Волкова Н.А. Февраль 2 неделя. Лютый снежень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Азбука безопасности».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Зима. Февраль, 2 неделя.

Тема недели «Азбука безопасности».

Природоведческая тема «Лютый снежень».

“Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы”.

Леонардо да Винчи

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Познакомить детей с последним месяцем зимы.  
  • Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
  • Расширять и обогащать знания детей об особенностях февральской погоды.
  • Расширять знания детей о жизни животных зимой.
  • Расширять знания детей о ветре.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
  • Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды.
  • Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев, к народным традициям и приметам.
  • Обогащать природоведческий словарь детей.
  • Развивать познавательный интерес детей.
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.

Фенологический календарь природы.

Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.

Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.

Перелом зимы (примерно с 15 февраля по 17 марта) — Перелом зимы намечается с резким приростом светового дня, когда солнце не только ходит выше, но и заметнее греет.

Февраль, 2 неделя.  

Тема «Лютый снежень».

День недели

Дневная прогулка

Понедельник

Наблюдение за погодой.

Наблюдение «Погода в феврале».

Расширять представления детей о зимней погоде.

Вторник

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

«Февраль – лютый снежень».

Познакомить детей с последним месяцем зимы.  

Среда

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Исследование 

«Февральские ветра».

Расширять знания детей о ветре, зимних явлениях природы.

Четверг

Наблюдение за погодой.

Наблюдение «Сретение – встреча».

(15 февраля).

Поддерживать интерес детей к народным традициям и приметам.

Пятница

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение

 «Снегопад».

Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.

Наблюдение «Погода в феврале».

Задачи.  Расширять представления детей о зимней погоде. Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, мы чувствуем, ощущаем, какая сегодня погода.

Зимняя погода,

Снег, мороз, метель...

Стелет нам природа

Белую постель...

Города, селенья

Снегом замело

И трещат поленья

От печи тепло...

На окне узоры

Словно сон из грёз.

Реки и озера

В лёд сковал мороз...

Владимир Сидоркин

Погода зимой – это холодно или морозно, ясно или пасмурно, идёт снег, ветрено или безветренно. Дети, вокруг себя посмотрите, какая сегодня погода определите? (ответы детей).

— Погода в феврале разная, то морозная, то холодная. Часто дуют ветра – погода в феврале ветреная. Холодная, морозная, ветреная погода на здоровье людей влияет, самочувствие их ухудшает. Дети, как от холодной, морозной, ветреной погоды мы защищаемся? (ответы детей).

Холодной, ветреной погоды в феврале не избежать, поэтому нужно одежду правильно подбирать. Зимой много слоёв одежды одеваем, от мороза и холода себя защищаем. Спины от ветра и мороза закрываем, комбинезоны выбираем. Ушки от ветра и холода прикрываем, шапочки надеваем. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. В мороз и холод стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегать, прыгать, топать ножками, хлопать в ладоши. Движения – это жизнь. Дети, о погоде не забывайте, здоровье своё охраняйте. Дети, что мы узнали о погоде в феврале? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что погода в феврале ветреная, морозная или холодная. Она опасна для нашего здоровья. Но, холод и мороз нам не страшны, тепло одеваемся мы.

Весёлые упражнения «Мороз».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Наблюдение «Февраль – лютый снежень».

Задачи. Познакомить детей с последним месяцем зимы.  Расширять знания детей о зимних явлениях природы и жизни животных зимой.  Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, наступил третий и последний месяц зимы. Кто знает, как его зовут? (ответы детей).

В феврале мороз трескучий,

Щиплет за уши и нос.

И сугробов снежных кучи

Дядька нам февраль принёс.

А. Вятский

— Февраль в народе прозвали «лютый снежень». Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).

— Народная пословица гласит: Февраль — месяц лютый, спрашивает: «Как обутый»? Лютый – значит злой, сердитый. Снежень – много снега. В феврале трескучие морозы, много снега. Знаменит февраль вьюгами да метелями. Это последний, самый страшный месяц зимы. Для лесных жителей это месяц лютого голода. Тощают все звери. Нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их. Кончаются запасы у зверюшек и в норах, в подземных кладовых. Лесники помогают травоядным животным, завозят в лес сено. Сено – это сушёная трава. Всё больше лесных птиц перелетает ближе к человеческому жилью. Дети, как вы считает, почему? (ответы детей).

— Зимой в лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Таких птиц называют кочующие птицы. В голодные времена птицы надеются на помощь людей. Дети, как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей).

— Мы кормушки смастерили, птичек в гости пригласили. Разный корм птицам предлагаем, зиму пережить помогаем. Дети, что мы узнали о феврале? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – последний месяц зимы, лютый и снежный.

Весёлые упражнения «Мороз».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Февральские ветра».

(в ветреный день).

Задачи. Расширять знания детей о ветре, о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, вы чувствуете ветер? (ответы детей).

Что такое ветер? (ответы детей).

Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Самуил Маршак

— Дети, по вашему мнению, что такое позёмка? (ответы детей).

Позёмка – это сильный ветер, но летит он низко, по земле, передвигая снег с места на место. Народная пословица гласит: У февраля два друга — метель да вьюга. Дети, что такое метель и вьюга? (ответы детей).

— Если идёт снег и дует сильный ветер, то это метель. Есть у метели подруги – пурга да вьюга. Метель, пурга, вьюга по полям и лесам гуляют, все дороги заметают, сугробы наметают. Дети, как вы думаете, что будет, если ветер ещё сильнее дует? (ответы детей).

