Картотека наблюдений на прогулке (младший возраст)
картотека по окружающему миру (младшая, средняя группа)
Картотека наблюдений на прогулке по месяцам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy_mladshiy_vozrast.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека наблюдений на прогулке (младший возраст)
ОСЕНЬ (Сентябрь) Наблюдение за растениями: 1-я неделя: На клумбе рассмотреть цветы. Как ярко они цветут. Предложить назвать какого цвета цветы растут на клумбе. Воспитывать эстетическое отношение к природе. 2-я неделя: Познакомить детей с кленом и березой. Рассмотреть их листья. Сказать, чем они отличаются. Предложить найти листья клена и листья березы. Учить не обрывать листья, а собирать их с земли. 3-я неделя: Закрепить знания о березе и клене. Предложить детям найти на участке детского сада несколько таких деревьев. 4-я неделя: Привлечь внимание детей к ярко расцвеченным деревьям. Показать, какие красивые деревья на участке – у них много красных и желтых листьев. Понаблюдать за листопадом. Наблюдение за неживой природой 1-я неделя: Наблюдение за небом. Оно яркое, безоблачное или, наоборот, затянуто серыми облаками. Предложить подумать, какое бывает небо перед дождем. 2-я неделя: Рассказать об основных приметах осени (утром прохладно, чаще идет дождик). Предложить детям посмотреть вокруг и подумать, какие еще приметы касаются осени. 3-я неделя: В дождливый день, гуляя под навесом, посмотреть, как идет дождь, люди идут под зонтиком. Рассказать потешку: «Дождик, дождик, полно лить, наших детушек мочить». 4-я неделя: Выйдя на участок обратить внимание детей на теплую погоду. Предложить протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили это тепло. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее окраску. Спросить, домашнее это животное или дикое? Доказать. Рассказать потешку про кота. 2-я неделя: Наблюдение за воробьями. Предложить попрыгать, как воробушки. Покормить их крошками. 3-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Пчел стало меньше, они готовятся к зиме. Рассказать, что мухи на зиму тоже засыпают: они становятся вялыми, медлительными и ищут себе теплое местечко. 4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Они летают стайками, ловят насекомых, готовятся к отлету в теплые края. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Рассказать, что осенью в садах и на дачах собирают последний урожай. Спросить, какие фрукты и овощи собирают. Предложить срезать на клумбе цветы и поставить их в вазу. 2-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Спросить, что могут перевозить грузовики? Рассказать, что у грузовых машин есть кузов и кабина. 3-я неделя: Спросить, кто должен убирать опавшую листву (это дворник? Взять грабли и предложить ребятам собрать опавшую листву в кучу, чтобы дворнику было легче собирать листья. 4-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Почему у них большие колеса? Закрепить названия основных частей грузовика. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Рассказать, что началась осень. Те ребята, кому исполнилось семь лет пошли в школу. Вы еще малыши, но будите узнавать много нового на занятиях в детском саду, а когда подрастете, тоже пойдете в школу. 2-я неделя: Обойти вокруг детского сада, рассмотреть постройки, рассказать детям об их назначении (прачечная, мастерская). Учить детей ходить парами. 3-я неделя: Попросить детей показать границы участка. Сказать, что у каждой группы есть свой участок для прогулок, на котором ребята должны соблюдать чистоту. Дети должны гулять на своем участке, чтобы не потеряться. 4-я неделя: Попросить детей принести листья большого или маленького размера, красные или желтые. Поиграть с листьями. | ОСЕНЬ (Октябрь) Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Наблюдение листопада. Посмотреть, как красиво кружатся листья. Обратить внимание, что листопад бывает при ветре. Если погода безветренная, то покачать дерево и посмотреть, как летят листья. 2-я неделя: Рассмотреть деревья, познакомить детей с их строением. У дерева есть ствол, ветки, листья. А еще у него, как и любого растения есть корни, но они находятся под землей и их не видно. 3-я неделя: Учить различать деревья и кустарники. Обратить внимание, что у дерева один толстый ствол, а у кустарника несколько тонких. Провести игру: «Встань у дерева, у куста». 