ПРОГРАММА дополнительного образования для воспитанников 4–7 лет опытно – экспериментальной деятельности «МЫ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Цель Программы: Формирование экологической культуры дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность.   

 Задачи Программы: 

        - Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

         - Развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности

       - Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.

        -Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Медвежонок»

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

для воспитанников 4–7 лет

 опытно – экспериментальной деятельности

«Мы – исследователи»

 

 

    

 

 

      Составила воспитатель:

                                                                                      Асаёнок В.В.

 

с. Угут

Содержание

 

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

I

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка, актуальность программы

3

1.2.

Цель и задачи программы

4

1.3.

Принципы работы по организации  опытно-  

экспериментальной  деятельности

4

1.4.

           Планируемые результаты освоения программы

5

II

Содержательный  раздел

2.1

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с

детьми

6

2.2

Структура Программы

8

2.3

Задачи и перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности:

- для средней группы

- для старшей группы

- для подготовительной группы.

9

III

Организационный раздел

3.1

       Организация развивающей предметно – пространственной

        среды для опытно – экспериментальной деятельности с

        детьми дошкольного возраста.

16

3.2

        Работа с родителями

17

3.3.

       Диагностика уровня знаний, умений и навыков по  

       реализации опытно – экспериментальной деятельности

18

3.4

Показатели уровня овладения детьми  экспериментальной

         деятельностью в средней группе, в старшей группе и  

       подготовительной группе

19

3.7

Список литературы

23

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка, актуальность программы 

       Экологическая культура – это становление осознанного, правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы; материальным и духовным ценностям; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

     Реализация данного подхода должны осуществляться уже на первых этапах системы экологического образования - в дошкольном детстве.

Н. Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева и другие, теоретически доказали, что дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, так как именно в этот возрастной период закладывается фундамент конкретных представлений о природе, ребенок получает эмоциональные впечатления о ней, накапливает представления о разных формах  жизни.

     Очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе уже с дошкольного возраста.

   Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе, повышение экологической культуры дошкольников.

          Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной Программы – 4–7 лет – воспитанники средней, старшей и подготовительной групп. Срок реализации программы 3 года.

1.2.Цель Программы: Формирование экологической культуры дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность.    

     Задачи Программы:

- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

- Развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности

      - Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.

       -Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

       1.3. Принципы работы по организации  опытно-экспериментальной  

           деятельности

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. 

Принцип систематичности и последовательности:

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

 Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой,  на индивидуальные особенности ребенка.

 Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

- Сформируется устойчивый  интерес дошкольников к окружающей среде.

      - Сформируются у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности

- Сформируется стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

  1. Содержательный  

2.1. Методы,  и , применяемые  работе  детьми

 работы  детьми: , групповые, .

  • «Игры-» – заключаются  том,  ребёнок  прогулку  мир , предметов,  с , разрешает  игровую  в  такого  путешествия,  необходимый  деятельности.
  •  «-эксперименты» –  игры  основе  с  (предметами).  действие  ребёнка –  с  предметом  основе .
  • «Игра-» – это  драматизация  основе  текста,  осуществляется  совместно  педагогом.
  •  с  – моделирование  замещение  объектов  (реальных – ).
  • Проблемная  – это  совместной  педагога  детей,  которой  решают  или  проблему,  педагог  детей  решение , помогает  новый , активизирует  самостоятельность.
  •  поисковые  проблемные  для  – основное  – отгадывание  поиск.  проблема  поиск  ребёнка  словами – «» и «».

Формы  образовательного :

  • групповой, , микро , индивидуальный.

 и  организации  процесса:

 реализации  применяются  методы :

Репродуктивные :

  • репродуктивный ( педагогом  для  умений  навыков  упражнений:  простых  и ).
  • объяснительно- (сообщение  готовой  разными : показ, , просмотр  кинофильмов  мультфильмов,  познавательного , наблюдение)

 методы:

  •  (путь  знанию  собственный,  поиск)
  • -поисковый  эвристический ( большой  на  более  подзадач,  из  шаг  пути  проблемы)

 работы  детьми:

 реализации  образовательной :

  • тематическая  с  опытов  экспериментов;
  •  экскурсии;
  •  художественной ;
  • сбор  для  вместе  родителями, ;
  • конкурсы  викторины;
  •  мероприятия  родителей,  со

персонажами.

