Картотека наблюдений на прогулке (младший возраст)
картотека по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Осинина Татьяна Сергеевна

Картотека наблюдений на прогулке по месяцам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_mladshiy_vozrast.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений на прогулке (младший возраст)

ОСЕНЬ (Сентябрь)

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: На клумбе рассмотреть цветы. Как ярко они цветут. Предложить назвать какого

цвета цветы растут на клумбе. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

2-я неделя: Познакомить детей с кленом и березой. Рассмотреть их листья. Сказать, чем

они отличаются. Предложить найти листья клена и листья березы. Учить не обрывать

листья, а собирать их с земли.

3-я неделя: Закрепить знания о березе и клене. Предложить детям найти на участке

детского сада несколько таких деревьев.

4-я неделя: Привлечь внимание детей к ярко расцвеченным деревьям. Показать, какие

красивые деревья на участке – у них много красных и желтых листьев. Понаблюдать за

листопадом.

Наблюдение за неживой природой

1-я неделя: Наблюдение за небом. Оно яркое, безоблачное или, наоборот, затянуто

серыми облаками. Предложить подумать, какое бывает небо перед дождем.

2-я неделя: Рассказать об основных приметах осени (утром прохладно, чаще идет дождик).

Предложить детям посмотреть вокруг и подумать, какие еще приметы касаются осени.

3-я неделя: В дождливый день, гуляя под навесом, посмотреть, как идет дождь, люди идут

под зонтиком. Рассказать потешку: «Дождик, дождик, полно лить, наших детушек мочить».

4-я неделя: Выйдя на участок обратить внимание детей на теплую погоду. Предложить

протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили это тепло.

Наблюдение за животными: 1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее окраску. Спросить, домашнее это

животное или дикое? Доказать. Рассказать потешку про кота.

2-я неделя: Наблюдение за воробьями. Предложить попрыгать, как воробушки. Покормить

их крошками.

3-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Пчел стало меньше, они готовятся к зиме.

Рассказать, что мухи на зиму тоже засыпают: они становятся вялыми, медлительными и

ищут себе теплое местечко.

4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Они летают стайками, ловят насекомых, готовятся к

отлету в теплые края.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Рассказать, что осенью в садах и на дачах собирают последний урожай.

Спросить, какие фрукты и овощи собирают. Предложить срезать на клумбе цветы и

поставить их в вазу.

2-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Спросить, что могут перевозить

грузовики? Рассказать, что у грузовых машин есть кузов и кабина.

3-я неделя: Спросить, кто должен убирать опавшую листву (это дворник? Взять грабли и

предложить ребятам собрать опавшую листву в кучу, чтобы дворнику было легче собирать

листья.

4-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Почему у них большие колеса?

Закрепить названия основных частей грузовика.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Рассказать, что началась осень. Те ребята, кому исполнилось семь лет пошли

в школу. Вы еще малыши, но будите узнавать много нового на занятиях в детском саду, а

когда подрастете, тоже пойдете в школу.

2-я неделя: Обойти вокруг детского сада, рассмотреть постройки, рассказать детям об их

назначении (прачечная, мастерская). Учить детей ходить парами.

3-я неделя: Попросить детей показать границы участка. Сказать, что у каждой группы есть

свой участок для прогулок, на котором ребята должны соблюдать чистоту. Дети должны

гулять на своем участке, чтобы не потеряться.

4-я неделя: Попросить детей принести листья большого или маленького размера, красные

или желтые. Поиграть с листьями.

ОСЕНЬ (Октябрь)

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение листопада. Посмотреть, как красиво кружатся листья. Обратить

внимание, что листопад бывает при ветре. Если погода безветренная, то покачать дерево и

посмотреть, как летят листья. 2-я неделя: Рассмотреть деревья, познакомить детей с их строением. У дерева есть ствол,

ветки, листья. А еще у него, как и любого растения есть корни, но они находятся под землей

и их не видно.

3-я неделя: Учить различать деревья и кустарники. Обратить внимание, что у дерева один

толстый ствол, а у кустарника несколько тонких. Провести игру: «Встань у дерева, у куста».

4-я неделя: Закрепить знания о деревьях. Показать детям листок и попросить принести

лист с того же дерева. Развивать наблюдательность

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: В ветреную погоду обратить внимание, как ветер качает деревья, срывает и

крутит листья. Предложить послушать шум ветра. Дать ребятам вертушки или бумажный

самолетик. Дети играют с ними на ветру.

