Проект на тему: " Птицы"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с№1 города Турана Пий – Хемского кожууна Республики Тыва
Экологический проект
«Птицы»
Выполнила: воспитатель Куулар Чодураа Орлановна
г. Туран -2022г.
Характеристика проекта
Вид проекта: групповой, семейный, долгосрочный.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Продолжительность проекта: 1 месяц
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта: расширить знания детей о птицах, их образе жизни, среде обитания и поведении, закрепить представления детей о птицах нашей республики.
Задачи:
- Закреплять новые знания через наблюдение и умение, формировать собственный вывод, зрительное внимание, память, восприятие, мышление, расширение и обогащение знаний детей о птицах;
- Научить выделять и называть характерные особенности птиц: оперение, размер, голос;
- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- Знакомить с художественными произведениями, связанными с птицами;
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей;
- Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;
- Развивать творческие способности: учить детей рисовать, лепить, конструировать птиц, используя различный материал.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
1.Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о птицах.
2. Заинтересовать детей совместно с родителями в расширении знаний о видах птиц, особенностях их строения и среде обитания (изготовление шапочек с изображением птиц, подготовка доклада по выбранной птице).
3. Совместная деятельность с взрослыми, способствует укреплению отношений между родителями и детьми.
4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
6. Закрепить знание детьми названий времён года и их очерёдность.
7. Активизировать знание детей названий птиц и условия их обитания.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (накопление знаний)
II этап - основной (совместная деятельность детей, воспитателей и родителей)
III этап - заключительный (результат)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
I этап: Подготовительный
- разработка плана реализации проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; репродукций картин; иллюстраций; аудиозаписей с голосами птиц и организация развивающей среды в группах.
II этап: Основной (согласно плану)
План проекта:
- Чтение художественной литературы: Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»,
- В. Гаршин « Лягушка путешественница», В. Бианки « Лесная газета», Н. Сладков «Сорочьи тараторки».
- Чтение энциклопедий: география перелета птиц, рассматривание карты мира.
- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
- Беседы с детьми на темы: «Разновидности перелетных птиц», «Хищные перелетные птицы», «Берегите птичьи гнезда», «Зачем нужен скворечник», «Почему птицы умеют летать», «Удивительный мир птиц».
- Заслушивание записей пения перелетных птиц.
- Конструирование из бумаги техникой оригами на тему: «Журавлик счастья».
- Изобразительная деятельность: рисование «Моя любимая птичка», лепка «Птичка»
- Игровая деятельность: игра «Изобрази птицу по выбору», игра «Назови
птицу и опиши её», игра «Ястреб и наседка», игра «Птицелов» и др. - Доклад - презентация о птице (по выбору детей) совместно с родителями.
III этап: Заключительный
Подготовка отчета по проекту и фотоотчета (презентации).
Вывод.
Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о птицах. Узнали об их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и рисовали птиц. Развивающая среда группы пополнилась литературой, иллюстрациями, сообщениями о птицах, приготовленными воспитателями и родителями. Дети приобрели опыт в публичном выступлении с сообщением. Совместная работа родителей и детей продуктивно повлияла на эмоциональное состояние детей. Ребята с удовольствием рассказывали о проектах и делились опытом работы по этой теме.
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Программные задачи:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!
2. Закрепление знаний о видах птиц
Воспитатель:
Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?
Дети:
Перелётные и зимующие.
Воспитатель:
Почему птицы улетают на юг?
Дети:
Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
Воспитатель:
Каких представителей перелётных птиц вы знаете?
Дети:
Перелётные – утки, журавли, ласточки.
Воспитатель:
Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети:
Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.
Воспитатель:
Вот послушайте стихотворение на эту тему:
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Воспитатель:
Как человек заботится о птицах с приходом весны?
Дети:
Строит и развешивает скворечники.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?
Дети:
Из дерева.
Воспитатель:
Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.
Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?
Дети
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.
Воспитатель:
Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! У меня для вас есть интересная игра «Четвёртый лишний».
3. Игра «Четвёртый лишний»
Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).
Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).
Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).
Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).
Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).
4. Сравнение птиц по разным признакам
Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?
Дети:
У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает.
Воспитатель:
Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).
Воспитатель:
Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»
Дети:
У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.
Воспитатель:
Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Что ещё у птиц разного?
Дети:
У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.
Воспитатель:
А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).
Опыт: жир отталкивает воду
Используемая литература:
1. Т. Д. Нуждина «Энциклопедия - чудо всюду»- Мир животных и растений Ярославль, Академия развития, 1988.
2. Л. П. Молодова «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников». Мн:ООО «Асар», 2001
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе,
4.Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж: ТЦ « Учитель» 2002
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. Тематический словарь в картинках «Перелетные и зимующие птицы России» М: Школьная пресса, 2011г.
7. Т.Б. Сержантова «366 моделей оригами» издательство «Айрис – пресс»2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по теме «Птицы наши друзья»
1. Ааналитико-прогностическое обоснование проекта.1.1 Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта...
Педагогический проект по теме «Птицы наши друзья»
1. Ааналитико-прогностическое обоснование проекта.1.1 Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта...
Познавательный проект по теме: «Птицы нашего края»
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как ни когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детств...
Проект на тему Птицы нашего края
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто...
Проект на тему: Птицы в городе
· Изучение видового разнообразия перелетных и зимующих птиц нашей области.· Ознакомление с наиболее част...
Педагогический проект на тему: «Птиц встречаем» во второй младшей группе
Проект направлен на приобщение малышей к истокам русской культуры....