Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок» комбинированного вида Подготовил: воспитатель высшей квалификационной
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мартыненко Елена Васильевна

Цель: развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные представления о глобусе.

 Задачи: познакомить детей с особенностями природных условий Арктического края;

 - закреплять знания детей о животном мире Арктики;

- учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных;

- уточнить знания детей о природных явлениях Арктики;

-развивать мышление, память, способность к умозаключениям;

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Материал: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация: «Животный мир Арктики»; глобус.

Предварительная работа:

 - чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

 - знакомство с животными Севера;

 - дидактическая игра «Знакомство с глобусом»

- просмотр мультфильма «Умка»

                                                             Ход:

 Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад принесли телеграмму для детей подготовительной группы. Давайте ее прочтём. (Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в гости. Умка).

- Ребята, а кто такой Умка? (Умка – это белый медвежонок)

-А где живут белые медведи? (а белые медведи живут в Арктике)

-Правильно. Но, где же находится Арктика?  А это мы можем узнать, если мы рассмотрим…   Глобус.

-Ребята, а вы знаете, что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

-Да правильно, вот посмотрите на нашу Землю.

-Какой формы глобус?  (Круглой, в виде шара).

-Что мы можем увидеть, с помощью глобуса? (Моря, океаны, континенты, пустыни).

- Ребята, а где находиться Арктика? (Арктика находиться на Северном полюсе Земли).

Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда.

Воспитатель:Ребята, почему белоснежное? Да потому  что слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь» поэтому  так и назвали этот край?  Хозяин Арктики – белый медведь.

Арктика – это владение белого полярного медведя

Воспитатель:На чем можно отправиться на Северный полюс? (На самолете, вертолёте)

-Ребята, а нам с вами поможет отправиться вАрктику девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик-Семицветик»

                    (входит девочка Женя)

-Здравствуйте ребята, меня зовут Женя.

Воспитатель:Здравствуй Женя. Не могла ли бы ты нам помочь попасть на Северный полюс, с помощью своего волшебного Цветика – Семицветика?

Женя: Я помогу вам попасть на Северный полюс. (отрывает лепесток, говорит слова:  Лети, лети лепесток

                           Через запад на восток,

                           Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

                           Лишь коснёшься ты Земли

                           Будь,по-моему вели,

Хочу, чтобы мы с ребятами оказались на северном полюсе.

 (Под грамзапись попадаем на Северный полюс)

Воспитатель:Мы оказались на Северном полюсе.  Вот оно белоснежное царство снега, холода и льда. (просмотр слайда)

                       (Выходит Умка- ребенок)

 -Здравствуйте ребята, я медвежонок Умка.Море – это стихия белого медведя. В холодной воде мы охлаждается в жару и согревается в мороз.  Мы белые медведи любим путешествовать на и заплывают в районы Северного полюса.

Воспитатель:Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.

 -Ребята сейчас Умка вам будет загадывать загадки, о животных, которые живут рядом с ним. А мы с вами должны отгадать о ком идёт речь.

Умка(загадывает загадку)

В заснеженной пустыне

Разлегся он на льдине.

Но рыб ловить ему не лень,

Он любит плавать он – (Тюлень) (слайд тюленя)

Ребенок (Саша Г.) рассказывает о тюлене, у тюленя крупное тело обтекаемой формы, это позволяет ему хорошо плавать и нырять. Живут тюлени огромными семьями в приполярных холодных регионах.

Воспитатель: Да из-за обтекаемой формы тела, они хорошо плавают и ныряют.

Умка(загадывай свою следующую загадку.)

 Умка: - Крупный зверь, имеет бивни, 
но не те, что у слонов, 
вместо ног - имеет ласты. 
Кто  назвать его готов?(Морж) (Слайд)

Ребенок(Вика Е.) рассказывает о морже, морж знаменит своими огромными клыками, которыми он роет подводный грунт, добывая моллюсков, отбивается от врагов и цепляется за лед, когда выбирается из воды.Живут моржи по берегам холодных морей Северного полушария.

Воспитатель: Да, с помощью своих клыков они отбиваются от врагов и выбираются из воды.

Умка мы ждём от тебя следующую загадку.

 Умка: - Незаметно проплыла,

Словно льдина, вся бела.

