проект "Насекомые малышки- наши меньшие братишки"
материал по окружающему миру (средняя группа)
Тема проекта: «Насекомые малышки – наши меньшие братишки».
Происхождение темы
Часто на прогулке весной наблюдая неординарное поведение детей по отношению насекомых: одни дети сажали жуков в коробочку, другие просто топтали муравьёв ногами, третьи, увидев паука, пугались и старались быстро его уничтожить. В ходе беседы выяснилось, что знания о значении насекомых в природе не достаточно. Отсюда возникла проблема: « Нужны ли нам и природе насекомые, и какую пользу и вред они приносят". Возникла необходимость начать исследовательскую деятельность по изучению жизни насекомых и значение их в экосистеме, в природоохранной деятельности, и создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые малышки – наши меньшие братишки»
Понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта.
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.
• дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы;
• формирование разных видов отношения детей к насекомым (гуманного, эстетического, познавательного, природоохранного)
Что мы хотим узнать о насекомых
В ходе проекта было использовано тематическое планирование, т.е. в течении недели дети были погружены в тему, что дает возможность не только интегративно решать воспитательно - образовательные задачи из разных образовательных областей, но и использовать все виды детской деятельности, которые организовывались максимально интересно и полезно для детей. В основе тематической недели ведущей являлась игровая мотивация, направленная на познавательные и нравственные мотивы.
Основные задачи:
- уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
- уточнить особенности внешнего вида насекомых;
- закрепить знания о цикле развития насекомых , способе питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;
- заложить основы экологического воспитания;
- вызвать удовольствие от общения с природой.
Необходимые материалы: детские энциклопедии; картинки с изображением насекомых; схемы этапов развития насекомых; игрушки-насекомые (самоделки, купленные); емкости для емкости временного помещения туда насекомых; искусственные и натуральные комнатные растения, цветы; шапочки для обыгрывания образов насекомых, картонные фигурки насекомых и других животных; коллекционные фигурки насекомых; диски «Звуки природы», «Звуки леса».
Оборудование используется в течение всей недели.
Как нам найти ответы на наши вопросы о насекомых.
План тематической недели.
Каждый день недели начинается с сюрпризного момента.
1 день. Встреча с пчелой Майи.
Беседа «Что дети знают о насекомых?
«Сравнение пчелы со шмелем и осой»
Наблюдение за пчелами на прогулке.
Хоровод насекомых.
Игра- перевоплощение «Пчела защищается вынужденно»
Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» (по методике «Расскажи стихи руками»).
Рисование «Портрет пчелки Майи»
Дидактическое упражнение «Помоги пчелкам».
2 день. Встреча с бабочкой Лили.
Беседа с детьми.
Изобразительная деятельность «Бабочки на лугу» (коллаж).
Игра- перевоплощение «Если бы ты был бабочкой».
Наблюдение за бабочками на цветочной клумбе.
Игра-путешествие на луг.
Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
Чтение рассказов о бабочках.
Игра «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница».
Дидактическое упражнение «Составь рассказ по этапам развития бабочки»
3 день. Встреча с муравьем Кузей.
Поиск муравейника.
Беседа «Из жизни муравьев» с опорой на чтение рассказов.
Логоритмическое упражнение «Друзья помогли».
Сотворчество детей и родителей «Кто помог муравьишке добраться домой». (по сказке В. Бианке «Как муравьишка домой спешил?»
Наблюдение за муравейником или муравьиной тропой на прогулке.
Игра-драматизация по сказке В. Бианке «Как муравьишка домой спешил?»
Игра перевоплощение «По муравьиной тропе».
4 день. Встреча с комаром Пискуном.
Дидактическое упражнение (песенка комара).
Рассказ комара о том, откуда он прилетел ( по книге Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»).
Беседа «Насекомое-комар».
Наблюдение за комарами в разных местах участка.
Подвижная игра «Поймай комара».
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
Дидактическая игра «Где ты живешь?».
Игра-драматизация «Сказка про Комара-Комаровича». Д,Н. Мамина-Сибиряка.
5 день. Викторина «Что мы знаем о насекомых».
Изобразительная деятельность «Насекомые малышки – наши меньшие братишки» (рисование на камне).
Что нового для себя мы узнали.
Знакомство с насекомыми неизменно вызвало большой интерес у детей, активизировалась детская любознательность, пытливость, милосердное отношение к насекомым и другим представителям природы. Дети долго обсуждали содержание деятельности в эти дни, рассказывали о ней своим родителям, привлекая их к наблюдениям, делали друг другу замечания, если кто-то пытался нарушить жизнь насекомых, навредить им. Приезжая из деревни, с дачи после выходных, дети рассказывали о том, что видели, делились своими впечатлениями с педагогами и детьми. Активно решались задачи развития речи.
Работа с родителями.
Оформлена стенгазета "Берегите насекомых"
Изготовление насекомых из бросового материала.
Подбор литературы и энциклопедий.
Совместное сотворчество с детьми "Нарисуй насекомое"
Предложения в отношении расширения и совершенствования проекта.
Идеи в отношении индивидуализации занятий: в тематических днях предусмотреть самостоятельную деятельность детей, работу по подгруппам, учитывая интересы и потребности детей.
Смежные темы для разработки: "Птицы", "Цветы".
Способы совершенствования занятий в рамках проекта: использование ИКТ.
Элементы, которые надо исключить из проекта или добавить: добавить посещение библиотеки, музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Насекомые малышки — наши меньшие братишки»
Далее представлен проект о насекомых....
Проект: «Насекомые малышки — наши меньшие братишки»
Проект: «Насекомые малышки — наши меньшие братишки»Алейникова Татьяна Викторовна детский сад «Берёзка» МДОБУ № 20 исследовательский творческий проект:«Насекомые малышки - наши меньшиеб...
«Насекомые малышки — наши меньшие братишки»
Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят?...
Проект "Насекомые малышки - наши меньшие братишки"
Проект для средней группыПриложение к проекту...
Познавательный краткосрочный творческий экологический проект "Насекомые малышки - наши меньшие братишки!"
Музыкальный проект для детей средней группы. Образы насекомых в искусстве...
Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...
Проект «Насекомые малышки – наши меньшие братишки»
Проект «Насекомые малышки – наши меньшие братишки»...