Познавательно - экологический проект для детей старшей группы «Выращивание петрушки»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно - экологический проект для детей старшей группы
«Выращивание петрушки»
Оглавление:
Введение …. …3
1. Структура экологического проекта. …5
2. Характеристика растения….…. 7
3. Этапы проекта…8
Заключение…11
Список литературы…12
Приложение
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Введение
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе детского исследования ребё нок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Традиционно на территории детского сада создаётся огород, который используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.
Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе.
Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, необходимо подчеркнуть, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, а без этого невозможно формирование осознанного отношения к труду. Поэтому очень важно проводить планомерные наблюдения за разнообразными трудовыми действиями взрослых, например, весной наблюдать с ними посадку деревьев, кустарников, цветов. Дети могут участвовать в весенних посадках на участке и радоваться труду на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит зелень (например, петрушку, зеленый лук, укроп и т. д.) и угостит всех витаминным супом. Или когда, ухаживая за своим питомцем, вырастит на маленьком огороде лакомство (например, овес, пшеницу) для хомячка. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так воспитываются навыки экологической культуры.
Таким образом, совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включённости и участия как взрослых, так и детей. Важно воспитывать у детей интерес к труду взрослых и желание принять в нем участие.
Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Ребенок начинает самостоятельно ставить цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы.
Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности, я наблюдала за детьми, проводила с ними беседы и использовала диагностическую ситуацию «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой. По результатам этих диагностических исследований я пришла к выводу, что экспериментирование более предпочитаемый вид деятельности и является актуальным для детей старшего дошкольного возраста, так как исследовательская деятельность способствует познанию новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира.
Я решила вести исследовательскую деятельность с детьми в форме проектирования.
Предлагаю вашему вниманию один из проектов, направленный на расширение и обобщение знаний о культурном огородном растении – петрушке, на то, как сажать его, ухаживать за ним, на осознание значимости зелени в жизнедеятельности человека.
1. Структура экологического проекта.
Тип проекта :
- по доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, информационный, обучающий.
- по содержанию: экологический.
- по числу участников проекта : дети подготовительной и младшей групп.
- по времени проведения: долгосрочный
- по характеру контактов: в рамках ДОУ.
Цель проекта : создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию петрушки.
Задачи проекта :
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости тепла, света, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Формировать осознанно-правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
5. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
6. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Планируемый результат:
Ребята узнают значение воды, тепла, света в жизни растений.
Ребята научатся сажать петрушку, правильно ухаживать за ней (рыхление, полив, прополка) и собирать плоды.
Дети узнают полезные свойства петрушки.
Экспериментальным путём выяснить, как из семян появляется растение.
У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
План проекта :
Проект включает три основных этапа:
1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов.
2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й – обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Формы и методы реализации проекта :
- наблюдение;
- игры (дидактические, подвижные, соревновательные и т. д.);
- труд на огороде;
- чтение стихотворений;
- отгадывание загадок;
- разгадывание кроссвордов;
- беседы;
- опыты.
Реализацию задач исследовательского проекта осуществляли в летний период на огороде, а также в режимные моменты:
- в играх;
- на целевых прогулках;
- в различной совместной деятельности воспитателя и детей;
Материально-техническое обеспечение проектной деятельности :
Огород, дидактические экологические игры, загадки, кроссворды, стихи о петрушке, семена петрушки, орудия труда работы на огороде, оборудование для опытов.
2. Характеристика растения.
Петрушка является двулетним холодо-, жаростойким, влаголюбивым травянистым растением семейства сельдерейных. В культуре распространены две её разновидности – корневая и листовая. Долгое время петрушку выращивали только как декоративное и лекарственное растение. В России оно считалось обрядовым растением, венками из него девушки и юноши украшали головы на весенних праздниках. Позднее его стали разводить как пряное растение.
Петрушка – одно из самых ценных пряных овощных культур. Его листья содержат много витаминов (С, В1, В2, провитамин А, фолиевую кислоту, минеральные соли, а также белки и углеводы. Специфический запах растению придают эфирные масла, которых больше всего содержится в семенах.
Благодаря такому набору витаминов и других полезных веществ, петрушка обладает лечебными свойствами. Её используют для лечения заболеваний мочевого пузыря, почек, желудка. Препараты из петрушки оказывают противовоспалительное, бактерицидное, обезболивающее, мочегонное, кровоостанавливающее и ранозаживляющее действие, повышают аппетит. Они активизируют функции щитовидной и надпочечной желёз, восстанавливают силы, улучшают обменные процессы, повышают защитные силы организма и т. д. Используют петрушку и в косметике.
