Паспорт проекта «Загадки комнатных растений»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Практико-ориентированный, краткосрочный проект.
История комнатных растений уходит корнями в глубокую древность, стали особенно широко использовать для украшения жилых помещений и прихожих в XIX веке, однако история комнатного цветоводства, конечно, началась гораздо раньше. Известно, что в Древнем Египте, Греции, Римской империи и в Древнем Китае растения выращивали в горшках. По всей видимости, горшки с растениями держали в помещении. Весь год они радуют нас своею зеленью. И детям стало интересно, как дышат комнатные растения? Что происходит с листьями? И поэтому мы решили исследовать комнатное растение.
Цель проекта: Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
Актуальность данной проблемы:
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практико-ориентированный, краткосрочный проект. | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2
Московского района Санкт-Петербурга.
Паспорт проекта «Загадки комнатных растений»
Для подготовительной группы компенсирующей направленности детского сада.
Автор проекта. Корнеева Любовь Александровна воспитатель ГБДОУ детского сада № 2 Московского района Санкт-Петербурга
Практико-ориентированный, краткосрочный проект.
История комнатных растений уходит корнями в глубокую древность, стали особенно широко использовать для украшения жилых помещений и прихожих в XIX веке, однако история комнатного цветоводства, конечно, началась гораздо раньше. Известно, что в Древнем Египте, Греции, Римской империи и в Древнем Китае растения выращивали в горшках. По всей видимости, горшки с растениями держали в помещении. Весь год они радуют нас своею зеленью. И детям стало интересно, как дышат комнатные растения? Что происходит с листьями? И поэтому мы решили исследовать комнатное растение.
Цель проекта: Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
Задачи проекта:
Образовательные | Воспитательные | Развивающие |
- расширять знания детей о комнатных растениях; -способствовать формированию представлений о значимости комнатных растений; | - воспитывать любовь к природе родного края. - воспитывать наблюдательность и бережного отношения к растениям;
| - развить практические навыки ухода за комнатными растениями. - развивать экологическую культуру. |
Современные образовательные технологии.
- ИКТ - технология.
- Здоровьесберегающая технология.
- Технология музыкального воздействия.
- Экспериментирование.
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта: 22марта-28 марта
Результат (Ожидаемый)
Дети: узнают много интересного из жизни растений (исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы).
Родители: У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе.
Новизна: Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.
Что дети знают? | Что хотят узнать? | Где можно узнать? |
1. Растения очищают воздух дома. 2. Многообразие комнатных цветов. 3. Растениям нужен свет и вода. | 1. Как правильно сажать и ухаживать. 2. Больше узнать о своём любимом комнатном растении. 3. Как размножаются 4. Как дышат комнатные растения. | 1. В энциклопедии. 2.Просмотр познавательных передач. 3. Спросить у взрослых. 4. В интернете. |
Этапы проекта:
Этапы | |
Подготовительный | Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; Анкетирование детей «Знаем ли мы растения нашего дома? Анкетирование родителей. Ширма передвижка: «Актуальность данной темы» |
Предварительная работа: | Чтение рассказов и стихов о разных растениях, рассматривание картин из серии: «Зеленый мир растений» |
Основной (исследовательский) Образовательные области | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей |
-ИКТ Презентация «Комнатные растения». - «Дыхание листа». Объект исследования: Комнатное растение. Предмет исследования: определить свойство проникновения воздуха. Материалы: цветок в горшочке, вазелин, красная и белая ленты. Цель: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Методические приемы: изучение литературы, наблюдения, объяснения, показ, результат. Аптека на окне «Комнатные растения друзья и помощники человека» Презентация | |
Речевое развитие | - беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений» - составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке - заучивание стихотворения «Бальзамин» - отгадывание загадок о комнатных растениях - подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения» - дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился». |
Художественно - эстетическое развитие | - Фотовыставка "Помощники интерьера". Привлечь родителей к участию в фотовыставке - Конкурс детских творческих работ «Мой любимый комнатный цветок» - Технология музыкального воздействия «Музыка цветов» (сборник). Музыка из балетов П.И. Чайковского — Вальс цветов |
Физическая культура | -Утренняя гимнастика «Весенние цветы» -физкультминутка «Красивые цветы» - пальчиковые игры «Красные цветы», «Посадим цветы», «Цветок» |
Социально-коммуникативное развитие | Хозяйственно-бытовой труд: - дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора) - трудовые поручения – индивидуальные и коллективные -Посадка и уход за цветами в группе детского сада. |
- Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин» -дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши» - Лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) про комнатное растение | |
Чтение художественной литературы | - работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях. - чтение художественной литературы |
обобщающий (заключительный) | Презентация проекта: Альбом «Комнатные растения». |
Литература:
- Атлас комнатных растений:400 популярных видов. – М.: ЭКСМО, 2004.