— Над землёю пролетают, снегом засыпают, ветром сбивают, словно таран, это зимний буран или буря.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Александр Пушкин

— Дети, посмотри вокруг себя, какой сегодня ветер? (ответы детей).

— Дети, что мы узнали о февральских ветрах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что в феврале дуют разные ветра: позёмка, метель, вьюга, пурга, буран или буря.

Подвижная игра «Снежная карусель».

Задачи.  Поддерживать интерес детей к зимним явлениям природы. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки. Развивать умение детей двигаться по кругу в разном темпе. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игра. 

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей.

— Дети, в снежинки вас превращаю, на снежную карусель приглашаю. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Правила игры:

  • двигаться по кругу, взявшись за руки;
  • круг держать ровный;
  • ускорять и замедлять движение вместе со всеми.

Дети вместе с педагогом стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог проговаривает слова, дети идут по кругу, постепенно ускоряя движение.

Замела метель, закружила,

Снежную карусель запустила.

Еле-еле снежинки летели,

Но сильней закружили метели,

Ветры дуют, задувают

Снежинки быстрее летают.

Дети вместе с педагогом бегут по кругу.

Тише, тише, снежинки устали!

И на землю тихонько упали.

Снежную карусель остановите,

На месте снежинки замрите!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Дети отдыхают стоя.

— Снежинки, ветер изменился, закружилась карусель в другую сторону.

Игра повторяется, но дети двигаются по кругу в другую сторону.

Педагог во время игры следить за физической нагрузкой детей.

Состояние ребёнка в норме: у ребёнка радостное, возбуждённое состояние, небольшое покраснение кожи лица, учащённое ровное дыхание, уверенные движения, незначительное потоотделение.

Высокая физическая нагрузка: частое поверхностное дыхание, покраснение кожи лица, значительное потоотделение, жалобы на усталость, нарушение координации движения.

   При высокой физической нагрузке игра останавливается, детям предлагается отдохнуть.

Наблюдение «Сретение – встреча».

(15 февраля).

Задачи. Поддерживать интерес детей к народным традициям и приметам. Расширять и обогащать знания детей об особенностях февральской погоды. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны. Развивать любознательность детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

— Сегодня 15 февраля. По народному календарю – Сретение. Сретение – это значит встреча. В народе говорят: в Сретение Весна с Зимой в первый раз встречаются. Люди мороз и зиму провожают, а весну-красну зазывают. Дети в Сретенье на улицу выбегают, солнышко закликают. Дети, закличку запоминайте, движения за мной повторяйте.

Педагог читает закличку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Солнышко – вёдрышко!

Выгляни красное,

Из-за гор-горы!

Через стороны руки верх, соединяем пальцы, образуя круг.

Руки в стороны.

Руки вверх.

Выгляни, солнышко,

До вешней поры!

Руки в стороны.

Руки вперёд, ладонями вверх.

Видело ль, солнышко,

Красную весну?

Руки на пояс, притопы двумя ногами.

Встретило ль, солнышко,

Ты свою сестру?

Пружинка с поворотом туловища вправо и влево.

— Дети, если сегодня выглянуло Солнышко, значит встреча с весной прошла хорошо. Если нет Солнышко, ожидать нам морозы. Дети, на небо посмотрите, о Солнышке расскажите? (ответы детей).

— Дети, народные приметы гласят:

  • если на Сретение оттепель – весна ранняя и тёплая;
  • если на Сретение холодно – весна холодная;
  • если на Сретение выпал снег – дождливая весне;
  • если на Сретенье позёмка или метель – весна поздняя и холодная.

— Дети, вокруг себя посмотрите, какая сегодня погода определите, какая весна будет предскажите? (ответы детей).

— Дети, что мы узнали о народном празднике Сретенье? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что в Сретенье – первая встреча Весны с Зимой. По погоде в этот день народ предсказывал какая будет весна.

Наблюдение «Снегопад».

(желательно в снегопад).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Иван Суриков

— Дети, как называется явление природы, когда падает снег? (ответы детей).

— Снегопад. Дети, как вы думаете, откуда падает снег? (ответы детей).

 Снежные тучи небо закрывают, снег на волю выпускают. Дети, как падает снег из снежной тучи на землю? (ответы детей).

Белый снег, пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. Дети, что происходит со снегом на земле? тветы детей).

— Там, где снег не мешает людям, лежит сугробами. Дороги и тротуары люди очищают от снега. Дети, как вы считаете, снег чистый? (ответы детей).

— Снег белый, но грязный. По воздуху снежинки пролетают, вредные вещества собирают. Дети, можно снег брать в рот? (ответы детей).

— Дети, снег не мороженое, снег в рот не берите, здоровью своему не вредите. Дети, чем ещё опасен снег для нашего здоровья? (ответы детей).

— Если снег попадёт в сапоги, или под одежду, от нашего тепла снег растает, обувь и одежда станет сырой. Сырые вещи не хранят тепло, человек быстро замёрзнет и заболеет. Дети, что мы узнали о снегопаде? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что снегопад – это выпадение снежинок, снега из снежных туч.

Весёлые упражнения «Снег».

Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

Кружимся.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Приседаем, руки в стороны.

И под утро снегом

Поле забелело,

Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.

Точно пеленою

Все его одело.

Обнимаем плечи руками.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

Руки вверх, ладони соединяем вместе.

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Иван Суриков

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....