4-я неделя: Закрепить знания о деревьях. Показать детям листок и попросить принести лист с того же дерева. Развивать наблюдательность Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: В ветреную погоду обратить внимание, как ветер качает деревья, срывает и крутит листья. Предложить послушать шум ветра. Дать ребятам вертушки или бумажный самолетик. Дети играют с ними на ветру. 2-я неделя: Наблюдение за облаками. Рассмотреть, какие они красивые, белоснежные, пушистые, похожи на кусочки ваты. Обратить внимание, что форма облаков все время меняется. 3-я неделя: Посмотреть, как блестят капельки на листьях, на траве после дождя. Пояснить, что это солнышко светит. После дождя бывают лужи, в них тоже отражается солнце. Постепенно лужи высыхают. 4-я неделя: Наблюдение за дождем с веранды. Сначала он падает редкими каплями, потом постепенно усиливается. Разучить потешку: Дождик, дождик, как да кап! Мокрые дорожки. Все равно пойдем гулять – наденем галошки. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Обратить внимание на птиц, сидящих на проводах. Это стрижи, ласточки, которые готовятся к отлету. Рассказать, что зимой эти птицы не могут найти себе корм, поэтому вынуждены улетать в теплые края. 2-я неделя: Наблюдение за собаками. Спросить, похожи ли кошки и собаки, чем? Учить по определенным признакам узнавать, что это животное (есть мех, хвост, четыре лапы и т. д.) 3-я неделя: Наблюдение за птицами. Дать им корм. Сказать, что на участок прилетают разные птицы. Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает. Голуби больше воробьев, они ходят. Учить различать птиц. 4-я неделя: Спросить, каких домашних животных знают дети. Рассказать, что осенью для домашних животных заготавливают корма, чтобы кормить их зимой. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Собираясь на прогулку, воспитатель обращает внимание, что на улице стало холодно, люди надели куртки и пальто. Предложить подумать, почему с похолоданием люди одеваются теплее? 2-я неделя: Наблюдение за машиной скорой помощи. Рассмотреть ее отличительные особенности. Спросить, зачем нужна сирена. Кто работает на скорой помощи? Когда ее вызывают? 3-я неделя: Предложить детям помыть игрушки и поставить некоторые из них сушиться на солнце, а некоторые в тень. Обратить внимание, что на солнце предметы высыхают гораздо быстрее. 4-я неделя: Приучать детей содержать свой участок в чистоте. Спросить, что необходимо делать, чтобы было чисто (не мусорить, убирать игрушки и т. д.) сказать, что после игры с песком, его необходимо смести. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Предложить детям рассмотреть осенние листья, собрать самые красивые из них для будущего гербария и поделок. 2-я неделя: Рассмотреть, какой инвентарь есть на участке. Сказать, что во время прогулки нужно соблюдать правила, чтобы не получить травмы. Предложить подумать, что это могут быть за правила. 3-я неделя: Загадать загадки об овощах. Спросить, когда созревают овощи. Какие овощи знают ребята? Что из них можно сделать? Прочитать стихотворение Тувима «Овощи». 4-я неделя: Учить выделять из наблюдаемого характерные признаки осени: похолодало, идут дожди, солнце меньше греет, люди надели теплую одежду и т. д. |
ОСЕНЬ (Ноябрь) Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что с некоторых деревьях все листья уже облетели, а на некоторых осталось немного пожухлой листвы. Сказать, что весной деревья снова зазеленеют. 2-я неделя: Наблюдение за цветником. На клумбе не осталось зеленой травы и цветущих растений. Все растения завяли, но они не умерли. Весной многолетники вновь зацветут. 3-я неделя: Рассмотреть семена клена. Сказать, что они называются двукрылкой, потому что имеют два «крыла». Предложить посмотреть, как летают эти «вертолетики». 4-я неделя: На деревьях уже не осталось листьев. Спросить ребят, как теперь узнать, где клен, где береза? Это можно узнать по особенностям строения ствола, по цвету коры. Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: Обратить внимание детей, что солнце светит, но практически не греет. На улице холодно. Сказать, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет и воздух становится холоднее. 