2-я неделя: Наблюдение за облаками. Рассмотреть, какие они красивые, белоснежные,

пушистые, похожи на кусочки ваты. Обратить внимание, что форма облаков все время

меняется.

3-я неделя: Посмотреть, как блестят капельки на листьях, на траве после дождя. Пояснить,

что это солнышко светит. После дождя бывают лужи, в них тоже отражается солнце.

Постепенно лужи высыхают.

4-я неделя: Наблюдение за дождем с веранды. Сначала он падает редкими каплями, потом

постепенно усиливается. Разучить потешку:

Дождик, дождик, как да кап!

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять – наденем галошки.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Обратить внимание на птиц, сидящих на проводах. Это стрижи, ласточки,

которые готовятся к отлету. Рассказать, что зимой эти птицы не могут найти себе корм,

поэтому вынуждены улетать в теплые края.

2-я неделя: Наблюдение за собаками. Спросить, похожи ли кошки и собаки, чем? Учить по

определенным признакам узнавать, что это животное (есть мех, хвост, четыре лапы и т. д.)

3-я неделя: Наблюдение за птицами. Дать им корм. Сказать, что на участок прилетают

разные птицы. Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает. Голуби больше воробьев,

они ходят. Учить различать птиц.

4-я неделя: Спросить, каких домашних животных знают дети. Рассказать, что осенью для

домашних животных заготавливают корма, чтобы кормить их зимой.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Собираясь на прогулку, воспитатель обращает внимание, что на улице стало

холодно, люди надели куртки и пальто. Предложить подумать, почему с похолоданием

люди одеваются теплее? 2-я неделя: Наблюдение за машиной скорой помощи. Рассмотреть ее отличительные

особенности. Спросить, зачем нужна сирена. Кто работает на скорой помощи? Когда ее

вызывают?

3-я неделя: Предложить детям помыть игрушки и поставить некоторые из них сушиться на

солнце, а некоторые в тень. Обратить внимание, что на солнце предметы высыхают гораздо

быстрее.

4-я неделя: Приучать детей содержать свой участок в чистоте. Спросить, что необходимо

делать, чтобы было чисто (не мусорить, убирать игрушки и т. д.) сказать, что после игры с

песком, его необходимо смести.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Предложить детям рассмотреть осенние листья, собрать самые красивые из

них для будущего гербария и поделок.

2-я неделя: Рассмотреть, какой инвентарь есть на участке. Сказать, что во время прогулки

нужно соблюдать правила, чтобы не получить травмы. Предложить подумать, что это могут

быть за правила.

3-я неделя: Загадать загадки об овощах. Спросить, когда созревают овощи. Какие овощи

знают ребята? Что из них можно сделать? Прочитать стихотворение Тувима «Овощи».

4-я неделя: Учить выделять из

наблюдаемого характерные признаки осени: похолодало, идут дожди, солнце меньше греет,

люди надели теплую одежду и т. д.

ОСЕНЬ (Ноябрь)

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что с некоторых деревьях все

листья уже облетели, а на некоторых осталось немного пожухлой листвы. Сказать, что

весной деревья снова зазеленеют.

2-я неделя: Наблюдение за цветником. На клумбе не осталось зеленой травы и цветущих

растений. Все растения завяли, но они не умерли. Весной многолетники вновь зацветут.

3-я неделя: Рассмотреть семена клена. Сказать, что они называются двукрылкой, потому

что имеют два «крыла». Предложить посмотреть, как летают эти «вертолетики».

4-я неделя: На деревьях уже не осталось листьев. Спросить ребят, как теперь узнать, где

клен, где береза? Это можно узнать по особенностям строения ствола, по цвету коры.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Обратить внимание детей, что солнце светит, но практически не греет. На

улице холодно. Сказать, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет и воздух

становится холоднее.

2-я неделя: Предложить детям подумать, от чего качаются деревья. Спросить, есть ли

сегодня ветер? Как дети узнали, что ветра нет? 3-я неделя: Наблюдая за дождем, обратить внимание, что дождь становится все холоднее,

появляются первые снежинки, лужи покрываются тонким, как стекло льдом, но он еще

непрочный, от малейшего удара ломается.

