ПРОГРАММА дополнительного образования для воспитанников 4–7 лет опытно – экспериментальной деятельности «МЫ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель Программы: Формирование экологической культуры дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи Программы:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности
- Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
-Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа «Мы – исследователи» | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Медвежонок»
Программа дополнительного образования
для воспитанников 4–7 лет
опытно – экспериментальной деятельности
«Мы – исследователи»
Составила воспитатель:
Асаёнок В.В.
с. Угут
Содержание
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
I | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка, актуальность программы | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 4 |
1.3. | Принципы работы по организации опытно- экспериментальной деятельности | 4 |
1.4. | Планируемые результаты освоения программы | 5 |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми | 6 |
2.2 | Структура Программы | 8 |
2.3 | Задачи и перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности: - для средней группы - для старшей группы - для подготовительной группы. | 9 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. | 16 |
3.2 | Работа с родителями | 17 |
3.3. | Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности | 18 |
3.4 | Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в средней группе, в старшей группе и подготовительной группе | 19 |
3.7 | Список литературы | 23 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка, актуальность программы
Экологическая культура – это становление осознанного, правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы; материальным и духовным ценностям; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Реализация данного подхода должны осуществляться уже на первых этапах системы экологического образования - в дошкольном детстве.
Н. Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева и другие, теоретически доказали, что дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, так как именно в этот возрастной период закладывается фундамент конкретных представлений о природе, ребенок получает эмоциональные впечатления о ней, накапливает представления о разных формах жизни.
Очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе уже с дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе, повышение экологической культуры дошкольников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной Программы – 4–7 лет – воспитанники средней, старшей и подготовительной групп. Срок реализации программы 3 года.
1.2.Цель Программы: Формирование экологической культуры дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи Программы:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности
- Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
-Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
1.3. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной
деятельности
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип систематичности и последовательности:
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип доступности:
- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип активного обучения:
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
- Сформируется устойчивый интерес дошкольников к окружающей среде.
- Сформируются у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности
- Сформируется стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Содержательный
2.1. Методы, и , применяемые работе детьми
работы детьми: , групповые, .
- «Игры-» – заключаются том, ребёнок прогулку мир , предметов, с , разрешает игровую в такого путешествия, необходимый деятельности.
- «-эксперименты» – игры основе с (предметами). действие ребёнка – с предметом основе .
- «Игра-» – это драматизация основе текста, осуществляется совместно педагогом.
- с – моделирование замещение объектов (реальных – ).
- Проблемная – это совместной педагога детей, которой решают или проблему, педагог детей решение , помогает новый , активизирует самостоятельность.
- поисковые проблемные для – основное – отгадывание поиск. проблема поиск ребёнка словами – «» и «».
Формы образовательного :
- групповой, , микро , индивидуальный.
и организации процесса:
реализации применяются методы :
Репродуктивные :
- репродуктивный ( педагогом для умений навыков упражнений: простых и ).
- объяснительно- (сообщение готовой разными : показ, , просмотр кинофильмов мультфильмов, познавательного , наблюдение)
методы:
- (путь знанию собственный, поиск)
- -поисковый эвристический ( большой на более подзадач, из шаг пути проблемы)
работы детьми:
реализации образовательной :
- тематическая с опытов экспериментов;
- экскурсии;
- художественной ;
- сбор для вместе родителями, ;
- конкурсы викторины;
- мероприятия родителей, со
персонажами.
время проводится эксперимент, имеет структуру :
- Постановка, проблемы ( задача);
- предположений, способов , выдвинутых ;
- Проверка ;
- Подведение , вывод;
- результатов ( это );
- Вопросы .
Для мотивации дошкольников используют стимулы:
- стимулы (, необычность );
- тайна, ;
- мотив ;
- познавательный (почему ?);
- ситуация .
Возраст : с 4 7 лет.
усвоения – .
в группе – 16 в ,
в и группах – 32 в .
Продолжительность занятия:
средней – 20 минут,
старшей – 25 минут,
подготовительной школе – 30 минут.
- программы
каждой группы тематические . В с тематических в организуется - исследовательская . Каждый год по , по знаний, и реализации.
