Конспект по ознакомлению с окружающим "Будь другом природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия направлен на развития у детей знаний оприроде, желании её беречь и считатьсебя частью природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekologii_bud_drugom_prirode.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе
«Будь другом природе»
Цель: формировать элементарное экологическое сознание.
Программные задачи:
1.обучать детей знаниям о природе, правилах поведения в ней;
2.развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения,
3.воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам
Наглядный материал: картинка рюкзака, карточки с принадлежностями для похода, различный бытовой мусор (бутылка, банки, бумага), карточки по правилам поведения в лесу, волшебная шкатулкас эмблемами, атрибуты для опыта с водой, макет грязной и чистой реки, зелёная полянка.
Ход ОД
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, давайте поприветствуем друг друга:
Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, первый наш снежок!
Мы живем в одном краю
Любим Родину свою.
Воспитатель: Ребята, что такое природа?
Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.
Воспитатель: Да, и человек тоже часть природы.
Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?
Дети: Любоваться, собирать ягоды, грибы.
Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все
необходимое для жизни.
Воспитатель: Ребята я хочу вам предложить отправиться в гости к природе.
Но чтобы отправиться в лес, нам нужно превратиться в туристов. Что нам
необходимо взять с собой?
Я предлагаю вам игру «Собери рюкзак».
(Проводится игра, дети выбирают вещи для похода и обосновывают свой
выбор: компас, палатка, запас воды, спички и теплые вещи, головной убор, котелок, карта.)
Воспитатель: Вот теперь можно отправляться в путь.
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Манит своей листвой.
(Звучит музыка «Звуки леса»)
Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?
Дети: Чистый, свежий.
Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?
Дети: Да, отличается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.
Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Воспитатель: Теперь можем продолжить нашу прогулку по лесу.
Но сначала вспомним правила поведения в лесу:
Воспитатель: Предлагаю поиграть с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Сюрпризный момент: Вдруг на дереве дети увидел письмо для туристов от Лесовичка.
Воспитатель: А как вы думаете, кто это Лесовичок. Ответы детей.
Читаем письмо «Здравствуйте юные туристы!
«В моём лесу недавно отдыхала компания туристов. Кошмар! Накрошили, оставили после себя очень много мусора: разнуюпластиковую посуду, фантики от конфет, бутылки. На моей любимой полянке невозможно теперь отдыхать. Вы ребята уже взрослые много знаете и умеете, ия думаю, что вы сможете справиться с этой ситуацией.»
Воспитатель: Да, ребята, прямо скажем, ситуация плачевная. Замусорили некоторые туристы наши леса. Знаете ли вы о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора. А что можно сделать с мусором?
Воспитатель: Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор?
Дети: Нет, он выделает вредный дым.
Воспитатель: А закапывать в землю?
Дети: Нет, не всё сгнивает в земле, только пищевые продукты и некоторые виды бумаги.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое металлолом? А где его можно использовать?
Дети: Это все, что сделано из металла.
Воспитатель: А макулатура?
Дети: Это все бумажные отходы: картон, старые газеты и журналы, коробки.
Воспитатель: Можно ли их как-то использовать?
Дети: Застилать пол во время ремонта, выполнять разные бумажные поделки, сдавать на переработку и прочее.
Воспитатель: А как используют стеклянные пустые бутылки?
Дети: На заводе их моют, стерилизуют, а потом в них опять что-то наливают. Это - называется стеклотара.
Воспитатель: Посмотрите, сколько мусора на этой полянке.
А как можно помочь этой полянке? (собрать мусор), но собирать его мы будем с вами в контейнеры, на каждом из них свой определённый символ, главное не перепутать мусор. А затем приедет специальная машина, а вы знаете, как она называется…..
Игра «Рассортируем мусор».
Дети складывают мусор в отдельные контейнеры со специальной маркировкой.
бумагу, картон - макулатура,
пакеты - полиэтилен,
пластиковые бутылки - пластмасса,
баночки, жесть - металлолом,
яблоки, картофель - пищевые отходы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, полянку очистили от мусора. Пора продвигаться дальше.
