Методическая разработка по экологическому воспитанию детей 3-7 лет "Байкальские почемучки"
методическая разработка по окружающему миру
"Будем же изучать родную Природу и будем же у неё учиться".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад №13» (МБОУ НШДС №13)
665932, Российская Федерация, Иркутская область, Слюдянский район,
город Байкальск, микрорайон Гагарина, дом 199А
Телефон 8 (39542) 34239, e-mail: shkola-131@yandex.ru
ИНН/КПП 3837000266/381001001
Методическая разработка
экологического воспитания детей 3-7 лет
«Байкальские почемучки»
в совместной образовательной деятельности.
Сроки реализации: 2024-2028 гг.
Автор разработки:
Бурлакова Марина Юрьевна
Воспитатель МБОУ «Начальная школа
-детский сад № 13»
Байкальск 2024 г.
Пояснительная записка.
Удивительный мир природы... Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелёными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину» (М.М Пришвин).
Будем же изучать родную природу и сами будем у неё учиться!
Ведущие отечественный и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н.Д. Никандоров, А.С.Новобранцев, Н.М. Романенко, Л.А. Байдуков, Н.Ф. Реймерс. А. Печчеи и др.) считают, что истоки экологического кризиса находятся в самом человеке - в проблеме отсутствия или недостаточности развития его духовности. В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Это обозначает, что в отношениях «люди-природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать природу так, как ему нравится, для своего блага. Современно звучат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью».
Поэтому у подрастающего поколения должно быть сформировано новое экологическое сознание, позиция биоцентризма: человек - особое, разумное, но все, же только часть природы, а экология - это не просто наука, это мировоззрение. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствие своих действий, иметь представление о законах природы.
Акцент должен быть сделан на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязей, так как экология - это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой. Дети научатся понимать, насколько тесны природные компоненты, связанные между собой и как живые организмы зависят от среды обитания - для детей эти связи называются «невидимыми ниточками природы».
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Еще одним важным направлением экологического воспитания является формирование у детей первоначальных представлений о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно.
Вот уже на протяжении пяти лет проводиться совместная образовательная деятельность в ходе режимных моментов по экологическому воспитанию.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяется к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее ценности.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Поэтому экологическое воспитание, правильно организованное в детском саду, представляет широкие возможности развития познавательной и духовной сферы ребенка. Эти возможности заключены главным образом во взаимодействии дошкольника с миром природы, находящейся в пространстве его жизнедеятельности. Ведь известно, что ребенок - это активное, деятельное существо, которое нужно направить в нужное русло, которому надо показать, как надо действовать в созданных условиях детского сада.
Я убеждена, что перед педагогами детского сада, стоит задача - познакомить детей с живой и не живой природой, сезонными изменениями, домашними и дикими животными, особенностями внешнего строения живых организмов, научить бережно, относиться к природе, так как впечатления о родной природе, полученные в детстве запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека не только к природе, но и к другим людям, к родине в целом.
Актуальность.
Педагогическая технология ориентирована на подведение детей к элементарному пониманию проблемы взаимодействия человека с окружающей средой и последствиями деятельности человека.
Организованная деятельность позволит познакомить детей не только с биологической экологией и охраной природы, но и с элементами социальной и прикладной экологии, экологической безопасностью, что является одной из проблем воспитания детей дошкольного возраста.
Новизна.
В авторской разработке впервые взят принцип многообразного предъявления одного и того же объекта ребенку: новое знание основано на взаимодействии зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых и слуховых ощущений.
Цель.
Формирование основ экологической этики детей дошкольного возраста используя развития умений для установления связей: экологических-экономических-социальных явлений, прошлого-настоящего-будущего, глобального-локального-личного.
Задачи.
1. Расширение у ребёнка представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей
2. Развитие способности чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной сфере.
3. Воспитание у ребёнка охранного, бережного и действенного отношения к природному миру и ближайшего его окружения.
Условия.
