«Столица таежной Сибири – любимый Иркутск»
план-конспект занятия по окружающему миру
Расширение представлений детей о родном городе Иркутске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2stolitsa_taezhnoy_sibiri_-_lyubimyy_irkutsk.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Столица таежной Сибири – любимый Иркутск»
Подготовила: Кадникова Надежда Петровна,
воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44
Цель: расширение представлений детей о родном городе Иркутске.
Задачи:
- Расширять и обогащать знания детей о настоящем и прошлом родного города Иркутска, как культурном и промышленном центре восточной Сибири.
- Уточнить знания о местоположении г. Иркутска.
- Сообщить интересные факты о флоре и фауне озера Байкал, его эндемиках.
- Воспитывать любовь к родному краю, малой родине.
Материалы к занятию: иллюстрации города Иркутска старого деревянного и современного, о. Байкал и его эндемики, герб Иркутской области, карта России, достопримечательности октябрьского района. Пластилин, доски, стеки для лепки. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Плывут и плывут
Прибайкальские шири,
Саянские горы
Синеют вдали.
Нас встретит столица
Таежной Сибири,
Любимый Иркутск –
Середина земли.
- О каком городе я прочитала стихотворение? Как вы думаете, почему Иркутск называется серединой земли?
- Давайте рассмотрим карту нашей страны. Как называется наша страна? (Россия)
- Россия протянулась на тысячи километров с запада на восток. Город Иркутск находится в середине нашей страны. Наш город был построен на берегу реки Иркута, и поэтому получил свое название – Иркутск.
На карте Сибири Иркутск появился в середине 17 столетия. Как большинство сибирских городов, он начался с острога, среди необъятной тайги. Первопроходцы полюбили этот студеный, суровый край за красоту и чистоту рек и озер, за богатую тайгу, в которой водилось много зверей.
Земля иркутская тоже хранит в себе несметные богатства: уголь, железо, нефть, газ, золото.
Посмотрите на герб Иркутской области. (Бабр несет людям соболя). Самый большой, самый красивый, самый сильный зверь – бабр (потомок уссурийского тигра) был выбран для герба. Бабр – символ несметных богатств Сибири, а мех соболя ценился на вес золота.
Позже в Иркутск стали приезжать купцы, потому что город стал центром торговли. Через город ехали русские и китайские торговцы. Здесь проходили торговые пути в Японию и Америку.
- Как вы думаете, каким был наш город раньше? (деревянный) А из чего строили раньше дома, здания? (из дерева)
- Город был весь построен из дерева. Деревянные дома, украшенные деревянными кружевами, культурные центры, торговые места были сделаны из дерева. Даже дороги были деревянными. Тогда ездили на лошадях.
Много испытаний пережили наши предки. Несколько раз город горел дотла, а потом вновь отстраивался всем миром. Поднимали его сибиряки. После пожаров иркутские купцы снова строили больницы, библиотеки, храмы, дома но уже из камня и кирпича. Сейчас эти здания считаются памятниками архитектуры и оберегаются законом. До сих пор можно увидеть дома, которые простояли около 300 лет! Посмотрите иллюстрации деревянного зодчества. (Показать иллюстрации старого города)
Много исторических событий прошло на улицах Иркутска, много героев узнала наша иркутская земля. В их честь названы площади, парки, скверы и улицы.
-Какие улицы вы знаете? (улица Омулевского, улица Декабрьских событий, сквер Кирова, бульвар Гагарина, бульвар маршала Конева, и т.д.)
- Как называется улица на которой расположен наш детский сад?
- Сейчас наш город – это современный и очень красивый город. (Показать иллюстрации современного города)
- Какие фабрики и заводы есть в Иркутской области? (авиазавод, завод по переработке нефти, швейные и кондитерские фабрики, и т.д.). В нашем городе очень много учебных заведений, музеев, театров.
Наши люди не только хорошо работают, но и красиво отдыхают. Иркутск – город гостеприимный. К нам приезжает много туристов. Иркутяне и гости города отдыхают в парках, на бульварах, на Байкале, на берегах Ангары.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте.)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед.)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши.)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками.)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте.)
И отправились домой.
(Ходьба на месте.)
- Говоря о городе, нельзя не вспомнить о своем уголке.
- В каком районе мы живем? (Октябрьский) Что интересного в нем построено? (магазины, почта, детские сады, школы, Ивано-Матренинская больница, аэропорт г. Иркутска).
- Какие достопримечательности находятся в нашем районе? (Усадьба Сукачева, церковь Ксении Петербургской, танк Иркутский Комсомолец, памятник Доктору Айболиту, памятник Копейке) показ иллюстраций.
- Ребята, к нам часто приезжают иностранцы, они восхищаются красотой нашего сибирского края и увозят с собой на память сувениры.
- Как вы думаете, что им больше всего здесь нравится? Какие сувениры они с собой увозят? В каком месте Иркутской области обязательно должен побывать турист?
- Ну, конечно на берегах Священного озера Байкал. Байкал – самое глубокое, самое чистое озеро с огромными запасами пресной воды. Оно очень уникально. До сих пор ученые не могут разгадать его загадки. В его водах обитают ценные породы рыбы, редкие животные, нигде больше не встречающиеся на земле. Их называют – эндемиками. (Просмотр иллюстраций эндемиков: голомянка, байкальский осетр, байкальский омуль, рачок эпишура, байкальская нерпа)
- Давайте и мы с вами на память о сегодняшней беседе оставим сувениры – слепим байкальскую нерпочку. (Под звучание песни «О Байкале» дети лепят из пластилина нерпу).
Рефлексия:
- Что интересного вы сегодня узнали о нашем городе Иркутске?
- Что вы хотели бы пожелать нашему городу в будущем?
Любите, берегите и охраняйте свой родной город!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Мой город любимый, город таежный"
Задачи конкурса:формировать способности детей к выразительному чтению наизусть, развитию поэтического слуха, умение понимать музыкальность поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы...
статья к проекту Новосибирск творческая столица Сибири "Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине."
Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине. Риммер Валентина Викторовна, воспитатель дошкольного блока МБОУ СОШ № 16 г.Новосибирск За последнее время все большее распространение пр...
Познавательно-исследовательский проект «Новосибирск- творческая столица Сибири»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа №16»Октябрьский районГ. Новосибирск, 630071, ул. Добролюбова, 113 тел. (383)262...
С днём рождения любимый Иркутск!
Отчёт о развличении...
Музыкально - тематическое занятие "Любимый Иркутск"
Музыкально - тематическое занятие "Любимый Иркутск"...
ПРОЕКТ "МОЯ РОДИНА -ЛЮБИМЫЙ ИРКУТСК"
Сфера познавательного и социального развития предполагает формирование первичных представлений о малой родине (регионе) и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных ...
Коренные народы Сибири и Иркутской области".
В нашем мире наций очень много,И культура их всегда в цене.Так пускай обычаи продлятсяНа родимой Матушке Земле.Пусть культура бережно хранитсяБудут благосклонны небесаК каждой из нетронутых традиций,Ч...