Лекарственным сырьём служат семена, корни, листья и стебель.
Петрушка придаёт великолепный аромат горячим кушаньям – супам, борщам, бульонам. Листья и корни её используют в качестве приправы к мясным, рыбным, овощным блюдам. Заготовленная впрок пряность надолго сохраняет свой натуральный цвет и душистый запах.
Петрушка цветёт в июне – июле, семена созревают в июле – августе. Хорошо растёт на плодородных и рыхлых почвах.
Выращивание петрушки
Сроки и схема посева. Осенью участок глубоко перепахивают. Высеивают
петрушку очень ранней весной. Так как это холодостойкое растение, семена начинают прорастать при температуре 3…4 градуса, всходы выдерживают заморозки до - 9 градусов. При посеве сухими семенами всходы появляются спустя 15-20 суток. Предварительное намачивание семян сокращает этот срок на 7-14 суток. Схема посева трёхстрочная (30+30+60см, глубина заделки 2-2,5 см.
Уход. Прореживание проводят дважды. Первый раз при появлении 1-2 настоящих листьев, второй раз – при появлении 5-6 листьев. Для получения корнеплодов после второго прореживания оставляют в ряду на 1м должно оставаться 20 растений, для срезки листьев – 30. В дальнейшем уход сводится к подкормкам, рыхлениям, прополкам, поливам.
Подкормка. Петрушка отличается невысокой потребностью в азоте и очень
отзывчива на применение калийных удобрений и чувствительна к недостатку фосфора в почве в период прорастания семян. Эта культура не выдерживает повышенной концентрации почвенного раствора, поэтому лучше растёт при невысоких дозах удобрений.
3. Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
В начале работы над проектом я провела беседу с целью выявления представлений детей о петрушке. В ходе беседы я выяснила, что дети имеют слабые представления о строении растения, его потребностях и особенностях ухода за ним. Предложила детям экспериментальным путем узнать, как растет и развивается растение.
- В нашем детском саду есть взрослые и дети. Растут ли взрослые? (ответы детей). А дети? (ответы детей). Кто считает, что он растёт? Как это можно доказать? (ответы детей).
- фотографии детей в младенческом возрасте;
- измерение роста детей на ростомере.
- Как вы думаете, растения растут? Как узнать, что растения растут? (ответы детей).
- сравнение комнатных растений.
- А из чего вырастают и как это происходит? (ответы детей). Именно об этом нам предстоит узнать. Мы с вами проведём исследование, посадим петрушку и будем за ней наблюдать.
С помощью родителей приобрели семена петрушки, подготовили почву, орудия труда для посадки, изготовили алгоритмы ухода за растениями. Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Лукошко», «Во саду ли в огороде», «Времена года» и другие. [Приложение]
2. Исследовательский этап.
Были проведены опыты с целью выявления факторов, влияющих на рост растения. Земля. «Узнаем, какая земля»
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, чёрного цвета, сыпучая).
Материалы, оборудование: земля в контейнере
Вода. «Вода и растения»
Цель: выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землёй и проростками растений (один проросток поливают, другой – нет).
Солнце. «Солнце и растения»
Цель: определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землёй и проростками растений (один проросток получает солнечный свет, другой прикрыт коробкой).
Человек. «Человек и растение»
Цель: выяснить, насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землёй и проростками растений (одно растение получает уход, другое – нет).
Дети под моим руководством подготовили почву для посадки семян, посадили на грядке семена петрушки. По предложению детей мы поделили грядку на две части – одну для мальчиков, и одну для девочек. В процессе выращивания у детей проявился дух соперничества. Даже те дети, которые были пассивны и проявляли себя только в качестве наблюдателей на начальном этапе, заинтересовались происходящим. Принимали активное участие в прополке, поливке и прореживании растений. Дети часто приводили своих родителей на территорию огорода, чтобы показать результаты своей деятельности.
Вместе с детьми мы выяснили, что нужно вначале как следуют полить грядки, сеять только в сырую почву. Дети узнали, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла и влаги из семечка проклюнется росток.
В ходе наблюдения за ростом петрушки проводилось знакомство с сорняками. Дети обращали внимание, что всходы неодинаковы. Сравнивали их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Выяснили, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому их нужно вырывать. Дети познакомились с двумя-тремя видами сорняков. Прополка способствовала выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.
Дети познакомились со свойствами земли, узнали, насколько вода необходима для растений, узнали о роли солнечного света в жизни растений, выяснили, насколько растение нуждается в уходе. Проводили наблюдения за ростом петрушки от посева до урожая.
3. Заключительный этап.
Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай петрушки. Дети с огромным удовольствием попробовали зелень, выращенную своими руками.
Рассмотрели строение растения, корень, стебель, листья, их высоту, форму, окраску. Сравнивали петрушку с другими уже известными растениями, находили сходство и различие. По свежим впечатлениям от наблюдений на участке дети создали рисунки этого растения. Знакомясь с полезными свойствами петрушки попробовали изготовить косметическое средство для омолаживания кожи лица.
Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
Заключение
Работа была организована таким образом, что каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые кроме него никто не может выполнить.
Я относилась к любым наблюдениям ребят серьёзно. Как можно часто хвалила их за то, что первыми заметили первые ростки петрушки, за полив грядки, за правильное рыхление и т. д. Дети чувствовали значимость того, чего они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса. Я старалась проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Поддерживала естественный интерес ребёнка к природе, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Эти качества –залог успеха реализации проекта.
В процессе исследования были задействованы все органы чувств: и зрение, и
обоняние, и слух, и осязание.
Помогала детям видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. В процессе наблюдения за ростом петрушки, дети открывали много неожиданного, интересного, на что раньше не обращали внимания.
Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка. Я была не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.
Считаю, что работа над проектом была успешной, что подтверждают результаты заключительной беседы.
В процессе исследования дети получили конкретные познавательные навыки: учились наблюдать, рассуждать, планировать работу, учились прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.
Считаю, что приобретенные познавательные навыки будут способствовать успешному обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrushka.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - экологический проект для детей старшей группы
«Выращивание петрушки»
Оглавление:
Введение …. …3
1. Структура экологического проекта. …5
2. Характеристика растения….…. 7
3. Этапы проекта…8
Заключение…11
Список литературы…12
Приложение
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Введение
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе детского исследования ребё нок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Традиционно на территории детского сада создаётся огород, который используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.
Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе.
Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, необходимо подчеркнуть, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, а без этого невозможно формирование осознанного отношения к труду. Поэтому очень важно проводить планомерные наблюдения за разнообразными трудовыми действиями взрослых, например, весной наблюдать с ними посадку деревьев, кустарников, цветов. Дети могут участвовать в весенних посадках на участке и радоваться труду на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит зелень (например, петрушку, зеленый лук, укроп и т. д.) и угостит всех витаминным супом. Или когда, ухаживая за своим питомцем, вырастит на маленьком огороде лакомство (например, овес, пшеницу) для хомячка. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так воспитываются навыки экологической культуры.
Таким образом, совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включённости и участия как взрослых, так и детей. Важно воспитывать у детей интерес к труду взрослых и желание принять в нем участие.
Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Ребенок начинает самостоятельно ставить цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы.
Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности, я наблюдала за детьми, проводила с ними беседы и использовала диагностическую ситуацию «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой. По результатам этих диагностических исследований я пришла к выводу, что экспериментирование более предпочитаемый вид деятельности и является актуальным для детей старшего дошкольного возраста, так как исследовательская деятельность способствует познанию новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира.
Я решила вести исследовательскую деятельность с детьми в форме проектирования.
Предлагаю вашему вниманию один из проектов, направленный на расширение и обобщение знаний о культурном огородном растении – петрушке, на то, как сажать его, ухаживать за ним, на осознание значимости зелени в жизнедеятельности человека.
1. Структура экологического проекта.
Тип проекта :
- по доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, информационный, обучающий.
- по содержанию: экологический.
- по числу участников проекта : дети подготовительной и младшей групп.
- по времени проведения: долгосрочный
- по характеру контактов: в рамках ДОУ.
Цель проекта : создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию петрушки.
Задачи проекта :
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости тепла, света, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Формировать осознанно-правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
5. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
6. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Планируемый результат:
Ребята узнают значение воды, тепла, света в жизни растений.
Ребята научатся сажать петрушку, правильно ухаживать за ней (рыхление, полив, прополка) и собирать плоды.
Дети узнают полезные свойства петрушки.
Экспериментальным путём выяснить, как из семян появляется растение.
У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
План проекта :
Проект включает три основных этапа:
1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов.
2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й – обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Формы и методы реализации проекта :
- наблюдение;
- игры (дидактические, подвижные, соревновательные и т. д.);
- труд на огороде;
- чтение стихотворений;
- отгадывание загадок;
- разгадывание кроссвордов;
- беседы;
- опыты.
