«Животные крайнего севера» — конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Уточнить и расширить знания детей о животных Крайнего Севера, характерном внешнем виде, обогащение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhivotnye_severa.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Животные крайнего севера» — конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Цель:
познакомить детей с особенностями природы крайнего севера.
Задачи:
Расширить и углубить представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин;
Развивать у детей любознательность, связную речь, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
Воспитывать бережное отношение к животным и природе,
Материал: карта России, глобус, иллюстрации с изображением животных, экспонаты «Обитатели морей и океанов»
Ход занятия
В.: На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдами полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.
В.: Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?
Дети показывают Арктику на глобусе.
В.: Ребята, а давайте отправимся в путешествие на Крайний Север. На чем мы можем добраться до Арктики? (воспитатель показывает иллюстрации с изображением самолета, ледокола)
В.: Ну, вот мы и на месте. Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых условиях? – Диких животных и птиц.
Сейчас мы вместе будем отгадывать загадки об обитателях Арктики
Везде проедет, везде пройдет —
В любую погоду дорогу найдет!
Словно царскую корону
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)
Северный олень – крупное, тяжелое, но грациозное и красивое животное. Его высота достигает двух метров. Вес - около 200 кг. Он покрыт густой коричневой, слегка сероватой шерстью. Летом шерсть короткая и однотонная, зимой становится пестрой и длинной, на шее образуется грива. Такая шерсть хорошо защищает оленя от холода. Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Северные олени живут стадами.
Северный олень травоядный. Летом ест травянистые растения и злаки, зимой ему приходится добывать пищу из-под снега. Из-за сурового климата эти олени приспособились к питанию лишайниками, хвощом, мхами, небольшими кустарниками. Также олени охотно едят грибы.
Северные олени отлично уживаются рядом с человеком. Очень ценно мясо и жир оленя, они помогают восстановить витаминный баланс в организме и повышают иммунитет. Мех и жилы используются как для обустройства жилища, так и для пошива одежды и обуви. Из рогов и копыт делают многие медицинские препараты, а также шкатулки и другие сувениры.
В.: Слушайте следующую загадку
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи тюлени им соседи.
Кто это?- Белые…. (медведи)
В,:А почему белый медведь белый? Это обусловлено средой обитания белого медведя. Ведь в условиях вечной мерзлоты и белоснежных горизонтов полярный белый медведь получает возможность оставаться незамеченным. Именно поэтому белый медведь белый. Белый медведь – хищник, быстрый и ловкий, легко плавает и ныряет. У него очень густая, плотная шерсть, которая защищает медведя от холода и намокания в ледяной воде. Белый медведь питается кольчатой нерпой, морскими зайцами, моржами и другими морскими животными. Медвежата рождаются слепыми, без шести и ничего не слышат, и столь же беззащитными, как и у остальных медведей. При рождении они имеют массу в среднем где-то 500-750 г. Рождается до 3-х медвежат, чаще два. С медведицей медвежата не расстаются полтора года, они сопровождают свою мать всюду, наблюдая за ней.
У него большие бивни, ходит ластами во льдах
Этот зверь довольно сильный в северных живет морях (Морж)
В.: Каким отличительным признаком обладает это морское животное? (ласты)
Морж - крупный морской зверь с очень толстой кожей. В старину охотники называли их «морские быки», так как они часто вступают в драки друг с другом и ревут басом, словно быки. У моржей большие длинные клыки - бивни. Моржовый клык-бивень вырастает до 100 см, а вес достигает до 5 кг каждый. Наружных ушей у моржей нет, глаза маленькие. Длина тела моржа 3-4 метра, вес около 1,5 тонны. Питаются моржи моллюсками и рыбой. В день взрослая особь может съесть 80 кг пищи. В природе моржи живут 35 – 45 лет. Новорожденный детеныш моржа не имеет зубов и покрыт светло-серым мехом. Плавать малыши начинают с первых дней жизни, в случае опасности они ныряют в воду вслед за матерью. Вес малыша примерно 60 кг, длина новорожденного составляет 1 метр.