Успех реализации авторской разработки по экологии обеспечивается обязательными условиями:
1. готовность педагога к осуществлению экологического образования детей
2. личностно - ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения материала
3. постоянным общением детей с природой ближайшего окружения
4. наличием экологически развивающей среды в дошкольном учреждении.
Для реализации авторской разработки необходимо наличие развивающей предметной среды:
1. живой уголок с наличием необходимого количества цветов и т.д.
2. исследуемый материал и необходимое оборудование для проведения опытов
3. Музыкальный и спортивный залы для проведения экологических праздников и развлечений, подвижных игр
4. Огород
5. Клумба
6. Видеопроектор, магнитофон для просмотра и прослушивания видео и музыки.
7. Календарь наблюдений, предметы для трудовой деятельности.
8. Экологическая тропа
9. Схемы и модели эколого-систематических групп.
10. Иллюстрации, репродукции пейзажей, серии картинок (животные, растения).
11.Библиотечка необходимой литературы.
Структура.
Авторская разработка состоит из 4 разделов, соответствующих 4 периодам развития дошкольного детства (от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет). В ней выделены два типа задач:
• Первый тип - воспитательные задачи, направленные на чуткое отношение детей ко всему живому.
• Второй тип - образовательные задачи, которые направлены на развитие личности ребенка в целом (речь, память, мышление, творческие способности и т.д.)
Авторская разработка состоит из трех этапов.
Первый этап - первоначальная диагностика детей, которая направлена на выявление актуального уровня знаний, умений, отношений.
Методы проведения диагностики - это диагностические карты, дидактические игры, рассматривание картин, а так же наблюдение за детьми во время экскурсии, индивидуальных поручений, дежурств в уголке природы, участие в экспериментальной работе при рассматривании экспериментального объекта и субъекта.
Второй этап - обучение экологическим знаниям согласно каждому из четырех периодов развития дошкольного детства. Данный этап состоит из трёх блоков:
- Первый блок посвящён знакомству детей 4–5 лет с понятиями живой и неживой природы: дети узнают о диких и домашних животных, знакомятся с комнатными растениями и способа ухода за ними. Узнают о сезонных изменениях и взаимосвязях между ними. Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление, они легко запоминают то, что видят, поэтому для работы по экологическому воспитанию применяю методы и формы работы: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения. Предпочтение отдаётся нетрадиционным формам работы - познавательная деятельность в форме игры с сюрпризными моментами, где дети имеют возможность закрепить полученные знания в своих творческих работах.
- Второй блок посвящён расширению и обобщению знаний детей 5-6 лет об объектах живой и неживой природы. Методы и формы работы расширяются, эвристические, словесные игры, беседы, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, элементы подвижных игр, «экологическая тропа».
- Третий блок уточняет и систематизирует знания детей 6-7 лет об объектах живой и неживой природы.
Третий этап отслеживает динамику знаний, умений, отношений детей, он составляется по карте развития по группе в целом.
Диагностика экологической компетентности детей
Составлена по материалам Балуевой Н. «Тропинка в природу»
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1 | 2 | 3 | 4 |
знания | Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого, существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признакам. | Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений. | Знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят общественный характер: характеризуют всю группу живого в целом. |
Умения | В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результатов. | Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигают результатов. | Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы. |
Диагностируемые параметры | 3-4 года | 4 - 5 лет | 5 - 6 лет | 6 - 7 лет | ||||||||
Высокий ур | Средний ур. | Низкий ур. | Высокий ур | Средний ур. | Низкий ур. | Высокий ур | Средний ур. | Низкий ур. | Высокий ур | Средний ур. | Низкий ур. | |
Уровень знаний: Живая и неживая природа | ||||||||||||
Дикие и домашние животные | ||||||||||||
Особенности строения живых организмов | ||||||||||||
Сезонные изменения в природе | ||||||||||||
Уровень умений: Принятие цели | ||||||||||||
Обоснование выбора | ||||||||||||
Достижение результата |
Материал.
