Викторина "Мои права и обязанности"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.

Задачи:

- закрепить представления детей о семье; о важных международных документах «Декларация прав», «Конвенция прав ребёнка»;

- развивать умение дифференцировать понятия «права» и «обязанности»,  рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей.

- воспитывать чувство уважения к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина "Мои права и обязанности"

Подготовила воспитатель:
Лесняк О.Н.

Возраст: 5 – 6лет.

Вид: интегрированное.

Форма организации: фронтальное.

Цель: уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.

Задачи:

- закрепить представления детей о семье; о важных международных документах «Декларация прав», «Конвенция прав ребёнка»;

- развивать умение дифференцировать понятия «права» и «обязанности»,  рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей.

- воспитывать чувство уважения к другим людям.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально – коммуникативное, физическое.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, социально – коммуникативное, речевое, физическое.

Предварительная работа: беседа о правах детей, чтение К.И.Чуковского «Айболит», А.Толстой «Золотой ключик», В.Китаев «Цветик – семицветик», Ш.Перро «Золушка, РНС «Заюшкина избушка».

Планируемый результат: дети узнали о гражданских правах и обязанностях.

Средства и оборудование:

Методические: картинки с изображением прав ребенка.

Ход викторины:

Воспитатель: добрый день, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы  поговорить о таком важном вопросе, как права детей.

Несколько лет тому назад женщины и мужчины из разных стран собрались обговорить все права необходимые человеку. И все страны подписали очень важный документ для взрослых. Какой?

Дети: декларация прав человека.

Воспитатель: в декларации сказано о правах всех людей. Каких?

Дети: взрослых.

Воспитатель: а через несколько лет вспомнили, что есть ещё люди, о которых нужно заботиться. Это кто?

Дети: дети.

Воспитатель: вся жизнь ребёнка зависит от взрослого и государство обязано позаботиться о своих маленьких гражданах. Так появился ещё один документ «Конвенция прав ребёнка». И наше государство тоже подписалось под этим документом, а значит, дало слово заботиться о своих детях. Кто защищает вас дома?

Дети: родные, взрослые.

Воспитатель: кто защищает вас в стране?

Дети: армия, полиция.

Воспитатель: кто поможет вам, когда вы больны?

Дети: врачи.

Воспитатель: кто поможет, если хотят навредить вам или вашим близким, вашему имуществу?

Дети: полицейские.

Воспитатель: давайте вспомним права детей. Для этого я загадаю вам загадки, вы хором отвечайте.

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка, Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку 
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила,
Все имеют своё …
(имя)

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой,
Имеют полное право на …
(отдых)

Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

Если дети заболели,
Плохо чувствуют себя,
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

Сказка учит нас, друзья,
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку,
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно,
Это право на …
(жильё)

Воспитатель: вы, ребята, вспомнили свои  права.  Давайте проведем сказочную викторину: я буду называть сказку, а вы постарайтесь вспомнить, какие права героев сказки нарушались или защищались.

Послушайте отрывок из произведения К.И.Чуковского «Айболит»

"И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!..."

Воспитатель: о каком праве здесь говориться?

Дети: медицинский уход, пища, чистая вода.

Воспитатель: нарушалось это право или защищалось?

Дети: защищалось.

Воспитатель: следующий отрывок из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик».

Вот кто я, поди-ка...

Грозный Карабас,

Славный Барабас.

Куклы предо мною

Стелятся травою...

У меня есть плетка,

Плетка в семь хвостов.

Пригрожу лишь плеткой –

Мой народец кроткий

Песни распевает,

Денежки сбирает

В мой большой карман,

В мой большой карман...

Воспитатель: о каком праве я вам прочитала?

Дети: дешевая рабочая сила. Жестокое обращение. Бесплатное образование.

Воспитатель: нарушалось это право или защищалось?

Дети: нарушалось.

Воспитатель: следующий отрывок из рассказа «Цветик – семицветик».

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав, круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

Воспитатель: о каком праве идет речь в этом отрывке?

Дети: дети – инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых, и охраняется это право «Законом о защите инвалидов в Российской Федерации».

Воспитатель: следующий отрывок из сказки «Золушка».

Дразнят Золушкой меня,

Оттого, что у огня,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Воспитатель: о каком праве рассказывается в этом отрывке?

Дети: о праве на отдых.

Воспитатель: нарушалось это право или защищалось?

Дети: нарушалось.

Воспитатель: какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?

Дети: на неприкосновенность жилища.

Воспитатель: кто нарушил это право?

Дети: лиса.

Воспитатель: а кто помог восстановить право?

Дети: петух.

Воспитатель: вы молодцы, научились объяснять свои права, но кроме прав есть ещё и обязанности, которые нужно выполнять. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом перед семьёй. Давайте вспомним, какие обязанности есть у детей. Называйте по очереди.

Ответы детей:

- я обязана помогать маленьким;

- я обязан помогать родителям;

- я обязан беречь природу;

- я обязан прибирать игрушки;

- я обязан не обижать малышей;

- я обязана помогать маме;

- я обязан уважать взрослых.

Воспитатель: давайте повторим, какой важный документ защищает права детей?

Дети: конвенция прав ребенка.

Воспитатель: молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной и теперь еще лучше стали понимать свои обязанности и запомнили свои права. Будет здорово, если вы об этом поговорите с родителями, расскажете все, что узнали о правах детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Мои права" (дошкольникам о правах и обязанностях)

Сценарий викторины "Мои права" посвящен знакомству детей старшего дошкольного возраста с основными правами (на неприкосновенность жилища, на здоровье, на жизнь, на безопасность и др.)....

Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.

Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну.  Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...

Памятка «Права ребенка. Обязанности. Органы, защищающие права детей»

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати...

Методическая разработка ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правами и обязанностями Тема: «Я человек, а значит, есть права и обязанности»

Цель: формирование элементарных представлений у дошкольников о  правах и обязанностях представленных  в основном документе  о «Правах ребёнка».Задачи:Помочь детям осознать, ...