4-я неделя: Обратить внимание, что осенью рано темнеет. На небе можно увидеть часть

луны. Спросить, что еще можно увидеть на небе.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Предложить найти насекомых. Их нет рассказать, что насекомые на зиму

прячутся под землю, под листья, под кору деревьев и спят до весны.

2-я неделя: Спросить, что происходит в лесу с дикими животными. Они тоже готовятся к

зиме: нагуляли жир, меняют окраску шерсти, некоторые готовятся к спячке. Назвать диких

животных.

3-я неделя: Спросить давно ли ребята видели стрижей, уток. Давно. Они улетели в теплые

края. Предложить назвать отличительные особенности птиц (перья, клюв, крылья, две

лапки) .

4-я неделя: На зиму остались голуби и воробьи, хорошо знакомые детям. Предложить

собирать для них крошки и подкармливать птиц.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Посмотреть, как люди одеты во время дождя: надевают резиновую обувь,

плащи, берут с собой зонтики. Спросить, чем опасно поздней осенью промочить ноги

(можно простудиться?

2-я неделя: Наблюдение за самолетом. Сказать, что самолеты бывают пассажирские,

которые перевозят людей и грузовые, перевозящие различный груз. Спросить, кто летал на

самолете. Предложить поделиться впечатлениями.

3-я неделя: Предложить детям собрать листву и укрыть растения на клумбе. Сказать, что

зимой листья и снег предотвратят растения от вымерзания.

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Осень подходит к концу. Люди надели зимнюю

одежду: теплые куртки, пальто, шубы. Спросить, как люди защищают руки, голову от

холода.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Пройтись с детьми по дорожкам, усыпанным листьями. Послушать, как они

шуршат под ногами. Спросить, что чувствуют ребята, когда ходят по опавшей листве?

2-я неделя: Пройти по территории детского сада и посмотреть, осталась ли где-нибудь

зеленая трава или листья. Нет. Попросить детей назвать приметы осени, знакомые детям.

Если дети затрудняются ответить или назвали мало примет, подвести их к правильному

ответу с помощью наводящих вопросов

3-я неделя: Наблюдение за играми детей. Посмотреть, как играют старшие ребята: они

прыгают через скакалку, отбивают мяч. Сказать, что ребята подрастут и тоже научаться так

играть. Спросить, в какие игры сейчас играют ребята? 4-я неделя: Обратить внимание, что все лужи покрыты льдом, на реке тоже лед, хоть он

еще и не крепкий. Спросить, почему вода замерзла (потому, что холодно? Предложить

взять в руки кусочек льда и сжать в ладошке, посмотреть, что будет.

ЗИМА (Декабрь)

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Подвести детей к цветнику. Остались ли какие-нибудь растения на клумбе?

Цветов нет, торчат только засохшие стебли. Спросить, почему не растут цветы? Им

холодно формировать элементарные понятия об условиях роста растений.

2-я неделя: Наблюдение за деревьями. Спросить, какие деревья знают ребята, могут ли

они их показать? Закрепить знания о строении дерева.

3-я неделя: Все клумбы в снегу. Сказать, что не надо убирать снег с клумб, под ним спит

травка, как под пушистым одеялом. Чем больше будет снега, тем теплее траве.

4-я неделя: Наблюдение за деревьями. Посмотреть, все ли ветки целы. Сказать, что во

время сильного ветра могут сломаться даже большие ветви, а, иногда, и деревья.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Отметить, что на улице холодно, мороз. Спросить, какое время года пришло к

нам в гости. Какие приметы зимы знают ребята?

2-я неделя: Наблюдение снега. Предложить детям половить снежинки. Спросить, какие

они? Белые холодные, красивые, легко тают. Познакомить с некоторыми свойствами снега,

активизировать активный словарь детей.

3-я неделя: Обратить внимание на погоду: светит солнце, небо голубое, чистое.

Посмотреть, как сверкает на солнце снег: хочется зажмурить глаза.

4-я неделя: Наблюдение ветра. Спросить, какой ветер зимой? Он холодный, сильный,

свирепый. Предложить вспомнить, какой ветерок дул летом.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они постоянные гости в детском саду. Насыпать им

зернышки. Учить вести себя спокойно возле птиц, т. к. при малейшем шуме, они улетают.

2-я неделя: Наблюдение за собаками. Они бегают, поджимая лапы и хвост. Им холодно.