2-я неделя: Предложить детям подумать, от чего качаются деревья. Спросить, есть ли сегодня ветер? Как дети узнали, что ветра нет? 3-я неделя: Наблюдая за дождем, обратить внимание, что дождь становится все холоднее, появляются первые снежинки, лужи покрываются тонким, как стекло льдом, но он еще непрочный, от малейшего удара ломается. 4-я неделя: Обратить внимание, что осенью рано темнеет. На небе можно увидеть часть луны. Спросить, что еще можно увидеть на небе. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Предложить найти насекомых. Их нет рассказать, что насекомые на зиму прячутся под землю, под листья, под кору деревьев и спят до весны. 2-я неделя: Спросить, что происходит в лесу с дикими животными. Они тоже готовятся к зиме: нагуляли жир, меняют окраску шерсти, некоторые готовятся к спячке. Назвать диких животных. 3-я неделя: Спросить давно ли ребята видели стрижей, уток. Давно. Они улетели в теплые края. Предложить назвать отличительные особенности птиц (перья, клюв, крылья, две лапки) . 4-я неделя: На зиму остались голуби и воробьи, хорошо знакомые детям. Предложить собирать для них крошки и подкармливать птиц. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Посмотреть, как люди одеты во время дождя: надевают резиновую обувь, плащи, берут с собой зонтики. Спросить, чем опасно поздней осенью промочить ноги (можно простудиться? 2-я неделя: Наблюдение за самолетом. Сказать, что самолеты бывают пассажирские, которые перевозят людей и грузовые, перевозящие различный груз. Спросить, кто летал на самолете. Предложить поделиться впечатлениями. 3-я неделя: Предложить детям собрать листву и укрыть растения на клумбе. Сказать, что зимой листья и снег предотвратят растения от вымерзания. 4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Осень подходит к концу. Люди надели зимнюю одежду: теплые куртки, пальто, шубы. Спросить, как люди защищают руки, голову от холода. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Пройтись с детьми по дорожкам, усыпанным листьями. Послушать, как они шуршат под ногами. Спросить, что чувствуют ребята, когда ходят по опавшей листве? 2-я неделя: Пройти по территории детского сада и посмотреть, осталась ли где-нибудь зеленая трава или листья. Нет. Попросить детей назвать приметы осени, знакомые детям. Если дети затрудняются ответить или назвали мало примет, подвести их к правильному ответу с помощью наводящих вопросов 3-я неделя: Наблюдение за играми детей. Посмотреть, как играют старшие ребята: они прыгают через скакалку, отбивают мяч. Сказать, что ребята подрастут и тоже научаться так играть. Спросить, в какие игры сейчас играют ребята? 4-я неделя: Обратить внимание, что все лужи покрыты льдом, на реке тоже лед, хоть он еще и не крепкий. Спросить, почему вода замерзла (потому, что холодно? Предложить взять в руки кусочек льда и сжать в ладошке, посмотреть, что будет. | ЗИМА (Декабрь) Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Подвести детей к цветнику. Остались ли какие-нибудь растения на клумбе? Цветов нет, торчат только засохшие стебли. Спросить, почему не растут цветы? Им холодно формировать элементарные понятия об условиях роста растений. 2-я неделя: Наблюдение за деревьями. Спросить, какие деревья знают ребята, могут ли они их показать? Закрепить знания о строении дерева. 3-я неделя: Все клумбы в снегу. Сказать, что не надо убирать снег с клумб, под ним спит травка, как под пушистым одеялом. Чем больше будет снега, тем теплее траве. 4-я неделя: Наблюдение за деревьями. Посмотреть, все ли ветки целы. Сказать, что во время сильного ветра могут сломаться даже большие ветви, а, иногда, и деревья. Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: Отметить, что на улице холодно, мороз. Спросить, какое время года пришло к нам в гости. Какие приметы зимы знают ребята? 2-я неделя: Наблюдение снега. Предложить детям половить снежинки. Спросить, какие они? Белые холодные, красивые, легко тают. Познакомить с некоторыми свойствами снега, активизировать активный словарь детей. 3-я неделя: Обратить внимание на погоду: светит солнце, небо голубое, чистое. Посмотреть, как сверкает на солнце снег: хочется зажмурить глаза. 4-я неделя: Наблюдение ветра. Спросить, какой ветер зимой? Он холодный, сильный, свирепый. Предложить вспомнить, какой ветерок дул летом. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они постоянные гости в детском саду. Насыпать им зернышки. Учить вести себя спокойно возле птиц, т. к. при малейшем шуме, они улетают. 