Предлагаемый детям материал для усвоения, располагается «по спирали», от простого к сложному, благодаря чему удается сочетать последовательность и цикличность его изучения, сохранять достаточно высокий уровень активности детей и постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. Построение содержания программы, таким образом, позволяет, не теряя из поля зрения исходную тему, постепенно расширять и углублять круг связанных с ней знаний детей.
Организация и формы совместной образовательной деятельности по экологии в ходе режимных моментов.
Образовательная деятельность по экологии проводятся один раз в неделю во второй половине дня: индивидуально по каждой возрастной группе от 15 до 30 минут.
Структура образовательной деятельности зависит от цели. Формы проведения различны: группа, подгруппа, индивидуально.
• теоретические (чтение, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, беседы, наблюдения, просмотр видеоматериалов, дидактические игры, подвижные игры и т.д.)
• практические (опыты, поручения, индивидуальная работа, эксперименты, труд в уголке природы, уход за животными и рыбками, экскурсии в лес, Байкал, речку, работа на огороде, клумбе и др.)
Методы и приемы.
При реализации авторской разработки применяются следующие методы и приемы: наблюдение, работа с мнемотаблицами, экскурсии, целевые прогулки, элементарные опыты, беседы, экологические игры, моделирование, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, групповые практические занятия, индивидуальная работа, поручения, эвристические беседы, эксперименты, моделирование, экологические рассказы, словесные игры, элементы подвижных игр, «экологическая тропа», развлечение, викторины, кроссворды, многоразовые наблюдение объектов, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности.
Ожидаемые результаты.
Экологические знания предполагают формирование у детей чувства красоты природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности.
3 – 4 года.
В начале года во время адаптации детей к новым для них условиям детского сада, необходимо создать максимально теплую обстановку, окружить вниманием. Отвлечь ребенка от переживаний можно при помощи красивой игрушки, но и, например общением с объектом природы. Наблюдение за рыбками в аквариуме: «Давай-ка посмотрим, кто у нас тут живет». В этот момент не преследуются познавательные цели, не надо стремиться обучать ребенка, а только переключить его внимание, а ведь у малыша пробуждается интерес к новому для него объекту природы. В дальнейшем ведем «разговор» с комнатными растениями, с цветами на клумбе и т.д. Малыш успокаивается, а первые впечатления о природе остаются с ним. А педагог проводит диагностические наблюдения. Работу во второй младшей группе воспитатель сосредотачивает преимущественно на моментах общения с растениями, а не на их познании. Закончив наблюдения фиксируются разнообразные проявления детей в диагностике экологической компетентности детей, составленной по материалам Н.Н. Балуевой «Тропинка в природу», анализируются: на какие направления следует обратить внимание, на каких аспектах экологического воспитания необходимо сосредоточиться. В работе с детьми во второй младшей группе решаются три основные задачи:
1.Формировать представление о сезонных изменениях в природе;
2.Познакомить с названием пары комнатных растений, деревьев, травянистых растений (форма листьев, окрас цветков, стебель; у деревьев листья, ветки, ствол);
3.Дать первоначальное представление о диких и домашних животных;
Данные задачи реализуются через наблюдения в группе, на участке. Осенью планируется экскурсия «Путешествие по тропам детского сада», где малыши знакомятся с деревьями, растущими на участке и на территории детсада, огородом, клумбой, уголком природы. Закрепление проводится через дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди такой же листик», «подыщи пару» и многие другие. Даю возможность закрепить в подвижных играх «Листопад», «Дождик», «Ветер клен качает», «Поймай листок» и другие. Учим уходу за комнатными растениями, через дидактические игры «Найди такой же цветок», «Найди самый красивый цветок». В знакомстве с дикими и домашними животными применяются наглядные картинки, сюжетные картины, папки раздвижки, просмотр на видео сказок «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя» и другие. После просмотра беседа с детьми, учимдетей давать краткий описательный рассказ о том или ином животном. Индивидуально через дидактические игры «Кто живёт в лесу», «Малыши», подвижные игры «Три медведя», «Зайка скок скок». Согласно сезонным изменением в природе учим называть состояние погоды. Во время прогулок совместно с детьми делаем небольшие выводы, простейшие умозаключение. Читаем с детьми сказки «Репка», «Лиса и волк», «Рукавичка», «Снегурушка», «Теремок»; потекши «Водичка, водичка», «Мой пальчик» и другие. Разучим физкультминутки, где очень часто встречаются дикие и домашние животные, находящиеся в постоянной связи с человеком, подвожу детей к основам дружелюбия человека и природы.