Сказать, что зимой бродячие собаки особенно опасны, потому что страдают от голода и

могут напасть на человека.

3-я неделя: Наблюдение за собаками. Спросить, как надо вести себя с бродячими

собаками. Познакомить детей с элементарными правилами безопасности при общении с

животными.

4-я неделя: Наблюдение за голубями. Они гораздо смелее воробьев. Не бояться подлетать

близко к людям, могут даже взять корм из рук.

Наблюдение за работой людей: 1-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Осенью он убирал листья, а сейчас чистит

дорожки от снега. Спросить, зачем? Чтобы ребятам было удобнее идти по дорожкам в

детский сад.

2-я неделя: Вынести лопатки и ведерки. Предложить детям расчистить дорожки от снега.

Поиграть со снегом: полепить, сделать снежки.

3-я неделя: Наблюдение за людьми. У них красные щеки и носы. Почему? На улице

холодно, поэтому лицо краснеет. Предложить посмотреть друг на друга и увидеть красные

носы и щеки.

4-я неделя: Наблюдение за автомобилями. Обратить внимание, что автомобили ездят

очень аккуратно, почему? На дорогах снег и лед, надо соблюдать осторожность, чтобы не

было аварий.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Обойти вокруг детского сада. Травы не видно, листья с деревьев все облетели.

Какое настроение у ребят, почему? Сказать, что скоро выпадет снег, и земля покроется

белым покрывалом: будет очень красиво, и, наверняка, у ребят поднимется настроение.

2-я неделя: Поймать снежинку на рукавичку. Рассмотреть ее тончайшие узоры. Прочитать

стихотворение:

Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети ко мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

3-я неделя: Загадать загадки о зиме (о снеге, ветре, морозе, льде). Спросить, что из

отгадок ребята уже видели этой зимой. Развивать наблюдательность.

4-я неделя: Заморозить в формочках воду, положив в нее ниточку. Предложить детям

украсить этими «игрушками» ветки деревьев. Спросить, какой праздник приближается.

Сказать, что к нам в гости придет Дед Мороз, и он будет очень рад увидеть нарядные

деревья.

ЗИМА (Январь)

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за кедром. Обратить внимание, что все деревья стоят голые,

только у кедров зеленые иголки. Сказать, что вместо листьев у этого дерева иглы, которые

не боятся холода. У каких деревьев тоже есть иголки?

2-я неделя: Рассмотреть различные деревья. Предложить найти деревья с толстыми

стволами, затем с тонкими. Предложить подумать, какие деревья старше, почему? 3-я неделя: Сказать, что зимой ветки деревьев очень хрупкие и могут легко сломаться.

Отряхнуть ветки от снега. Воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за снегом. Предложить детям положить немного снега на варежку

и подуть. Он легко сдувается, значит он легкий, воздушный. Попробовать сдуть снег со

скамейки, со стола.

2-я неделя: Обратить внимание на ледовые украшения, которые ребята развешивали на

деревьях. Они стали меньше. Сказать, что на солнце лед тает, поэтому наши украшения

стали меньше.

3-я неделя: Продолжать знакомство со свойствами снега. Предложить снять варежки и

потрогать снег. Какой он? Холодный, липкий. Попробовать полепить из снега.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Обратить внимание, что к кормушке прилетают новые птицы – это синички. Они

прилетели из леса в поисках пищи. Эти птички очень любят семечки и сало.

2-я неделя: Предложить сравнить птиц. Голуби, вороны хотят важно, не спеша. Воробьи и

синички прыгают, быстро машут крыльями. Предложить повторить повадки птиц.

3-я неделя: Наблюдение за кошкой. Она идет высоко поднимая лапы, отряхивает их от

снега. Сказать, что снег мокрый, а кошки не любят воду.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Сказать детям, что пока они отдыхали, выпало много снега. Спросить, кто

убирает снег? Предложить взять лопатки и метелки и расчистить дорожки, посыпать их

песком

2-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Какая одежда помогает уберечься от холода?

Посмотреть друг на друга и назвать, во что одеты дети. Спросить, почему надо одеваться

тепло (чтобы не заболеть?

3-я неделя: Наблюдение за снегоуборочной машиной. Рассмотреть ее строение.