2-я неделя: Наблюдение за собаками. Они бегают, поджимая лапы и хвост. Им холодно. Сказать, что зимой бродячие собаки особенно опасны, потому что страдают от голода и могут напасть на человека. 3-я неделя: Наблюдение за собаками. Спросить, как надо вести себя с бродячими собаками. Познакомить детей с элементарными правилами безопасности при общении с животными. 4-я неделя: Наблюдение за голубями. Они гораздо смелее воробьев. Не бояться подлетать близко к людям, могут даже взять корм из рук. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Осенью он убирал листья, а сейчас чистит дорожки от снега. Спросить, зачем? Чтобы ребятам было удобнее идти по дорожкам в детский сад. 2-я неделя: Вынести лопатки и ведерки. Предложить детям расчистить дорожки от снега. Поиграть со снегом: полепить, сделать снежки. 3-я неделя: Наблюдение за людьми. У них красные щеки и носы. Почему? На улице холодно, поэтому лицо краснеет. Предложить посмотреть друг на друга и увидеть красные носы и щеки. 4-я неделя: Наблюдение за автомобилями. Обратить внимание, что автомобили ездят очень аккуратно, почему? На дорогах снег и лед, надо соблюдать осторожность, чтобы не было аварий. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Обойти вокруг детского сада. Травы не видно, листья с деревьев все облетели. Какое настроение у ребят, почему? Сказать, что скоро выпадет снег, и земля покроется белым покрывалом: будет очень красиво, и, наверняка, у ребят поднимется настроение. 2-я неделя: Поймать снежинку на рукавичку. Рассмотреть ее тончайшие узоры. Прочитать стихотворение: Белая, узорная звездочка-малютка, Ты слети ко мне на руку, Посиди минутку. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. 3-я неделя: Загадать загадки о зиме (о снеге, ветре, морозе, льде). Спросить, что из отгадок ребята уже видели этой зимой. Развивать наблюдательность. 4-я неделя: Заморозить в формочках воду, положив в нее ниточку. Предложить детям украсить этими «игрушками» ветки деревьев. Спросить, какой праздник приближается. Сказать, что к нам в гости придет Дед Мороз, и он будет очень рад увидеть нарядные деревья. |
ЗИМА (Январь) Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Наблюдение за кедром. Обратить внимание, что все деревья стоят голые, только у кедров зеленые иголки. Сказать, что вместо листьев у этого дерева иглы, которые не боятся холода. У каких деревьев тоже есть иголки? 2-я неделя: Рассмотреть различные деревья. Предложить найти деревья с толстыми стволами, затем с тонкими. Предложить подумать, какие деревья старше, почему? 3-я неделя: Сказать, что зимой ветки деревьев очень хрупкие и могут легко сломаться. Отряхнуть ветки от снега. Воспитывать бережное отношение к природе. Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: Наблюдение за снегом. Предложить детям положить немного снега на варежку и подуть. Он легко сдувается, значит он легкий, воздушный. Попробовать сдуть снег со скамейки, со стола. 2-я неделя: Обратить внимание на ледовые украшения, которые ребята развешивали на деревьях. Они стали меньше. Сказать, что на солнце лед тает, поэтому наши украшения стали меньше. 3-я неделя: Продолжать знакомство со свойствами снега. Предложить снять варежки и потрогать снег. Какой он? Холодный, липкий. Попробовать полепить из снега. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Обратить внимание, что к кормушке прилетают новые птицы – это синички. Они прилетели из леса в поисках пищи. Эти птички очень любят семечки и сало. 2-я неделя: Предложить сравнить птиц. Голуби, вороны хотят важно, не спеша. Воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями. Предложить повторить повадки птиц. 3-я неделя: Наблюдение за кошкой. Она идет высоко поднимая лапы, отряхивает их от снега. Сказать, что снег мокрый, а кошки не любят воду. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Сказать детям, что пока они отдыхали, выпало много снега. Спросить, кто убирает снег? Предложить взять лопатки и метелки и расчистить дорожки, посыпать их песком 2-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Какая одежда помогает уберечься от холода? Посмотреть друг на друга и назвать, во что одеты дети. Спросить, почему надо одеваться тепло (чтобы не заболеть? 