 время  проводится  эксперимент,  имеет  структуру :

  1. Постановка,  проблемы ( задача);
  2.  предположений,  способов , выдвинутых ;
  3. Проверка ;
  4. Подведение , вывод;
  5.  результатов ( это );
  6. Вопросы .

Для  мотивации  дошкольников  используют  стимулы:

  •  стимулы (, необычность );
  • тайна, ;
  • мотив ;
  • познавательный  (почему ?);
  • ситуация .

Возраст : с 4  7 лет.

 усвоения – .

в  группе – 16  в ,

в  и   группах – 32  в .

Продолжительность  занятия:

 средней  – 20 минут,

 старшей  – 25 минут,

 подготовительной  школе  – 30 минут.

  1.  программы

 каждой  группы  тематические . В  с  тематических  в  организуется  - исследовательская . Каждый  год  по , по  знаний,  и  реализации.

 усвоения  программы  «Экспериментальной  опытнической » проводится  раз  год,  мае.  ее  составляется  индивидуальной  с .

 Перспективные  составлены,  учетом  программы,  особенностей, -технической  ДОУ  интеграции  областей:

1. « развитие» -  ситуаций  контексте  природных , решение  задач,  суждений  процессе  – экспериментальной : в  предположений,  способов , достижении , их  и  в .

2. «Речевое » - использование  занятиях , рассказов, , словесных ;

3. «Социально- развитие» -  к  нормам  правилам  со  и  в  экспериментальной .

4. «Художественно- развитие» -  рисование  впечатлениям   занятий,  пройденного .

5. «Физическое » - использование  игр, .

  1. Задачи  перспективное  работы  экспериментально –  деятельности:  средней , старшей  и  группы.

 экспериментально -  деятельности  детей  группы:

  •  знания  о  и  природе.  знакомить  свойствами , воздуха, , глины.
  •  у  познавательную . Умение , делать .  Продолжать  мелкую  общую , внимание, , речь .
  • Через  с  видами , систематизировать  экологические  детей.
  •  в  любовь  природе  интерес  её  явлениям.

 планирование

по  – исследовательской

с  средней .

Месяц

, задачи

сентябрь

« страна»

-  знакомить  с  неживой ;

- дать  о , что  – это  песчинок.

 экспериментирование:

« ли  песок», « исчезла », «На  песке  следы, »

«Лепим  песка»

 песочного .

Рисуем  песке.

«Воздух»

- знакомить  со  воздуха;

- внимание  движение .

Наблюдения  вращением , за  флажка.

 направление .

Совместное : «Что  пакете?», « работает »,  «Ветер  морю »

Игры « веселый  мяч», « лодка ?»

ноябрь

« материалов ()»

- познакомить  с  из ;

- изучить  свойства .

Беседа « чего  сделаны?» (, стол  др.)

« реку»

 экспериментирование: « дерева»

/и « предмет  дерева».

/и «-плохо».

 на  ложках.

     

«Вода»

-  детям  о  предметов;

-  представление  том,  вода  приводить  движение  предметы.

 экспериментирование

« воды», « предметы  плавать?»,

« форму»

« мельница»

«Может  вода  твёрдой?»

- , что  – твердое , плавает, , состоит  воды.

- , что  тает  тепла;

-  форму , в  находится.

 «Замерзшая »

Совместный  «Замерзшая », «Тает »,

февраль

« с »

- познакомить  с ;

 - выяснить,  предметы  магнитом.

 

 «Волшебный »

Эксперимент « скрепка ?»,

«Как  скрепку  воды  намочив »

Игра « улов ?»

март

«»

 -изучаем  камней;

 -  форму

Совместное    «Какими  камни»,

« – не », «Камень  издавать ?»

Рассматривание   камней.

«Волшебное »

- познакомить  с  «отражение»

-  со  зеркала.

« – тень»

- с  света -  и .

-познакомить  образованием  от  (напр. );

-установить  тени  предмета;

- с  в  время .