усвоения программы «Экспериментальной опытнической » проводится раз год, мае. ее составляется индивидуальной с .
Перспективные составлены, учетом программы, особенностей, -технической ДОУ интеграции областей:
1. « развитие» - ситуаций контексте природных , решение задач, суждений процессе – экспериментальной : в предположений, способов , достижении , их и в .
2. «Речевое » - использование занятиях , рассказов, , словесных ;
3. «Социально- развитие» - к нормам правилам со и в экспериментальной .
4. «Художественно- развитие» - рисование впечатлениям занятий, пройденного .
5. «Физическое » - использование игр, .
- Задачи перспективное работы экспериментально – деятельности: средней , старшей и группы.
экспериментально - деятельности детей группы:
- знания о и природе. знакомить свойствами , воздуха, , глины.
- у познавательную . Умение , делать . Продолжать мелкую общую , внимание, , речь .
- Через с видами , систематизировать экологические детей.
- в любовь природе интерес её явлениям.
планирование
по – исследовательской
с средней .
Месяц | , задачи | |
сентябрь | « страна» - знакомить с неживой ; - дать о , что – это песчинок. | экспериментирование: « ли песок», « исчезла », «На песке следы, » «Лепим песка» песочного . Рисуем песке. |
«Воздух» - знакомить со воздуха; - внимание движение . | Наблюдения вращением , за флажка. направление . Совместное : «Что пакете?», « работает », «Ветер морю » Игры « веселый мяч», « лодка ?» | |
ноябрь | « материалов ()» - познакомить с из ; - изучить свойства . | Беседа « чего сделаны?» (, стол др.) « реку» экспериментирование: « дерева» /и « предмет дерева». /и «-плохо». на ложках. |
| «Вода» - детям о предметов; - представление том, вода приводить движение предметы. | экспериментирование « воды», « предметы плавать?», « форму» « мельница» |
«Может вода твёрдой?» - , что – твердое , плавает, , состоит воды. - , что тает тепла; - форму , в находится. | «Замерзшая » Совместный «Замерзшая », «Тает », | |
февраль | « с » - познакомить с ; - выяснить, предметы магнитом.
| «Волшебный » Эксперимент « скрепка ?», «Как скрепку воды намочив » Игра « улов ?» |
март | «» -изучаем камней; - форму | Совместное «Какими камни», « – не », «Камень издавать ?» Рассматривание камней. |
«Волшебное » - познакомить с «отражение» - со зеркала. « – тень» - с света - и . -познакомить образованием от (напр. ); -установить тени предмета; - с в время . | рассматривание в . «Поймай зайчика» « повсюду» «Когда тень?» «Поймай тень» /игра « - ночь» | |
«Приборы - » - познакомить с стёклами « насекомые» | ситуация « увидеть ?» |
Задачи - исследовательской для старшей :
- Воспитывать культуру через к и окружающего .
- Расширять детей свойствах , воздуха, , глины многообразии природы.
- умение взаимосвязь некоторыми природы, мышление, делать выводы.
- детям роста от грунта, света, и .
- Воспитывать беречь , очищать от .
Перспективное работы
экспериментально – деятельности
детьми группы.
Тема, | Деятельность | |
«Приключения » -продолжать детей свойствами ; -развивать интерес. « глина» - детей свойствами -сравнить песка глины. | « песчинки сахара» «Путешествие карьеру» : «Песчаный », «Из состоят и ?», «Проходит вода песок глину?» : «Строим дом» «Поможем » | |
октябрь | « звуки» - представления характеристиках ; -учить звуки.