3-я неделя: Наблюдение за снегоуборочной машиной. Рассмотреть ее строение. Специальными лопастями она загребает снег. Сказать, что снег с дороги надо убирать, чтобы машинам было удобнее ездить. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Обратить внимание на множество следов на свежевыпавшем снегу. Предложить подумать, чьи это следы. Здесь прошли люди, а здесь прыгали птички. Предложить оставить свои отпечатки обуви. 2-я неделя: Взять на прогулку лопатки, формочки, полепить из снега. Попробовать слепить снеговика или домик. Поиграть в снежки. 3-я неделя: Наблюдение за играми старших детей. Они катают друг друга на санках. Спросить, в какие игры еще играют зимой. Могут ли ребята кататься на коньках? | ЗИМА (Февраль) Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Напомнить, что снег защищает деревья и другие растения от вымерзания. Предложить сгрести снег к деревьям, чтобы им было теплее. 2-я неделя: Спросить, растут ли сейчас растения. Нет, на улице холодно, а для растений необходимо тепло. Предложить посадить в группе лук и понаблюдать за его ростом. 3-я неделя: Наблюдение за деревьями. Закрепить, что у каждого дерева есть ствол и ветки, ствол покрыт корой. У одного дерева кора темная, у другого – светлая. 4-я неделя: Обратить внимание, что у деревьев не только разные по толщине стволы, но и различная высота. Поиграть в игру: «Раз, два, три – к высокому (низкому) дереву беги! » Наблюдение за неживой природой: 1-http://www.maam.ru/includes/bbcode/images/b.pngя неделя: Наблюдение неба. Солнце появляется редко, небо затянуто. Спросить, какое бывает небо, когда идет снег. 2-я неделя: После снегопада показать, какие высокие сугробы намело вокруг. Сказать, чем больше выпадает снега, тем выше образуются сугробы. 3-я неделя: Предложить набрать снег в небольшое ведерко. После прогулки, занести его в группу. Понаблюдать, как тает снег. От него осталась одна грязная вода. Сделать вывод, что снег – это замерзшая вода. 4-я неделя: Наблюдение сосулек. В конце зимы на крыше появились сосульки, это потому, что на крыше стал таять снег, морозе капельки замерзают и превращаются в сосульки. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Наблюдение за собакой. Учить различать характерные признаки внешнего вида (большая, черная, лохматая и т. д., познакомить с особенностями поведения (бегает, прыгает, виляет хвостом, когда радуется). 2-я неделя: Наблюдение за голубями. Отметить, что голуби бывают разной величины и разного цвета: белые, коричневые, сизые. Иногда их называют сизарями. Голуби, голуби, раз, два, три… Прилетели голуби, сизари. Сели и нахохлились у дверей. Кто накормит крошками сизарей? (И. Токмакова) 3-я неделя: Наблюдать за воробьями: рассмотреть их внешний вид, повадки. Воробей маленький, юркий, прыгает, чирикает. Жили-были два воробушка, Два маленьких, два хорошеньких, Один - Чик, другой Чирик, Оба вместе Чик-Чирик! 4-я неделя: Спросить, детей, почему не видно насекомых, куда они спрятались? Принести в группу кусок коры или комок земли, дать оттаять. Посмотреть, что и в коре, и в земле прячутся насекомые. Они спали там всю зиму. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Спросить, можно ли есть снег? Почему? Выслушать разные ответы. Предложить вспомнить, что стало в группе с растаявшим снегом (он превратился в грязную лужу). Сказать, что такую воду пить нельзя. 2-я неделя: Обратить внимание на труд дворника: он скалывает лед и посыпают дорожки песком, чтобы люди не падали, очищают тротуары от снега большими лопатами и скребками. Их труд облегчает снегоуборочная машина. 3-я неделя: Наблюдение за военными. Сказать, что в феврале мы отмечаем День защитника Отечества. Посмотреть, как солдаты идут строем, какая на них форма. Спросить, хотели бы мальчики, когда подрастут, стать военными? 4-я неделя: Наблюдение за работой грузчиков. К детскому саду подъехала машина, и грузчики выгружают мебель. Сказать, что это тяжелая работа. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Уточнить представления детей о признаках зимы (холодно, снег, можно кататься на санках и коньках). Вызывать радостные переживания от зимней прогулки. 2-я неделя: Показать детям, что под крышами домов висят сосульки. Спросить, можно ли играть и бегать под ними? Почему нельзя? рассказать о правилах, которые надо соблюдать при появлении сосулек. 3-я неделя: Обратить внимание детей на снег. Он стал рыхлым, ноздреватым, потемнел. Это происходит оттого, что солнце стало греть немного теплее и снег подтаивает. 4-я неделя: Пройти по территории детского сада. Отметить произошедшие изменения. Снег потемнел и осел, кое-где видна земля – это проталины. Чувствуется приближение весны. |