В.: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы? Предлагаю погреться. (Проводится физкультурная минутка)
Физкультурная минутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени. (руки скрестно над головой – «рога», бегут
Им виден путь едва высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
В.:Мы продолжаем наше путешествие и отгадываем следующую загадку:
На теле пятнистый окрас у кита,
Торчит длинный рог у него изо рта,
Ныряет за палтусом он неустанно
До тысячи метров на дно океана,
И бивнем любого сразит наповал,
Как единорога назвали? (нарвал)
Морское животное нарвал, или водный единорог. Нарвал принадлежит к семейству китовых. Однако от обычных китов его отличает характерный спиральный бивень, похожий на рог единорога. Бивень выглядит тонким и хрупким на фоне массивного животного. Атаковать им неудобно, защищаться от врагов тоже. Зачем же природа наградила нарвалов этим странным атрибутом? Бивень - это важный инструмент для выживания нарвала. Животное может раскалывать им лед на поверхности. Также он помогает добывать пропитание - прокалывать им рыбу и рыть морское дно в поисках пищи.Впрочем, функциональность отступает на второй план. Ведь у большинства самок нарвала бивня нет, а живут они дольше самцов. Поэтому главная причина странного бивня - это половой признак, как рога у лося или хвост у павлина. Эти признаки определяют социальный ранг и помогают самцу привлечь самку.
В.:У меня для вас ещё одна загадка
В тундре есть отважный лис.
Он гроза для птиц и крыс.
Лис умеет строить город:
Лабиринт из многих норок,
А в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.
Невидимка в белой шубке —
Хищник остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец
Называется (Песец)
Песец принадлежит к роду лисиц, потому второе его название – полярная лиса. Длина тела – до 75 см, вес от 3 кг. Это на уровне средней кошки, и гораздо меньше, чем крупные породы, такие, как мейн кун. Зимой у песца чистейше белая шерсть, а летом – серая. Оба цвета – идеальный камуфляж под поверхность. Предпочитает холмистую тундру. Малыши рождаются серыми. И задача перед ними стоит непростая. За теплое время накопить жировые запасы, чтобы выжить суровой зимой. Кто не отъелся – у того, увы, минимальны шансы на выживание. Основу его питания составляют мелкие грызуны, птицы, рыба, ягоды, трава, водоросли.
В.: Ребята я к нашему путешествию подбирала картинки с изображением животных крайнего севера, но кто-то решил подшутить и перепутал картинки добавив туда других животных. Помогите навести порядок и найти северных животных. Нужно не просто найти одного животного, но и еще рассказать о нем все что запомнили.
А теперь я проверю, как вы запомнили особенности животных севера. Предлагаю поиграть.
У медведя не ноги, а …. лапы,
У медведя лапы, А у оленя… копыта
У моржа не зубы, а …. клыки,
У медведя не волосы, а …. мех.
У тюленя не ноги, а …. ласты,
У медведя не лицо, а …. Морда
У гаги не мех, а….. пух
А у оленя не бивни, а…. рога.
В.: Наше путешествие подошло к концу, а сейчас давайте вспомним где мы путешествовали, где находится крайний север? Какие животные обитают в Арктике? Растут ли в Арктике деревья? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».
Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему " Животные крайнего севера"
в ходе образовательной деятельности воспитанники совершат экскурсию на север, познакомятся с животными с их средой обитания. в конце по возвращению в детский сад совместно с воспитателем изготов...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Сравнение диких и домашних животных"
Цель занятия: показать детям отличая домашних и диких животных.Задачи:1. Образовательные: уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных; учить устанавливать связи ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Домашние животные»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группена тему «Домашние животные»Цели:ОбразовательныеЗакрепить названия домашних животных и их детёнышей, знания об их назначении и ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме: «Все профессии важны, все профессии нужны. Ознакомление с профессией врача»
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой»
Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».
Цель: расширять представления детей о многообразии животного мира.Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Датьэлементарные представления о способах охраны животных. Формировать предс...