Реализацию задач исследовательского проекта осуществляли в летний период на огороде, а также в режимные моменты:
- в играх;
- на целевых прогулках;
- в различной совместной деятельности воспитателя и детей;
Материально-техническое обеспечение проектной деятельности :
Огород, дидактические экологические игры, загадки, кроссворды, стихи о петрушке, семена петрушки, орудия труда работы на огороде, оборудование для опытов.
2. Характеристика растения.
Петрушка является двулетним холодо-, жаростойким, влаголюбивым травянистым растением семейства сельдерейных. В культуре распространены две её разновидности – корневая и листовая. Долгое время петрушку выращивали только как декоративное и лекарственное растение. В России оно считалось обрядовым растением, венками из него девушки и юноши украшали головы на весенних праздниках. Позднее его стали разводить как пряное растение.
Петрушка – одно из самых ценных пряных овощных культур. Его листья содержат много витаминов (С, В1, В2, провитамин А, фолиевую кислоту, минеральные соли, а также белки и углеводы. Специфический запах растению придают эфирные масла, которых больше всего содержится в семенах.
Благодаря такому набору витаминов и других полезных веществ, петрушка обладает лечебными свойствами. Её используют для лечения заболеваний мочевого пузыря, почек, желудка. Препараты из петрушки оказывают противовоспалительное, бактерицидное, обезболивающее, мочегонное, кровоостанавливающее и ранозаживляющее действие, повышают аппетит. Они активизируют функции щитовидной и надпочечной желёз, восстанавливают силы, улучшают обменные процессы, повышают защитные силы организма и т. д. Используют петрушку и в косметике.
Лекарственным сырьём служат семена, корни, листья и стебель.
Петрушка придаёт великолепный аромат горячим кушаньям – супам, борщам, бульонам. Листья и корни её используют в качестве приправы к мясным, рыбным, овощным блюдам. Заготовленная впрок пряность надолго сохраняет свой натуральный цвет и душистый запах.
Петрушка цветёт в июне – июле, семена созревают в июле – августе. Хорошо растёт на плодородных и рыхлых почвах.
Выращивание петрушки
Сроки и схема посева. Осенью участок глубоко перепахивают. Высеивают
петрушку очень ранней весной. Так как это холодостойкое растение, семена начинают прорастать при температуре 3…4 градуса, всходы выдерживают заморозки до - 9 градусов. При посеве сухими семенами всходы появляются спустя 15-20 суток. Предварительное намачивание семян сокращает этот срок на 7-14 суток. Схема посева трёхстрочная (30+30+60см, глубина заделки 2-2,5 см.
Уход. Прореживание проводят дважды. Первый раз при появлении 1-2 настоящих листьев, второй раз – при появлении 5-6 листьев. Для получения корнеплодов после второго прореживания оставляют в ряду на 1м должно оставаться 20 растений, для срезки листьев – 30. В дальнейшем уход сводится к подкормкам, рыхлениям, прополкам, поливам.
Подкормка. Петрушка отличается невысокой потребностью в азоте и очень
отзывчива на применение калийных удобрений и чувствительна к недостатку фосфора в почве в период прорастания семян. Эта культура не выдерживает повышенной концентрации почвенного раствора, поэтому лучше растёт при невысоких дозах удобрений.
3. Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
В начале работы над проектом я провела беседу с целью выявления представлений детей о петрушке. В ходе беседы я выяснила, что дети имеют слабые представления о строении растения, его потребностях и особенностях ухода за ним. Предложила детям экспериментальным путем узнать, как растет и развивается растение.
- В нашем детском саду есть взрослые и дети. Растут ли взрослые? (ответы детей). А дети? (ответы детей). Кто считает, что он растёт? Как это можно доказать? (ответы детей).
- фотографии детей в младенческом возрасте;
- измерение роста детей на ростомере.
- Как вы думаете, растения растут? Как узнать, что растения растут? (ответы детей).
- сравнение комнатных растений.
- А из чего вырастают и как это происходит? (ответы детей). Именно об этом нам предстоит узнать. Мы с вами проведём исследование, посадим петрушку и будем за ней наблюдать.
С помощью родителей приобрели семена петрушки, подготовили почву, орудия труда для посадки, изготовили алгоритмы ухода за растениями. Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Лукошко», «Во саду ли в огороде», «Времена года» и другие. [Приложение]
2. Исследовательский этап.
