Доклад на педагогическом совете по патритическому воспитанию дошкольников.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Шарова Анжела Александровна

Патриотические уголки в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_patriticheskim_ugolkam.docx190.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района

«Детский сад №16 «Кораблик» г. Вольска Саратовской области»  

Доклад

По педагогическому совету

На тему : «Оформление патриотических уголков в разных возрастных группах ДОУ»

C:\Users\admin\Desktop\Листья\_z2eGOyYl2s.jpg Подготовила воспитетель

Шарова Анжела Александровна

2024г.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметнопространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать:

 • соответствие общеобразовательной программе ДОО;

• соответствие возрастным возможностям детей;

• трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

• возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

• вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

• наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

• соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН. Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России. Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине. Задачи образовательной деятельности в уголке патриотического воспитания и краеведения:

 • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

• пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям и обычаям;

• воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

• формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

 • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;

• воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Требования к оформлению:

• эстетическая направленность;

• рациональное размещение уголка по краеведению;

• учет возрастных особенностей детей;

• воспитательная и развивающая направленность;

• целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала;

• Безопасность. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса. Принципы:

- первый принцип открытости Природе, способствующее единству человека и Природы.

- второй принцип открытости Культуре, т. е. элементы настоящей живописи, литературы, музыки. Знакомство с специфическими региональными культурами, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, это несомненно будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои места, формированию представлений о «малой Родине» и чувства любви к ней.

 - третий принцип открытости обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители.

- четвертый принцип – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».

-пятый принцип учета половых и возрастных различений детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ УГОЛКАМ И УГОЛКАМ КРАЕВЕДЕНИЯ ПО ГРУППАМ 

В группах раннего возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой. Следовательно, в уголке должны быть:

 Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

 Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;

 Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

 народные игрушки (свистульки)

 Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; Младшая группа. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства. Следовательно, в уголке должны быть:

1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию: - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид); - тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии) - фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению); - тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники»(девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.); - тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей; - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.). Примерный материал: • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

• Родословные древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Брянского края;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Предметы декоративно-прикладного искусства

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации к Новому году , к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

Средняя группа. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).

5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).

6. Элементы областной символики (флаг, герб).

7. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий).

8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

В средней группе в уголке должны быть:

 • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

 • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок»,

 • Родословные древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Предметы декоративно-прикладного искусства);

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками; • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старшая и подготовительная к школе группы. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями поселка, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые земляки», , «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о городе, крае. Карта края, города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).

3. Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Нижегородской области, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).

4. Родная страна — карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.). Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

5. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям перво-начальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).

6. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира, различные национальности. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.

7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники - портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию, Нижегородскую землю, их портреты.

В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:

 • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

 • Портрет президента • Карта страны, глобус • Куклы в национальных костюмах

• Альбомы с архитектурными памятниками страны.

 • Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»

• Предметы декоративно-прикладного искусства;

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;

 • Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Различная познавательная и художественная литература;

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок», «Города герои»;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;

• Родословные древа детей;

• «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники.

• Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.) • Наборы открыток «Русский быт».

• Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Аудио и видеокассеты о природе родного края.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности: - в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества; - в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях. - в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм. - в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы. Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственнопатриотического воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете на тему: "Воспитание нравственности в семье"

Раскрываются проблемы воспитания гуманного отношения к окружающему....

Доклад на педагогическом совете "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников"

Поисково-исследовательская  деятельность дошкольников (из опыта работы)...

Доклад на педагогическом совете «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук»

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания....

Доклад на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников"

Доклад на педагогическом совете «Нравственно-патриотическое воспитание  старших дошкольников»...

Доклад на педагогическом совете "Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста" С. Н. Николаевой

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. «Концепция экологического воспитания дете...

Доклад на педагогическом совете "Программа "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Доклад на педагогическом совете "Программа "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...