ВЕСНА (Март) Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Наблюдение за травой. Сказать детям, что начался первый весенний месяц – март. Спросить видна ли трава, почему нет? Раскопать снег и посмотреть, что даже под снегом травы еще нет. 2-я неделя: Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что на осине уже набухли почки. Показать детям веточку вербы. Сказать, что первой из деревьев начинает цвести верба. Предложить поставить ветку в воду и проследить появление листьев. 3-я неделя: Подойти к трубам отопления и обратить внимание на травку, которая пробивается из-под земли. Спросить, почему именно здесь появилась трава? Потому, что от труб отопления идет тепло. 4-я неделя: Наблюдение за одуванчиком. Возле труб отопления или возле домов уже можно увидеть первые цветы – одуванчики. Закрепить понятие о том, что для роста растений необходимо тепло. Учить любоваться цветами, не срывая их. Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: Наблюдение за ветром. Он еще холодный. Сказать детям, что с наступлением весны, солнце будет припекать больше и ветер потеплеет. 2-я неделя: Наблюдение за таянием снега и льда. Спросить, почему начал таять снег? Стало теплее, солнышко пригревает больше, поэтому снег и лед тают. 3-я неделя: Наблюдение солнца. Обратить внимание, что стало раньше светлеть и позже темнеть, солнце поднимается выше и светит ярче. 4-я неделя: Предложить детям подойти к клумбе, потрогать землю. Она еще холодная, мерзлая, кое-где лежит снег. Спросить ребят, можно ли сейчас вскопать грядки и посадить цветы? Почему нельзя? Наблюдение за животными: 1-я неделя: Наблюдение за птицами. Они более оживлены, весело чирикают. Чувствуют приближение весны. 2-я неделя: Наблюдение за кошкой с котятами. Посмотреть, как нежно она относится к своим детенышам. Спросить, как мамы относятся к своим детям? 3-я неделя: Сказать, что весной из теплых стран возвращаются птицы. Спросить, знают ли ребята, каких-нибудь перелетных птиц? Если ребята затрудняются ответить, назвать 2-3 птицы (грач, стриж, ласточка). В группе показать этих птиц на картинке. 4-я неделя: Наблюдение за насекомыми. С первыми теплыми днями появляются мухи, выползают жуки. Постараться поймать жука и рассмотреть его строение. После наблюдения обязательно отпустить насекомое. Воспитывать бережное отношение к природе. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Наблюдение за работой полиции. Рассмотреть полицейскую машину. Спросить, зачем нужна сирена? В чем заключается работа полицейских, когда их вызывают? Сказать, что телефон полиции 02. 2-я неделя: После сильного ветра, обратить внимание, как много на земле обломанных веток, больших и маленьких. Предложить навести порядок на участке: убрать сломанные ветки. 3-я неделя: Наблюдение за общественным транспортом. Спросить, какой общественный транспорт знают ребята (у нас это – автобус, такси, электричка, существуют еще троллейбус, трамвай, метро). Закрепить правила поведения в общественном транспорте. 4-я неделя: Снег тает, и по дороге побежали ручейки. Предложить детям лопатками прокапать дорожку для ручейка. Посмотреть, как вода потечет по ложбинке. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Предложить ребятам осмотреть все участки и оборудования на них. Можно увидеть горки, лесенки, песочницы, бревнышки и т. д. Спросить, нужно ли соблюдать какие- нибудь правила во время игр на участке, и какие? 2-я неделя: Обратить внимание на участки земли с растаявшим снегом. Это проталины. Посмотреть, где образуются проталины. Проталин больше там, куда попадает солнце. 3-я неделя: Наблюдение за погодой. Сравнить погоду зимой и сейчас, в конце марта. Хотя настоящее тепло еще не наступило, но больших холодов уже нет. 4-я неделя: Обойти территорию детского сада. Снега уже не осталось. Земля черная, сырая, кое-где видны лужи. На некоторых деревьях уже набухли почки. Спросить, приметы какого времени года могут видеть ребята? | ВЕСНА (Апрель) Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Закрепить знания о деревьях и кустарниках. Повторить строение дерева. Обратить внимание на то, что у дерева один толстый ствол, а у кустарника несколько тонких. 