Специальными лопастями она загребает снег. Сказать, что снег с дороги надо убирать,

чтобы машинам было удобнее ездить.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Обратить внимание на множество следов на свежевыпавшем снегу.

Предложить подумать, чьи это следы. Здесь прошли люди, а здесь прыгали птички.

Предложить оставить свои отпечатки обуви.

2-я неделя: Взять на прогулку лопатки, формочки, полепить из снега. Попробовать слепить

снеговика или домик. Поиграть в снежки.

3-я неделя: Наблюдение за играми старших детей. Они катают друг друга на санках.

Спросить, в какие игры еще играют зимой. Могут ли ребята кататься на коньках?

ЗИМА (Февраль)

 Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Напомнить, что снег защищает деревья и другие растения от вымерзания.

Предложить сгрести снег к деревьям, чтобы им было теплее.

2-я неделя: Спросить, растут ли сейчас растения. Нет, на улице холодно, а для растений

необходимо тепло. Предложить посадить в группе лук и понаблюдать за его ростом.

3-я неделя: Наблюдение за деревьями. Закрепить, что у каждого дерева есть ствол и ветки,

ствол покрыт корой. У одного дерева кора темная, у другого – светлая.

4-я неделя: Обратить внимание, что у деревьев не только разные по толщине стволы, но и

различная высота. Поиграть в игру: «Раз, два, три – к высокому (низкому) дереву беги! »

Наблюдение за неживой природой:

1-http://www.maam.ru/includes/bbcode/images/b.pngя неделя: Наблюдение неба. Солнце

появляется редко, небо затянуто. Спросить, какое бывает небо, когда идет снег.

2-я неделя: После снегопада показать, какие высокие сугробы намело вокруг. Сказать, чем

больше выпадает снега, тем выше образуются сугробы.

3-я неделя: Предложить набрать снег в небольшое ведерко. После прогулки, занести его в

группу. Понаблюдать, как тает снег. От него осталась одна грязная вода. Сделать вывод,

что снег – это замерзшая вода.

4-я неделя: Наблюдение сосулек. В конце зимы на крыше появились сосульки, это потому,

что на крыше стал таять снег, морозе капельки замерзают и превращаются в сосульки.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за собакой. Учить различать характерные признаки внешнего вида

(большая, черная, лохматая и т. д., познакомить с особенностями поведения (бегает,

прыгает, виляет хвостом, когда радуется).

2-я неделя: Наблюдение за голубями. Отметить, что голуби бывают разной величины и

разного цвета: белые, коричневые, сизые. Иногда их называют сизарями.

Голуби, голуби, раз, два, три…

Прилетели голуби, сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

(И. Токмакова)

3-я неделя: Наблюдать за воробьями: рассмотреть их внешний вид, повадки. Воробей

маленький, юркий, прыгает, чирикает.

Жили-были два воробушка,

Два маленьких, два хорошеньких, Один - Чик, другой Чирик,

Оба вместе Чик-Чирик!

4-я неделя: Спросить, детей, почему не видно насекомых, куда они спрятались? Принести в

группу кусок коры или комок земли, дать оттаять. Посмотреть, что и в коре, и в земле

прячутся насекомые. Они спали там всю зиму.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Спросить, можно ли есть снег? Почему? Выслушать разные ответы.

Предложить вспомнить, что стало в группе с растаявшим снегом (он превратился в грязную

лужу). Сказать, что такую воду пить нельзя.

2-я неделя: Обратить внимание на труд дворника: он скалывает лед и посыпают дорожки

песком, чтобы люди не падали, очищают тротуары от снега большими лопатами и

скребками. Их труд облегчает снегоуборочная машина.

3-я неделя: Наблюдение за военными. Сказать, что в феврале мы отмечаем День

защитника Отечества. Посмотреть, как солдаты идут строем, какая на них форма. Спросить,

хотели бы мальчики, когда подрастут, стать военными?

4-я неделя: Наблюдение за работой грузчиков. К детскому саду подъехала машина, и

грузчики выгружают мебель. Сказать, что это тяжелая работа.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Уточнить представления детей о признаках зимы (холодно, снег, можно

кататься на санках и коньках). Вызывать радостные переживания от зимней прогулки.

2-я неделя: Показать детям, что под крышами домов висят сосульки. Спросить, можно ли

играть и бегать под ними? Почему нельзя? рассказать о правилах, которые надо соблюдать

при появлении сосулек.