рассматривание  в .

«Поймай  зайчика»

« повсюду»

 «Когда  тень?»

 «Поймай  тень»

/игра « - ночь»

«Приборы - »

- познакомить  с  стёклами

 « насекомые»

 ситуация «  увидеть ?»

Задачи  - исследовательской  для  старшей :

  • Воспитывать  культуру  через  к  и  окружающего .
  • Расширять  детей  свойствах , воздуха, , глины  многообразии  природы.
  •  умение  взаимосвязь  некоторыми  природы,  мышление,  делать  выводы.  
  •  детям  роста  от  грунта,  света,  и .
  • Воспитывать  беречь , очищать  от .

Перспективное  работы  

 экспериментально –  деятельности

 детьми  группы.

Тема,

Деятельность

«Приключения »

-продолжать  детей  свойствами ;

-развивать  интерес.

« глина»

- детей  свойствами

-сравнить  песка  глины.

« песчинки  сахара»

 «Путешествие  карьеру»

: «Песчаный »,

«Из  состоят  и ?», «Проходит  вода  песок  глину?»

: «Строим  дом»

 «Поможем »

октябрь

« звуки»

- представления  характеристиках ;

-учить  звуки.

 

« - невидимка»

- представления  источниках  воздуха;

- желание  о  воздуха.

« звучит?»

« стакана  водой»

 звуки .

Музыкальные .

Игровая  «Кто ?»

Беседа: « воздух».                             :

«Знакомство  свойствами », «Сухой  воды», « весит ?», «Воздух  в »,

Прогулка « дует ?»                                      

Беседа: « воздух».        

 игра: « воздуха».

Вода-»

-Формировать  детей  о  воды  жизни ;

-Продолжать  со  воды

: «Волшебница »                                      

Эксперименты: « воды», « пара  воду», « вода», « воды  природе.»

 презентации « водичка».

«Превращения »

- дать  представления  том,  вода  быть  трёх : жидком,  (лёд),  (пар).

«, какой »

- познакомить  с  приборами;

-  самостоятельно,  мерку.

 экспериментирование

« капельки» « льда», « исчезла ?», «Сделать  дома».

 презентации « состояния ».

Чтение  Г. «38 попугаев»

« длину »

«Чья  длиннее»

«В  у  и »

Познакомить  с  магнит.

  представление  свойствах .                                                  

Активизировать  детей  использовании  магнита .

Беседа: «» свойства .

Эксперименты:  « – не », «Действует  магнит  другие ?»

Игра «»,

Игра-: «Бабочка »,

«Не  рук»

        «Чудеса »

-Дать  понятие,  растение  воду  корневую .

-Помочь , что  части  участвуют  дыхании.

: «Нужен  корням ?», «Растения  воду», «, как  от  влияет  температуру »,

 «Огород  окне».

 в  дневнике ( «Проверь,  ли  для  растений»).

   

   «Земля  общий »

 -формировать  о  Земля;

       

             «»

-обогатить  детей  свойствах .                                                          

-установить  почвы  жизни , влияние  почвы  рост  развитие .

Рассказ : «Что  предметы  движение?».

 «Что  глобус»

 «Портрет ».

Эксперименты: «, из  состоит », «В   есть », «Загрязнение »,

Работа  экологическом  (опыт « значение  почва  растений»).

 

 

«Солнышко, , выгляни  окошечко»

 и  с : «Как  свет?  света  жизни ?».

Эксперименты: « солнечного  на  на », «На  вода  быстрее,  в ». Опыт №13. « воды  природе».

 за .

Задачи  - исследовательской  для  подготовительной :

  • Воспитывать  детей  культуру  любовь  интерес  природе,  познание  мира.
  •  у  простейшее  о  системе.  вовлекать  в  деятельность.  мышление, . Формировать  ставить  собой , находить  её  и  самостоятельные .
  • Через  дать  элементарные  о  физических  предметов (, компас, ). Уточнить  о  воды, , песка, , почвы.  детей  защитными  снега.
  •  детям , какое  занимает  в , и  результаты  и  воздействия  на .

