Образовательная деятельность "Кукла «Крупеничка» - хранительница домашнего очага"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В ходе проекта "Куклы из бабушкино сундука" было проведена образовательная деятельность "Кукла "Крупеничка - хранительница домашнего очага".
Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.87 КБ |
![]() | 665.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Куклы из бабушкиного сундука»
Образовательная деятельность
Кукла «Крупеничка» - хранительница домашнего очага
Цель: Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Задачи:
- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).
- Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.
- Развитие воображение, эстетического вкуса (гармоничное сочетание цветов в поделке).
- Развитие образного и пространственного мышления, глазомера, мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие умения овладевать средствами общения и способами взаимодействиями со взрослыми и сверстниками. Совершенствование диалогической речи.
- Закрепление слов и их значения: «оберег», «безликая», «скрутка».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.
Демонстрационный материал: матерчатые куклы-обереги; слайды-сюжеты по сказке Николая Дмитриевича Телешова "Крупеничка", туловище, заполненное крупой по количеству детей.
Раздаточный материал: см по количеству человек, нитки, лоскуты цветной ткани для платков, юбок, фартуков, скрутки рук, мешочки с крупой (гречка, рис, перловка, овес).
Оборудование: Телевизор, оформленная выставка кукол.
Предварительная работа:
Рассматривание разных видов игрушек русского народного промысла;
Беседы с детьми об истории русских тряпичных кукол.
Изготовление тряпичных кукол воспитателем вместе с детьми, родителями и детьми для мини - музея группы (Кувадка, Пеленашка, Колокольчик, Зайчик на пальчик)
Чтение сказки Н.Телешов "Крупеничка", изготовление туловища для Крупенички
Взаимодействие с родителями. Обеспечение родителями материалами для изготовления тряпичных кукол: лоскутки тканей, нитки, ленточки, кружева, тесьма, крупа.
Предметно-пространственная среда: Мини-музей группы
Ход занятия.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? (ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать, милости просим, добрый день)
-Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».
- Ребята, мои друзья построили новый дом, и меня пригласили на новоселье. Я хочу, чтобы у них был достаток в семье, сытость, веселье. Но не знаю, что им подарить?
(Дети должны предложить подарить оберег)
- А что такое оберег?
Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Идея очень хорошая, и мы с вами изготовили несколько кукол оберегов. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол. Они служили оберегами жилища, сна, хозяйства, выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Каждая кукла имела свою символику. Я предлагаю подойти к нашему музею кукол и рассказать о них, ведь каждая кукла имеет своё значение.
Это кукла «Кувадка» - одна из первых кукол, которая встречает ребёнка при рождении, кукла оберег младенца от злых духов, ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Кувадки защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Это кукла «Пеленашка» - этот оберег от злых духов, чтобы малыш спокойно спал и не болел. Мама клала «Пеленашку» в колыбель, приговаривая:
Сонница-бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
- Как можно еще успокоить маленького? (Покормить, покачать, спеть колыбельную). Давайте и мы с вами споем колыбельную.
Танечка, баю-бай-бай!
Не ложись на самый край -
Придет серенький волчок;
Схватит Таню на бочок.
А... Баю - баю - бай!
Усни!
Это кукла «Зайчик на пальчик». Русская игрушка-оберег от страха и одиночества. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
(Предложить рассказать потешку выученную ранее)
Это кукла «Колокольчик» Эта кукла считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры. Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина».
Физминутка
- Чтобы не сориться, кому быть водящим, начнем игру со считалки:
Иван, Иван, полезай в стакан.
Отрежь лимон и выйди вон!
Русская народная игра «Долгая Арина»
В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
- Долгая Арина,
Встань выше овина.
Рученьки сложи, Чье имя – назови!
Эта кукла «Крупеника» и мы с вами читали сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка»
Беседа по сказке «Крупеничка»
-Кто такая была Крупеничка? (дочь воеводы Всеслава и матушки Варварушки)
- Почему в народе про Крупеничку песенка сложилась? За что её любил народ?
Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость-сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!