3-я неделя: Обратить внимание детей на снег. Он стал рыхлым, ноздреватым, потемнел.

Это происходит оттого, что солнце стало греть немного теплее и снег подтаивает.

4-я неделя: Пройти по территории детского сада. Отметить произошедшие изменения. Снег

потемнел и осел, кое-где видна земля – это проталины. Чувствуется приближение весны.

ВЕСНА (Март)

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за травой. Сказать детям, что начался первый весенний месяц –

март. Спросить видна ли трава, почему нет? Раскопать снег и посмотреть, что даже под

снегом травы еще нет.

2-я неделя: Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что на осине уже набухли

почки. Показать детям веточку вербы. Сказать, что первой из деревьев начинает цвести

верба. Предложить поставить ветку в воду и проследить появление листьев.

3-я неделя: Подойти к трубам отопления и обратить внимание на травку, которая

пробивается из-под земли. Спросить, почему именно здесь появилась трава? Потому, что

от труб отопления идет тепло. 4-я неделя: Наблюдение за одуванчиком. Возле труб отопления или возле домов уже

можно увидеть первые цветы – одуванчики. Закрепить понятие о том, что для роста

растений необходимо тепло. Учить любоваться цветами, не срывая их.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за ветром. Он еще холодный. Сказать детям, что с наступлением

весны, солнце будет припекать больше и ветер потеплеет.

2-я неделя: Наблюдение за таянием снега и льда. Спросить, почему начал таять снег?

Стало теплее, солнышко пригревает больше, поэтому снег и лед тают.

3-я неделя: Наблюдение солнца. Обратить внимание, что стало раньше светлеть и позже

темнеть, солнце поднимается выше и светит ярче.

4-я неделя: Предложить детям подойти к клумбе, потрогать землю. Она еще холодная,

мерзлая, кое-где лежит снег. Спросить ребят, можно ли сейчас вскопать грядки и посадить

цветы? Почему нельзя?

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за птицами. Они более оживлены, весело чирикают. Чувствуют

приближение весны.

2-я неделя: Наблюдение за кошкой с котятами. Посмотреть, как нежно она относится к

своим детенышам. Спросить, как мамы относятся к своим детям?

3-я неделя: Сказать, что весной из теплых стран возвращаются птицы. Спросить, знают ли

ребята, каких-нибудь перелетных птиц? Если ребята затрудняются ответить, назвать 2-3

птицы (грач, стриж, ласточка). В группе показать этих птиц на картинке.

4-я неделя: Наблюдение за насекомыми. С первыми теплыми днями появляются мухи,

выползают жуки. Постараться поймать жука и рассмотреть его строение. После наблюдения

обязательно отпустить насекомое. Воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой полиции. Рассмотреть полицейскую машину.

Спросить, зачем нужна сирена? В чем заключается работа полицейских, когда их

вызывают? Сказать, что телефон полиции 02.

2-я неделя: После сильного ветра, обратить внимание, как много на земле обломанных

веток, больших и маленьких. Предложить навести порядок на участке: убрать сломанные

ветки.

3-я неделя: Наблюдение за общественным транспортом. Спросить, какой общественный

транспорт знают ребята (у нас это – автобус, такси, электричка, существуют еще

троллейбус, трамвай, метро). Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

4-я неделя: Снег тает, и по дороге побежали ручейки. Предложить детям лопатками

прокапать дорожку для ручейка. Посмотреть, как вода потечет по ложбинке.

Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Предложить ребятам осмотреть все участки и оборудования на них. Можно

увидеть горки, лесенки, песочницы, бревнышки и т. д. Спросить, нужно ли соблюдать какие-

нибудь правила во время игр на участке, и какие?

2-я неделя: Обратить внимание на участки земли с растаявшим снегом. Это проталины.

Посмотреть, где образуются проталины. Проталин больше там, куда попадает солнце.

3-я неделя: Наблюдение за погодой. Сравнить погоду зимой и сейчас, в конце марта. Хотя

настоящее тепло еще не наступило, но больших холодов уже нет.

4-я неделя: Обойти территорию детского сада. Снега уже не осталось. Земля черная,

сырая, кое-где видны лужи. На некоторых деревьях уже набухли почки. Спросить, приметы

какого времени года могут видеть ребята?