Перспективное  работы

 экспериментально –  деятельности

 детьми  группы.

Тема,

Деятельность

«Солнце - »

-углубить  о , его .

 

«Почва – , неживое»

- представления  почве,  строении,

Познавательная : «День - »;

Эксперимент

« - близко»; « ближе,  быстрее»;

 игра « - ночь».

 «Что  почва?»

: «Сказки  волшебной »;

Эксперимент

« разная »;

 «Земля  дождя»

«Воздух –  условие  жизни  земле»

- представление  воздухе,  компоненте  природы.

- значение  живых .

-Развивать  определять  воздуха  практике.

« ископаемые»

- представления  некоторых  ископаемых  (, ракушечник)

 «Как  воздух», « помогает  плавать», « работает», « имеет , который  от  объема», « помогает  плавать».

« материала  помощью »;

Получение   о  ископаемых  энциклопедии.

«Мир »

-Познакомить  различными  тканей;

- понять,  свойства  обусловливают  его .

«Отражения»

: «Одежда  куклы»

 игра « - модельеры»

: «Мир »

 Сюрпризный  «Необычное »

«Как  единицу?

«Вода  жизни »

-воспитывать  отношение  окружающему

 

       

           

        «Мир »

-закрепить  у  о  и  пластмасс.

 «Для  нужна »

Опыты: « капелька  кругу», « и  вода», « нужна », «Когда , когда ?», «Друзья», « воды»                                                                                  

 иллюстраций  сооружений

 метод  свойств  качества .

январь

«-магнит»

-  с  магнитных  Земли.

- умение , сравнивать  проверок, .

-учить  меры .

Эксперимент « магнитов», « чего  сила ?» 

Игры  магнитами:

« скрепки  крупы»

«»

февраль

«»

-дать  представление  электричестве,

- понятия  неживой .

Опытническим  помочь  понять  явление –  и .

Учить  гипотезы,

 выводы

«»

-развивать  к , умение  их  называть  (крепкий, , неровный  гладкий, , блестящий, ).

-дать  о , что  бывают  и , что  камни  твердые  прочные,  их  используют  строительстве , мостов, .

Опыт « магнит  электричество»

: «Электроприборы»

 ситуация « бытовой »

 «История  лампочки»

: «Кладовая »

«Почему  горы?»

 «Почему  бывают », «Исчезающий », «Какими  камни», «  камень», « – не », «Камень  издавать ?», «Рисующие ».

март

« металлов»

- со  металлов;  металлов.

    « мир  увеличительное »

-продолжать  детей  увеличительными .

Рассматривание  предметов,  их .

Дидактическая  «Из  сделано?»

 « письмо»

 ситуация « предмет»

«Растительность –  в  людей  животных»

- представления  растительности,  ее ,

-познакомить  значением  для .

Эксперимент « ли  дышать?», « ли  растений  дыхания?», « ли  воздух?», « выделяет ?», «Во  ли  есть ?» «Где  расти?»

: «Лес-»

Проращивание  гороха,  и  культур;

 листьев ( жилкования: , параллельное)

« нужное  - кислород»

Мониторинг

 в  степени  овладел  экспериментирования

. Организационный

3.1. Организация -пространственной  среды,  

опытно- деятельности.

-  и  для  экспериментальной  опытнической

 в ;

- уголки , «огород  окне»  группах; , цветники.

- -кабинет  и  литературы  опытно- деятельности

- детской  и  литературы,  соответствии  возрастными  детей;

-  детских  игр;

-  детских  мультимедийных ;

Основное :

Приборы – : увеличительные , компас, ; разнообразные  из  материалов,  объема  формы.

 материал: , глина, , ракушки, , листья , семена  т..

Утилизированный : кусочки , меха, , дерева,  т..

Разные  бумаги: , картон, , копировальная  т..

Красители: , акварельные , пищевые .

Прочие : зеркала,  шары, , соль, , сахар

т..

Дополнительное :

Детские  или , салфетки,  для

сыпучих  мелких .

Карточки -  проведения .

3.2. Работа  родителями

 принимают  участие  обогащении -развивающей , присутствуют  занятиях  элементами , посещают , вовлекаются  выполнение  заданий.

