Образовательная деятельность "Кукла «Крупеничка» - хранительница домашнего очага"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Надежда Васильевна

В ходе проекта "Куклы из бабушкино сундука" было проведена образовательная деятельность "Кукла "Крупеничка - хранительница домашнего очага".

Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Куклы из бабушкиного сундука»

Образовательная деятельность

Кукла  «Крупеничка» - хранительница домашнего очага

Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

 Задачи:

  • Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).
  • Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.
  • Развитие воображение, эстетического вкуса (гармоничное сочетание цветов в поделке).
  • Развитие образного и пространственного мышления, глазомера, мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие умения овладевать средствами общения и способами взаимодействиями со взрослыми и сверстниками. Совершенствование диалогической речи.
  • Закрепление слов и их значения: «оберег», «безликая», «скрутка».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.

Демонстрационный материал: матерчатые куклы-обереги; слайды-сюжеты по сказке Николая Дмитриевича Телешова "Крупеничка", туловище, заполненное крупой по количеству детей.

 Раздаточный материал: см по количеству человек, нитки, лоскуты цветной ткани для платков, юбок, фартуков, скрутки рук, мешочки с крупой (гречка, рис, перловка, овес).

Оборудование: Телевизор, оформленная выставка кукол.

Предварительная работа:

Рассматривание разных видов игрушек русского народного промысла;

Беседы с детьми об истории русских тряпичных кукол.

Изготовление тряпичных кукол воспитателем вместе с детьми, родителями и детьми для мини - музея группы (Кувадка, Пеленашка, Колокольчик, Зайчик на пальчик)

Чтение сказки Н.Телешов "Крупеничка", изготовление туловища для Крупенички

Взаимодействие с родителями. Обеспечение родителями материалами для изготовления тряпичных кукол: лоскутки тканей, нитки, ленточки, кружева, тесьма, крупа.

Предметно-пространственная среда: Мини-музей группы

Ход занятия.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? (ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать, милости просим, добрый день) 

-Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».

- Ребята, мои друзья построили новый дом, и меня пригласили на новоселье.  Я хочу, чтобы у них был достаток в семье, сытость, веселье.  Но не знаю, что им подарить?

(Дети должны предложить подарить оберег)

- А что такое оберег?

Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Идея очень хорошая, и мы с вами изготовили несколько кукол оберегов.  Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол. Они служили оберегами жилища, сна, хозяйства, выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Каждая кукла имела свою символику. Я предлагаю подойти к нашему музею кукол и рассказать о них, ведь каждая кукла имеет своё значение.

Это кукла «Кувадка» - одна из первых кукол, которая встречает ребёнка при рождении, кукла оберег младенца от злых духов, ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Кувадки защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Это кукла «Пеленашка» - этот оберег от злых духов, чтобы малыш спокойно спал и не болел. Мама клала «Пеленашку» в колыбель, приговаривая:

Сонница-бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.

- Как можно еще успокоить маленького? (Покормить, покачать, спеть колыбельную). Давайте и мы с вами споем колыбельную.

Танечка, баю-бай-бай!

Не ложись на самый край -

Придет серенький волчок;

Схватит Таню на бочок.

А... Баю - баю - бай!

Усни!

Это кукла «Зайчик на пальчик». Русская игрушка-оберег от страха и одиночества. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

(Предложить рассказать  потешку выученную ранее)

Это кукла «Колокольчик» Эта кукла считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры.  Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина».

Физминутка

- Чтобы не сориться, кому быть водящим, начнем игру со считалки:
Иван, Иван, полезай в стакан.
Отрежь лимон и выйди вон!

Русская народная игра «Долгая Арина»

В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
- Долгая Арина,
Встань выше овина.
Рученьки сложи, Чье имя – назови!

Эта кукла «Крупеника» и мы с вами читали сказку  Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка»

Беседа по сказке «Крупеничка»

-Кто такая была Крупеничка? (дочь воеводы Всеслава и  матушки Варварушки)

- Почему в народе про Крупеничку песенка сложилась? За что её любил народ?

Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость-сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!

(слайд 6)

-Чего боялась матушка Крупенички? (Что слава красоты Крупеничка разлетится во все края и может случится беда.)

(Слайд 5)

 

-Для кого приказал украсть Крупеничку, татарский военачальник Талантай? (для) (слайд 7) (для хана)

-Кого встретила матушка у озера и попросила о помощи? (Матушка встретила старика Одолень трава, который шел в дальнюю сторону и спросил не передать ли кому привет. Матушка очень обрадовалась и стала просить, чтобы старичок помог вернуть Крупеничку)

-Чем обернул старичок Матушку Варварушку (посохом, который помогал ему в пути)

- Как удалось вернуть матушке Варварушке Крупеничку?

-Что выросло из этого зернышка? Греча

В старые времена гречку сеяли в начале лета 13 июня. Сеяли и пели песенку:

Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!

И люди с тех пор стали изготавливать куклу "Крупеничку, которая стала

Оберегом на сытость и достаток в семье, хороший урожай. Куклу обычно дарили на праздники, рождество, новоселье. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Также для наполнения использовали пшено, горох.

- Мы с вами уже изготовили туловище для наших куколок, давайте вспомним чем мы их наполняли: гречкой, рисом, горохом, пшеном.

- Какую куколку можно назвать Зерновушка, но нельзя назвать Крупеничка

(КУКЛУ, СДЕЛАННУЮ ИЗ ГОРОХА)  

А как её ещё можно назвать?  (Горошинка)

 - Вот так и появились  другие имена: Зерновушка, Горошинка, Рисинка.
- Скажите,  я могу подарить куколку Крупеничку на новоселье, почему?

- Тогда нам нужно приступать к работе, нарядить наши Крупенички.

Игра узнай на ощупь. Дети узнают на ощупь крупы.

- Ребята посмотрите, как я буду украшать свою Крупеничку

(Во время работы звучит спокойная русская народная песня)

Шаг 1: Берем прямоугольный лоскуток цветной ткани (25х9), лицевой стороной прикладываем к голове оборачиваем куклу и подвязываем в месте перевязки головы - опускаем платье получается юбка. Поверх юбки повязываем лоскут ткани (7х7) - фартук.

Шаг 2: Для изготовления рук потребуется два небольших квадрата, их необходимо скатать в колбаску. Прикладываем к шее и привяжем на месте перевязки  головы.

Шаг 3: На голову наденем кружево и платок (треугольник цветной ткани) и завяжем его сзади.

Наша кукла готова!

Танец Куколка моя

- Ребята давайте подарим Крупеничек гостям, чтобы у них был всегда достаток и хороший урожай.
Дети дарят куколки-обереги гостям.

Сей оберег - умелых рук творенье
Источник вдохновенья, наслажденья.
Вам дарим не скрывая умиленья
С желанием поднять вам настроение.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тепло домашнего очага"

Нормативный практико-ориентированный проект для семейного детского сада...

Родительское собрание «Что такое семья? Домашний очаг»

                                        [[{"type":"media","view_mode":"media_original","...

Мастер - класс "Кукла - хранительница домашнего очага"

 Кукла – первая среди игрушек, которая известна всем с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается  со времен строительства египетских ...

Консультация для родителей "Друзья домашнего очага"

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, предлагаем практические рекомендации для заботливых родителей по теме:   «Развитие речи детей в семье »....

Занятие в старшей группе по теме «Алтайский национальный аил и его разновидности» «Домашний очаг. Его почитание»

Цель: Познакомить детей с национальными алтайскими аилами. Задача: Вызвать интерес к предметам быта алтайского народа. Обряды и обычаи алтайцев....

Кудава - хранительница домашнего очага

Познакомить  детей с мифическим героем мордовского народа на примере мифического персонажа – Кудавой; учить воспроизводить образ Кудавы в своих рисунках, используя своё воображение; закрепи...