ВЕСНА (Апрель)

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Закрепить знания о деревьях и кустарниках. Повторить строение дерева.

Обратить внимание на то, что у дерева один толстый ствол, а у кустарника несколько

тонких.

2-я неделя: Показать веточки березы, осины, клена. Рассмотреть почки на каждой из них.

Отметить, что на разных деревьях почки набухли неодинаково, значит и листики у них

появятся не одновременно.

3-я неделя: Показать детям, что возле домов на солнце уже появилась травка. Предложить

найти траву в затененных местах. Ее еще нет. Спросить, почему? Подвести детей к

пониманию зависимости растений от тепла и солнечного света.

4-я неделя: Наблюдение за черемухой. Обратить внимание детей, что у черемухи первой

появились листочки. Аккуратно потрогать их. Они клейкие, нежные, еще совсем

молоденькие. Со временем, они станут больше и темнее.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Весеннее солнышко теплое, хочется снять варежки, подставить лицо солнцу.

Вынести маленькое зеркальце и попускать солнечные зайчики. 2-я неделя: Предложить

детям найти и принести необычные красивые камни. Рассмотреть их. У одних камней края

острые, у других – гладкие. Камни разного цвета и разного размера. Выбрать самые

необычные и принести их в группу, в экологическую зону.

3-я неделя: Подвести детей к клумбе и предложить потрогать землю. Она уже оттаяла и ее

можно перекапывать. Сказать, что скоро мы будем сажать рассаду цветов и сеять семена.

4-я неделя: Наблюдение за дождем. Снег уже не идет. Спросить, почему? Потому что уже

тепло. Закрепить, что когда холодно - идет снег, погода теплая – дождь.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Посмотреть, свернулась ли она клубочком или лежит,

растянувшись. Сказать, что если кошка сворачивается

клубочком и прячет нос – к холоду, если

катается по земле – к теплу. 2-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Уже можно увидеть муравьев. Рассмотреть их

строение. Они ползут друг за другом, несут в муравейник еду (крошки, жучков) и

строительный материал (веточки, травинки) .

3-я неделя: Сказать, что весной у домашних животных появляются детеныши. Назвать

домашних животных. За лето малыши вырастут, окрепнут, наберутся сил. С приходом

холодов, они спокойно переживут зиму.

4-я неделя: Наблюдение за птицами. Они активно строят гнезда. Спросить, откуда

появляются птенцы? Если дети затрудняются ответить, то сказать, что птицы откладывают

яйца, высиживают их, затем вылупляются птенцы.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за вертолетом. Рассказать, что вертолеты перевозят не только

людей, но и грузы. Еще вертолеты помогают в работе МЧС: они помогают в поисках людей,

вывозят пострадавших из труднодоступных мест.

2-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Зима прошла, стало намного теплее и люди

надели более легкую одежду. На самих ребятах весенние курточки или пальто, более

тонкие шапочки. Некоторые взрослые ходят без головного убора.

3-я неделя: На клумбе убрать прошлогоднюю листву, засохшие ветки. Предложить детям

собрать листья в пакеты и вместе с ними выбросить мусор в контейнеры. Приучать к

аккуратности.

4-я неделя: Наблюдение за работой плотников. Привести детей в фургончик плотника. Понаблюдать, как он

чинит мебель. Учить бережно относиться к мебели в группе.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: На дворе уже апрель, но погода капризная, то идет дождь, то снег, который

быстро тает; то греет солнце, жарко, то дует ледяной ветер. Сказать, что про апрель

говорят: апрель – месяц обманчивый.

2-я неделя: Продолжить наблюдение за одеждой людей. Некоторые взрослые и более

старшие дети гуляют без шапок. Спросить, можно ли ходить без головного убора? Почему

нельзя?

3-я неделя: На глазах у детей вскопать землю. Дети наблюдают, что земля черная,

влажная, с корешками и небольшими камешками. Сказать, что для того, чтобы цветы лучше

росли, надо выбрать камни и коренья.

4-я неделя: Наблюдение за песком. Он уже полностью оттаял. Можно играть с песком,

делать куличики. Предложить поиграть в «Кулинарию», напечь «пирожки».

ВЕСНА (Май)

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за цветами мать-и-мачехи. Рассмотреть ее желтые цветочки.