Мероприятия

1. родителей  содержанием  развития

 деятельности.

2. родителей

методами  формами

 по  «Детское

».

3.Популяризация

 активности

 - дошкольника

4. сотрудничества

 родителями:

 собрания: 

« деятельность  в », «Значение  экспериментирования  развитии », «Проведение  летом», « любознательных ».

Анкетирование «

отношения  к -

экспериментальной

детей»

 для :

1. «Роль  в  интереса   к

деятельности»;

2. « детского

 в  условиях»;

3. « нельзя  что  делать  поддержания  детей  познавательному

?»;

4.«Игра  экспериментирование»;

5.« опытно –

 деятельности

 психического  ребенка»

 информационного

: «Экспериментальная

 дошкольника», « организовать  домашних  мини-?»

Открытые :

«Невидимка-»

«Необыкновенный  магнитов»

« бывают ?» и .д.

 «Мы

»

 Создание -лаборатории. 

1. « задания»

экспериментированию  детей  их .

2. Создание  журнала

« дома»

3.  родителей

пополнению  

«Разные »

«Бумажная ».

«Разные »

3.3. Диагностика  знаний,  и  по  опытно –  деятельности  детей  возраста

  - экспериментальная  позволяет  усвоение  через  виды . Только  усилиями , родителей  достичь  результатов.   мониторинга  оценивать  использования  экспериментирования  работе  детьми,  вскрыть  обнаружить , происходящие  результате  – экспериментальной .

Мониторинг  на  целого  взаимосвязанных :

 1. Выявить  какой  ребёнок  навыками .

 2. Выявить  педагогов  к  метода  – экспериментальной  в  практической  с .

3. Оценить  среду  опытно –  деятельности  ДОУ.

 4.  готовность  воспитанников  реализации  – экспериментальной .

    Для  указанных  используются  методы : наблюдения , с  в  наблюдений;  педагогов;  и  с  воспитанников.  позволяет  возрастную  формирования  при  детей  одной  группы  другую.

 мониторинг  оптимизировать  воспитания  развития  ребёнка  возрастной  в . На  основе  сделать  предположения  причинах  в  или, , утвердиться  правильности  технологии.

3.4.  уровня  детьми  деятельностью  средней

Уровень

 к  деятельности

Планирование

Рефлексия

Часто  вопросы,  искать  них .

Делает  попытки  задачу  при  педагога.

 высказывать , каким  быть  опыта.  вместе  воспитателем,  затем  непосредственным .

Выполняет , содержащие 2-3  одновременно.  самостоятельно  простейшие . Находит  отмечает  между .

Хорошо  простейшие , причинно - связи .

Проявляет , задаёт  вопросы.

 задачу . Начинает  некоторые  своих

При  простейших  начинает  на : «Как  сделать?»

 концу  начинает  инструкции,  2 поручения . Самостоятельно  простые

Понимает  одночленные  причинно- связей.  на  взрослого  теме

Низкий

 что –  сделать  словами.

 фразу: « хочу  что – »

Предугадывает  некоторых  действий,  с .

Выполняют  поручения .

Работают  помощью .

Отвечают  простые  взрослых.  фразы,  о  событий.

 уровня  детьми

 деятельностью  старшей

Уровень

 к  деятельности

Планирование        

Рефлексия

Имеет  выраженную  спрашивать  взрослых  всём,  неизвестно.

 формулирует , но  поддержке  стороны .

Принимает  участие   проведении , прогнозирует .

Выслушивает , задаёт  вопросы.

 опыт  контролем . Умеет  объекты,  предметы  явления  нескольким .

Использует  графических  фиксации .

При  со  педагога  вывод,  2-3 звена  – следственных

Средний

 задаёт , пытается  на  ответы.

 первые  формулировать  опыта  непосредственной  педагога.

 высказывать ,  каким  быть  опыта.  вместе  воспитателем,  затем   контролем.

 инструкции,  2-3 поручения.  самостоятельно  простейшие . Находит  отмечает  между .

Хорошо  простейшие

  цепочки -следственных .

Низкий

 любопытство,  первые .