« - невидимка» - представления источниках воздуха; - желание о воздуха. | « звучит?» « стакана водой» звуки . Музыкальные . Игровая «Кто ?» Беседа: « воздух». : «Знакомство свойствами », «Сухой воды», « весит ?», «Воздух в », Прогулка « дует ?» Беседа: « воздух». игра: « воздуха». |
Вода-» -Формировать детей о воды жизни ; -Продолжать со воды | : «Волшебница » Эксперименты: « воды», « пара воду», « вода», « воды природе.» презентации « водичка». | |
«Превращения » - дать представления том, вода быть трёх : жидком, (лёд), (пар). «, какой » - познакомить с приборами; - самостоятельно, мерку. | экспериментирование « капельки» « льда», « исчезла ?», «Сделать дома». презентации « состояния ». Чтение Г. «38 попугаев» « длину » «Чья длиннее» | |
«В у и » Познакомить с магнит. представление свойствах . Активизировать детей использовании магнита . | Беседа: «» свойства . Эксперименты: « – не », «Действует магнит другие ?» Игра «», Игра-: «Бабочка », «Не рук» | |
«Чудеса » -Дать понятие, растение воду корневую . -Помочь , что части участвуют дыхании. | : «Нужен корням ?», «Растения воду», «, как от влияет температуру », «Огород окне». в дневнике ( «Проверь, ли для растений»). | |
«Земля общий » -формировать о Земля;
«» -обогатить детей свойствах . -установить почвы жизни , влияние почвы рост развитие . | Рассказ : «Что предметы движение?». «Что глобус» «Портрет ». Эксперименты: «, из состоит », «В есть », «Загрязнение », Работа экологическом (опыт « значение почва растений»). | |
| «Солнышко, , выгляни окошечко» | и с : «Как свет? света жизни ?». Эксперименты: « солнечного на на », «На вода быстрее, в ». Опыт №13. « воды природе». за . |
Задачи - исследовательской для подготовительной :
- Воспитывать детей культуру любовь интерес природе, познание мира.
- у простейшее о системе. вовлекать в деятельность. мышление, . Формировать ставить собой , находить её и самостоятельные .
- Через дать элементарные о физических предметов (, компас, ). Уточнить о воды, , песка, , почвы. детей защитными снега.
- детям , какое занимает в , и результаты и воздействия на .
Перспективное работы
экспериментально – деятельности
детьми группы.
Тема, | Деятельность | |
«Солнце - » -углубить о , его .
«Почва – , неживое» - представления почве, строении, | Познавательная : «День - »; Эксперимент « - близко»; « ближе, быстрее»; игра « - ночь». «Что почва?» : «Сказки волшебной »; Эксперимент « разная »; «Земля дождя» | |
«Воздух – условие жизни земле» - представление воздухе, компоненте природы. - значение живых . -Развивать определять воздуха практике. « ископаемые» - представления некоторых ископаемых (, ракушечник) | «Как воздух», « помогает плавать», « работает», « имеет , который от объема», « помогает плавать». « материала помощью »; Получение о ископаемых энциклопедии. | |
«Мир » -Познакомить различными тканей; - понять, свойства обусловливают его . «Отражения» | : «Одежда куклы» игра « - модельеры» : «Мир » Сюрпризный «Необычное » «Как единицу? | |
«Вода жизни » -воспитывать отношение окружающему
«Мир » -закрепить у о и пластмасс. | «Для нужна » Опыты: « капелька кругу», « и вода», « нужна », «Когда , когда ?», «Друзья», « воды» иллюстраций сооружений метод свойств качества . | |
январь | «-магнит» - с магнитных Земли. - умение , сравнивать проверок, . -учить меры . | Эксперимент « магнитов», « чего сила ?» Игры магнитами: « скрепки крупы» «» |
февраль | «» -дать представление электричестве, - понятия неживой . Опытническим помочь понять явление – и . Учить гипотезы, выводы «» -развивать к , умение их называть (крепкий, , неровный гладкий, , блестящий, ). -дать о , что бывают и , что камни твердые прочные, их используют строительстве , мостов, . | Опыт « магнит электричество» : «Электроприборы» ситуация « бытовой » «История лампочки» : «Кладовая » «Почему горы?» «Почему бывают », «Исчезающий », «Какими камни», « камень», « – не », «Камень издавать ?», «Рисующие ». |
март | « металлов» - со металлов; металлов. « мир увеличительное » -продолжать детей увеличительными . | Рассматривание предметов, их . Дидактическая «Из сделано?» « письмо» ситуация « предмет» |
«Растительность – в людей животных» - представления растительности, ее , -познакомить значением для . | Эксперимент « ли дышать?», « ли растений дыхания?», « ли воздух?», « выделяет ?», «Во ли есть ?» «Где расти?» : «Лес-» Проращивание гороха, и культур; листьев ( жилкования: , параллельное) « нужное - кислород» | |
Мониторинг | в степени овладел экспериментирования |
. Организационный
3.1. Организация -пространственной среды,
опытно- деятельности.