Сказать, что это лекарственное растение, оно помогает при простуде. Обратить внимание,

что сначала растение цветет, и лишь потом появляются листья. 2-я неделя: Наблюдение за цветущей черемухой. Рассмотреть цветы, вдохнуть их аромат.

Сказать, что после цветения на дереве появятся ягоды, которые очень полезны.

3-я неделя: Наблюдение за цветущими фруктовыми деревьями. Абрикос стоит в

белоснежном наряде, вишня радует нежно-розовым цветением. Воспитывать эстетическое

отношение к природе.

4-я неделя: Обратить внимание детей, что земля покрыта травянистым ковром. Деревья

радуют зеленой листвой. Весна подходит к концу, скоро начнется лето.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение радуги после дождя. На небе появилось солнышко, и засверкала

радуга. Какие цвета можно увидеть?

Радуга – дуга, не давай дождя!

Давай солнышка, колоколнышка!

2-я неделя: Наблюдение за температурой воздуха. Солнышко греет лучше, и на улице

тепло. Иногда по утрам еще бывает прохладно, но к обеду становится теплее.

3-я неделя: Наблюдение за длительностью дня. Солнышко поднимается высоко, утром,

когда идем в детский сад, уже светло, вечером, темнеет гораздо позже.

4-я неделя: Наблюдение за ветром. Дует легкий, теплый ветерок. Он приятно охлаждает

лицо. Вспомнить, какой ветер дул зимой или ранней весной.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение лошади. Это красивое, грациозное животное. Рассказать, что в

деревнях домашних животных выгоняют на выпас, чтобы они поели молодой травы.

2-я неделя: Наблюдение за птицами. Они весело чирикают, строят гнезда, готовятся к

высиживанию птенцов. Подвести детей к скворечнику и понаблюдать, есть ли в нем

жильцы.

3-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Подвести детей к цветущим деревьям и

послушать пчелиный гул. Сказать, что насекомые опыляют растения. Если не будет пчел и

других насекомых, то не будет и плодов.

4-я неделя: Наблюдение за бабочками. Рассмотреть ее окраску, как весело она порхает

крылышками. Сказать, что бабочки бывают различной окраски. Учить любоваться

насекомыми, не разрушая природу.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Спросить, у кого есть дачи. Какие работы производятся на даче весной?

Обратить внимание, что в детском саду тоже идет перекопка клумб, для того, чтобы

посадить рассаду.

2-я неделя: Рассмотреть семена гороха и фасоли, их размер и форму. Посадить семена

гороха и фасоли. Не забыть полить посаженные семена. 3-я неделя: Наблюдение за посадкой семян растений. Рассмотреть семена бархоток,

настурции, календулы. Сделать в почве бороздки и посеять семена. Не забыть их полить.

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Люди ходят без курток, головные уборы нужны

для того, чтобы защитить голову от солнечных лучей.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Предложить детям назвать приметы весны. Весна в самом разгаре, поэтому у

ребят не должно возникнуть затруднений. Предложить найти эти приметы в окружающей

среде.

2-я неделя: Наблюдение отражений в лужах. Предложить посмотреть, что же отражается в

воде? Облака, солнце. Если наклониться над лужей, то можно увидеть свое отражение.

3-я неделя: Предложить детям бросить в лужу камешки, веточки. Обратить внимание, что

камешки тонут, а веточки продолжают плавать. Таким образом, дети знакомятся с

некоторыми свойствами предметов.

4-я неделя: Сказать, что весна подошла к концу. Спросить, какое время года наступает?

Какие приметы лета уже можно ощутить и увидеть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой осенью и зимой в младшей группе.

ОСЕНЬ       Карточка № 1           Рассматривание сухого песка.Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок....

Картотека наблюдений на прогулке во 2 младшей группе

Картотека разработана для развития познавательного интереса детей на прогулке....

Картотека наблюдений на прогулке в младшей группе

Наблюдения за погодой, за автобусом и тд...

Картотека наблюдений на прогулке для первой младшей группы

В данной картотеки представлены все наблюдения , которые можно провести с детьми в течении года , подобрано художественное слово, подвижные игры и т.д....

картотека наблюдений на прогулке младшая группа

Удобные карточки с готовыми заданиями, стихами, вопросами....

Картотека наблюдений на прогулке младшая группа

Картотека наблюдений для прогулок в млашей группе. Готова к распечатке. Небольшие карточки удобно брать с собой на прогулку....