Экологический проект "Осень дивная пора"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Давыдова Наталья Петровна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3»

 

 

 

 

Экологический проект

«Осень дивная пора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Подготовила: Давыдова Н.П.

 

 

 

 

 

 

Курск 2023

 

«Осень дивная пора!»

 

Актуальность: 

      У детей недостаточно сформированы знания об осенних изменениях в живой и неживой природе. Дети владеют небольшими знаниями об осенних изменениях в природе, о перелетных птицах, об их жизни в осенний период.

 

Цель проекта:

Формирование представлений  детей об осенних изменениях в природе.

Задачи:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, развивать познавательную активность.
  2. Формировать у детей умение вести наблюдения за растениями осенью, поведением птиц и животных.
  3. Учить устанавливать причинно-следственные связи между условиями наступившей осени и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах в холодное время года.

 

Длительность проекта: среднесрочный (два месяца).

Сроки реализации: с 15 сентября по 15 ноября

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитанники 4-5 лет, воспитатели, родители.

 

Ожидаемый результат:

1.Расширяли знания детей об осенних изменениях в живой природе.

2.Пополняли словарный запас.

3.Сформировали активность в исследовательской деятельности: дети – воспитатели, дети – родители.

4.Дети научились вести наблюдения за растениями, живыми объектами, устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе.

 

Формы и методы реализации проекта:

  • Наблюдения на территории МБДОУ и с родителями (парк, лес).
  • Рассматривание репродукций картин, фотографий, иллюстраций с изображением осени; прослушивание музыкальных произведений известных композиторов об осени.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по данной теме.
  • Составление описательных рассказов.
  • Дидактические, настольно-печатные игры.
  • Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд).
  • Просмотр образовательных фильмов.

 

Этапы работы над проектом

 

1.Подготовительный этап:

1. Подбор методического материала.

2. Подбор материала для чтения детям, наглядно-иллюстративного материала.

3. Поиск необходимой информации в интернете.

4. Составление бесед об осени и осенних признаках с определением темы и даты бесед.

 

2.Основной этап:

  1. Чтение с детьми литературы об осени.
  2. Разучивание с детьми песен и стихов об осени.
  3. Продуктивная деятельность совместно с детьми (рисование, аппликация, конструирование).
  4. Исследовательская деятельность (наблюдение за погодой, за растениями, за живой природой).
  5. Труд на клумбе (посадка луковиц тюльпанов).
  6. Дидактические игры по развитию речи и пополнению словарного запаса.
  7. Просмотр познавательных видео фильмов.
  8. Разучивание осенних хороводных игр.

 

Метод трех вопросов

 

Что мы знаем?

Осень наступает после лета? (София Б.)

Осенью идут дожди (Филипп Г.)

Птицы улетают в теплые страны (Александра А.)

Медведь засыпает в берлоге (Леонид К.)

На деревьях листья окрашиваются в разные цвета (Гриша Н.)

Осенью люди надевают теплую одежду (Мирослава П.)

На улице становится холодно (Кирилл М.)

Что мы хотим узнать?

Почему день становится коротким? (Иван К.)

Чем питаются птицы осенью? (Ярослава Л.)

С помощью чего мы это сделаем?

Посмотрим видеофильмы

Можно спросить у родителей

Провести игры с нашими воспитателями

Понаблюдать на прогулке

Почитаем познавательные рассказы

 

 

3.Практический этап

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Наряды матушки-земли», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?».

Труд

Сбор природного материала на прогулке.

Сбор овощей на огороде.

Посадка луковиц тюльпанов на клумбе.

Познание

Сенсорное развитие:

- рассматривание и обследование муляжей овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

- экскурсия в осенний парк.

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашей клумбе в сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Где еще растут садовые цветы?»,  «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,  «Посади тюльпан на клумбе», «Почему осенью птицы улетают в тёплые края?», «Какие птицы остаются зимовать?», «Почему исчезли насекомые?», «Какие животные уходят в спячку?»

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: В. Авдиенко «Осень», А. Плещеев «Осень», В. Степанова «Осень», Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «Идет дождь»;

Лепка: «Фрукты и овощи», «За грибами в лес осенний»;

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов»;

Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Данмала» (природный материал).

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

4.Заключительный этап

Участие детей в региональном  конкурсе Изумрудный город «Осенний лес», «Мухомор».

Выставки детских работ (рисунки, поделки).

Участие в викторине «Всё о цветах».

 

Рекомендации родителям.

-  прочитать произведения об осени Е. Трутневой «Листопад»; И. Бунина «Лес, точно терем расписной»; К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето»; М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
-  рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
-  погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
-  составить букет из осенних листьев(для дома)
-  посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
-  сходить в лес за грибами;
-  заучить приметы и загадки об осени;
-  почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
-  собрать семена разных растений;
-  прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
-  сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
-  сделать поделки из природного материала;

 

Используемая литература.

 

1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика», издательство «Астрель», 2006г.

2. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», издательство «Учитель», 2002г.

3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», ООО «Карапуз - дидактика», 2007г.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», издательский дом «Цветной мир», 2014г.

5. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», АРКТИ, 2006г.

6. Николаева С.Н. «Юный эколог», Москва, «Мозаика Синтез», 2006г.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekt_osen_divnaya_pora_2023.docx139.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3»

Экологический проект

«Осень дивная пора»

                                                                        Подготовила: Давыдова Н.П.

Курск 2023

«Осень дивная пора!»