- и для экспериментальной опытнической
в ;
- уголки , «огород окне» группах; , цветники.
- -кабинет и литературы опытно- деятельности
- детской и литературы, соответствии возрастными детей;
- детских игр;
- детских мультимедийных ;
Основное :
Приборы – : увеличительные , компас, ; разнообразные из материалов, объема формы.
материал: , глина, , ракушки, , листья , семена т..
Утилизированный : кусочки , меха, , дерева, т..
Разные бумаги: , картон, , копировальная т..
Красители: , акварельные , пищевые .
Прочие : зеркала, шары, , соль, , сахар
т..
Дополнительное :
Детские или , салфетки, для
сыпучих мелких .
Карточки - проведения .
3.2. Работа родителями
принимают участие обогащении -развивающей , присутствуют занятиях элементами , посещают , вовлекаются выполнение заданий.
Мероприятия | |
1. родителей содержанием развития деятельности. 2. родителей методами формами по «Детское ». 3.Популяризация активности - дошкольника 4. сотрудничества родителями: | собрания: « деятельность в », «Значение экспериментирования развитии », «Проведение летом», « любознательных ». Анкетирование « отношения к - экспериментальной детей» для : 1. «Роль в интереса к деятельности»; 2. « детского в условиях»; 3. « нельзя что делать поддержания детей познавательному ?»; 4.«Игра экспериментирование»; 5.« опытно – деятельности психического ребенка» информационного : «Экспериментальная дошкольника», « организовать домашних мини-?» Открытые : «Невидимка-» «Необыкновенный магнитов» « бывают ?» и .д. «Мы » Создание -лаборатории. 1. « задания» экспериментированию детей их . 2. Создание журнала « дома» 3. родителей пополнению «Разные » «Бумажная ». «Разные » |
3.3. Диагностика знаний, и по опытно – деятельности детей возраста
- экспериментальная позволяет усвоение через виды . Только усилиями , родителей достичь результатов. мониторинга оценивать использования экспериментирования работе детьми, вскрыть обнаружить , происходящие результате – экспериментальной .
Мониторинг на целого взаимосвязанных :
1. Выявить какой ребёнок навыками .
2. Выявить педагогов к метода – экспериментальной в практической с .
3. Оценить среду опытно – деятельности ДОУ.
4. готовность воспитанников реализации – экспериментальной .
Для указанных используются методы : наблюдения , с в наблюдений; педагогов; и с воспитанников. позволяет возрастную формирования при детей одной группы другую.
мониторинг оптимизировать воспитания развития ребёнка возрастной в . На основе сделать предположения причинах в или, , утвердиться правильности технологии.
3.4. уровня детьми деятельностью средней
Уровень | к деятельности | Планирование | Рефлексия | ||
Часто вопросы, искать них . | Делает попытки задачу при педагога. | высказывать , каким быть опыта. вместе воспитателем, затем непосредственным . | Выполняет , содержащие 2-3 одновременно. самостоятельно простейшие . Находит отмечает между . | Хорошо простейшие , причинно - связи . | |
Проявляет , задаёт вопросы. | задачу . Начинает некоторые своих | При простейших начинает на : «Как сделать?» | концу начинает инструкции, 2 поручения . Самостоятельно простые | Понимает одночленные причинно- связей. на взрослого теме | |
Низкий | что – сделать словами. | фразу: « хочу что – » | Предугадывает некоторых действий, с . | Выполняют поручения . Работают помощью . | Отвечают простые взрослых. фразы, о событий. |
уровня детьми
деятельностью старшей
Уровень | к деятельности | Планирование | Рефлексия | ||
Имеет выраженную спрашивать взрослых всём, неизвестно. | формулирует , но поддержке стороны . | Принимает участие проведении , прогнозирует . Выслушивает , задаёт вопросы. | опыт контролем . Умеет объекты, предметы явления нескольким . Использует графических фиксации . | При со педагога вывод, 2-3 звена – следственных | |