4-5 лет
Продолжая работу в средней группе решаются следующие задачи:
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями в природе.
2. Научить называть три четыре дерева, травянистых растения, два вида ягод, два вида грибов, три птицы, по пять представителей диких и домашних животных.
3. Приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы и на огороде, клумбе, самостоятельно ухаживать за рыбками в аквариуме.
4. Воспитывать любовь к природе, интерес и доброе отношение к растительному миру
В работе с детьми постепенно работа усложняется в разных видах деятельности. Если ребёнок в три года говорил, что погода просто пасмурная, то в четыре года уже его ответы более насыщены (пасмурная, дождливая, ветряная, облачная и т.д.). Ознакомление детей с растительным миром строится на наблюдениях за объектами живой природы (трава, ягоды, грибы, деревья и т.д.). Ознакомление детей с растительным миром строится на наблюдениях за объектами живой природы (трава, ягоды, грибы, деревья и т.д.). Если раньше ребёнок мог назвать только ягоду, сейчас он уже может рассказать о её пользе, т.к. перед этим была проведена беседа на тему «Витамины из нашего леса». Если ребёнок трёх лет односложно называл зайку на картинке, теперь он уже может рассказать, как он приготовился к зиме. При наблюдении в уголке природы дети уже с помощью воспитателя начинают трудиться (поливают цветы, кормят рыбок, протирают влажными тряпочками листья), а в младшем возрасте наблюдали за работой воспитателя. Ребёнок очень рад и доволен, когда он подносит свою ручку с кормом к аквариуму, а рыбки уже подплывают и ждут, и он сам делает заключение, что рыбки проголодались и их нужно покормить. Продолжается чтение произведений о диких и домашних животных В.Бианки «Первая охота», «Подкидыш», «Журка», К.Ушинский «Бодливая корова», М.Пришвин «Ребята и утята» и мн. другие, благодаря чему дети начинают осознавать о том, что человек и природа едины. Если нет возможности наблюдать за объектами в естественных условиях, то используются сюжетные картины, серии картинок, иллюстрации, видеозаписи. Закрепляются сезонные изменения через дидактические игры «Когда это бывает», «Раньше - позже».
«Знаешь ли ты?», «Найди пару», игра «Кто скорее соберёт» (модели -грядка, сад), «Подскажи словечко».Используются подвижные игры «Ручеёк», хороводная игра»Лети листок, ко мне в кузовок», разучиваются физкультминутки «Рыбки», «Лягушата», «Лошадка», отгадываются загадки, учатся пословицы. Происходит знакомство детей со стихотворениями о животных и явлениях природы. В среднем возрасте при проведении опытов используются отдельные поисковые действия. Вот примеры некоторых: «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «Ветер», «Лёд легче воды». В этом возрасте дети начинают «почемучкать», это говорит о том, что у них начинается процесс любознательности и неизвестности.
5-6 лет
Продолжается и совершенствуется работа, начатая в средней группе, основными задачами экологического воспитания являются:
1. Расширять представления о растительном и животном мире
2. Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные и существенные признаки явлений природы.
3. Учить различать и называть домашних и диких, их детёнышей; уточнять представления об их повадках, условиях жизни.
4. Учить различать пять, шесть видов птиц, шесть видов насекомых, рыб и земноводных.
5. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Даётся возможность детям высказать свои впечатления от наблюдений природных явлений, уточняются формулировки, дополняются ответы детей. Даются фактически точные сведения о природных явлениях, космосе. При трудовой деятельности детей начинаются постепенные усложнения: проводятся более сложные опыты, согласно перспективному плану. Опыты способствуют формированию у детей познавательного и интереса к природе, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность. В каждом опыте развивается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей. Вот примеры некоторых опытов: «Пар- это тоже вода», «Растения тоже пьют воду», «Воздух при нагревании расширяется» и др. Дети вместе стараются помогать живым существам: удовлетворять потребности с учётом времени года: подкармливают птиц зимой, расчищают дорожку от снега, ведущей к кормушке, подсыпают корм птицам в сильные морозы два раза в день. Засыпают корни деревьев снегом. Весной пересаживают комнатные растения вместе с педагогом, сеют семена цветов для посадки их на клумбе. Знания применяются в изобразительной деятельности. Рисуют всё, что видят вокруг: растения, животных, людей, живую и неживую природу. Совместно с педагогом дети пытаются передать форму, цвет, фактуру и особенности индивидуального строения природных объектов, красоту природы, её состояние. Идёт настрой детей на то, что создавая образы, представляли живые существа: животных, растений, людей, выражали своё отношение к тому, что создают. После наблюдений дети играют в подвижные игры для старшего возраста: «Лиса в курятнике», «Охотник и зайцы», «Птичка и кошка», «Котята и щенята» и др. В подвижных играх экологического направления у детей развивается двигательная активность, умение имитировать повадки диких и домашних животных. Пребывание в природе поддерживает и укрепляет здоровье ребёнка: снимает усталость, поднимает настроение, даёт заряд бодрости.
6-7 лет
Продолжая и совершенствуя работу совместной образовательной деятельности, ставятся следующие задачи:
1. Развивать у детей способность к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
2. Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи в явлениях природы, углублять представление детей об окружающем мире.
3. Расширить и уточнить представление детей о диких животных, птицах, насекомых родного края.
4. Дать представление о не живой природе, её влияния на растительный и животный мир.
5. Расширить знания детей об охране природы.
6. Познакомить с Красной книгой.
Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становиться их деятельность в природе, с её объектами. Идёт побуждение детей к самостоятельной деятельности, например, предлагается решить небольшую познавательную деятельность, поделиться полученными знаниями с друзьями или родителями. А затем уже создаются ситуации, стимулирующие ребёнка самостоятельно организовывать деятельность в природе, проявлять отношение к живому. В этом возрасте детей привлекает решение проблемных ситуаций, особенно если они представлены играми - путаниками, например, «Что не так?», «Исправь ошибку», смысл их заключается в намеренном искажении воспитателем реально существующих в природе связей и зависимостей, внешнего вида природных объектов. Ребёнок манипулирует набором силуэтных изображений, играя, исправляет несоответствие и объясняет свои действия. Так как дети старшего возраста могут преодолевать большие расстояния, проводятся экскурсии на озеро Байкал, где происходит знакомство детей с народной достопримечательностью Прибайкалья - озером Байкал. Тем самым развиваются основы экологического сознания, бережного отношения к экосистеме озера, развиваются эстетические чувства при восприятии красоты озера, любовь к родному краю. Постепенно дети накапливают представления о представителях животного и растительного мира озера, их роли в жизни озера. Соответственно у детей формируются познавательные и речевые умения, отношение, желание охранять и беречь уникальность экосистемы озера. С целью развития чувств и эмоций проводятся упражнение «Превращение», «Поздороваемся», «Жалобная книга Байкала». Итог- проведены мероприятия в форме КВН: «Байкал - живая лаборатория», «Мы - защитники Байкала».
Вывод.
Так шаг за шагом от первого раздела, следуя до четвертого, идет экологическое воспитание детей в совместной деятельности. В процессе накапливается материал, характеризующей имеющийся опыт детского общения с природой.
Это созданные детьми поделки из природного материала, гербарии, книжки-самоделки, продукты изобразительной деятельности, стихи, рассказы, а самое главное, что выйдя за пределы детского сада, ребенок не сможет сломать дерево, не будет рвать цветы, обижать насекомых, грубо относиться к животным.
Ребенок, накопивший свой опыт общения с природой в детском саду, становится подлинно гуманным по отношению к величайшей ценности - Жизни!!!