В хоре песенки поет –

Ужасающе ревет. (Белуха) (Слайд)

Ребенок(София К.)рассказывает о белухе,свое название зубатый кит белуха получил за белый цвет кожи. Белуха может издавать звуки: свист, щебет, визг, клекот, стон, рев, поэтому некоторые называют этого кита «морской канарейкой».Живут белухи в арктических морях.  

Воспитатель: Из-за своего цвета кожи, белуха и получила свое название.

             - Следующая загадка.

Умка:Большие рога, высокие ноги.

Он ходит по снегу, совсем без дороги.

Помочь человеку он может в делах.

Катает детишек на быстрых санях. (Северный олень) (Слайд)

Ребенок(Настя Д)рассказывает об олене, северный олень покрыт густой шерстью. Каждая шерстинка внутри пустая. Воздух в шерстинках позволяет оленю сохранять тепло и не мерзнуть. Северные олени живут в тундре.

Воспитатель:а ещё северные олени помогают людям перемещаться.

              -Умка загадывай свою следующую загадку.

Умка: Белая рубашка,

Сверху чёрный фрак,

Ковыляет среди льдин,

Антарктический …(Пингвин).(Слайд)


Ребёнок(Артём Ф.)рассказывает о пингвине(пингвины плавают с такой скоростью, как большинство других рыб, и используют этот навык для добычи пищи. Поскольку их крылья не приспособлены к полету, они являются превосходными пловцами и водолазами.

(Под музыку выходит пингвин Тимка)-читает стихотворение.

Пингвин Тимка: Ребята, а что помогает нам животным выжить в таких суровых условиях?

Дети -(теплый мех и подкожный жир)

Воспитатель: в летнее время в Арктике круглые сутки светло, солнце совсем не скрывается. Оно поднимается не высоко, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас.

 Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы (фонограмма северного ветра). Давайте погреемся.

Физминутка: (Звучат звуки ветра)

Дуют ветры ледяные            (взмахи на себя)

Горы снежные, крутые          (руки сложены над головой, домиком)

Там о лете не слыхали(повороты в стороны)

Там согреешься едва ли       (греем плечики)

Он не мал, и не велик,           (приседание руки в стороны)

Это снежный материк             (наклоны в стороны)

Воспитатель:В зимнее время в Арктике солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится долгая полярная ночь. Только бледный свет звезд да луна, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

Пингвин Тимка: Ребята, я предлагает вам полюбоваться красотой северного сияния. (Видео «Северное сияние»)

Воспитатель:Умка, Тимка наши ребята очень готовились к встрече с вами и поэтому приготовили для вас музыкальный подарок.

                Танец в исполнении девочек «Где-то на белом свете»

Умка: Спасибо нам очень понравился ваш танец.

Пингвин Тимка: А, я принёс для вас угощение (угощает конфетами)

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться домой.Давайте скажем Умке и Тимке спасибо и отправимся в обратный путь. Женя ты поможешь нам с цветиком –семи цветиком вернутся в наш детский сад.

Женя отрывает лепесток и произносит слова:

                           Лети, лети лепесток

                           Через запад на восток,

                           Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

                           Лишь коснёшься ты Земли

                           Будь по - моему вели,

Хочу, чтобы мы с ребятами оказались в детском саду.

(Под грамзапись возвращаемся в сад)

 - Ну, вот мы опять вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте сейчас сделаем для Умки и Тимки открытку о нашем путешествии.  Подойдите к столам, посмотрите, что вы видите? (Умка). Одни дети будут делать фон и северное сияние  для открытки, другие наклеивать снег (ватные диски)  и Умку (посыпаем нарезанными нитками).

             Дети выполняют коллективную работу под музыку.

Итог занятия.

-Вот какая открытка у нас получила. Мы её отправим  нашим друзьям Умке и Тимке.

- Ребята, а где мы сегодня с вами побывали?

- С каким животными Крайнего Севера познакомились?

- Наше путешествие  окончено.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_konspekt_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ  в подготовительной группе.

Тема: «В гостях у медвежонка Умки».

Цель: развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные представления о глобусе.

