Проект по экологическому воспитанию детей младшая группа "Маленькие огородники"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Каракещишян Александра Андреевна

Дети в дошкольном возрасте в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно - исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Этот исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, формировать умение их реализовать, приобретение и применение новых знаний в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_ogorodniki.docx56.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Заворонежский детский сад

Педагогический проект на тему:

«Маленькие огородники»

во второй младшей группе

Подготовила воспитатель:

Каракещишян А. А.

Мичуринск, 2023 год

Паспорт проекта:

Наименование проекта: «Маленькие огородники».

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: воспитатели, родители и дети

Сроки реализации проекта: апрель(первая неделя) -август 2023 (посадка семян на рассаду март- апрель).

Постановка проблемы: у дошкольников недостаточно сформированы знания о культурах, выращиваемых на огородах. Проект поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в живой природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур на участке.

Цель проекта: развитие познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в уличных условиях.

Объект исследования: процесс выращивания овощных культур - томатов.

Задачи проекта для педагогов:

1. Организовать работу на участке для систематических наблюдений за овощными культурами;

Задачи проекта для детей:

Обучающие:

Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от условий (наличия влаги, света, тепла, почвы);

Способствовать развитию умения различать растения и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена;

Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, находить сходства и различия; делать простейшие выводы;

Развивающие

Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес;

Способствовать развитию у детей коммуникативных навыков.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о растениях?

Что мы хотим узнать о них?

Как мы это узнаем?

Могут пить.

Они растут.

У них есть листья.

Овощи можно есть.

Почему растения растут?

Из каких частей оно состоит?

Как растение питается?

Зачем нам растения?

Спросим воспитателя?

Спросим взрослого?

Прочитаем в книге и по телевизору?

Спросим у родителей?

Актуальность проекта:

Дети в дошкольном возрасте в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно - исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Этот исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, формировать умение их реализовать, приобретение и применение новых знаний в жизни.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Обучающиеся

- получат необходимые знания об условиях роста растений через опытническую деятельность;

- выявят в познавательно-исследовательской деятельности многообразие и разнообразие посевного материала (семян овощных культур);

- будет формироваться бережное отношение к миру растений;

- формирование у детей уважительного отношения к труду.

У родителей:

Получат опыт совместной реализации проекта;

Конкретизируют педагогические знания о реализации работы на разных этапах проекта с детьми;

Формы работы: игровая, познавательно – исследовательская.

Взаимодействие с детьми:

  • наблюдения,
  • беседы с рассматриванием картинок, схем, алгоритмов,
  • отгадывание загадок;
  • экспериментальная и опытническая деятельность,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • тематические прогулки,
  • оформление фотоальбома.

Взаимодействие с родителями:

  • индивидуальные беседы,
  • работа с родителями по реализации мероприятий проекта через сайт ДОУ,
  • наглядные информационные материалы.
  • выполнение творческих заданий.

Предполагаемые результаты:

Из семян можно вырастить растение. Создав огород на участке, мы вырастим помидоры. У детей младшего возраста появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, совочки, лейки с водой, грабельки.

I. План-график мероприятий

Этапы реализации проекта:

1 Этап – Подготовительный (апрель 1 неделя - июнь-1 неделя).

2 Этап – Основной (практический- исследовательский) (июнь (со 2 недели) -август).

3.Этап – Заключительный (август- 4 неделя).

1.Подготовительный этап

1.Выбор темы проекта

2.Постановка цели и задач проекта, постановка проблемы.

3.Определение последовательности выполнения работы по реализации мероприятий проекта.

4.Подбор наглядного материала, Д\И, атрибутов к С\Р играм, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей.

5.Подготовка посадочного материала (семян и рассады) и земли.

6.Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.

  1. Основной этап (июнь-август):

План реализации проекта

Сроки

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

ИЮНЬ

1неделя

1.Беседа с детьми на тему: «Что такое огород?»,

2.Д/И «Узнай на ощупь»;

«Угадай на вкус»

3.Трудовая деятельность: «Подготовка грядок на огороде к посеву семян и рассады овощных культур»

Участие родителей в проектной деятельности (подготовка огорода на участке группы:

-рыхление почвы,

-посадочного материала, инвентаря: совочки, лейки, грабельки.

2неделя

1.Беседа «Как растут овощи»

2.Рассматривание семян овощных культур: томатов, гороха, морковки, свеклы, салата.

3.Ситуативный разговор «Условия необходимые для роста растений»

(уход за посадками (растениями) и бережное отношение к всему живому).

4.Рассматривание схемы посадки семян растений морковки, свеклы и гороха.

5.Трудовая деятельность: совместный посев семян и полив.

6.Наблюдение за посевами в течение недели.

Предложить родителям обучающихся, не посещающим учреждение поучаствовать в реализации проекта через рекомендации на сайте ДОУ

3 неделя

1.Беседа «Волшебные семена», 2. Дидактическая игра «Чье семечко?»