Средний | задаёт , пытается на ответы. | первые формулировать опыта непосредственной педагога. | высказывать , каким быть опыта. вместе воспитателем, затем контролем. | инструкции, 2-3 поручения. самостоятельно простейшие . Находит отмечает между . | Хорошо простейшие цепочки -следственных . |
Низкий | любопытство, первые . | Понимает опыта. предвидеть последствия действий | проведении экспериментов отвечать вопрос: « это ?» | К года выполнять , содержащие 2 сразу. наблюдает опыты. | простейшие цепочки -следственных . Отвечает вопросы . |
Показатели овладения
экспериментальной в группе
Отношение экспериментальной | Целеполагание |
| Реализация | ||
Высокий | отношение . Ребёнок инициативу творчество решении задач. | видит . Активно предположения, гипотезы, , способы решения, пользуясь и . | Самостоятельно предстоящую . Осознанно предметы материалы самостоятельной в с качествами, , назначениями. | планомерно. о работы протяжении деятельности. диалоге взрослым ход . Доводит до . | Формулирует речи, или результат, неполное полученного гипотезе. устанавливать временные, причинные . Делает . |
Средний | большинстве ребёнок активный интерес. | проблему самостоятельно, с подсказкой . Ребёнок | Принимает участие планировании совместно взрослым. | готовит для , исходя качеств свойств. настойчивость достижении , помня цели . | Может выводы или наводящим . Аргументирует суждения пользуется с взрослого. |
Познавательный неустойчив, выражен. | всегда проблему. в идей решению . С понимает другими . | Стремление самостоятельности выражено. ошибки выборе для деятельности их и . | Забывает цели, процессом. к действиям, предметами, в связей последовательностей. | сделать даже помощью . Рассуждения . Ребёнок на , несущественные материала, которым действует. |
литературы:
1. .И. «Исследовательские обучения дошкольном
»/ Савенков .И.// « воспитание» - № 4 2006г. – .10.
2. А.. Савенков исследовательского дошкольников. –
: издательство « литература»: дом «»,
2010. – 128с.
3. А.. Иванова наблюдения эксперименты детском .
Методическое . - М.: Сфера, 2009. - .48
4. В. . Москаленко, . И. « Опытно -
деятельность»
5. .А. Развитие естественно- представлений
экологической детей []: обзор дошкольного
. В..Зебзеева // к ―Управление ‖. –
М.: Сфера, 2009. – 128 .
6. Г.. Тугушева А.. Экспериментальная детей
и дошкольного , 2007.
7. И.. Куликовская, .Н. Детское , 2003.
8. И.. Иванова - научные и в
саду. .- М.: Сфера,2004. – 224 .
9. И. Куликовская, Н.. Детское . Старший
возраст. - .: Педагогическое России, 2010. - .80
10. Е..Мартынова, .М.. Организация - экспериментальной
детей 2-7 : тематическое , рекомендации,
занятий/.-сост.– : Учитель, 2011. – 333с.
11. Т.. «Познавательно- деятельность
дошкольного в саду»
12. Н.. Наш – природа // воспитание. - 2000.-№7. -
. 2-10. Савенков .И. исследователь. научить
приобретать . Ярославль, 2002
13. .Н. "Методика воспитания ". -
М - 2011. - .224
14. Т. . Бондаренко занятия детьми 5 -6 . Практическое
для и ДОУ / . М. . - Воронеж:
«Учитель», 2004. - 159 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по опытно-экспериментальной деятельности " Юные исследователи"
опыты с средняя группа...
Программа по опытно – экспериментальной деятельности «Мы – исследователи»
Программа по опытно – экспериментальной деятельности «Мы – исследователи»...
Рабочая программа опытно-экспериментальной деятельности « Юный исследователь» (для детей от 5 до 7 лет)
Пояснительная запискаНа сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный ...
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности "Юный исследователь" (старший дошкольный возраст).
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь» (старший дошкольный возраст)
Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкретно дан...
Рабочая программа по опытно- экспериментальной деятельности «Юный-исследователь» старшего дошкольного возраста для детей 5 – 7 лет.
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Программа разработана с учетом с учетом требований ФГО...