Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе на тему «Блокадный Хлеб»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по окружающему миру
в старшей группе на тему «Блокадный Хлеб»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по окружающему миру
в старшей группе на тему «Блокадный Хлеб»
Цель: развитие нравственно-патриотического воспитания направленное на формирование и развитие личности ребенка.
Задачи:
- Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах и бедах, которые она принесла.
- Дать сведения о блокадном Ленинграде, о блокадном хлебе в котором отражалась великая и трагическая история человечества.
- Расширять кругозор, обогащать словарь, умение слушать и слышать педагога.
- Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
- Изготовление поделок к выставке о блокаде Ленинграда;
- Беседы с детьми;
- Рассматривание военных наград.
- Слушание военных песен. Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
- Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
Материалы и оборудование:
- презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны»
- Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
- Образцы хлебных карточек;
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
- Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуй, солнце золотое,
- Здравствуй, вольный ветерок,
- Здравствуй, маленький дубок,
- Мы живем в родном краю,
- Всех я вас приветствую!
Воспитатель: 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну.
(Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны»)
Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой, все окна заклеивали бумагой, чтобы при обстрелах осколки стекла не смогли поранить людей. Враг окружил Ленинград со всех сторон.
В сентябре 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада? (ответы детей)
Блокада это круг или кольцо из немецких войск вокруг города, которое сомкнулось. Еще это кольцо называют блокадой. Город и все жители оказались замкнуты в этой блокаде. Никто не мог выехать от туда.
(Звучит «Священная война», стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова)
В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и ночью.Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.
Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище.
Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба. (Демонстрация кусочка хлеба)
Чтение стихотворения «Я вспоминаю хлеб блокадных дней»
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали
Л. Хямелянина
Физминутка
В осеннем тумане (закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (руки над головой в виде крыши)
На морском берегу! (плавные движения руками волны)
С дворцами и парками строг и красив (отводят руки вправо и влево)
Как будто вплывает в широкий залив (движения руками, плывут)
В блокадные дни под обстрелом в снегу (шагают на месте)
Не сдался, не сдался наш город врагу! (повороты головы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего. (Показ иллюстраций на экране)
Чтобы хлеба было, больше в него добавляли: примеси ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу и клей. Резали хлеб только на газете или бумаге, для того, чтобы собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.
Однако всю блокаду в городе работали детские сады, но находились они при при больницах. Там детям давали не только хлеб, но и кашу из цветочной травы.
Взрослые в детских садах и больницах все делали, чтобы дети выжили, даже устраивали им праздники - Новый год, спортивные праздники.
Главным подвигом юных жителей города была учеба. Работало несколько ленинградских школ. Они работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.
Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все возможное, чтобы освободить город.
И наконец, наступил день великого ликования - 27 января 1944 года.
Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады» Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют(слайд салюта)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового.
Сегодня мы увидели, какою ценой нам далась победа над фашистами по снятию блокады Ленинграда - ценой миллионов жизней, в том числе и детских.
- И поэтому, сегодня, сравнивая жизнь того времени и нашего, нужно бережно относиться к тому, что мы имеем: нужно ценить и беречь своих родных, знать цену каждой крошечке хлеба, радоваться каждому дню.
Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""
Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: "Прогулка на луг"беседа о цветах, лекарственных растениях. для старшей группы
Продолжать знакомить детей с окружающей средой....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Откуда хлеб пришел?»
Формирование у детей представления о ценности хлеба....
Конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему: «Блокадная ласточка»
Цель: научить детей различать праздники 23 февраля и 9 мая; познакомить детей с днем полного освобождения блокадного Ленинграда от фашистов в годы Великой отечественной войны...