Д\И «Чудесный мешочек» (с муляжами овощей).

Д\И «Отгадай загадку об овощах»

3.Совместная деятельность (аппликация по теме «Овощи для зайки».

4.Наблюдение за посевами (в течение недели). «Состав почвы»

5.Трудовая деятельность: «Полив посевов овощных культур на огороде»

6.Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки изменений (появление первых листочков).

Предложить родителям:

выполнить аппликацию по теме «Овощи для зайки» в совместной деятельности с детьми

4 неделя

1.Беседа «Как вода помогает растениям?» Знакомство детей с пословицами:

Лук с чесноком - родные братья.

Без капусты щи не густы.

Лук от семи недуг.

Горох да репа – завидное дело: кто ни идет, урвет.

2.Д\И «Овощи и фрукты»

3.Сюжетно–ролевая игра по проекту огород: «Магазин овощей»

4.Наблюдение за всходами (ежедневно). Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки всходов).

5.Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде»

Предложить родителям поиграть в подвижную игру «Горячая картошка»

Повторите с детьми поговорки и пословицы: Лук с чесноком - родные братья.

Без капусты щи не густы.

Лук от семи недуг.

Горох да репа – завидное дело: кто ни идет, урвет.

Запишите в дневнике наблюдений, что произошло с семенами, которые вы посадили (взошли, после поливки и тд..)

ИЮЛЬ

1 неделя

1Беседа «Человек и растение»

2.Опытно-экспериментальная деятельность:

«Строение растений»,

«Рост и развитие растений»,

 «Вода и росток»,

«Солнце и росток»,

2.Чтение худ. литературы: р.н.с. «Вершки и корешки»

3.Д/И: «Узнай на ощупь»,

4.Пальчиковая гимнастика «Овощи»

5.Наблюдение за растениями. Опыт – наблюдение за ростом (ежедневно). Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки растений).

6. Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде».

Повторите с детьми из чего состоит растение: корень, стебель, листья.

Подготовка атрибутов к Д/И «Огород»

Поиграйте с ребенком в игру: «Магазин овощей», пусть ваш ребенок будет продавцом, а вы покупатель и на оборот.

2 неделя

1.Опытно-экспериментальная деятельность «Строение растений», «Размножение, рост, развитие растений».

2.Рассматривание книг, иллюстраций о культурных растениях; «Овощи и фрукты»

3.Рассматривание муляжей овощей и фруктов.

4.Лото «Парные картинки»

5.Наблюдение за растениями (ежедневно). Рассматривания алгоритма роста растений. Работа в Дневнике наблюдений вместе с воспитателем (зарисовки развития растений).

6. Трудовая деятельность: «Полив всходов овощных культур на огороде»

Рисунки родителей с детьми «Овощи и фрукты»

Проиграйте с детьми сценку «Однажды хозяйка с базара пришла»

Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением различных растений

3 неделя

1.Беседа «Культурные растения и их польза»

2.Рассматривание картинок, иллюстрации «Овощи, фрукты»

3. Пословицы и поговорки

«Без капусты щи не густы»

Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться»

«Щей поел – словно шубу надел»

«Огород – для семьи доход»

4.Чтение худ. литературы: С.В. Михалкова «Овощи».

5.Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

6.Дидактические игры «Подбери серединку к цветку», «Ягоды, овощи и фрукты», «С какой ветки детки»

6.Наблюдение за растениями «Строение растений», которые выросли на огородике на участке: Разрыхление почвы, прополка сорняков

Изготовление памятки для родителей "Как приучить детей есть овощи и фрукты".

Повторите с ребенком пальчиковую гимнастику «Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто-куда!

4 неделя

1.Рассматривание и обсуждение картин «В огороде», «В детском саду»

2.Составление описательных рассказов по картинам.

3.Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений»

4.Инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла»

5.Дидактические игры «Подбери серединку к цветку», «С какой ветки детки»

6.Наблюдение «Движение растений за солнцем в течение дня». Разрыхление почвы, прополка сорняков.

Предложите ребенку рассмотреть вместе с вами деревья, которые растут рядом с домом:

1.Из чего состоит растение: стебель, корни, листья

2. Для чего нужны растению: корни, стебель, листья,

АВГУСТ

1неделя

1.Беседы по теме «Значение овощей в жизни человека»

2.Наблюдения «Растут ли наши растения».

3.Опытно-экспериментальная деятельность: «Сравнение плодов разных культур»

Пальчиковые игры «Пальчики в саду»

4. Сюжетно-ролевые игры «Садовники»

5. Коллективная аппликация «Сеньор-помидор».

