Консультация для воспитателей по теме «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей».
методическая разработка по окружающему миру
Консультация для воспитателей
по теме
«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitatele1.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
по теме
«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей».
Воспитатель: Багдян Р.А.
В наше время проблема развития и воспитания человека выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.
В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка, усвоения им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и «вращения» в психику. Эти закономерности проявляются не только в обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.
Долгое время об уровне умственного развития ребёнка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Ещё и теперь некоторые родители , а порой и педагоги думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.
В исследованиях Л.С. Выгодского отражено, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевает некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов.
Применение их даёт возможность ребёнку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребёнок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением.
Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития».
Шестилетний ребёнок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но ещё не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на них, ребёнок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими например, планом комнаты для нахождения спрятанного в ней предмета- «секрета», схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности и т.п.
У дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами. Тем не менее развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами: визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими.
Предпочтение одного из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире. Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного " языка " представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий и т.п. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры.
Известный психолог Н.Ф. Добрынин писал, что, когда ребёнок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия сосредоточивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем интересом, и носит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании. Такое неволевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у шестилетнего ребёнка.
Однако к концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Его возникновение – важное новообразование в психике ребёнка. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребёнка со взрослым. Первый, кто обратил внимание на это, был известный психолог Л.С. Выгодский.
Руководство педагога должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и не очень интересного.
Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.
Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Для коллективных дидактических игр характерно наличие таких элементов, как замысел, игра, правила и результат.
Замысел игры говорит о поставленной обучающей задаче, о подчинении содержания игры активной познавательной деятельности. Познавательная деятельность выражается в игровой форме. Она стимулирует самостоятельную умственную деятельность детей, развивает речевые способности.
Правила игры учат детей адаптироваться в новых условиях и при изменении обстоятельств контролировать свое поведение. Таким образом, дети уже могут действовать не только по собственному желанию, но и учитывая действия и желания других участников игры. Правила игры упорядочивают процесс обучения, организации и дисциплины.
В процесс обучения входит раскрытие сути происходящего в игре, соотнесение игровых действий, распределение ролей; при организационном процессе дети усваивают порядок игры, устанавливают очередность, взаимоотношение детей в игре; правила дисциплины устанавливают запреты на какой-то вид деятельности. Интерес детей к игре упадет, если в ней будет слишком много правил дисциплины.
Дети быстро привыкают к установленным правилам, они уже поступают в соответствии с ними, оценивают, насколько правильно поступают они сами или их товарищи. Как дети усвоили знания, насколько продумали свои действия в игре, показывает ее результат. Дети, хорошо усвоившие правила игры, начинают самостоятельно искать новые, творческие пути достижения результата. Они сами разгадывают, находят, прячут. Чтобы проделать все это, ребенку надо уметь ориентироваться в ситуации, проявить сообразительность.
Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени – школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником – это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве – игра, школьном – учение. Каждый из этих видов деятельности предъявляет свои требования к психике ребёнка и создаёт специфические условия для развития определённых психических процессов и свойств личности.
Поэтому задача изучения преемственности между возрастами в значительной мере состоит в том, чтобы выявить, какие психические качества, складывающиеся в игре, имеют наибольшее значение для последующего учения и как нужно руководить детской игрой, чтобы эти качества воспитать.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Но ограничимся рассмотрением того значения, которое игра имеет для умственного развития. С этой точки зрения наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под её влиянием умственные способности.
Исследованиями психологов З.А. Зак, А.Н.Поливанова, С.С.Степанова подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заменителей. Действительно, именно в игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закреплённой и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т.п.
Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребёнка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.
Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН, показали, что способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших интеллектуальных способностей, складывающихся в дошкольном детстве. Уровень её развития в значительной степени определяет общий уровень интеллектуального развития ребёнка. Способность к наглядному моделированию обусловлена как раз тем, что сама деятельность детей носит моделирующий характер и что в ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для интеллектуального развития ребёнка имеет игровое моделирование действительности.
Ещё одно приобретение в интеллектуальном развитии, непосредственно связанное с игрой, – формирование способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами. Замещение и моделирование явлений, действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнять игровые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заменителей; один и тот же заменитель начинает использоваться для обозначения разных предметов, и наоборот. А это уже элементы воображения, творчества.
Ещё больший толчок развитию воображения даёт сопоставление модели, создаваемой в игре, с самой моделируемой действительностью. За собственными игровыми действиями и действиями партнёров ребёнок начинает видеть второй, воображаемый план.
Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их, в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям.
Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.).
В наше время возникает новый вид игр – компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, – могут стать важным средством развития основ логического мышления.
Однако компьютерные игры, их содержание требуют серьёзного научного обоснования и пока могут использоваться в детских садах в экспериментальном порядке, под наблюдением специалистов – педагогов, психологов. Но, несомненно, недалёк день, когда они пополнят арсенал средств, направленных на интеллектуальное развитие ребёнка.
В дошкольном возрасте игровая деятельность направлена непосредственно на результат, поэтому перед детьми ставятся более сложные задачи, игровая деятельность начинает восприниматься серьезнее. Дидактические игры развивают самые разные способности ребенка: его речевые способности, внимание.
Главным достоинством дидактической игры является то, что она не только является способом запоминания и усвоения каких-то навыков и знаний, но и помогает развитию различных способностей ребенка.
Таким образом, дидактические игры усиливают восприятие, учат детей мыслить экономно и рационально, помогают найти решение практических задач.
Литература:
1. Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991
2. . Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.
3. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000.
4. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1998.
6. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...
тема самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей»
И ИГРА– один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предмет...
План по самообразованию воспитателя Тема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
План по самообразованию воспитателяТема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста» ...
тема самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей»
матерьял для воспитателей...
Консультация для воспитателей ДОУ «Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у дошкольников»
laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...
Конспект ООД на тему "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей" (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей" для детей старшего дошкольн...
Консультация для воспитателей по теме «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей».
Консультация для воспитателейпо теме«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей»....