Были проведены опыты с целью выявления факторов, влияющих на рост растения. Земля. «Узнаем, какая земля»
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, чёрного цвета, сыпучая).
Материалы, оборудование: земля в контейнере
Вода. «Вода и растения»
Цель: выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землёй и проростками растений (один проросток поливают, другой – нет).
Солнце. «Солнце и растения»
Цель: определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землёй и проростками растений (один проросток получает солнечный свет, другой прикрыт коробкой).
Человек. «Человек и растение»
Цель: выяснить, насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землёй и проростками растений (одно растение получает уход, другое – нет).
Дети под моим руководством подготовили почву для посадки семян, посадили на грядке семена петрушки. По предложению детей мы поделили грядку на две части – одну для мальчиков, и одну для девочек. В процессе выращивания у детей проявился дух соперничества. Даже те дети, которые были пассивны и проявляли себя только в качестве наблюдателей на начальном этапе, заинтересовались происходящим. Принимали активное участие в прополке, поливке и прореживании растений. Дети часто приводили своих родителей на территорию огорода, чтобы показать результаты своей деятельности.
Вместе с детьми мы выяснили, что нужно вначале как следуют полить грядки, сеять только в сырую почву. Дети узнали, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла и влаги из семечка проклюнется росток.
В ходе наблюдения за ростом петрушки проводилось знакомство с сорняками. Дети обращали внимание, что всходы неодинаковы. Сравнивали их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Выяснили, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому их нужно вырывать. Дети познакомились с двумя-тремя видами сорняков. Прополка способствовала выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.
Дети познакомились со свойствами земли, узнали, насколько вода необходима для растений, узнали о роли солнечного света в жизни растений, выяснили, насколько растение нуждается в уходе. Проводили наблюдения за ростом петрушки от посева до урожая.
3. Заключительный этап.
Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай петрушки. Дети с огромным удовольствием попробовали зелень, выращенную своими руками.
Рассмотрели строение растения, корень, стебель, листья, их высоту, форму, окраску. Сравнивали петрушку с другими уже известными растениями, находили сходство и различие. По свежим впечатлениям от наблюдений на участке дети создали рисунки этого растения. Знакомясь с полезными свойствами петрушки попробовали изготовить косметическое средство для омолаживания кожи лица.
Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
Заключение
Работа была организована таким образом, что каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые кроме него никто не может выполнить.
Я относилась к любым наблюдениям ребят серьёзно. Как можно часто хвалила их за то, что первыми заметили первые ростки петрушки, за полив грядки, за правильное рыхление и т. д. Дети чувствовали значимость того, чего они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса. Я старалась проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Поддерживала естественный интерес ребёнка к природе, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Эти качества –залог успеха реализации проекта.
В процессе исследования были задействованы все органы чувств: и зрение, и
обоняние, и слух, и осязание.
Помогала детям видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. В процессе наблюдения за ростом петрушки, дети открывали много неожиданного, интересного, на что раньше не обращали внимания.
Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка. Я была не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.
Считаю, что работа над проектом была успешной, что подтверждают результаты заключительной беседы.
В процессе исследования дети получили конкретные познавательные навыки: учились наблюдать, рассуждать, планировать работу, учились прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.
Считаю, что приобретенные познавательные навыки будут способствовать успешному обучению в школе.
Список литературы
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1973 г.
2. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1992 г.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2005г.
4. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика Синтез, 2002 г.
5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – Н. Новгород: НГПУ, 2005 г.
6. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 592 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - экологический проект для детей старшей группы "Тётушка Тыква"
В проекте описывается создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию тыквы....
Экологический проект для детей старшей группы № 6 «Покормите птиц зимой»
Наблюдая на прогулке с детьми за птицами, мы единогласно решили помочь пернатым друзьям и организовать традиционную акцию в форме педагогического проекта «Покормите птиц зимой! »....
Экологический проект для детей старшей группы (5-6 лет) «Путешествие Водяной Капельки»
Экологический проект «Путешествие Водяной Капельки»Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)Продолжительность: краткосрочный (5 дней)Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители....
Экологический проект для детей старшей группы «Царство насекомых».
данный проект направлен на развитие знаний детей в экологической области, а именно в области насекомых...
Познавательно-экологический проект для детей подготовительной группы «Наши пушистые питомцы!»
воспитание гуманного и бережного отношения к животным...
Экологический проект для детей старшей группы
Актуальность:В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм станов...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Формирование основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам: их подкормку, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым об...