6. Полив грядок, клумб с цветами

Подготовка атрибутов к С/И «Садовники»

2 неделя

1.Беседы по теме «Овощи и фрукты – полезные продукты»

2.Наблюдение – опыт «Вода и растение»

3.Подвижно – дидактические игры «Бабочки и цветочки»

4 Подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное»

5.Чтение художественной литературы. Стихотворения В. Волиной «Наша грядка»

6.Наблюдение за растениями, которые выросли на огородике на участке свекла, морковка, лук, кабачок, салат. Разрыхление почвы, прополка сорняков

Предложите ребенку вспомнить и назвать овощи и фрукты, и чем они полезны

Предложите прочитать стихотворение В. Волиной «Наша грядка»

3 неделя

1.Беседы по «Учимся беречь природу»

2.Пальчиковые игры «Капуста»

3.Настольно - печатные игры «Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний»

4. Чтение художественной литературы. Сказка «Репка»

5. Лепка «Редиски с грядки»

6.Наблюдение за растениями, которые выросли на огородике на участке: свекла, морковка, лук, кабачок, салат. Разрыхление почвы, прополка сорняков

Предложите ребенку слепить вместе любой овощ или фрукт

Поиграйте с ребенком в подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное»

4 неделя

1.Беседа из личного опыта «Как я помогал в огороде».

2. Настольно - печатные игры «Найди пару»

3. Чтение художественной литературы. Сказка «Вершки и корешки»

4. Разучивание хороводных и подвижных игр. Хороводные игры «Кабачок»

5.Сбор урожая с грядки.

Совместно с родителями дети собирают созревшие овощи в заранее подготовленные ящики.

Поиграйте с ребенком в подвижные игры «Огуречик»

3.Заключительный этап август

Продукт проекта:

1. Рассматривание томатов: Строение, форма, цвет, величина листьев и плода. Какой овощ на ощупь, на вкус, какой снаружи, внутри?

Результаты.

Получили знания, научились различать овощные культуры.

Посадили томаты.

Провели праздник, представили результаты своего труда.

Вывод: Дети открыли для себя много интересного, расширили свой кругозор.

Презентация проекта «Маленькие огородники».

Дневник наблюдений

Диагностика сформированности элементарных

 экологических знаний по теме проекта на начало периода.

Диагностика сформированности элементарных

 экологических знаний по теме проекта на конец периода.

Оценка качества реализации проекта:

Проект «Маленькие огородники» предусматривает работу с детьми раннего дошкольного возраста, родителями и педагогами, и рассчитан на 5 месяцев.

Анализ мероприятий будет отслеживаться после каждого отдельного проекта с использованием бесед с детьми, педагогами и родителями. Реализация проходит через различные виды детской деятельности. Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

 После сравнения данных диагностики на начало и на конец периода проведения проекта «Маленькие огородники» можно сделать вывод, что уровень знаний, умений и навыков, сформированных на проекте, повысился в среднем на 20-25 %.

По мнению родителей и педагогов, проект «Маленькие огородники» интересен и актуален. Таким образом, мы формируем экологическую грамотность детей раннего дошкольного возраста, развиваем познавательный интерес и любовь к природе, формируем связную речь, расширяем словарный запас и развиваем творческое воображение.

Практическая значимость результатов.

Имеющиеся результаты.

Установлены партнерские отношения с родителями.

Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.

Опыт работы представлен коллегам МБДОУ Заворонежский детский сад

На протяжении трех месяцев труда на огороде получили следующие результаты:

Дети научились делать простейшие выводы из своих наблюдений; все растет - все меняется:

Дети получили навык выполнения трудовых поручений (полив, рыхление, сбор урожая) и условия работы на огороде с родителями и самостоятельно.

Хотелось верить в то, что все участники проекта приобрели навыки коллективного труда, были доброжелательны и наблюдательны.

Из просмотренного фотоальбома и презентации пришли к выводу: У нас действительно «Чудо - огород!» и сделали его дети, воспитатели и родители.

На следующий сезон огорода предполагаем изменить посадочный материал и дать больше возможности самостоятельной деятельности детям. Проект осуществлен полностью. Результатами его довольны.

Заключение.

Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, животные, кто обитает рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, вселяет в них чувство гордости и победы, а также – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.


Список литературы по теме проекта:

1.Е. Г. Андреевская «Формирование целостной картины мира в процессе

проектной деятельности дошкольников», Москва. Паганель 2016г.

2. Е. Г. Андреевская «Экологическое образование и воспитание в дошкольныхучреждениях», Москва. Паганель 2010г.

3. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.

4.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

5.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., исп. М.: ТЦ Сфера, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...

Групповой, познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Волшебные деревья»

Во время прогулки дети увидели на берёзе зелёные и жёлтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные. Таким о...

Проект для детей средней группы в ДОУ "Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой"

Аналитическое обоснованиеВеками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправдан...

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....

Проект по экологическому воспитанию детей в ДОУ на тему: "Знакомство детей первой младшей группы №3 с миром домашних животных"

Актуальность. Впервые с миром зверей ребенок сталкивается в дошкольном возрасте. Любовь к природе, бережное и заботливое отношение к животным, надо начинать формировать с раннего возраста, в таком слу...

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...