Звучит музыка, имитирующая шум реки.
Воспитатель загадывает загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без….
Дети: Воды!
Воспитатель: Посмотрите, что случилось с нашей речкой?(она стала очень загрязненная. Из-за этого погибли рыбы и растения в реке.)
Как вы думаете, человеку может пользоваться грязной водой?
Дети: Грязную воду нельзя использовать для приготовления пищи, для купания и отдыха.
Воспитатель: чтобы поправить положение, что для этого надо сделать (построить очистныесооружения, посадить по берегам реки защитные лесопосадки, не бросать мусор в воду)
Воспитатель: А если вода уже грязная, что можно сделать с ней?
У нас, конечно, нет очистных сооружений, но мы свами можем в домашних условиях попробовать очистить воду.
У каждого из вас загрязненная вода. Эту воду нужно пропустить через фильтр.
Эксперимент
Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через марлевый фильтр, но добавляет дополнительный фильтр по выбору: тканевый, ватный, бумажный.
Обращается внимание детей, как изменилась вода.
Какая была вода? (мутная, грязная, с песком).
А после фильтрации вода, какой стала? (чистая).
А можно ли эту воду пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры)
Воспитатель: Воду мы с вами очистили. А чем еще мы можем помочь реке?
посадить деревья (дети садят деревья – наклеивают заранее вырезанные силуэты деревьев вокруг речки)
Воспитатель: Вода в реке чистая, по берегам растут деревья. Как вы думаете, в такой реке могут жить рыбы? Давайте рыбок пустим в речку( пускаем рыбок, но уже не клеем, чтоб рыбы могли передвигаться по реке)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу. Сколько здесь разных деревьев и все они разные. У берёзки, липы, дуба, осинки есть листочки.
Как называется такой лес?
Дети: Лес, в котором растут эти деревья, называют лиственным.
Воспитатель: У сосны, ели нет листьев, вместо них у этих деревьев есть иголочки – хвоинки. Такие деревья как называются?
Дети: Хвойные,и лес, в котором они растут, называется хвойным.
(Показ иллюстраций разного вида леса).
Воспитатель: А лес, в котором встречаются и лиственные, и хвойные деревья называется смешанным
А сейчас давайте присядем на полянке на травку и послушаем красивые стихотворения о природе.
Литературная пауза
Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,
Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки…
Все, что рядышком со мною, это все мое, родное!
Как же мне в краю родном не заботиться о нем!
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Ребята! Мы должны сберечь природу для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Но посмотрите под деревом деревянная шкатулка, посмотрим, что в ней находится (эмблемы « Юный эколог), как вы думаете, кто такой эколог? (человек, который помогает природе и оберегает ее)
(Дети идут за воспитателем и садятся на стульчики).
Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка?
Дети: Понравилось.
Воспитатель: Тогда подведем итог. Я буду предложение начинать, а вы продолжите:
- Я узнал на занятии...
- Я удивился...
- Я запомнил…
- Больше всего мне запомнилось…
А юным экологам я приготовила новое задание, я вам раздам картинки, на которых животные спрятались, их нужно найти и раскрасить, но не сейчас, а позже, когда будет свободное время.
Используемые ЭОР в занятии:
Звуки леса https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2023/03/deti-online.com_-_vecher-v-lesu.mp3
Шум реки https://melodia.space/zvuki-reki/
Презентация «Правила поведения в лесу» https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/192408-prezentaciya-pravila-povedeniya-v-lesu-dlya-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии « Будь другом природе»
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Природа- наш друг"
Воспитательная задача: Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе....
Конспект НОД по экологии «Будь другом природе» Подготовительная к школе группа
Будь другом природе....
Конспект занятия по экологии «Будь другом природе».
Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а...
Конспект занятия. Ознакомление с окружающим миром природы "Осень" вторая младшая группа
Конспект занятия. Ознакомление с окружающим миром природы "Осень" вторая младшая группа...
Конспект занятия по экологии «Будь другом природе»
систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха....