Волкова Н.А. Февраль 2 неделя. Лютый снежень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Азбука безопасности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._24._fevral_2_nedelya._lyutyy_snezhen._poznavatelnye_progulki_s_detmi_5-7_let.docx | 784.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Февраль, 2 неделя.
Тема недели «Азбука безопасности».
Природоведческая тема «Лютый снежень».
“Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы”.
Леонардо да Винчи
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Познакомить детей с последним месяцем зимы.
- Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
- Расширять и обогащать знания детей об особенностях февральской погоды.
- Расширять знания детей о жизни животных зимой.
- Расширять знания детей о ветре.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
- Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды.
- Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев, к народным традициям и приметам.
- Обогащать природоведческий словарь детей.
- Развивать познавательный интерес детей.
- Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.
Перелом зимы (примерно с 15 февраля по 17 марта) — Перелом зимы намечается с резким приростом светового дня, когда солнце не только ходит выше, но и заметнее греет.
Февраль, 2 неделя.
Тема «Лютый снежень».
День недели | Дневная прогулка |
Понедельник | Наблюдение за погодой. Наблюдение «Погода в феврале». Расширять представления детей о зимней погоде. |
Вторник | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Февраль – лютый снежень». Познакомить детей с последним месяцем зимы. |
Среда | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Исследование «Февральские ветра». Расширять знания детей о ветре, зимних явлениях природы. |
Четверг | Наблюдение за погодой. Наблюдение «Сретение – встреча». (15 февраля). Поддерживать интерес детей к народным традициям и приметам. |
Пятница | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Снегопад». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. |
Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.
Наблюдение «Погода в феврале».
Задачи. Расширять представления детей о зимней погоде. Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, мы чувствуем, ощущаем, какая сегодня погода.
Зимняя погода, Снег, мороз, метель... Стелет нам природа Белую постель... Города, селенья Снегом замело | И трещат поленья От печи тепло... На окне узоры Словно сон из грёз. Реки и озера В лёд сковал мороз... Владимир Сидоркин |
— Погода зимой – это холодно или морозно, ясно или пасмурно, идёт снег, ветрено или безветренно. Дети, вокруг себя посмотрите, какая сегодня погода определите? (ответы детей).
— Погода в феврале разная, то морозная, то холодная. Часто дуют ветра – погода в феврале ветреная. Холодная, морозная, ветреная погода на здоровье людей влияет, самочувствие их ухудшает. Дети, как от холодной, морозной, ветреной погоды мы защищаемся? (ответы детей).
— Холодной, ветреной погоды в феврале не избежать, поэтому нужно одежду правильно подбирать. Зимой много слоёв одежды одеваем, от мороза и холода себя защищаем. Спины от ветра и мороза закрываем, комбинезоны выбираем. Ушки от ветра и холода прикрываем, шапочки надеваем. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. В мороз и холод стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегать, прыгать, топать ножками, хлопать в ладоши. Движения – это жизнь. Дети, о погоде не забывайте, здоровье своё охраняйте. Дети, что мы узнали о погоде в феврале? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что погода в феврале ветреная, морозная или холодная. Она опасна для нашего здоровья. Но, холод и мороз нам не страшны, тепло одеваемся мы.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Наблюдение «Февраль – лютый снежень».
Задачи. Познакомить детей с последним месяцем зимы. Расширять знания детей о зимних явлениях природы и жизни животных зимой. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, наступил третий и последний месяц зимы. Кто знает, как его зовут? (ответы детей).
В феврале мороз трескучий,
Щиплет за уши и нос.
И сугробов снежных кучи
Дядька нам февраль принёс.
А. Вятский
— Февраль в народе прозвали «лютый снежень». Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Народная пословица гласит: Февраль — месяц лютый, спрашивает: «Как обутый»? Лютый – значит злой, сердитый. Снежень – много снега. В феврале трескучие морозы, много снега. Знаменит февраль вьюгами да метелями. Это последний, самый страшный месяц зимы. Для лесных жителей это месяц лютого голода. Тощают все звери. Нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их. Кончаются запасы у зверюшек и в норах, в подземных кладовых. Лесники помогают травоядным животным, завозят в лес сено. Сено – это сушёная трава. Всё больше лесных птиц перелетает ближе к человеческому жилью. Дети, как вы считает, почему? (ответы детей).
— Зимой в лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Таких птиц называют кочующие птицы. В голодные времена птицы надеются на помощь людей. Дети, как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей).
— Мы кормушки смастерили, птичек в гости пригласили. Разный корм птицам предлагаем, зиму пережить помогаем. Дети, что мы узнали о феврале? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – последний месяц зимы, лютый и снежный.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Февральские ветра».
(в ветреный день).
Задачи. Расширять знания детей о ветре, о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, вы чувствуете ветер? (ответы детей).
— Что такое ветер? (ответы детей).
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Самуил Маршак
— Дети, по вашему мнению, что такое позёмка? (ответы детей).
— Позёмка – это сильный ветер, но летит он низко, по земле, передвигая снег с места на место. Народная пословица гласит: У февраля два друга — метель да вьюга. Дети, что такое метель и вьюга? (ответы детей).
— Если идёт снег и дует сильный ветер, то это метель. Есть у метели подруги – пурга да вьюга. Метель, пурга, вьюга по полям и лесам гуляют, все дороги заметают, сугробы наметают. Дети, как вы думаете, что будет, если ветер ещё сильнее дует? (ответы детей).
— Над землёю пролетают, снегом засыпают, ветром сбивают, словно таран, это зимний буран или буря.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Александр Пушкин
— Дети, посмотри вокруг себя, какой сегодня ветер? (ответы детей).