Методы и формы отслеживания результативности системы работы
С 3 до 4 лет | ||||
Диагностируемые параметры | Формы и методы диагностики | |||
Уровень знаний |
| Картинки из серии «дикие и домашние» животные. Дидактические игры: «овощи», «фрукты», «найди лисичек» и др., лото «что где растет». Схема растений. Подвижнее игры «через ручеек», «листопад», «птички в гнездышке». | ||
Уровень умений |
| Игра «когда это бывает». Работа в уголке природы с настенным календарем. Посильная работа в уголке природы. Наблюдение в уголке природы в группе и на прогулке. Самостоятельная деятельность. Набор схем «растения и животные». | ||
С 4 до 5 лет | ||||
Диагностируемые параметры | Формы и методы диагностики | |||
Уровень знаний |
| Упражнения «разложи картинки на «живое» и «не живое». Игры по карточкам «назови тех животных, которые живут рядом с человеком». Дидактические игры «назови части тела животных», «назови части растений». Наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, рисунков. Дидактические игры «овощи», «фрукты», «ягоды», «разложи в корзинки». | ||
Уровень умений |
| Экскурсия, рассматривание картин, рисунков. Дидактические игры «когда это бывает», «угадай», «так бывает или нет», «какое время года». Практические занятия. Индивидуальные поручения. Дежурство в уголке природы. Участие в экспериментальной работе. | ||
С 5 до 6 лет | ||||
Диагностируемые параметры | Формы и методы диагностики | |||
Уровень знаний |
| Дидактические игры «надень растение», «кто что делает». Экспериментальная работа, наблюдение. Труд в уголке природы. | ||
Уровень умений |
| Экспериментальная работа, наблюдение. Практические занятия. Индивидуальные поручения. Дежурства в уголке природы. |
С 6 до 7 лет | ||
Диагностируемые параметры | Формы и методы диагностики | |
Уровень знаний |
| Экскурсия, рассматривание картин, рисунков. Дидактические игры «мы играем, а что потом», «так бывает или нет», «откуда пришел хлеб», «из чего это сделано», «назови растение». Экспериментальная работа, наблюдение. Труд в уголке природы. Эвристическая беседа. Схема и модели «одуванчик», «лягушка» и т.д. Дежурства в уголке природы. Свободная деятельность детей. |
Уровень умений |
| Экспериментальная работа, наблюдение. Практические занятия. Индивидуальные поручения. Дежурства в уголке природы. |
Примерное планирование совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов по экологии с детьми 3-4 лет.
Сентябрь:
1. Путешествие по тропкам детского сада (экскурсия).
2. Беседа «Мы любим свой детский сад».
3. Знакомство с городом, в котором живём (рассматривание иллюстраций).
4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Байкалу».
Октябрь:
1. Осень к нам пришла (беседа).
2. «Грибная пора» (дидактическая игра).
3. «Ягоды нашего леса» (лепка).
4. Лекарственные растения (рассматривание иллюстраций).
Ноябрь:
1. «Как животные готовятся к зиме» (сюжетно-ролевая игра).
2. «Отлёт птиц в тёплые края» (подвижная игра).
3. «Овощи и фрукты - кладовая витаминов» (дидактическая игра).
4. Экскурсия на огород.(презентация)
Декабрь:
1. Зима уж на пороге (наблюдение + изобразительная деятельность).
2. Эксперимент «свойства снега»
3. Рассматривание сюжетной картины «Зима в лесу».
4. «Зимние забавы» (дидактическая игра).
Январь:
1. Дикие животные зимой (чтение).
2. Покормите птиц зимой (труд).
3. Экскурсия на зимний цветник.
4. Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Февраль:
1. «Байкал - жемчужина Сибири» (рассматривание альбома).
2. Рыбы нашего озера (дидактическая игра).
3. Нерпа (чтение художественной литературы).
4. Зима на Байкале (беседа).
Март:
1. «Встречаем весну» (рисование).
2. Опыты (камень и дерево).
3. Деревья (моделирование).
4. Посадка лука (труд).