Понимает  опыта.  предвидеть  последствия  действий

 проведении  экспериментов  отвечать  вопрос: « это ?»

К  года  выполнять , содержащие 2  сразу.  наблюдает  опыты.

 простейшие  цепочки -следственных . Отвечает  вопросы .

Показатели  овладения

экспериментальной  в   группе

Отношение  экспериментальной

Целеполагание

        

        

Реализация

Высокий

отношение . Ребёнок  инициативу  творчество  решении  задач.

 видит . Активно  предположения,  гипотезы, , способы  решения,  пользуясь  и .

Самостоятельно  предстоящую . Осознанно  предметы  материалы  самостоятельной  в  с  качествами, , назначениями.

 планомерно.  о  работы  протяжении  деятельности.  диалоге  взрослым  ход . Доводит  до .

Формулирует  речи,  или  результат,  неполное  полученного  гипотезе.  устанавливать  временные,  причинные . Делает .

Средний

 большинстве  ребёнок  активный  интерес.

 проблему  самостоятельно,  с  подсказкой . Ребёнок

Принимает  участие  планировании  совместно  взрослым.

 готовит  для ,

исходя  качеств  свойств.  настойчивость  достижении , помня  цели .

Может  выводы  или  наводящим . Аргументирует  суждения  пользуется  с  взрослого.

Познавательный  неустойчив,  выражен.

 всегда  проблему.  в  идей  решению . С  понимает  другими .

Стремление  самостоятельности  выражено.  ошибки  выборе  для  деятельности  их  и .

Забывает  цели,  процессом.  к  действиям,  предметами,  в  связей  последовательностей.

 сделать  даже  помощью . Рассуждения . Ребёнок  на , несущественные  материала,  которым  действует.

 литературы:

1. .И.  «Исследовательские  обучения  дошкольном

»/ Савенков .И.// « воспитание» - № 4 2006г. – .10.

2. А.. Савенков  исследовательского  дошкольников. –

: издательство « литература»:  дом «»,

2010. – 128с.

3. А.. Иванова  наблюдения  эксперименты  детском .

Методическое . - М.:  Сфера, 2009. - .48

4. В. . Москаленко, . И.  « Опытно -

деятельность»

5. .А.  Развитие  естественно- представлений

 экологической  детей []: обзор  дошкольного

. В..Зебзеева //  к  ―Управление ‖. –

М.:  Сфера, 2009. – 128 .

6. Г.. Тугушева  А.. Экспериментальная  детей

 и  дошкольного , 2007.

7. И.. Куликовская, .Н.  Детское , 2003.

8. И.. Иванова  - научные  и  в

 саду. .- М.:  Сфера,2004. – 224 .

9. И.  Куликовская,  Н.. Детское . Старший

 возраст. - .: Педагогическое  России, 2010. - .80

10. Е..Мартынова, .М.. Организация  - экспериментальной

 детей 2-7 : тематическое , рекомендации,

 занятий/.-сост.– : Учитель, 2011. – 333с.

11.  Т.. «Познавательно- деятельность

 дошкольного  в  саду»

12.  Н.. Наш  – природа // воспитание. - 2000.-№7. -

. 2-10. Савенков .И.  исследователь.  научить

приобретать . Ярославль, 2002

13. .Н.  "Методика  воспитания ". -

М - 2011. - .224

14. Т. . Бондаренко  занятия  детьми 5 -6 . Практическое

 для  и  ДОУ / . М. . - Воронеж:

 «Учитель», 2004. - 159 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по опытно – экспериментальной деятельности «Мы – исследователи»

Программа по опытно – экспериментальной деятельности «Мы – исследователи»...

Рабочая программа опытно-экспериментальной деятельности « Юный исследователь» (для детей от 5 до 7 лет)

Пояснительная запискаНа сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный ...

Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности "Юный исследователь" (старший дошкольный возраст).

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...

Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь» (старший дошкольный возраст)

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкретно дан...

Рабочая программа по опытно- экспериментальной деятельности «Юный-исследователь» старшего дошкольного возраста для детей 5 – 7 лет.

    Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.      Программа разработана с учетом с учетом требований ФГО...