Конспект занятия по окружаюжащему миру в старшей группе по теме "Удивительная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu_udivitelnaya_voda.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Удивительная вода»
Цель: ознакомление детей со свойствами воды.
Задачи:
Обучающие:
Уточнить представление о значении воды в природе.
Развивающие:
- Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
- Совершенствовать умение проводить опыт.
- Развивать общую моторику, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
• речевое развитие
Материалы и оборудование:
Глобус, иллюстрации к загадкам, эмблемы Института Воды, письмо, сосуд с водой, три прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда. Тучки из чёрного картона (на 1 меньше, чем детей),бусинка, капельки (для подвижной игры),»), альбомные листы для зарисовки опыта.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций;
- Чтение художественной литературы;
- Наблюдения в природе, в быту;
- Игры с водой;
Методы и приёмы: наглядный(показ), словесный( беседы, рассказ, загадки), практический(экспериментирование, игровые упражнения).
Ход занятия
Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы создать хорошее настроение, давайте положим свои ладошки друг на дружку и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).
Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (Это глобус).
Правильно. Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можем увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).
Молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого).
Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей). А какие цвета вы еще видите? (желтый, зеленый, коричневый). Что обозначено желтым цветом? (пустыни). Коричневым (горы). А зеленым? (равнины, леса).
- Дети, а теперь послушайте стихотворение, и вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить, что изучать:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
- О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами поговорим о воде.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки о воде.
Иллюстрации « Различные состояния воды».
#1052;очит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...(Дождь)
2. Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса...
Как зовут её? ... (Роса)
#1041;елые овечки
Не сидят на печке
А плывут издалека
Кучевые…(Облака)
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
#1057; неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…(Град)
6. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (Лед)
То ли дым, то ль облака,
То ль волшебная река
Из чудесной мягкой ваты,
Кто укрыл всё белой лапой?
То не сказка, не обман,
Землю скрыл густой…(Туман)
В:Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, туман, лед одним словом?
Ответы детей.
В:Правильно, ребята, это вода.
Естественное состояние воды в природе (9 слайд)
Давайте подумаем: «Кому и зачем нужна вода?» «Человеку: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище. Рыбам нужна вода, они в ней живут. Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)».
Делается вывод, что вода нужна и человеку, и животным, и растениям. Всем нужна чистая вода. Но чистой воды остается все меньше и меньше, поэтому ее надо беречь. Загрязненная вода вредна для всего живого.
Отгадав загадки мы с вами пришли к выводу, что вода может быть в трех состояниях: жидком, парообразном и твердом.
А теперь я предлагаю вам вместе со мной отправиться в лабораторию и постараться самим провести исследование воды. А кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория - это место, где ученые проводят опыты и эксперименты). Сейчас я прикреплю себе и вам эмблемы Института Воды. Вы станете научными сотрудниками Института Воды, а я стану вашим научным руководителем. Проходите на свои рабочие места и присаживайтесь. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием и рассаживаются). Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт № 1 Имеет ли вода форму?
В:Ребята, как вы думаете,вода имеет форму?
Ответы детей.
В:- А вот мы это сейчас проверим.
Проводится опыт.
В:Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные емкости (стаканчик, пробирка, колба). Вода приобретает форму каждой из них.
Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.
-Вот мы и провели первое исследование.
Опыт №2 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
В:Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). На вкус вода какая? Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная).
А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, вода прозрачная. Предлагаю вам размешать в одном стаканчике сахар, в другом - соль.
В:- Что произошло с сахаром и солью?(вода- растворитель)
Ответы детей: они растворились
В:После растворения веществ какой стала вода на вкус?
- Что изменилось?
Ответы детей: у воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
В:Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Опыт №3 «Лед - твердая вода».
В:- Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.
- Как вы думаете, почему лед растаял?
Ответы детей: от тепла ладони.
В:- Что осталось на ладошке?
Ответы детей: вода.
Подвижная игра «Капельки и тучка»
В: - Ребята, Вы, наверное, немножко устали, давайте отдохнем и поиграем. (На полу разложены тучки, вырезанные из чёрного картона (на один меньше, чем детей). Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась). Игра проводится 1- 2 раза.
В:Ребята, посмотрите, а что это у нас лежит на подоконнике? (в группе находим на подоконнике воздушный шарик, к нему привязано письмо).
В: - Интересно, кто его нам прислал? Да оно же от доктора Пилюлькина из Цветочного города! Любопытно, о чём говорится в этом письме? Ребята, а вам интересно узнать?
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, как ее очистить. Я знаю, что вы очень умные, добрые и отзывчивые дети. Подскажите, как нам очистить воду. С уважением, доктор Пилюлькин».
В: - Ребята, я думаю надо помочь жителям Цветочного города. Ведь это очень опасно пить грязную воду. А вы, знаете, в чем заключается опасность? (Ответы детей).
В: - Как мы сможем помочь малышам? (отремонтировать водопровод; привезти чистой воды; попробовать самим очистить воду.)
В: - Давайте подумаем, с помощью чего мы можем очистить воду? (Очистить воду можно с помощью фильтра). А в качестве фильтра мы сегодня возьмём ватку.
В: - Посмотрите: перед вами два стаканчика: один с водой, а второй – пустой. Как вы думаете, какая вода в стаканчике? (грязная)
В: - Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее ватку и начнем пропускать грязную воду.
Дети самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: пустые стаканчики, воронки, фильтры, стаканчики с грязной водой, и приступают к очистке.
В: - Посмотрите, что у нас получается. (Вода стала чистой).
В: - А, что стало с нашей ватой? (Он стал грязным).
В: - Ребята, какие выводы мы можем сделать из нашего опыта с грязной водой. (Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
В: - Ребята, мы смогли очистить воду. А как же об этом сообщить малышам из Цветочного города, ведь писать вы ещё не умеете, поэтому я предлагаю вам нарисовать схему очистки воды, а ваши мамы и папы вам в этом помогут
В: - Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Этот рисунок-схему мы пошлём в Цветочный город. Малыши-коротыши очень обрадуются, т.к. с помощью нашей схемы они смогут очистить воду.
В: Д/игра «Вода – хорошо, вода - плохо». Хорошо: (Вода нужна для питья. Чтобы умыться. Готовить еду. Стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.).
Плохо: (Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома).
В:- Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?
В: - Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?
В:- Есть ли у воды цвет, запах, вкус?
В: - Какие состояния воды вы запомнили?
В:- Может ли вода растворять вещества?
В:- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
В:- Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. Потому что вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
- Эмблемы института Воды остаются вам, мои юные исследователи за ваши старания и научные открытия. И не забудьте рассказать вашим родным и близким об удивительных свойствах воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»
Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....
План - конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе " Какая она вода?"
Создать условия для уточнения и расширения знаний детей о воде, роли воды в жизни человека. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, правилах бережн...
Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе: «Узнаем, какая вода»
Конспект опытно- эксперементальной деятельности с детьми второй младшей группы на тему "Вода"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Удивительные свойства воды"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Удивительные свойства воды"...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе Тема: «Свойства Воды»
создание условий для формирования знаний о свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"
Программные задачи:образовательные:- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов;- о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три ...