2-я неделя: Показать веточки березы, осины, клена. Рассмотреть почки на каждой из них. Отметить, что на разных деревьях почки набухли неодинаково, значит и листики у них появятся не одновременно. 3-я неделя: Показать детям, что возле домов на солнце уже появилась травка. Предложить найти траву в затененных местах. Ее еще нет. Спросить, почему? Подвести детей к пониманию зависимости растений от тепла и солнечного света. 4-я неделя: Наблюдение за черемухой. Обратить внимание детей, что у черемухи первой появились листочки. Аккуратно потрогать их. Они клейкие, нежные, еще совсем молоденькие. Со временем, они станут больше и темнее. Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: Весеннее солнышко теплое, хочется снять варежки, подставить лицо солнцу. Вынести маленькое зеркальце и попускать солнечные зайчики. 2-я неделя: Предложить детям найти и принести необычные красивые камни. Рассмотреть их. У одних камней края острые, у других – гладкие. Камни разного цвета и разного размера. Выбрать самые необычные и принести их в группу, в экологическую зону. 3-я неделя: Подвести детей к клумбе и предложить потрогать землю. Она уже оттаяла и ее можно перекапывать. Сказать, что скоро мы будем сажать рассаду цветов и сеять семена. 4-я неделя: Наблюдение за дождем. Снег уже не идет. Спросить, почему? Потому что уже тепло. Закрепить, что когда холодно - идет снег, погода теплая – дождь. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Посмотреть, свернулась ли она клубочком или лежит, растянувшись. Сказать, что если кошка сворачивается клубочком и прячет нос – к холоду, если катается по земле – к теплу. 2-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Уже можно увидеть муравьев. Рассмотреть их строение. Они ползут друг за другом, несут в муравейник еду (крошки, жучков) и строительный материал (веточки, травинки) . 3-я неделя: Сказать, что весной у домашних животных появляются детеныши. Назвать домашних животных. За лето малыши вырастут, окрепнут, наберутся сил. С приходом холодов, они спокойно переживут зиму. 4-я неделя: Наблюдение за птицами. Они активно строят гнезда. Спросить, откуда появляются птенцы? Если дети затрудняются ответить, то сказать, что птицы откладывают яйца, высиживают их, затем вылупляются птенцы. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Наблюдение за вертолетом. Рассказать, что вертолеты перевозят не только людей, но и грузы. Еще вертолеты помогают в работе МЧС: они помогают в поисках людей, вывозят пострадавших из труднодоступных мест. 2-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Зима прошла, стало намного теплее и люди надели более легкую одежду. На самих ребятах весенние курточки или пальто, более тонкие шапочки. Некоторые взрослые ходят без головного убора. 3-я неделя: На клумбе убрать прошлогоднюю листву, засохшие ветки. Предложить детям собрать листья в пакеты и вместе с ними выбросить мусор в контейнеры. Приучать к аккуратности. 4-я неделя: Наблюдение за работой плотников. Привести детей в фургончик плотника. Понаблюдать, как он чинит мебель. Учить бережно относиться к мебели в группе. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: На дворе уже апрель, но погода капризная, то идет дождь, то снег, который быстро тает; то греет солнце, жарко, то дует ледяной ветер. Сказать, что про апрель говорят: апрель – месяц обманчивый. 2-я неделя: Продолжить наблюдение за одеждой людей. Некоторые взрослые и более старшие дети гуляют без шапок. Спросить, можно ли ходить без головного убора? Почему нельзя? 3-я неделя: На глазах у детей вскопать землю. Дети наблюдают, что земля черная, влажная, с корешками и небольшими камешками. Сказать, что для того, чтобы цветы лучше росли, надо выбрать камни и коренья. 4-я неделя: Наблюдение за песком. Он уже полностью оттаял. Можно играть с песком, делать куличики. Предложить поиграть в «Кулинарию», напечь «пирожки». |