- Дыбина О.О.и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
- Каменева Л.А. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности "Дошкольное воспитание» под ред. П. Г. Саморуковой. – М., Просвещение, 1992.
- Николаева С.Н «Как приобщить ребенка к природе». – М.: Новая школа,1993.
- Серпухова В.И. «Комнатные растения», М., 1991 г.
- Интернет – сайт http://hotpleer.ru/?s=музыка+цветов
Объект исследования: Комнатное растение.
Предмет исследования: определить свойство проникновения воздуха.
Материалы: цветок в горшочке, вазелин, красная и белая ленты.
Ход исследования:
Дата | ||
Вывод: желтеть стали листья намазанные снизу. Значит, листья дышат нижней частью листка.
Листочек зеленый, изменений нет | Листочек зеленый, изменений нет | |
Листочек зеленый, изменений нет | Листочек зеленый, изменений нет | |
Листочек зеленый, изменений нет | Листочек зеленый, но концы начали желтеть. Удалили ленточки, листочки стали выделятся. | |
Листочек зеленый, изменений нет | Листья пожелтели до середины. | |
Листочек зеленый, изменений нет | Пожелтел весь лист. | |
Листочек зеленый, изменений нет | Весь лист желтый | |
Листочек зеленый, изменений нет | Весь лист желтый |
Актуальность данной проблемы:
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно- действенного и эмоционально- чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.
Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.
Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.
Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами. Впервые о фитонцидах в своих работах говорит Б.П.Токин, по его мнению, фитонциды – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий и микроскопических грибов.
Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.
Вывод:
Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. По мнению академика Г.Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».
Анкета «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Уважаемые родители!
Нам важно знать Ваше мнение по данной теме. Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.
1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?
_____________________________________________________________________________
2. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?
_____________________________________________________________________________
3. Принимает ли ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?
________________________________________________________________
4. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?
________________________________________________________________
5. Есть ли дома книги о природе? Какие?
_____________________________________________________________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)
_____________________________________________________________________________
7. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?
_______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Итоги анкетирования родителей на тему:
«Что Вы знаете о комнатных растениях?
Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» провели анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 74 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов.
На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности.
На второй вопрос 90 % родителей ответили утвердительно, 10 % - отрицательно, т.к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.
На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.
Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 60 % родителей ответили утвердительно, а 40 % - дети смотрят только передачи о животных.
На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.
На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц.
На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.
По итогам анкетирования сделали вывод, что родители заинтересованы в реализации проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.
Диагностика детей подготовительной к школе группе по теме «Комнатные растения».
1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений)
2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений)
3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)
4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений?
5. Назови и покажи части растений.
6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?
7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
Критерии оценки по пятибалльной шкале.
1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.
2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.
3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.
4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.
5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.
Низкий уровень - меньше 2,2
Средний уровень – от 2,3 до 3,7
Высокий уровень – от 3,8 до 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект"Загадки комнатных растений"
Автор- Дубовцева Елена Александровна - воспитатель подготовительной группы № 12.Участники проекта- дети, родители.Тип проекта- практико-ориентированный, краткосрочный.Осенью традиционно мы...
Экологический проект"Загадки комнатных растений"
Автор- Дубовцева Елена Александровна - воспитатель подготовительной группы № 12.Участники проекта- дети, родители.Тип проекта- практико-ориентированный, краткосрочный.Осенью традиционно мы...
Краткосрочный проект "Загадки комнатных растений"
Участники проекта - дети средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, род...
Педагогический проект "загадки комнатных растений"
Цель:Развивать интерес к развитию и росту комнатных растенийРасширение знаний по экологической культуре воспитаниковРасширение зеленого уголка в группе детского саЗадачи:Способствовать расширени...
Проект На тему: Загадки комнатных растений
создать условия для овладения нового способа действия по изучению зеленого уголка в группе детского сада и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации....
Паспорт проекта "Мое комнатное растение"
Комнатные растения окружают ребенка и дома, и в детском саду. Но очень часто дети не обращают на них внимания или просто воспринимают их как декоративную составляющую интерьера. Дети не имеют представ...
Проект "Загадки комнатных растений"
проект...