— Дети, что мы узнали о февральских ветрах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что в феврале дуют разные ветра: позёмка, метель, вьюга, пурга, буран или буря.
Подвижная игра «Снежная карусель».
Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним явлениям природы. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки. Развивать умение детей двигаться по кругу в разном темпе. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, в снежинки вас превращаю, на снежную карусель приглашаю. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
- двигаться по кругу, взявшись за руки;
- круг держать ровный;
- ускорять и замедлять движение вместе со всеми.
Дети вместе с педагогом стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог проговаривает слова, дети идут по кругу, постепенно ускоряя движение.
Замела метель, закружила,
Снежную карусель запустила.
Еле-еле снежинки летели,
Но сильней закружили метели,
Ветры дуют, задувают
Снежинки быстрее летают.
Дети вместе с педагогом бегут по кругу.
Тише, тише, снежинки устали!
И на землю тихонько упали.
Снежную карусель остановите,
На месте снежинки замрите!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Дети отдыхают стоя.
— Снежинки, ветер изменился, закружилась карусель в другую сторону.
Игра повторяется, но дети двигаются по кругу в другую сторону.
Педагог во время игры следить за физической нагрузкой детей.
Состояние ребёнка в норме: у ребёнка радостное, возбуждённое состояние, небольшое покраснение кожи лица, учащённое ровное дыхание, уверенные движения, незначительное потоотделение.
Высокая физическая нагрузка: частое поверхностное дыхание, покраснение кожи лица, значительное потоотделение, жалобы на усталость, нарушение координации движения.
При высокой физической нагрузке игра останавливается, детям предлагается отдохнуть.
Наблюдение «Сретение – встреча».
(15 февраля).
Задачи. Поддерживать интерес детей к народным традициям и приметам. Расширять и обогащать знания детей об особенностях февральской погоды. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Сегодня 15 февраля. По народному календарю – Сретение. Сретение – это значит встреча. В народе говорят: в Сретение Весна с Зимой в первый раз встречаются. Люди мороз и зиму провожают, а весну-красну зазывают. Дети в Сретенье на улицу выбегают, солнышко закликают. Дети, закличку запоминайте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает закличку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Солнышко – вёдрышко! Выгляни красное, Из-за гор-горы! | Через стороны руки верх, соединяем пальцы, образуя круг. Руки в стороны. Руки вверх. |
Выгляни, солнышко, До вешней поры! | Руки в стороны. Руки вперёд, ладонями вверх. |
Видело ль, солнышко, Красную весну? | Руки на пояс, притопы двумя ногами. |
Встретило ль, солнышко, Ты свою сестру? | Пружинка с поворотом туловища вправо и влево. |
— Дети, если сегодня выглянуло Солнышко, значит встреча с весной прошла хорошо. Если нет Солнышко, ожидать нам морозы. Дети, на небо посмотрите, о Солнышке расскажите? (ответы детей).
— Дети, народные приметы гласят:
- если на Сретение оттепель – весна ранняя и тёплая;
- если на Сретение холодно – весна холодная;
- если на Сретение выпал снег – дождливая весне;
- если на Сретенье позёмка или метель – весна поздняя и холодная.
— Дети, вокруг себя посмотрите, какая сегодня погода определите, какая весна будет предскажите? (ответы детей).
— Дети, что мы узнали о народном празднике Сретенье? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что в Сретенье – первая встреча Весны с Зимой. По погоде в этот день народ предсказывал какая будет весна.
Наблюдение «Снегопад».
(желательно в снегопад).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, | Точно пеленою Все его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной. И заснул под нею Крепко, непробудно... Иван Суриков |
— Дети, как называется явление природы, когда падает снег? (ответы детей).
— Снегопад. Дети, как вы думаете, откуда падает снег? (ответы детей).
— Снежные тучи небо закрывают, снег на волю выпускают. Дети, как падает снег из снежной тучи на землю? (ответы детей).
— Белый снег, пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. Дети, что происходит со снегом на земле? (ответы детей).
— Там, где снег не мешает людям, лежит сугробами. Дороги и тротуары люди очищают от снега. Дети, как вы считаете, снег чистый? (ответы детей).
— Снег белый, но грязный. По воздуху снежинки пролетают, вредные вещества собирают. Дети, можно снег брать в рот? (ответы детей).
— Дети, снег не мороженое, снег в рот не берите, здоровью своему не вредите. Дети, чем ещё опасен снег для нашего здоровья? (ответы детей).
— Если снег попадёт в сапоги, или под одежду, от нашего тепла снег растает, обувь и одежда станет сырой. Сырые вещи не хранят тепло, человек быстро замёрзнет и заболеет. Дети, что мы узнали о снегопаде? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что снегопад – это выпадение снежинок, снега из снежных туч.
Весёлые упражнения «Снег».
Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится | Кружимся. |
И на землю тихо Падает, ложится. | Приседаем, руки в стороны. |
И под утро снегом Поле забелело, | Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх. |
Точно пеленою Все его одело. | Обнимаем плечи руками. |
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной. | Руки вверх, ладони соединяем вместе. |
И заснул под нею Крепко, непробудно... Иван Суриков | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. |
По желанию детей упражнения повторяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Октябрь, 3 неделя. Поздняя осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Народная культура и традиции»....
Волкова Н.А. Ноябрь, 4 неделя. Вестники Зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Картотека познавательных прогулок...
Волкова Н.А. Ноябрь,5 неделя. Лесные гости. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Природоведческая тема «Лесные гости»....
Волкова Н.А. Февраль 3 неделя. Перелом зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Наши защитники»....