Экологический проект "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_.docx | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №10
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ д/с№10
__________ С.В. Ткаченко
«___»___________20____г.
Экологический проект
« Мир вокруг нас»
в старшей логопедической группе.
Выполнилвоспитатель:
Самойлик А.Е.
ст. Кисляковская 2020г.
Тема проекта: « Мир вокруг нас».
Актуальность
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Проблема:
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
- формировать представление детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
- расширять представление детей о жизни диких и домашних животных, птиц;
- расширять знания о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
- развивать любознательность, ценностное отношение к миру природы;
- развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
6. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Основной этап
1. Апробация содержания проекта “Мир вокруг нас”.
2. Проведение мероприятий в группах.
3.Экскурсия на экологическую тропу здоровья.
Заключительный этап
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Презентации.
3. Физкультурный досуг-экологический направленности.
4. Изготовление альбома «Родной край».
5. Изготовление макетов: «Домик в деревне».
6.Акция «Озелени групповую комнату».
7. Подведение итогов.
Участники проекта:
- дети;
- воспитатели;
- физ. инструктор;
- родители.
Предполагаемый результат:
- Проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
- Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
- Проявляет бережное отношение к природе.
Место реализации проекта
МБДОУ д/сад №10
Срок реализации проекта: с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года.
Формы реализации проекта:
- Экологические занятия.
- Наблюдения и экологические экскурсии.
- Познавательное чтение.
- “Уроки доброты”.
- Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
- Природоохранные акции.
- Подвижные, дидактические игры, инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Список литературы:
1. «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками», – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
2. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст, 2017.
3.Экологические проекты в детском саду.- М. 2011 г.
4. «Исследовательская деятельность на прогулках».- Волгоград, 2016г.
5. Интернет ресурсы.
6. Периодические издания: детские журналы познавательного характера, энциклопедии.
Тематический план к проекту
№ п/п | Месяц | Содержание | Итоговое мероприятие |
1 | Сентябрь | Тема: «Деревья нашего двора» Беседа: «Деревья нашего двора». Знакомство с литературными произведениями: В.Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Берёза», «Дуб»; «Деревья - украшение нашей планеты». Дидактические игры: «Назови дерево», «Парные картинки», «Какого дерева не стало»; Рисование: «Осень в парке»; Наблюдение: за деревьями на участке детского сада. Подвижные игры: «Беги к тому дереву, которое назову»; | Коллективная аппликация: «Деревья осенью» |
1-ая неделя | |||
2-ая неделя | Тема:«Путешествие в мир насекомых». Беседа: «Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?», рассматривание иллюстраций, изображений различных насекомых. Знакомство с литературными произведениями: Э.Шим «Сказки, найденные в траве»; И.Крылов «Стрекоза и Муравей»; загадки о насекомых; «Муха – цокотуха»; В.Зотов из книги «Божья коровка», «Кузнечик»; Наблюдения за насекомыми на участке детского сада. Подвижные игры: «Бабочки и цветы», «Медведь и пчелы», | Конкурс рисунков: «Насекомые летают на лугу» | |
3-ая неделя | Тема: «Царство растений». Экскурсия на экологическую тропу. Беседа «Зеленая аптека», «Растения в цветнике», «Растения осенью», «Как зимуют цветы?» Рассматривание иллюстраций:«Мир растений», «Как растёт растение». Трудовая деятельность: Посадка комнатного растения Хлорофитум для озеленения детского сада. Знакомство с литературными произведениями: А.А. Плешаков «Зеленые страницы».Т.А. Шорыгина «Маленькие путешественницы». Загадки, половицы и поговорки о растениях. Дидактические игры: «Назови растение», «Лото – мир растений» Рисование: «Рябина». Аппликация:«Лекарственные растения. Одуванчик». Рекомендации родителям посетить с детьми парк, скверы, рассказать о растениях ребенку. | Экологическая акция «Высадка растений - сделаем воздух чище». | |
4-ая неделя | Тема: «Ходит капелька по кругу». Рассматривание глобуса. Ситуативный разговор «Вода на глобусе». Беседа «Вода. Какая она?». «Вода друг – вода враг» ,«Круговорот воды в природе». Чтение сказки: « Родничок», «Вы слыхали о воде?», «Золотая рыбка». Пластинография: «Дно морское», «Морские жители». Оригами: изготовление корабликов избумаги. Наблюдение за росой, лужей ,дождём. Подвижные игры: «Караси и щука», «Водяной».«Ручеёк». | Показ презентаций: «Круговорот воды в природе» | |
2 | Октябрь | Тема:«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!». Беседа: «Помогите природе»,«Правила поведения в природе», Экологическая сказка «Мастерская лесовика», «Что такое –Экология»,«Мусорная фантазия» Дидактические игры : «Бусы для Маруси», «Рассортируем мусор», Ручной труд: «Вторая жизнь одноразовой посуды». Зеленый патруль: «Чистый участок детского сада». Анкетирование родителей: «Окружающая среда. Умеем ли её беречь? » | Экологическая акция :«Берегите природу» Наклеивание листовок для населения. |