 Задачи: познакомить детей с особенностями природных условий Арктического края;

 - закреплять знания детей о животном мире Арктики;

- учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных;

- уточнить знания детей о природных явлениях Арктики;

-развивать мышление, память, способность к умозаключениям;

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Материал: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация: «Животный мир Арктики»; глобус.

Предварительная работа:

 - чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

 - знакомство с животными Севера;

 - дидактическая игра «Знакомство с глобусом»

- просмотр мультфильма «Умка»

                                                             Ход:

 Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад принесли телеграмму для детей подготовительной группы. Давайте ее прочтём. (Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в гости. Умка).

- Ребята, а кто такой Умка? (Умка – это белый медвежонок)

-А где живут белые медведи? (а белые медведи живут в Арктике)

-Правильно. Но, где же находится Арктика?  А это мы можем узнать, если мы рассмотрим…   Глобус.

-Ребята, а вы знаете, что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

-Да правильно, вот посмотрите на нашу Землю.

-Какой формы глобус?  (Круглой, в виде шара).

-Что мы можем увидеть, с помощью глобуса? (Моря, океаны, континенты, пустыни).

- Ребята, а где находиться Арктика? (Арктика находиться на Северном полюсе Земли).

Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда.

Воспитатель:Ребята, почему белоснежное? Да потому  что слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь» поэтому  так и назвали этот край?  Хозяин Арктики – белый медведь.

Арктика – это владение белого полярного медведя

Воспитатель:На чем можно отправиться на Северный полюс? (На самолете, вертолёте)

-Ребята, а нам с вами поможет отправиться вАрктику девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик-Семицветик»

                    (входит девочка Женя)

-Здравствуйте ребята, меня зовут Женя.

Воспитатель:Здравствуй Женя. Не могла ли бы ты нам помочь попасть на Северный полюс, с помощью своего волшебного Цветика – Семицветика?

Женя: Я помогу вам попасть на Северный полюс. (отрывает лепесток, говорит слова:  Лети, лети лепесток

                           Через запад на восток,

                           Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

                           Лишь коснёшься ты Земли

                           Будь,по-моему вели,

Хочу, чтобы мы с ребятами оказались на северном полюсе.

 (Под грамзапись попадаем на Северный полюс)

Воспитатель:Мы оказались на Северном полюсе.  Вот оно белоснежное царство снега, холода и льда. (просмотр слайда)

                       (Выходит Умка- ребенок)

 -Здравствуйте ребята, я медвежонок Умка.Море – это стихия белого медведя. В холодной воде мы охлаждается в жару и согревается в мороз.  Мы белые медведи любим путешествовать на и заплывают в районы Северного полюса.

Воспитатель:Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются.

 -Ребята сейчас Умка вам будет загадывать загадки, о животных, которые живут рядом с ним. А мы с вами должны отгадать о ком идёт речь.

Умка(загадывает загадку)

В заснеженной пустыне

Разлегся он на льдине.

Но рыб ловить ему не лень,

Он любит плавать он – (Тюлень) (слайд тюленя)

Ребенок (Саша Г.) рассказывает о тюлене, у тюленя крупное тело обтекаемой формы, это позволяет ему хорошо плавать и нырять. Живут тюлени огромными семьями в приполярных холодных регионах.

Воспитатель: Да из-за обтекаемой формы тела, они хорошо плавают и ныряют.

Умка(загадывай свою следующую загадку.)

 Умка: - Крупный зверь, имеет бивни, 
но не те, что у слонов, 
вместо ног - имеет ласты. 
Кто  назвать его готов?(Морж) (Слайд)

Ребенок(Вика Е.) рассказывает о морже, морж знаменит своими огромными клыками, которыми он роет подводный грунт, добывая моллюсков, отбивается от врагов и цепляется за лед, когда выбирается из воды.Живут моржи по берегам холодных морей Северного полушария.

Воспитатель: Да, с помощью своих клыков они отбиваются от врагов и выбираются из воды.

Умка мы ждём от тебя следующую загадку.

 Умка: - Незаметно проплыла,

Словно льдина, вся бела.

В хоре песенки поет –

Ужасающе ревет. (Белуха) (Слайд)

Ребенок(София К.)рассказывает о белухе,свое название зубатый кит белуха получил за белый цвет кожи. Белуха может издавать звуки: свист, щебет, визг, клекот, стон, рев, поэтому некоторые называют этого кита «морской канарейкой».Живут белухи в арктических морях.  