Актуальность:  

      У детей недостаточно сформированы знания об осенних изменениях в живой и неживой природе. Дети владеют небольшими знаниями об осенних изменениях в природе, о перелетных птицах, об их жизни в осенний период.

Цель проекта:

Формирование представлений  детей об осенних изменениях в природе.

Задачи:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, развивать познавательную активность.
  2. Формировать у детей умение вести наблюдения за растениями осенью, поведением птиц и животных.
  3. Учить устанавливать причинно-следственные связи между условиями наступившей осени и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах в холодное время года.

Длительность проекта: среднесрочный (два месяца).

Сроки реализации: с 15 сентября по 15 ноября

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитанники 4-5 лет, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат:

1.Расширяли знания детей об осенних изменениях в живой природе.

2.Пополняли словарный запас.

3.Сформировали активность в исследовательской деятельности: дети – воспитатели, дети – родители.

4.Дети научились вести наблюдения за растениями, живыми объектами, устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе.

Формы и методы реализации проекта:

  • Наблюдения на территории МБДОУ и с родителями (парк, лес).
  • Рассматривание репродукций картин, фотографий, иллюстраций с изображением осени; прослушивание музыкальных произведений известных композиторов об осени.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по данной теме.
  • Составление описательных рассказов.
  • Дидактические, настольно-печатные игры.
  • Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд).
  • Просмотр образовательных фильмов.

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный этап:

1. Подбор методического материала.

2. Подбор материала для чтения детям, наглядно-иллюстративного материала.

3. Поиск необходимой информации в интернете.

4. Составление бесед об осени и осенних признаках с определением темы и даты бесед.

2.Основной этап:

  1. Чтение с детьми литературы об осени.
  2. Разучивание с детьми песен и стихов об осени.
  3. Продуктивная деятельность совместно с детьми (рисование, аппликация, конструирование).
  4. Исследовательская деятельность (наблюдение за погодой, за растениями, за живой природой).
  5. Труд на клумбе (посадка луковиц тюльпанов).
  6. Дидактические игры по развитию речи и пополнению словарного запаса.
  7. Просмотр познавательных видео фильмов.
  8. Разучивание осенних хороводных игр.

Метод трех вопросов

Что мы знаем?

Осень наступает после лета? (София Б.)

Осенью идут дожди (Филипп Г.)

Птицы улетают в теплые страны (Александра А.)

Медведь засыпает в берлоге (Леонид К.)

На деревьях листья окрашиваются в разные цвета (Гриша Н.)

Осенью люди надевают теплую одежду (Мирослава П.)

На улице становится холодно (Кирилл М.)

Что мы хотим узнать?

Почему день становится коротким? (Иван К.)

Чем питаются птицы осенью? (Ярослава Л.)

С помощью чего мы это сделаем?

Посмотрим видеофильмы

Можно спросить у родителей

Провести игры с нашими воспитателями

Понаблюдать на прогулке

Почитаем познавательные рассказы

3.Практический этап

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Наряды матушки-земли», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?».

Труд

Сбор природного материала на прогулке.

Сбор овощей на огороде.

Посадка луковиц тюльпанов на клумбе.

Познание

Сенсорное развитие:

- рассматривание и обследование муляжей овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

- экскурсия в осенний парк.

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашей клумбе в сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Где еще растут садовые цветы?»,  «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,  «Посади тюльпан на клумбе», «Почему осенью птицы улетают в тёплые края?», «Какие птицы остаются зимовать?», «Почему исчезли насекомые?», «Какие животные уходят в спячку?»

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: В. Авдиенко «Осень», А. Плещеев «Осень», В. Степанова «Осень», Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «Идет дождь»;

Лепка: «Фрукты и овощи», «За грибами в лес осенний»;

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов»;

Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Данмала» (природный материал).

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

4.Заключительный этап

Участие детей в региональном  конкурсе Изумрудный город «Осенний лес», «Мухомор».

Выставки детских работ (рисунки, поделки).

Участие в викторине «Всё о цветах».

Рекомендации родителям.

-  прочитать произведения об осени Е. Трутневой «Листопад»; И. Бунина «Лес, точно терем расписной»; К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето»; М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
-  рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
-  погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
-  составить букет из осенних листьев(для дома)
-  посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
-  сходить в лес за грибами;
-  заучить приметы и загадки об осени;
-  почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
-  собрать семена разных растений;
-  прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
-  сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
-  сделать поделки из природного материала;

Используемая литература.

1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика», издательство «Астрель», 2006г.

2. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», издательство «Учитель», 2002г.

3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа», ООО «Карапуз - дидактика», 2007г.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», издательский дом «Цветной мир», 2014г.

5. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», АРКТИ, 2006г.

6. Николаева С.Н. «Юный эколог», Москва, «Мозаика Синтез», 2006г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осень-дивная пора"

Сценарий развлечения в средней группе с Дворником, Мухомором и инсценировкой "Лесной зонтик"...

"Осенние приметы-дивная пора"

Презентация совместного с родителями экологического развлечения...

"Короткая, но дивная пора…"

Презентация времени года - осень....

проект в средней группе " Осень- дивная пора"

В материале предоставлены материалы для проведения проекта об осени: дидактические игры, подвижные игры, темы для лепки, рисования, аппликации...

Конспект НОД "Природы дивная пора"

Конспект НОД в подготовительной группе...

"Осень - дивная пора"

Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про вр...

"Осень дивная пора"

Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы плас...