1-ая неделя | |||
2-ая неделя | Тема:«Земля — наш общий дом!». Беседа: «Для чего мы на Земле?»,«Почему необходимо беречь и заботиться о планете?» Чтение литературы по теме: «Земля – наш общий дом», « Мой край». Развивающие игры: «Что кому?», «Когда это бывает?» , «Лото», «Мозаика», «Ездить, плавать и летать» Рисование:«Лёгкие, воздушные, ветерку послушные- воздушные шары». Экспериментирование:Проходит ли вода через песок и глину? Просмотр презентаций: « Родной край - Краснодарский». Изготовление макета: «Кубанское подворье». Подвижные игры: «Весёлые перебежки»,«Выше земли». | Изготовление альбома: «Родной край». | |
3-ая неделя | Тема:«Подарки осени». Беседа с детьми: «Что нам осень подарила?» «Грибы и ягоды – дары леса». Чтение художественной литературы : «На лесной полянке»,«Сказки и рассказы про овощи и фрукты», Дидактические игры: «Кто быстрее соберет», «Чудесный мешочек», «Лото- овощи-фрукты». Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Раз, два, три- беги». | Конкурс поделок: «Дары кубанского огорода» | |
4-ая неделя | Тема:«Разноцветная осень». Рассматривание иллюстраций: «Разноцветные краски осени», «Времена года». Беседа с детьми на тему: «Добрые дела осенью», "Хозяюшка осень". Чтение художественной литературы : "Золотая осень на пороге",«Уж небо осенью дышало…»,«Лес, точно терем расписной…». Дидактические игры: «На что похоже?», «Найди самый красивый листок», «солнышко и тучка». Коллективная работа: « Леди осень» (из листьев деревьев) Помощь родителей в подготовке праздника осени. | Праздник осени: «Раз осенью порой». | |
3 | Ноябрь | Тема: «Наши пернатые друзья». Рассматривание иллюстраций: Зимующие и перелётные птицы нашего края. Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о птицах», «Почему птицы осенью улетают». Знакомство с литературными произведениями: чтение стихотворений «Воробей», «Ворона», «Первая прогулка»; «Птичка», Слушание и заучивание песенок – потешек; стихи о птицах. Дидактические игры: «Что за птица», «Летает – не летает»,«Кто где живёт». Аппликация : Снегири на дереве. | «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц) |
1-ая неделя | |||
2-ая неделя | Тема: «Дикие животные» Рассматривание иллюстраций: «Животные». Знакомство с литературными произведениями: Л.Толстого «Страшный зверь», сказок «Лисичка со скалочкой», Я. Тайца «Белка», «Волк», «Лиса». Игра-имитация: «Изобрази животного» Дидактические игры: «Кто чем питается», «Чья мама?», «Кто, где живет?» Рисование: Раскраска «Лесные жители» Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Зайка серенький сидит». | Изготовление масок животных для театральной и игровой деятельности. | |
3-ая неделя | Тема: «Домашние животные» Рассматривание иллюстраций по теме: «Домашние животные и их детеныши», « Наши верные друзья». Чтение художественной литературы: Е. Чарушин. «Рассказы о животных», Л. Толстой «Корова», «Кот Епифан», «Маруся»,Стихи и загадки про домашних животных. Дидактические игры :«Узнай по описанию», «У кого кто?», «Кто, где живет?», «Кто как кричит?». Просмотр мультфильмов про животных: «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом», «Человек собаке друг» . Обрывная аппликация: «Котенок». «Щенок- мой верный друг». Подвижные игры: «Кролики», «Лохматый пес». | Создание макета: «Домик в деревне». | |
4-ая неделя | Тема: «Комнатные растения» Беседа по теме «Что растёт на окошке», «Как ухаживать за комнатными растениями». Чтение художественной литературы. Г. Охапкина «История одного растения» Дидактические игры: "Угадай растение". "Найди растение по названию", «За покупками в цветочный магазин». Опытно –экспериментальная деятельность:«Нужно ли растениям тепло?», «Может ли растение дышать?», «Что выделяет растение?». Хозяйственно-бытовой труд: дежурство в уголке природы. Акция: «Озелени групповую комнату». Дыхательная гимнастика: «Приятный аромат». | Физкультурныйдосуг-экологический направленности. |
Общие выводы по проекту.
В результате работы над проектом у детей сформированы следующие умения и навыки:
- повысился интерес к окружающей природе, миром растений и животных;
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к животным, растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Экологический проект "Зелёный мир вокруг нас"
Зелёный мир вокруг нас.(важность экологического воспитания) К концу ХХ века экологические проблемы занял...
Открытое мероприятие по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Растения вокруг нас"
Экологическое культура воспитания дошкольников, формирование знания о цветах и растениях которые окружают нас, о временах года. Умение работать в коллективе. ативизировать словарный запас дошкольников...
Экологический проект «Цветы вокруг нас»
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...
Экологический проект "Цветы вокруг нас"
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
Экологический проект. «Мир вокруг нас» программа для маленьких исследователей. ( для детей 5-7 лет)
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем д...