(слайд 6)
-Чего боялась матушка Крупенички? (Что слава красоты Крупеничка разлетится во все края и может случится беда.)
(Слайд 5)
-Для кого приказал украсть Крупеничку, татарский военачальник Талантай? (для) (слайд 7) (для хана)
-Кого встретила матушка у озера и попросила о помощи? (Матушка встретила старика Одолень трава, который шел в дальнюю сторону и спросил не передать ли кому привет. Матушка очень обрадовалась и стала просить, чтобы старичок помог вернуть Крупеничку)
-Чем обернул старичок Матушку Варварушку (посохом, который помогал ему в пути)
- Как удалось вернуть матушке Варварушке Крупеничку?
-Что выросло из этого зернышка? Греча
В старые времена гречку сеяли в начале лета 13 июня. Сеяли и пели песенку:
Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!
И люди с тех пор стали изготавливать куклу "Крупеничку, которая стала
Оберегом на сытость и достаток в семье, хороший урожай. Куклу обычно дарили на праздники, рождество, новоселье. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Также для наполнения использовали пшено, горох.
- Мы с вами уже изготовили туловище для наших куколок, давайте вспомним чем мы их наполняли: гречкой, рисом, горохом, пшеном.
- Какую куколку можно назвать Зерновушка, но нельзя назвать Крупеничка
(КУКЛУ, СДЕЛАННУЮ ИЗ ГОРОХА)
А как её ещё можно назвать? (Горошинка)
- Вот так и появились другие имена: Зерновушка, Горошинка, Рисинка.
- Скажите, я могу подарить куколку Крупеничку на новоселье, почему?
- Тогда нам нужно приступать к работе, нарядить наши Крупенички.
Игра узнай на ощупь. Дети узнают на ощупь крупы.
- Ребята посмотрите, как я буду украшать свою Крупеничку
(Во время работы звучит спокойная русская народная песня)
Шаг 1: Берем прямоугольный лоскуток цветной ткани (25х9), лицевой стороной прикладываем к голове оборачиваем куклу и подвязываем в месте перевязки головы - опускаем платье получается юбка. Поверх юбки повязываем лоскут ткани (7х7) - фартук.
Шаг 2: Для изготовления рук потребуется два небольших квадрата, их необходимо скатать в колбаску. Прикладываем к шее и привяжем на месте перевязки головы.
Шаг 3: На голову наденем кружево и платок (треугольник цветной ткани) и завяжем его сзади.
Наша кукла готова!
Танец Куколка моя
- Ребята давайте подарим Крупеничек гостям, чтобы у них был всегда достаток и хороший урожай.
Дети дарят куколки-обереги гостям.
Сей оберег - умелых рук творенье
Источник вдохновенья, наслажденья.
Вам дарим не скрывая умиленья
С желанием поднять вам настроение.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-300967-1383156222.jpg)
Проект "Тепло домашнего очага"
Нормативный практико-ориентированный проект для семейного детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-575581-1478670876.jpg)
Родительское собрание «Что такое семья? Домашний очаг»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/28/picture-1032550-1524927129.jpg)
Психологическая гостиная для детей и родителей "Счастье домашнего очага"
Гостиная для детей и родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/07/picture-57071.jpg)
Мастер - класс "Кукла - хранительница домашнего очага"
Кукла – первая среди игрушек, которая известна всем с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/06/picture-60678-1528288733.jpg)
Консультация для родителей "Друзья домашнего очага"
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, предлагаем практические рекомендации для заботливых родителей по теме: «Развитие речи детей в семье »....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/25/picture-936910-1500970980.jpg)
Кудава - хранительница домашнего очага
Познакомить детей с мифическим героем мордовского народа на примере мифического персонажа – Кудавой; учить воспроизводить образ Кудавы в своих рисунках, используя своё воображение; закрепи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-516558-1420653406.jpg)
Мастер - класс «Изготовление куклы оберега. «Крупеничка»-Хранительница домашнего очага»
Цель: Приобщение детей к истории русской народной культуры, привлечение детей и родителей к изготовлению народной игрушки....