Апрель:
1. Наши домашние животные (изобразительная деятельность).
2. Комнатные растения и уход за ними (труд).
3. Знакомство с книгами и играми о природе.
4. Дикие звери весной (рассматривание иллюстраций).
Май:
1. Знакомство с правилами поведения в лесу (рассматривание папки –
раздвижки).
2. Сравнение бальзамина и фикуса (работа со схемами).
3. Посадка укропа на огороде.
4. Развлечение «Природа - наш дом родной».
4-5 лет:
Сентябрь:
1. «Здравствуй осень» (игра - хоровод).
2. На бабушкином дворе (рассматривание иллюстраций).
3. Овощной магазин (сюжетно-ролевая игра).
4. Экскурсия на полянку «Узнай-ка».
Октябрь:
1. Путешествие в царства комнатных растений (бес еда).
2. «С какого дерева листок» (дидактическая игра + плоскостная
лепка).
3. Водное царство уголка природы (наблюдение).
4. Как дикие звери готовятся к зиме (беседа).
Ноябрь:
1. Рассматривание и сравнение воробья и вороны (работа по схемам).
2. Дидактическая игра «Угадай дерево по описанию».
3. Беседа о лесе.
4. Дары нашего леса (лепка).
Декабрь:
1. Экскурсия в зимний лес.
2. Чтение сказки «Зачем зимой снег?».
3. «Как узнать растение: Дерево, куст, траву» (дидактическая игра).
4. Беседа: «Как живут растения зимой».
Январь:
1. Рассматривание иллюстраций «Байкал зимой».
2. Беседа о насекомых (изобразительная деятельность).
3. Опыт «Вода и её свойства».
4. Зимующие птицы (подвижная игра).
Февраль:
1. Посадка лука в уголке природы.
2. Уход за комнатными растениями (работа по схеме).
3. «Солнце - источник тепла и света» (наблюдение + игра).
4. Наблюдение за морской свинкой.
Март:
1. Экскурсия на речку «Солзан».
2. Весенние секреты (рассматривание иллюстраций).
3. «Мишутка знакомит с растениями - медоносами и мёдом»
(обыгрывание).
4. Знакомства с Красной книгой (беседа).
Апрель:
1. Труд в уголке природы: пересадка комнатных растений.
2. Дидактическая игра «Дикие животные и их детёныши».
3. Беседа «Лекарственные растения».
4. Рассказ «Значение воды в жизни всего живого».
Май:
1. Птицы нашего края (аппликация).
2. «Лес весной. Весенние первоцветы» (рисование).
3. Беседа «Человек - часть природы».
4. Правило поведение в природе (обыгрывание).
5-6 лет:
Сентябрь:
1. Беседа: «Что нас окружает».
2. Опыты с воздухом.
3. Работа с дежурными в уголке природы.
4. «Осень - красавица» (изобразительная деятельность).
Октябрь:
1. Экскурсия на речку «Солзан».
2. Овощи и фрукты на нашем столе (лепка).
3. Беседа: «Могут ли овощи принести нам вред?».
4. Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю».
Ноябрь:
1. Беседа «Путешествие растений».
2. Рассматривание иллюстраций «Лекарственные растения и их
польза».
3. «Как звери готовятся к зиме» (работа по схемам).
4. Беседа о лесе.
Декабрь:
1. Экскурсия на озеро Байкал.
2. «Перелёт птиц» (подвижная игра).
3. Домашние животные - друзья человека (кукольный театр).
4. «Лес зимой» (беседа).
Январь:
1. Дикие животные (беседа + использование схем).
2. Опыт «Снег и его свойства».
3. Наблюдение «Рассматривание веток деревьев зимой».
4. Труд «Посадка лука».
Февраль:
1. Развлечение «Зимушка - зима».
2. Наблюдение «Комнатные растения».
3. Игра «Космос и звёзды».
4. Дидактическая игра «Насекомые».
Март:
1. Беседа: «Природа и люди».
2. Развлечение «Масленица».
3. Экскурсия в лес.
4. Опыт + беседа «Царица - водица».