ВЕСНА (Май) Наблюдение за растениями: 1-я неделя: Наблюдение за цветами мать-и-мачехи. Рассмотреть ее желтые цветочки. Сказать, что это лекарственное растение, оно помогает при простуде. Обратить внимание, что сначала растение цветет, и лишь потом появляются листья. 2-я неделя: Наблюдение за цветущей черемухой. Рассмотреть цветы, вдохнуть их аромат. Сказать, что после цветения на дереве появятся ягоды, которые очень полезны. 3-я неделя: Наблюдение за цветущими фруктовыми деревьями. Абрикос стоит в белоснежном наряде, вишня радует нежно-розовым цветением. Воспитывать эстетическое отношение к природе. 4-я неделя: Обратить внимание детей, что земля покрыта травянистым ковром. Деревья радуют зеленой листвой. Весна подходит к концу, скоро начнется лето. Наблюдение за неживой природой: 1-я неделя: Наблюдение радуги после дождя. На небе появилось солнышко, и засверкала радуга. Какие цвета можно увидеть? Радуга – дуга, не давай дождя! Давай солнышка, колоколнышка! 2-я неделя: Наблюдение за температурой воздуха. Солнышко греет лучше, и на улице тепло. Иногда по утрам еще бывает прохладно, но к обеду становится теплее. 3-я неделя: Наблюдение за длительностью дня. Солнышко поднимается высоко, утром, когда идем в детский сад, уже светло, вечером, темнеет гораздо позже. 4-я неделя: Наблюдение за ветром. Дует легкий, теплый ветерок. Он приятно охлаждает лицо. Вспомнить, какой ветер дул зимой или ранней весной. Наблюдение за животными: 1-я неделя: Наблюдение лошади. Это красивое, грациозное животное. Рассказать, что в деревнях домашних животных выгоняют на выпас, чтобы они поели молодой травы. 2-я неделя: Наблюдение за птицами. Они весело чирикают, строят гнезда, готовятся к высиживанию птенцов. Подвести детей к скворечнику и понаблюдать, есть ли в нем жильцы. 3-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Подвести детей к цветущим деревьям и послушать пчелиный гул. Сказать, что насекомые опыляют растения. Если не будет пчел и других насекомых, то не будет и плодов. 4-я неделя: Наблюдение за бабочками. Рассмотреть ее окраску, как весело она порхает крылышками. Сказать, что бабочки бывают различной окраски. Учить любоваться насекомыми, не разрушая природу. Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Спросить, у кого есть дачи. Какие работы производятся на даче весной? Обратить внимание, что в детском саду тоже идет перекопка клумб, для того, чтобы посадить рассаду. 2-я неделя: Рассмотреть семена гороха и фасоли, их размер и форму. Посадить семена гороха и фасоли. Не забыть полить посаженные семена. 3-я неделя: Наблюдение за посадкой семян растений. Рассмотреть семена бархоток, настурции, календулы. Сделать в почве бороздки и посеять семена. Не забыть их полить. 4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Люди ходят без курток, головные уборы нужны для того, чтобы защитить голову от солнечных лучей. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Предложить детям назвать приметы весны. Весна в самом разгаре, поэтому у ребят не должно возникнуть затруднений. Предложить найти эти приметы в окружающей среде. 2-я неделя: Наблюдение отражений в лужах. Предложить посмотреть, что же отражается в воде? Облака, солнце. Если наклониться над лужей, то можно увидеть свое отражение. 3-я неделя: Предложить детям бросить в лужу камешки, веточки. Обратить внимание, что камешки тонут, а веточки продолжают плавать. Таким образом, дети знакомятся с некоторыми свойствами предметов. 4-я неделя: Сказать, что весна подошла к концу. Спросить, какое время года наступает? Какие приметы лета уже можно ощутить и увидеть? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой осенью и зимой в младшей группе.
ОСЕНЬ Карточка № 1 Рассматривание сухого песка.Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок....
Картотека наблюдений на прогулке во 2 младшей группе
Картотека разработана для развития познавательного интереса детей на прогулке....
Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой в младшей группе
Конспект занятий...
Картотека наблюдений на прогулке в младшей группе
Наблюдения за погодой, за автобусом и тд...
Картотека наблюдений на прогулке для первой младшей группы
В данной картотеки представлены все наблюдения , которые можно провести с детьми в течении года , подобрано художественное слово, подвижные игры и т.д....
картотека наблюдений на прогулке младшая группа
Удобные карточки с готовыми заданиями, стихами, вопросами....
Картотека наблюдений на прогулке младшая группа
Картотека наблюдений для прогулок в млашей группе. Готова к распечатке. Небольшие карточки удобно брать с собой на прогулку....