальный. Во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых. В связи с развитием шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, особенно актуальным становится обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста.
Сегодня шахматы - это и активный культурный отдых, и спорт, и искусство, и наука. Каждый находит в них что-то свое. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, воображение, концентрацию внимания, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, целеустремленность, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах, познаёт дух соперничества и соревнования. Удивительная любознательность детей позволяет увлечь их игрой в фигуры.
Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.
Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.
Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки, о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.
На основании выше изложенного мы решили с воспитанниками старшей группы реализовать проект на тему: «Волшебный мир шахмат».
Цель проекта: знакомство дошкольников с игрой в шахматы, как видом спорта; популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать через использование художественного слова, видео материала и знакомство с достижениями в мире шахмат.
2. Познакомить с шахматной доской и шахматными фигурами.
3. Развивать внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости.
4. Воспитывать усидчивость.
Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет), педагог, родители.
.Продолжительность проекта: 1 год
Принципы реализации проекта:
- Принцип историзма.
- Принцип индивидуального подхода к детям.
- Принцип мобильности.
- Принцип интегративности и сотрудничества.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип доступности.
- Принцип проблемного обучения.
- Принцип компетентности педагога.
- Принцип игровой подачи материала.
Форма и методы организации:
Беседы, дидактические игры и задания. Компьютерные и интерактивные игры. Художественно - творческая деятельность, чтение сказок и книг о шахматах, просмотр энциклопедий о шахматах. Разучивание стихотворений о шахматных фигурах. Создание альбома «Шахматы – любимая игра», консультации для родителей, папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы. Домашние задания для совместных занятий с детьми дома.
Ожидаемые результаты проекта:
У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка. Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам. Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе. Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей сформируется усидчивость, творчество, фантазия и логика.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный.
2.Основной.
3. Итоговый.
Этапы проекта | Планируемые мероприятия | Формы работы | |
I этап: подготовительный | Собрать и изучить специальную литературу о шахматной игре. Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, магнитной шахматной доской. Заинтересовать родителей в актуальности данного проекта и для оказания ими помощи в организации проекта. Подготовить необходимое оборудование | Изучение литературы о шахматах, интернет ресурсов. Консультации для родителей. Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой. Беседа «Что такое шахматы?» | |
II этап: основной, практический | Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Дать представление о шахматной доске и шахматных фигурах. Планирование тем: «Понятие шахматы» «Мир шахмат» (октябрь) «Шахматная доска» «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ, центр доски» «Шахматные фигуры» «Ни шагу назад. Пешки» «Прямолинейная фигура. Ладья» «Слон» «Прыг, скок, вбок. Конь» «Могучая фигура. Ферзь» «Король» | Беседы Чтение сказок («Удивительные приключения шахматной доски» и др), загадок о шахматных фигурах. Дидактические игры («Чудесный мешочек», «Шахматный кубик», «куча мала» и др). Художественно-эстетическая деятельность: лепка, рисование. Просмотр презентаций. Просмотр мульnфильма | |
III этап: заключительный | «Что такое шах?», «Что такое мат?», «Что такое пат?» Решение шахматных комбинаций. | Оформление фотоальбома «Шахматы – любимая игра». Открытое занятие «Путешествие в шахматную страну» | |
Работа с родителями | Консультации для родителей: «В стране шахматных чудес», «Как научить ребенка играть в шахматы?». Папки – передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы. Домашние задания для совместных занятий с детьми дома. Привлечение родителей к созданию шахматной площадки. |
Работа над проектом началась с теоретической подготовки. С этой целью подбиралась и изучалась информация из энциклопедий, научно – популярной и художественной литературы, сети интернет. Работа велась в тесном сотрудничестве с родителями. Узнав о проекте, его цели и содержании родители активно и заинтересованно включились в работу, оказали помощь в организации предметной среды. Родителям совместно с детьми было предложено подобрать или придумать загадки и стихи о шахматах, которые вошли в «Шахматную шкатулку». В группе была собрана тематическая библиотечка по игре в шахматы и коллекция шахмат, создан фотоальбом «Шахматный мир».
Наблюдая за детьми, было видно, что дети проявляют интерес к шахматам. Многие дети видели фигуры впервые и просмотр мультфильма «Смешарики» еще больше заинтересовал игрой в шахматы.
Знакомство с шахматами началось с чтения сказки «Про шаха и шахматы», из которой дети узнали об истории появления шахмат. На шахматной доске сражаются два войска - белые и черные. Игрок погружается в особый мир, где сам командует своим шахматным войском. Игра в шахматы - занимательная игра, требующая внимания.
Следующим этапом было знакомство с доской и шахматными фигурами. Прочитав дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски» дети узнали о форме доски, чередованием белых и черных полей. Рассмотрели доски из коллекции собранной в группе и убедились, что не смотря на размеры все шахматные доски одинаковы. Для закрепления было предложено изготовить доску самостоятельно (из картонной основы) еще раз обращая внимание на чередование полей и чтение сказки «Котята-хвастунишки».
Далее началось знакомство с шахматными фигурами. На помощь пришли загадки из «Шахматной шкатулки» собранные родителями. Рассматривая фигуры, дети учились выделять ее особенности, узнавать в описании. Прочитав дидактическую сказку «Чудесные фигуры» дети узнали о ладье, слоне, ферзе, коне, пешке и короле. Для закрепления было предложено вылепить шахматные фигуры из пластилина, штриховка графических изображений фигур, а также дидактические игры «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Шахматный кубик», «Большая и маленькая», «Куча мала», «Угадай-ка», «Убери такую же».
Итогом проекта стало открытое занятие «Путешествие в Шахматную страну», в ходе которого дети закрепили первоначальные знания о шахматах, развивали сообразительность, находчивость, активизировали мыслительную деятельность.
Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель - не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»
Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...
Проект для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
laquo;Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»....
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Страна шахмат»
В 6-7 лет у детей происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению л...
Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма несомненна. У детей дошкольного возраста отсутствует защит
Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного т...