Воспитатель: Из-за своего цвета кожи, белуха и получила свое название.

             - Следующая загадка.

Умка:Большие рога, высокие ноги.

Он ходит по снегу, совсем без дороги.

Помочь человеку он может в делах.

Катает детишек на быстрых санях. (Северный олень) (Слайд)

Ребенок(Настя Д)рассказывает об олене, северный олень покрыт густой шерстью. Каждая шерстинка внутри пустая. Воздух в шерстинках позволяет оленю сохранять тепло и не мерзнуть. Северные олени живут в тундре.

Воспитатель:а ещё северные олени помогают людям перемещаться.

              -Умка загадывай свою следующую загадку.

Умка: Белая рубашка,

Сверху чёрный фрак,

Ковыляет среди льдин,

Антарктический …(Пингвин).(Слайд)


Ребёнок
(Артём Ф.)рассказывает о пингвине(пингвины плавают с такой скоростью, как большинство других рыб, и используют этот навык для добычи пищи. Поскольку их крылья не приспособлены к полету, они являются превосходными пловцами и водолазами.

(Под музыку выходит пингвин Тимка)-читает стихотворение.

Пингвин Тимка: Ребята, а что помогает нам животным выжить в таких суровых условиях?

Дети -(теплый мех и подкожный жир)

Воспитатель: в летнее время в Арктике круглые сутки светло, солнце совсем не скрывается. Оно поднимается не высоко, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас.

 Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы (фонограмма северного ветра). Давайте погреемся.

Физминутка (Звучат звуки ветра)

Дуют ветры ледяные            (взмахи на себя)

Горы снежные, крутые          (руки сложены над головой, домиком)

Там о лете не слыхали(повороты в стороны)

Там согреешься едва ли       (греем плечики)

Он не мал, и не велик,           (приседание руки в стороны)

Это снежный материк             (наклоны в стороны)

Воспитатель:В зимнее время в Арктике солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится долгая полярная ночь. Только бледный свет звезд да луна, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

Пингвин Тимка: Ребята, я предлагает вам полюбоваться красотой северного сияния. (Видео «Северное сияние»)

Воспитатель:Умка, Тимка наши ребята очень готовились к встрече с вами и поэтому приготовили для вас музыкальный подарок.

                Танец в исполнении девочек «Где-то на белом свете»

Умка: Спасибо нам очень понравился ваш танец.

Пингвин Тимка: А, я принёс для вас угощение (угощает конфетами)

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться домой.Давайте скажем Умке и Тимке спасибо и отправимся в обратный путь. Женя ты поможешь нам с цветиком –семи цветиком вернутся в наш детский сад.

Женя отрывает лепесток и произносит слова:

                           Лети, лети лепесток

                           Через запад на восток,

                           Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

                           Лишь коснёшься ты Земли

                           Будь по - моему вели,

Хочу, чтобы мы с ребятами оказались в детском саду.

(Под грамзапись возвращаемся в сад)

 - Ну, вот мы опять вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте сейчас сделаем для Умки и Тимки открытку о нашем путешествии.  Подойдите к столам, посмотрите, что вы видите? (Умка). Одни дети будут делать фон и северное сияние  для открытки, другие наклеивать снег (ватные диски)  и Умку (посыпаем нарезанными нитками).

             Дети выполняют коллективную работу под музыку.

Итог занятия.

-Вот какая открытка у нас получила. Мы её отправим  нашим друзьям Умке и Тимке.

- Ребята, а где мы сегодня с вами побывали?

- С каким животными Крайнего Севера познакомились?

- Наше путешествие  окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области» Из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом» подготовительная группа Воспитатель высшей квалификационной категори

Актуальность: Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, в современном мире, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. В модернизации об...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок» комбинированного вида

Игра по расширению ориентировки в окружающем мире и развитие речи в первой группе раннего возраста «В гостях у бабушки Матрёны»              ...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок» комбинированного вида Подготовил: воспитатель высшей квалификационной

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.Задачи:* Вспомнить и систематизировать  правила поведения в природе, расширить кругозор детей. Закрепить знание детей о временах...