Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме
детского экспериментирования, продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2022.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Ишимский детский сад №1»
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Воспитатель первой квалификационной категории: Величко А.Н.
с. Усть-Ишим, 2022 г.
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме
детского экспериментирования, продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
Материалы: воздушные шары, апельсины, миска с водой, 5 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды, стаканы, сахар, чайная ложка, шприцы без иглы, 4 цвета краски, пена для бритья, пищевой краситель, растительное масло, жидкие пищевые красители, стеклянная емкость, деревянная палочка.
(все по количеству)
Практическая значимость: Данный мастер - класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер - класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер-класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги, не для кого не секрет, что новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые нас окружают в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждет чуда и волшебства? Конечно, ждет каждый, и взрослый и ребенок. Только дети ждут его с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирожденные исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. И в определенный момент самым любимым словом ребенка становится слово «почему?»
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
Приглашаю Вас пройти в лабораторию, где мы проведем опыты.
Опыт 1 «Хлопнутый шарик»
Материал: воздушные шары, апельсины
Интересно, а что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы с вами попробуем лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясняю, почему это происходит. Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть.
Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком… Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!
Вывод: Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина, содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!
Опыт 2 «Умные зубочистки»
Материал: миска с водой, 5 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, — зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, — зубочистки «разбегутся».
— Фокус группа озвучивает результаты опыта.
— Мнение зала.
Вывод: Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещая зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Опыт 3 «Апельсин (мандарин)-подводник»
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Материал: 2 апельсина, большая миска с водой.
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?
— Фокус группа озвучивает результат.
— Мнение зала.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
Опыт 4 «Радуга в стакане»
Материал: 5 стаканчиков, сахар, чайная ложка, шприцы без иглы, 4 цвета краски.
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Воспитатель: В чем же секрет этого опыта для детей?
Вывод: Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Опыт 5 «Дождевые тучи из крема для бритья»
Материал: Стакан, вода, пипетка, пена для бритья, пищевой краситель.
Эксперимент для детей «дождевые тучи» из крема для бритья поможет узнать ребенку о том, как устроены облака и дождь.
Чем больше ребенок узнает об облаках, их форме и цвете, тем больше он интересуется тем, как облака связаны с появлением дождя. Эксперимент с пеной для бритья - отличный способ это объяснить.
Все ингредиенты для эксперимента "дождевые тучи" можно найти дома. Рекомендуемый возраст ребенка для проведения эксперимента — старше 2 лет (под присмотром родителей).
Этапы работы:
- Наполнить стакан водой, не доливая до краев.
- аккуратно добавьте слой пены для бритья на воду
- добавьте несколько капель пищевого красителя на пену.
Воспитатель: Краситель постепенно начнет проседать через пену и падать в воду. Капли красителя, пробивающиеся через пену и спадающие вниз потоками, завораживают.
Опыт 5 «Дождевые тучи из крема для бритья»
Материал: растительное масло (150 мл); жидкие пищевые красители; стакан; стеклянная емкость; вода (500 мл); деревянная палочка.
Этапы работы:
Налейте в стакан растительное мало и по каплям добавьте пищевые красители. Тщательно всё перемешайте деревянной палочкой. Затем перелейте масло и красители в стеклянную емкость с водой. Немного подождите…
Научное описание
Жидкие пищевые красители представляют собой водные растворы, поэтому цветные капли легко проходят через масляный слой. Но почему же так происходит?
Всё дело в молекулярных особенностях воды и масла, которые не дают им смешиваться. Вода состоит из полярных молекул. Другими словами, у каждой ее молекулы есть положительный заряд с одной стороны и отрицательный — с другой.
Поскольку противоположные заряды притягиваются, молекулы воды тянутся друг к другу. Зато молекулы ма́сла неполярны, а потому не притягивают молекулы воды и, как следствие, не смешиваются с ними. При взбалтывании большие капли красителя разбиваются на маленькие и словно застывают в масле, образуя эмульсию.
Пищевой краситель обладает большей плотностью, чем растительное масло. Поэтому после переливания эмульсии в воду, капли красителя постепенно просачиваются к границе «масло—вода». И когда они ее прорывают, начинается дождь!
Воспитатель: Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства.
Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Интересные опыты с детьми»...
Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"
Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"...
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми....
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает ...
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом.Задачи:1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Раз...
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»...
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию. «Интересные опыты с детьми»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса по экспериментально-исследовательской деятельности. ...