Апрель:
1. Беседа «Солнце - источник тепла и света».
2. Наблюдение за изменениями на огороде.
3. Уход за комнатными растениями (труд).
4. «Птицы нашего края» (работа со схемами).
Май:
1. Беседа «Природная стихия - огонь».
2. Труд: «Высадка рассады цветов на клумбу».
3. Наблюдение за попугайчиками.
4. «Сбережём удивительный мир растений и животных» (беседа).
6-7 лет:
Сентябрь:
1. Краеведческое исследование уголков нашего города.
2. Экскурсия по достопримечательностям нашего города.
3. Оформление книги - самоделки, «Какие бывают дома в нашем
городе» (труд)
4. «Осень в гости к нам пришла» (развлечение).
Октябрь:
1. Путешествие - игра: «В гости к дедушке Байкалу».
2. Беседа: «Путешествие капельки».
3. Опыты: «Свойства песка и глины».
4. Источники загрязнения воды. Природоохранные мероприятия.
Ноябрь:
1. Растительный мир Прибайкалья (рассматривание карты - схемы).
2. Знакомство с лесом нашего края.
3. Экскурсия на речку «Солзан».
4. Дары нашего леса (рассматривание иллюстраций).
Декабрь:
1. Животный мир Прибайкалья.
2. Нерпа - млекопитающее Байкала (беседа).
3. Жизнь на дне Байкала (просмотр видео).
4. Методы исследования глубин Байкала.
Январь:
1. Хозяйственно - ценные организмы Байкала.
2. Омуль - деликатесная рыба Байкала (сообщение).
3. Ледовый режим (чтение).
4. Экскурсия к спящему Байкалу.
Февраль:
1. Птицы Байкала.
2. Изготовление кормушек совместно с детьми.
3. Птичий КВН.
4. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».
Март:
1. Реки, впадающие в Байкал.
2. Ангара - дочь Байкала (рассматривание картин).
3. Меньший брат Байкала - Хабсурул.
4. Экскурсия на Байкал.
Апрель:
1. «Легенды о Байкале» (чтение).
2. Знакомство детей с «Сибирячком» (сказочный персонаж).
3. Чтение отрывков из журнала «Сибирячек».
4. Экскурсия в библиотеку (знакомство с произведениями и книгами о
Байкале).
Май:
1. Выставка детских рисунков по теме: «Я живу на Байкале».
2. Коллективная лепка «Наше озеро» (плоскостная).
3. Изготовление книги о Байкале.
4. Итоговая беседа по теме: «Я живу на Байкале».
Литература:
1. Зенина.Т.Н. «Экологические праздники для дошкольников» Педагогическое общество России г. Москва 2016 г.
2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми»практическое пособие для воспитателей и методистов, г Воронеж.
3. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» г. Москва ООО «ВАКО» 2012 г.
4. Нищаева Н.В.»Картотека подвижных игр, физкультминуток, упражнения, пальчиковой гимнастики» С-Петербург. Детство-пресс 2019 г.
5. Прохорова Л.Н. «Экологическое воспитание дошкольников» Москва. АРКТИ.2011.
6. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» Москва «Просвещение» 2018 г.
7. Тарабина Т.П. « И учёба, и игра: природоведение» Ярославль «Академия развития» 1997 г.
8. Шорыгина Т.А. «Домашние животные. Какие они?», «Какие звери в лесу?», «Какие месяцы в году?» Издательство ГНОМ и Д 2008 г. г. Домодедово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по Экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста На тему: «Юные спасатели»
экологическое воспитание детей среднего дошкольного воозраста...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. "Прогулка в зимний лес".
Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Прогулка в Балаковском сосновом бору"
Знакомство детей с красивыми местами, где они могут отдохнуть вместе с родителями. Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению....
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Образовательные - расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме "Путешествие Великого Нехочухи"...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».
Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей 1й младшей группы
Данная раработка поможет педагогам составить план наблюдений за растениями, научить маленьких детей наблюдать за ростоя растений, привить уважительное отношение к природе....